культурология. культурология 9.12.2022. Средневековая культура, возникшая на развалинах
Скачать 477.08 Kb.
|
Вопрос 2 Закат античной цивилизации совпал с началом Великого переселения народов, начавшегося в глубинах Евразии в IV в. Слабеющая и распадающаяся Римская империя уже при императоре Диоклетиане в 293 г. организационно разделилась на Западную и Восточную части империи. Окончательно распад империи завершился в 395 г., когда умер император Феодосий Великий. В это время на ее земли нахлынули гунны и вытесненные ими с мест расселения германские племена. Римская империя стала добычей племен, которые часто не имели своей письменности и не могли зафиксировать своей версии событий, поэтому в истории остались воспоминания о них как о кровожадных варварах, не знакомых с культурой. С этого времени начинается становление общественной системы, которая получила название цивилизации Средневековой Европы. Средневековая культура, возникшая на развалинах Римской империи, унаследовала ее традиции. Например, основой средневекового образования являлась римская система «семи свободных искусств», включавшая изучаемые в период Античности учебные дисциплины («науки»), названные свободными искусствами, к которым относились искусство слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Это были занятия и упражнения, не требующие физического труда, достойные свободного римлянина, необходимые для получения философского знания о мире. В средневековых университетах «семь свободных искусств» изучали на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступить на старшие факультеты — богословский, медицинский и юридический. Современная система научных званий, принятая в системе образования стран Запада, отражает это древнее деление. В ней применяется такое звание первой ступени, как магистр искусств (эта степень присуждалась в Германии и присуждается до сих пор в англоязычных странах), и звание более высокой второй ступени — доктор философии (МА и PhD). Таким новым духом и содержанием культуры Возрождения является антропоцентризм как новое понимание сущности человека. В отличие от теоцентричной, средневековой культуры, ставящей в центр мироздания Бога и не допускающей признания какой бы то ни было общности между Богом и человеком, эпоха Возрождения уравнивает человека с Богом. Главенствующая мировоззренческая тема Возрождения — бытие человека, рассматриваемого как высшая ценность и центр мироздания. Возрождение, как возрождение античной культуры и античного стиля мышления, отталкиваясь от античных представлений о сущности человека, сформировало гуманистический идеал, связав становление и духовное совершенствование человека с его собственными усилиями. С эпохой Возрождения связан переворот в христианской религии, получивший название «Реформация», под которой понимается общественное движение за обновление католической церкви в странах Западной и Центральной Европы XVI в. В Германии в первой половине XVI в. лидером антикатолических выступлений (протестантизма) стал Мартин Лютер (1483—1546), воодушевленный гуманистическими идеями, способствующими расшатыванию авторитета католической церкви и победе протестантизма. Большое значение в формировании основных постулатов протестантизма имело произведение нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского (1466—1536) «Похвала глупости», в котором автор иронично описывает недостатки и пороки современного ему общества, высмеивает его лживость, пошлость, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский к Реформации не присоединился, но его уверенность в приоритете личной веры над церковными обрядами подготовила Реформацию. В эпоху Просвещения, объявившую человека и его разум главной ценностью, был общепризнан термин «культура», а развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Эта эпоха — эпоха секуляризации мышления, общественной жизни. Это эпоха, когда впервые в основу человеческого бытия, общественного развития была положена идея разума и достижений науки. Наука из занятия привилегированных и посвященных становилась доступной всем, служила предметом общественных дискуссий и средством улучшения жизни. Теперь появились специальные издания, рассчитанные для самых широких слоев населения и даже для дам, ранее совершенно исключенных и из общественной жизни, и из образования. Так, например, в 1737 г. была издана книга Франческо Альгаротти «Ньютонианизм для дам». Идеи и ценности Просвещения: политические свободы, права личности, право на самоопределение — стали базовыми ценностями современного общества. Просвещение выработало механизмы и организацию современного государства: религиозную толерантность, рыночные механизмы, фундаментальное и прикладное научное знание Вопрос 3 \ Вопрос 4 Современная западная культура Современная западная культура — это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени («время — деньги») во многом разрушают сложившиеся в прежние времена идеалы человеческих взаимоотношений. Современная культура базируется на развитии научно-технического комплекса. Бытовая техника заполнила человеческое жилье. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества. Вместе с тем, современная цивилизация порождает глобальные проблемы, угрожающие самому существованию человечества. Одна из самых опасных среди них — экологическая проблема, связанная с разрушительным действием технического прогресса на природную среду. Серьезными проблемами можно считать также: дефицит духовных потребностей на фоне стремления к комфорту и материальным ценностям; высокую динамику развития и обновления культуры, ведущую к нивелированию культурных традиций, что порождает серьезные трудности в деле воспитания подрастающих поколений; рост наркомании и преступности; международный терроризм и др. Конфликтностъ современной западной цивилизации — является уже неоспоримым фактом. Можно выделить несколько аспектов, в которых она проявляется с особой остротой. 1. Свобода и насилие. Они проявляются, с одной стороны, в масштабах социального и технологического совершенствования жизни, а с другой — в необычайном размахе насилия и надругательства над человеком, достигшем крайней степени в фашизме и тоталитаризме. Создание условий для увеличения свободы человека — одно из величайших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся: социальная мобильность — открытость путей для изменения социального статуса и материального положения человека (благодаря образованию, способностям, карьере и пр.); невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туризма, «прозрачность» границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции); расширение возможностей выбора места жительства, профессии, режима работы, сексуального партнера и супруга; увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззрения, политических убеждений и т. д.). Культура, ориентированная на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью. Однако распространенность различных видов оружия в обществе, доступность и легкость применения взрывчатых веществ, ядовитых химикалий, болезнетворных бактерий и других вредоносных для жизни человека средств — это условия, создающие почву для роста насилия в общества. Преступность в современном мире приобретает широкий размах и в значительной части остается безнаказанной, 2. Элитарность и массовость. Более или менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда. Уже первобытные шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладавшую особыми познаниями. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных людей и фольклорной (народной) культурой. В XX веке это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культуры. Объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. Аристотель знал едва ли не все, что было написано греками до него. Сейчас знание всего даже в рамках одной специальности невозможно. Чрезвычайно сложным стало современное искусство. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. «Высокая культура» стала специализированной. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита. Массовую культуру отличают общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Она не требует от человека ни знаний, ни размышлений, строится на непосредственных эмоциональных реакциях. 3. Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистична: предшествующие культуры не знали такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений. По одному и тому же вопросу существует множество различных точек зрения. Плюрализм проявляется внутри каждой системы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественно-научных теорий, художественных стилей, медицинских учений, теорий личности. Культура в целом «избыточна»», что является результатом и вместе с тем источником ее творческого развития. Но механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении, тиражируя и распространяя одни и те же материальные и духовные ценности. Она стандартизирует все — от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. СМИ (средства массовой информации) внушают индивидам, принадлежащим к разным общественным слоям, одинаковые установки. Сотни миллионов людей в разных странах получают примерно один и тот же комплект ежедневных новостей, смотрят одни те же фильмы и спортивные состязания, слушают одних и тех же певцов, читают одни и те же детективы, восхищаются одними и теми же кумирами. В массовой культуре совершается «бегство от свободы»: личность освобождается от рассмотрения множества возможных вариантов, из которых нужно выбирать, взяв на себя ответственность за выбор. Выбор передается другому — авторитету, лидеру, телеобозревателю, священнику или просто власти. Унификация вкусов, взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, утратой самостоятельности и автономии личности (я — «как все»), неприятием идей, не совпадающих с «общим мнением». «Избыточность» культуры на этом уровне исчезает. Складывается узкое, единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятию малообразованного большинства. Все формы культуры существенно изменяют свой облик, так или иначе приспосабливаясь к динамике общественной жизни. Особенно ярко это видно в области искусства. В нем появляется множество новых идей, течений и направлений. Возникают новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники, приобретают популярность массовые художественные зрелища, получает развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал сближаться с искусством. Наиболее ярким явлением искусства ХХ в. стал «модернизм». Модернизм неоднороден. Это не единый художественный стиль, а целая группа стилей. В ХХ веке искусство расщепилось, раздробилось на множество течений и направлений, стало «мозаичным». Отсутствие единого стержневого художественного стиля — характерная черта модернизма. Модернизм принципиально многостилен, но некоторые общие черты объединяют различные стили искусства эпохи модернизма: • Противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, в котором могут и даже должны быть отброшены любые художественные каноны, стесняющие свободу поиска. • Отказ от принципа мимесиса (подражания), согласно которому искусство обязано отражать, копировать действительность. Стремление не к отражению реального мира, а к созданию силой воображения и таланта своего мира, который может иметь мало общего с реальным. • Отрицание традиционных эстетических и этических требований к искусству (красота, гармония, разум, добродетель и пр.). Стремление поразить, публику; обращение к таким темам, как бессмысленность бытия, болезнь, уродство, смерть; выделение эстетики ужасного и безобразного. • Недолговечность стилей модернистского искусства. Рождение нового стиля нередко имеет эпатажный характер и начинается со скандала. Рекламность — важнейшее условие популяризации нового стиля. В последней трети XX века в искусстве царит необозримое разнообразие. Пытаясь выделить характерные черты искусства этапа, следующего за модернизмом, искусствоведы стали говорить о постмодернизме как о художественном направлении, характеризующем искусство наших дней. Постмодернизм расширяет рамки искусства, размывает грани между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью, чему способствуют возможности техники. |