Главная страница
Навигация по странице:

  • Альберт Великий Фома Аквинский

  • Оксфорд Кембридж

  • Нотр-Дам в Пуатье, Франция Кафедральный собор Святого Этьена в Тулузе, Франция

  • Собор Богоматери Таур в Тулузе, Франция Церковь Богоматери Быка (Нотр-Дам-дю-Таур – фр. Église Notre-Dame du Taur)

  • Тулузе

  • Церковь Сен-Трофим, Арль, Франция Собор Крайст Чёрч в Оксфорде, Англия

  • Винчестерский собор, Англия Собор в Нориче, Англия

  • Собор Св. Петра в Вормсе, Германия

  • Схема готического собора

  • Витражи Сен-Шапель, Париж

  • Нотр-Дам Реймский собор

  • Сен-Шапель Шартрский собор

  • Готический собор Девы Марии в Солсбери

  • Леонардо да Винчи Джоконда

  • Микеланджело Давид Микеланджело Страшный суд, фреска Сикстинской капеллы

  • Средневековье и возрождение в западной европе противоречивые образы культуры


    Скачать 4.38 Mb.
    НазваниеСредневековье и возрождение в западной европе противоречивые образы культуры
    АнкорSeminarskoe_zanyatie__5.doc
    Дата03.09.2018
    Размер4.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSeminarskoe_zanyatie__5.doc
    ТипДокументы
    #23980

    СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

    СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОБРАЗЫ КУЛЬТУРЫ

    1. Христианство как стержень средневековой культуры


    Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна одно, несомненно – вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которая уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается 12 ведущих положений христианского вероучения – символ веры.


    Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основы христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

    Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, – искупитель грехов и Бог-Дух Святой – были абсолютно соравны и совечны друг другу.

    В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Кроме этого основой христианства являются десять заповедей, которые спасают человека от его грехов. Любовь к ближнему, смирение, сострадание, вот что может помочь человеку найти Бога. Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах.

    На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. В 1054 г. произошел раскол между Восточной (Православной) и Западной (католической), который был связан как с духовными, так и с политическими коллизиями (желание папства контролировать Восточную церковь).

    Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр. особое вероучение). Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение – монофизитство, напротив, видело во Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд.

    Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а так же отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и не редко очень богатые центры, владеющие имуществом. Многие монастыри были центрами образования культуры. Так, в Англии в конце VII- начале VIII вв. в одном из монастырей жил, Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории.

    С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Нищенствующие ордена (доминиканский, францисканский и др.) были частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья – Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274).



    Альберт Великий



    Фома Аквинский
    Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия. Основное сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии» обобщала основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.

    В XII-XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным папой этого периода был Иннокентий III (1160 или 1161-1216). Он установил всепроникающий контроль церкви над властью и обществом. За исполнением его решений следил отлаженный административный и фискальный аппарат. Папа стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого престола.

    Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. «милость») – грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих.

    Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) – все приводилось в соответствии с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

    2. Образование и литература в эпоху Средневековья


    В V – IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви.
      Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определенна как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» – грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

    Существовали также светские школы где обучались юноши не предназначенные для церковной карьеры, в них обучались дети из знатных семейств (множество таких школ было открыто в Англии во II пол. IX в.).

    В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, и иметь право самоуправления. Университет делился на землячество – объединение студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями.



    Болонский университет

    В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (около 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.



    Оксфорд


    Кембридж

    Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран.



    Сорбонна
    Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединения теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам.

      Важнейшим элементом средневековой культуры была литература в период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Особое место в литературе в Скандинавии занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

    Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.



    Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей.


    Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. – «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. в ее основе – древние германские сказания.

      Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии менестрели (певцы высокой любви ), сами исполнявшие свои произведения, во Франции поэзия трубадуров воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме.

    На легкий, приятный напев
    Слова подобрав и сложив, 
    Буду я их шлифовать, 
    Чтоб они правдой сияли. 
    В этом любовь мне поможет –
    В Донне чудесный исток
    Доблестей я обретаю. 

    Смотрю на нее, онемев
    И сердце к ней так устремив, 
    Что и в груди не сдержать, 
    Если б на нем не лежали
    Думы о той, что умножит
    Власть надо мною в свой срок, –
    Только о том и мечтаю!
    Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов. Бродячие поэты – ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество.

    Я – кочующий школяр...
    На меня судьбина
    свой обрушила удар,
    что твоя дубина.
    Не для суетной тщеты,
    не для развлеченья –
    из-за горькой нищеты
    бросил я ученье.
    На осеннем холоду,
    лихорадкой мучим,
    в драном плащике бреду
    под дождем колючим.
    В церковь хлынула толпа,
    долго длится месса.
    Только слушаю попа
    я без интереса.
    К милосердию аббат
    паству призывает,
    а его бездомный брат
    зябнет, изнывает.
    Подари, святой отец,
    мне свою сутану,
    и тогда я наконец
    мерзнуть перестану.
    А за душеньку твою
    я поставлю свечку,
    чтоб господь тебе в раю
    подыскал местечко.
    Важнейший памятник Английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

    Я расскажу вам, господа —
         Терпенье, дайте срок,—
         Как славен Робин Гуд, а с ним
         Джон Маленький стрелок.
              В веселом графстве Ноттингам
         Родился Робин Гуд
         И милый город Лексли был
         Сперва его приют.
         Отец его охотой жил
         И был стрелок такой,
         Что за две мили мог на дюйм
         Он попадать стрелой.
         Пускай Вильям и Клем из Клю
         И из Клодельса Белл
         На сорок меток били в цель –
         Он всех их одолел.
    Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

    Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами. В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке – собрание новелл, сюжеты которых использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

    3. Городская культура. Романское искусство, готика


    В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.

    Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества – городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

    Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовалась большой популярностью в народе.

    Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пьер Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.


    Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

    Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, концом света.

    С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными узкими окнами. Такой стиль получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).



    Нотр-Дам в Пуатье, Франция


    Кафедральный собор Святого Этьена в Тулузе, Франция


    Нотр-Дам-дю-Таур_–_фр._Église_Notre-Dame_du_Taur)'>Собор Богоматери Таур в Тулузе, Франция

    Церковь Богоматери Быка (Нотр-Дам-дю-Таур – фр. Église Notre-Dame du Taur) находится в Тулузе около базилики святого Сатурнина (улица du Taur). Согласно предания, он возвышается в той точке, где завершилась жизнь первого тулузского епископа – святого Сатурнина, которого привязали к дикому быку верёвкой, чтобы тот тащил мученика по всей Тулузе. Именно здесь оборвалась веревка, соединявшая епископа и животное. В названиях собора и улицы (du Taur) хранится память об той печальной истории. «Тaurus» по-латыни – бык.



    Базилика Богоматери в Орсивале, Франция



    Церковь Сен-Трофим, Арль, Франция


    Собор Крайст Чёрч в Оксфорде, Англия



    Винчестерский собор, Англия



    Собор в Нориче, Англия




    Собор Св. Петра в Вормсе, Германия
    Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.

    К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готике, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавшим в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большей высоте.



    Схема готического собора
    В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами.


    Сен-Шапель,_Париж'>Витражи Сен-Шапель, Париж
    Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).


    Нотр-Дам



    Реймский собор




    Сен-Шапель


    Шартрский собор



    Собор в Бурже



    Собор в Бове

    Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры.


    Готический собор Девы Марии в Солсбери

    Шедевр готического стиля – Вестминстерское аббатство в Лондоне.


    В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.



    С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв. – непосредственные предшественники культуры Возрождения.

    1. Возрождение

    Культура Возрождения делится на три периода;

    1. Раннее Возрождение (XIV- конец XV в.)

    2. Высокое Возрождение (конец XV-XVI в.)

    3. Северное Возрождение (конец XV-XVII в.) – культура европейских стран севернее Италии.

    В начале XIV в. в Италии начало формироваться раннебуржуазная культура, получившая название «культура Возрождения» (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время Итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия).


    Эпоха Возрождения значительно отличается от средневековой культуры. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и не зависимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусства, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от слова человеческий).

    Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско- эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека его места в мире. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, образованность. В качестве идеального человека признавалось сильная, талантливая и всесторонне развитая личность.

    Но важно также отметить, что культура Возрождения не являлась слепым подражанием античности, а впитало в себя все лучшее, что было в античности и средневековье. Для Возрождения характерны; синтез античности и средневековья (Данте, Джотто).

    Раннее Итальянское Возрождение – Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо – знаменитые поэты Возрождения, были создателями Итальянского литературного языка. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть Лауры и бессмертное произведение Боккаччо «Декамерон», отразившее идеи гуманизма.

    Эпоха раннего Возрождения завершилась к концу XIV в. на смену шло высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519) – он обладал разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиологом и др. Важнейшие его художественные работы «Тайная вечеря», на которой изображен момент вечери после слов Христа; «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет; «Джоконда».



    Леонардо да Винчи Тайная вечеря


    Леонардо да Винчи Джоконда
    Кроме того, следует выделить еще двух титанов высокого Возрождения это Рафаэль Санти (1483-1520) создатель знаменитой «Сикстинской Мадонны» и Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида и одна из самых впечатляющих его фресок – сцены страшного суда.



    Микеланджело Давид



    Микеланджело Страшный суд, фреска Сикстинской капеллы
    Всех этих художников объединяет реалистичность изображений, и не смотря на традиционно религиозную тематику виден новый подход к искусству, который выражается в идеях гуманизма.

    Крупнейшими представителями «северного Ренессанса» были Дюрер, Лукас Кранах-Старший, Хольбейн. Также можно выделить утопические теории Томаса Мора, выдающихся писателей Уильяма Шекспира (1564-1616), Мигеля де Сервантеса (1547-1616) с его бессмертным Дон-Кихотом и основоположника Испанской национальной драмы Лопе де Вега («Собака на сене», «Учитель танцев»).


    написать администратору сайта