средневековая риторика. Средневековая риторика и ее особенности. Риторика
Скачать 26.09 Kb.
|
Средневековая риторика и ее особенности. Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она возникла в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово "htorik" означает ораторское искусство или учение об ораторском искусстве, но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 г. до Р.Х.) определил эту науку как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". Достижения античной риторики были унаследованы теориями словесности средних веков и Возрождения. Средневековые риторики были написаны по-латыни, обращены не только к устной, но и к письменной форме речи. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии. Италии. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой - к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой. Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения: "Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания". Наука подразделялась в Античности на три области:
В основе образования лежат именно логические науки, или органон, как их называли в Античности и Средневековье, поскольку прежде всего должен быть освоен метод, на основе которого возможны теоретическое знание и практическая деятельность. Органон включал в себя тривиум и квадривиум - семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика - наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове - своего рода "лаборатории языка". Диалектика - наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика - наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. В квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия. В качестве одной из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до Р.Х.); оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона (106-43г. до Р.Х.); но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 гг. Х.Э.). После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160-225 г.), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314-393 г.), Августина (354-430г.), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет - проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь представляет собой ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики - духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (например, катехизиса), что существенно меняет организацию и содержание речи. В XVII-XIX веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы - богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа - возрастает. В результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений: судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п. Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497-1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера (1483-1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римо-католиками. После Польской интервенции, с приходом к власти династии Романовых, была ясно осознана необходимость систематического образования. В то время в качестве руководства по диалектике использовались "Философские главы" св. Иоанна Дамаскина, перевод которых неоднократно обновлялся в течение XVI и XVII веков. В 1618-1619 годах выходит "Грамматика" Мелетия Смотрицкого. Почти одновременно (1620г.) переводится "Риторика" Меланхтона: борьба с римской экспансией требовала специальной подготовки, в основу которой положили проверенное на практике руководство. Так была заложена содержательная основа тривиума, на основе которого стало возможным систематическое школьное образование. Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят "Письмо о правилах российского стихотворства", в 1748 году - "Краткое руководство к красноречию", в 1757 году - "Российская грамматика", около 1758 года написано "Предисловие о пользе книг церковных". Очевидно, М.В. Ломоносов собирался написать и логику, что было бы завершением новой системы тривиума. Главная особенность филологических работ М.В. Ломоносова состоит в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Филологические труды М.В. Ломоносова оказали значительное влияние на русскую словесность. В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Н.Ф. Кошанского (1781-1931) - филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Н.Ф. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: "Общая риторика" (1829) и "Частная риторика" (1832). Руководства Н.Ф. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали весьма солидное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества. Картина родов и видов словесности в "Частной риторике" Н.Ф. Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, раскрывала широкую перспективу культуры слова. Учебники словесности Н. Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, И.И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении секулярного общества того времени художественная литература и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни. Последовавшие события XX века остро поставили перед наукой и философией проблему манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации. Одним из ответов на этот вызов стала после второй мировой войны неориторика, или теория аргументации. Интерес к риторике возрастал по мере того, как становилось очевидным, что тоталитарное сознание не есть специфическое свойство советского большевизма или немецкого национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической и гуманистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникаций. Понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды строительства коммунизма или "общечеловеческих ценностей" демократического "открытого общества". Современная риторика- не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но инструмент самозащиты от тоталитарного сознания. Поэтому она и несет в себе возврат к наследию христианской культуры, но с учетом современного научного знания. Вместе с тем, если обратиться к сущности аргументации, к тому, как человек решает проблемы и изобретает идеи и аргументы, можно убедиться, что наше время использует те же приемы мысли, те же методы обоснования идей, даже ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия. Опыт истории аргументации поучителен: техника аргументации, выработанная средневековой схоластической логикой, была в XVIII-XIX веках с презрением отвергнута и забыта, и только ученые XX столетия не без удивления обнаружили, что многие принципиальные решения математической логики воспроизводят идеи схоластической логики. То же происходит и с риторической аргументацией. Риторика - наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения. Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны, поэтому предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Поскольку мы живем и действуем в обществе, то и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем, друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Поэтому - убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согласились с доводами и присоединились к ним. Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение: "...всякая аргументация стремится к присоединению умов и, тем самым, предполагает наличие интеллектуального контакта". Эмоциональность речи способна волновать души и внушать желаемое настроение. Опытный оратор широко применяет эмоциональные голосовые мо — от вкрадчивости и мягкости до страстной пламенности. В “Правилах высшего красноречия” (1844 г.) крупный государственный деятель и прекрасный оратор М. М. Сперанский говорил: “Под страстным в слове я разумею сии места, где сердце оратора говорит сердцу слушателей, где воображение воспламеняется воображением, где восторг рождается восторгом... Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет ее родить в слушателе”. Важно не только думать о смысле каждой произносимой фразы, но и чувствовать, иногда и переживать ее. В устной речи мысли и слова рождаются и звучат практически одновременно. Но излишний пафос, срывающийся на крик, характерный, судя по отзывам и кинокадрам, для “бесноватого фюрера”, свидетельствует о дурном вкусе и амбициозности. Такой оратор, по словам Цицерона, покажется слушателям “бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых”. Да, красноречие — высокий вид искусства, требующий таланта и большой работы. Но не правы те, кто безвольно отказывается от попыток овладеть искусством слова, не стремится работать над своим словом: “У меня, мол, нет способностей, и внешность не та, и дикция плохая...” Но вот знаменитый эпизод из истории судебного красноречия России, одна из блистательных ее страниц. Обвиняемый в краже священник пойман с поличным и признал свою вину. Защищает его в суде сын скромного таможенного чиновника и неграмотной казачки киргизского происхождения. Современники вспоминали, что “его скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями длинных темных волос можно было бы назвать безобразным, если бы его не освещала внутренняя красота... Его движения были подчас неловки, неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришептывание могло портить впечатление от его речи”. Адвокат медленно поднялся, бледный, взволнованный и произнес всего только несколько фраз, закончив свою речь так: “Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи”. Суд присяжных оправдал подсудимого, а защищал его великий адвокат Ф. Н. Плевако, о котором в 1908 г. журнал “Право” сказал, что если Пушкин — гений в поэзии, то Плевако — гений в ораторском искусстве. Каждый должен верить в себя, работать над собой и обязан знать, что сказать и как это сказать. Список литературы.
|