Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Средневековье на Востоке

  • 2.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации

  • 2.2 Политические системы

  • 2.3 Идеология и социальная психология

  • 3. Средневековье в России

  • 3.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации

  • 3.2 Идеология и социальная психология

  • Список литературы


  • История России м. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России


    Скачать 60.39 Kb.
    НазваниеСредневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России
    Дата26.06.2022
    Размер60.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория России м.docx
    ТипРеферат
    #615871
    страница2 из 2
    1   2

    1.3 Идеология и социальная психология
    В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями.

    В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем, католическая церковь вначале запретила его учение, но затем, изменив тактику, принялась «осваивать», адаптировать его соответственно своим нуждам.

    С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225–1274), учение которого согласно папской энциклике 1879 г. канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) – теологии.

    Еще аверроисты полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемости (а не бессмертии) индивидуальной души ведет к выводу о том, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Из этого следовало, что философия должна заниматься изучением законов природы и выводить свои истины, не заботясь о том, находятся ли они или нет в согласии с истинами откровения. Аквинский же, отстаивая одну истину – религиозную, «нисходящую свыше», считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Аквинскому и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция аверроистов в дальнейшем восторжествовала, став идеологической предпосылкой успехов философии и естественных наук.

    Иерархический шаблон Аквинский распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

    Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной и теологической психологии.

    Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

    Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

    Нетрудно заметить, насколько исходные позиции Аквинского мало совпадали с основополагающими принципами учения Аристотеля о душе.

    Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп богословия, в «Аристотеля с тонзурой».

    Принятое церковью учение Аквинского как последнее слово теологии стало постепенно вызывать критику со стороны самих богословов. Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270–1308). Скотт указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя – это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы, не исключена возможность, предполагал Скотт, что в фундаменте самой материи заложена способность мыслить.

    Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании особой духовной субстанции, которую насаждали теологи и столпы церкви. Оценивая взгляды Скотта, можно сказать, что английский схоласт заставлял саму теологию проповедовать материализм.

    За освобождение идей Аристотеля от теологии, с критикой схоластики и томизма выступал и другой английский мыслитель Средневековья – Р. Бэкон (1214–1292).

    Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных предрассудков и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека. Только устранив невежество, считал он, можно обеспечить подлинное развитие наук и общее благосостояние мира. Бэкон первое место отводил не теологии, а естественным наукам, которые бы опирались на эксперимент и математику.

    В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных знаний и искусств, стоит умение производить опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Главенствующую роль, которую Р. Бэкон приписывал оптике, он объяснял тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а умение видеть различие в вещах лежит в основе всех наших знаний о мире.

    Строение и работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия – это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, а они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

    В данном отношении Бэкон способствовал дальнейшему укреплению и распространению нового физико-оптического взгляда на природу чувственных образов, что подготовило почву для материалистического объяснения психики в целом.

    В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.

    Они имеют самобытную природу и существуют независимо от конкретных вещей и явлений.

    Номиналисты наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.

    Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета В. Оккам (1300–1350). Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

    Нетрудно заметить, что уже в недрах самой схоластики постепенно прокладывали себе дорогу материалистические тенденции, которые подготовили почву для последующей замены схоластической психологии психологией опытной и естественнонаучной.

    2. Средневековье на Востоке
    Восток в Средние века, кратко говоря, развивался по своему особому пути. У восточных стран не было такой четкой границы между древним миром и средневековьем. Для Европы этим рубежом стал распад Римской империи. В результате она оказалась в самом центре формирования новых стран и нового общественного строя – феодального. Восток же в это время продолжал свое обычное развитие.

    Для восточных стран в эпоху средневековья характерно асинхронное развитие. Некоторые из них ушли далеко вперед и уже жили при феодальном строе, когда у многих еще продолжали существовать племенные союзы. Переход к средневековым формам происходил в разных странах по-разному. Где-то он протекал спокойно, а в некоторых государствах был результатом серьезных политических потрясений.

    Восточные цивилизации имели свои особенности и сильно отличались от европейских.

    Для них было характерно следующее:

    1. земля принадлежала государству;

    2. в основе общества находилась сельская община;

    3. крупные города играли роль религиозных и торговых центров.

    Основу общества и государства в восточных странах составляла сельская община. Восток в Средние века, кратко говоря, имел схожую схему управления во многих странах. Крестьяне и ремесленники, входящие в общину, обрабатывали землю и производили продукт. Право на землю и ресурсы было только у государственного аппарата. Община отдавала излишки произведенного продукта в виде налогов государству. Чем выше ступень в государственном аппарате занимал человек, тем больше ресурсов и власти было в его руках.

    В Средние века народы восточных стран не были замкнутыми, они активно вступали в торговые и политические взаимоотношения. При этом они делились техническими новинками, новыми способами производства и обработки земли.

    Многие страны Востока тесно были связаны и с Европой. Это, в первую очередь, касается ее ближайших соседей – Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В этих странах давно существовали греческие и римские колонии, оказавшие на них большое влияние. Позднее Крестовые походы и завоевание арабами Испании привели к взаимодействию культур двух миров. идеология европа русь средневековый

    С XVI века, в период географических открытий, связи восточных стран с европейскими стали более прочными. Процесс перехода к средневековой форме сопровождался на Востоке исчезновением многих древних городов. Их упадок был связан, в первую очередь, с кризисом родоплеменного строя, центром которого они были.
    2.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации
    В средние века народы Азии и Северной Африки вступали между собой в экономические, политические и культурные контакты, имевшие результатом обмен опытом производственной деятельности, достижениями технической и научной мысли, идеями. История Востока была тесно связана также с Европой. Это относится прежде всего к странам Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, где влияние греко-римской культуры было особенно велико не только в древности, но и в средние века благодаря главным образом существованию Византийской империи, носительницы традиций этой культуры. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток, основавших здесь свои государства, способствовали взаимодействию культур, хотя контакты между двумя мирами - Западом и Востоком - устанавливались не всегда в результате мирных сношений.

    Более систематическими отношения между европейскими и восточными странами становятся с XVI в. Однако именно тогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношений между вырвавшейся вперед в своем развитии Европой и эволюционировавшим в русле "традиционализма" Востоком. Торговая экспансия и колониальные захваты становятся важнейшим фактором и европейской и афро-азиатской истории.

    Становление средневековых обществ происходило в различных условиях. Однако общей чертой следует считать рост производительных сил. Он находил выражение в широком распространении и освоении железных орудий, диверсификации орудий труда, в том числе сельскохозяйственного инвентаря, расширении искусственного орошения и совершенствовании ирригационной техники (в частности, во введении во многих местах в эксплуатацию водяного - "египетского", "персидского" - колеса, приводимого в действие энергией животных). Результатом этого были "аграрная экспансия", или значительное расширение культурного ареала за счет невозделываемых прежде земель, появление многочисленных поселений аграрного типа, расширение ассортимента выращиваемых земледельческих культур, в том числе технических. Наличие больших массивов неосвоенных земель и в более позднее время во многих восточных странах (исключая Японию и некоторые другие страны) было причиной преимущественно экстенсивного развития земледелия, что не способствовало быстрому, динамичному развитию производительных сил общества.

    Одновременно во многих регионах Востока отмечается упадок древних городов. На судьбе многих из них, обязанных своим процветанием сухопутной или морской торговле с Римом, тяжело отразилось крушение могущественной империи Запада.

    Торговля с Византией, наследницей Рима на Востоке, лишь частично компенсировала нанесенный ущерб. На рубеже древности и средневековья исчезли с лица земли многие восточные города. Сохранявшиеся от эпохи древности города были таковыми часто лишь по названию: территория и население их сократились, как и производство и торговля; но и в унаследованных от древности городах рушились характерные для этой эпохи формы собственности и социально-экономической организации производственной деятельности, происходила их сущностная "переплавка", притом что эти города сохраняли преемственность городской жизни.
    2.2 Политические системы
    В восточных государствах, как и в европейских, складывается феодализм. Однако в связи с господством традиционных социально-экономических и социально-политических структур восточное государство и общество эволюционирует крайне медленно. Восточный феодализм носит отличный от европейского, государственный характер. Особенности его таковы:

    - охрана государственной собственности на землю. Государство сдерживало развитие частной собственности на землю, в особенности собственности феодальной. Например, в арабском халифате глава государства, согласно нормам шариата, мог наделять землёй отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Такие меры принимались, видимо, для того, чтобы сохранить полноту власти главы государства и зависимость от него представителей верхушки общества.

    - сохранение традиционной системы эксплуатации крестьян. Восточные феодалы, в отличие от европейских, не были полновластными хозяевами в своих владениях, поэтому барщина практически отсутствовала. Крестьяне зависели главным образом от государства, и большую часть повинностей несли в его пользу. Так, в арабском халифате большая часть завоёванных земель была превращена в государственную собственность, а сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. В Китае крестьянскому двору предоставлялось два надела. Один обрабатывался крестьянином для себя, другой для государства. За надел тот уплачивал государству налог зерном и домашней промысловой продукцией, нёс трудовую и воинскую повинности. Переход крестьянина был теоретически возможен, но очень стеснён. Это было тоже своего рода крепостное право, но крестьянин прикреплялся не к личности, а к земле.

    - сохранение элементов рабовладения. Хотя в названных странах рабство не было сильно развито, оно оказалось в них устойчивым социальным институтом перешло из периода рабовладения в феодальный.

    - аморфность социальных слоёв. В отличие от Европы с её четко выраженными сословными различиями, на Востоке в средние века социальные границы были довольно размыты, так как существовали многочисленные переходные группы населения. Исключение составляла Япония, где существовало сплоченное сословие мелких феодалов - самураев, со значительными привилегиями.

    - низкий уровень товарооборота между городом и деревней. Отсюда - незначительная роль городов в истории средневековых восточных государств. На Востоке (в отличие от Европы) город не стал ни опорой государства в процессе централизации, ни сосредоточением политически активного населения и двигателем социально-политического прогресса.

    Итак, для феодализма в средневековом восточном обществе характерно наличие пережитков рабовладельческого строя (от верховной государственной собственности на землю до сохранения института рабства) и крайне медленное восприятие новых форм общественных отношений. Это накладывает отпечаток и на политическую и государственную организацию средневекового Востока. К ней не вполне можно применить традиционную классификацию форм государства. Несомненно, во всех странах средневекового Востока была монархическая форма правления. Однако стадия раннефеодальной монархии отсутствовала.

    Основным признаком данной стадии является наличие суверенных прав феодалов в своих владениях, а таковых не имелось. Средневековый восточный глава государства не был «первым среди равных». Исключение здесь составляла индия, застывшая на стадии феодальной раздробленности. Сословно-представительная монархия также не развилась из-за размытости сословий и в особенности из-за низкой политической активности городов. Классической смены форм государства в странах средневекового Востока вообще не наблюдалось.

    Как же определить государственный строй стран Востока в средние века? Восточная деспотия - термин, относящийся к древним государствам и рабовладельческой эпохе, однако средневековые восточные государства по своему устройству напоминают именно вышеназванную форму. Это были наследственные монархии, где отсутствовали какие-либо правовые ограничения власти и перед её лицом были одинаково бесправны все слои населения. Государственная власть там осуществлялась в основном военно-деспотическими методами. Государства, правда, различались между собой по степени применения подобных методов и по степени централизации. Данные критерии определялись этнической и конфессиональной основой империй (в основном сложной).

    Наименее отошло от деспотической формы правления китайское государство. Выражалось это в сохранении мощного бюрократического аппарата во главе с императором, жёсткой централизации, тотальном полицейском контроле над личностью, а также в широких экономических функциях государства. Правда, уже законами 763 и 780 годов надельная система была отменена, и доступ к крупной экономике получили феодалы. Но решающую роль продолжало играть государство.

    Настолько же близок к восточной деспотии был Арабский халифат. Он не только перенял у деспотии сакрализацию центральной власти, но и саму её организацию. Халиф, как, например, фараон в Древнем Египте, сосредотачивал в своих руках светскую и духовную власть. Первое место среди высших чиновников принадлежало визирю, значительную роль играли канцелярии (как в Египте - писцы). Государство делилось на области, во главе которых стояли назначенные халифом эмиры, во главе городов - назначенные им же шейхи. Над жизнью общества был установлен жёсткий контроль.

    Индия по политическому устройству несколько отличалась от Китая и Арабского халифата. Прежде всего она была слабо централизована. Отдельными её областями управляли князья-раджпуты, правами напоминавшие европейских средневековых феодалов. В связи с этим был мало развит бюрократический аппарат центральной власти. В Японии со временем также укрепилось положение феодалов, однако государство осталось централизованным. Правитель Японии сохранил положение императора.

    Восточные средневековые государства также несколько отличалоись между собой по отношению государственной власти к религиозной идеологии. Так, в Китае и в Японии господствовало утилитарное отношение к ней, как к идеологическому орудию государства. Правда, официальная идеология Китая и Японии - конфуцианство - было не религией, а скорее религиозно-философским учением. Власть поддерживало его, так как оно проповедовало её сакрализацию и полное подчинение ей, освящало существующие порядки. Но при этом существовал религиозный плюрализм.

    В Арабском халифате религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни. Глава государства одновременно являлся главой церкви, религиозные нормы были единственным источником права. Религия и государство составляли одно целое. Так что в Арабском халифате, как, впрочем, и в Китае, не было борьбы за первенство между светской и духовной властью, что характерно для европейских стран. Ситуация, в чём-то сходная с европейской, сложилась в Индии. Там религиозные учения были отделены от государства, но имели на население большее влияние, чем светская политика.

    Как видно, и в отношении положения религии в обществе государства средневекового Востока мало отошли от той ситуации, которая сложилась в древнем мире. А между тем излишний консерватизм уже начал давать свои плоды. Для нового общественного уклада их государственный аппарат оказывается слишком громоздким, функции его отдельных звеньев дублируют друг друга. Административные, налоговые, судебные функции для своего эффективного выполнения требуют большей чёткости распределения. Это приводит к господству в государстве неофициальных звеньев управления.

    Подведём итоги. Для государств средневекового Востока характерна особая, «государственная» форма феодализма. Она выражалась в сохранении верховной государственной собственности на землю, традиционной формы эксплуатации крестьян и т.д. Очевидно, что она носила в себе пережитки рабовладельческого строя. Форма государства определялась общественным устройством: монархия, хранившая следы древней восточной деспотии. Длительное пребывание в такой переходной форме, однако, пагубно отразилось на состоянии государственного аппарата. И хотя экономически в средние века Восток стоял гораздо выше Европы, его отсталость в дальнейшем уже была предопределена.
    2.3 Идеология и социальная психология
    Для нас представляется крайне важной связь власти и степени обеспеченности (столь актуальное сейчас). Это соответствует концепции власти-собственности восточного государства, рассмотренной Л.С.Васильевым. В этой схеме государство (в лице его главы) воспринимается как носитель социально-политической и экономической власти одновременно. Поэтому государство представляется средоточием власти, тотальной и всесильной по отношению к человеку как самоутверждающемуся субъекту в бытии.

    Система власти-собственности определяющие влияла на рассматриваемую нами идеологию руководителей государств средневекового Востока. Правители стремились всячески идеологизировать то наличное состояние, когда сосредоточение в руках государства всей полноты социально-экономической и политической власти при отсутствии способных противостоять ему общественных структур, лишало человека возможности выбора между конкурирующими социальными силами. Возводилась в некую предзаданную норму и многоразлично обосновывалась (что собственно и есть функция идеологии) такая модель общественного устройства. Для восточного деспотизма характерно такое сочетание госсектора экономики и государственного аппарата, когда государство получает возможность жестко влиять на процессы взаимодействия экономических субъектов, во многом являясь одним из них. Это позволяет однозначно решать различные конфликтные ситуации к вящей пользе государства, служит его дальнейшему усилению. Все это отливалось в представление о незыблемости общественных структур, которое не только предполагалось самим способом производства, но и выступало в качестве неизменного принципа ориентации человека. Такая идеологизация властного, государственного устройства естественно вела или к тому, что человек предается внешней власти, подчиняя духовные силы достижению сугубо корыстных целей; или связывает себя с ней внешним, как он думает, образом, пытаясь при этом огородить для себя зону духовно-творческой свободы; или стремясь к максимальному расширению и углублению внутренней свободы, сознательно противопоставляет себя реалиям внешнего бытия, среди которых государственная власть занимает едва ли не центральное место.

    3. Средневековье в России
    На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в.

    А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:

    IX–XII вв. - существование централизованного Киевского государства.

    XII–XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.

    XIV–XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.

    Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим – главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.

    Ключевая характеристика Раннего средневековья – это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию централизованных государств и правящих династий.

    Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.

    Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.
    3.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации
    Правление в Киевской Руси носило недифференцированный характер. Только к ХI в. начинают появляться особые должностные лица. Так, сбор дани осуществляли данщики, сбор торговой пошлины мытники, сбор «виры» (штраф за убийство человека) вирники, сбор за продажу лошадей пятенщики. Экономическое развитие Киевской Руси было связано с организацией крупного земледелия, причем в период с середины Х-го по ХII вв. начинает складываться индивидуальная крупная земельная собственность в форме вотчины, при этом первоначально существовали княжеские вотчины. С ХI в. появляются вотчины у дружинников и церкви. Существовавшие в те времена вотчины передавались по наследству и могли служить объектом купли-продажи. К концу ХI века получили распространение металлические орудия труда, особенно орудия обработки почвы, в частности, стали применять плуг. Применение плуга способствовало повышению производительности труда, однако из-за нехватки плодородных почв, промыслы продолжали сохранять свое значение, особенно в северных районах.

    Развитие ремесленного производства происходило в древней Руси с IХ века, а к ХII веку уже были известны ремесленники 40 – 60 специальностей. Организация ремесленного производства соответствовала уровню деятельности индивидуального работника или простой кооперации, но характеризовалась особыми признаками: общинным самоуправлением и самоорганизацией в форме «улиц», «сотен», «рядов», «слобод» и т.д.

    Развитие ремесленного производства привело к быстрому росту городов, поэтому в Х – ХII вв. на Руси было около 1400 укрупненных поселений или древнерусских городов. Образование древнерусских городов происходило по трем направлениям: во-первых, образовывались из порубежных крепостей; во-вторых, в процессе объединения поселков вокруг одного ядра-места торговли и, в-третьих, за счет единовременного строительства города.

    В отличные от городов западноевропейских, древнерусские города выполняли роль не только административных центров власти и военного оплота государства, но и культурных центров с неразвитыми промышленными отраслями и почти исключительно земледельческим населением. С активизацией торговли древнерусские города стали превращаться в торговые центры между Балтийским морем и Черным.

    С развитием товарно-денежных отношений, с середины Х в. стали чеканить собственную монету. Денежной единицей, в то время, являлись серебряные слитки определенного веса и формы, гривны весом в 200 граммов, при этом гривна делилась на 20 ногат, 25 куп или 50 резан. В организации торговли важную роль играли монастыри, т.к. ярмарки, как правило, проводились в дни религиозных праздников, при этом торговля охранялась и контролировалась церковью, сделка на рынке была возможна только при свидетеле-весовщике, собиравшем весовой сбор в пользу князя.

    Вывоз меха, воска, рабов и ввоз предметов роскоши являлись основными направлениями торговли Киева с Византией, европейскими и арабскими странами. Следует отметить, что в отечественной литературе проводится аналогия между аграрно-городской цивилизацией античности и аграрно-городской цивилизацией Киевской Руси (благодаря социально-политическому устройству городских учреждений и прочности экономических связей городов Киевской Руси с подчиненными им сельскими образованиями). При этом следует отметить, что по уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору сельскохозяйственных культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы.

    Однако суровые климатические условия, недостаток рабочего скота, постоянная военная угроза не способствовали естественному накоплению благ. Хозяйство Киевской Руси развивалось экстенсивными методами. ХII-ХIV вв. были периодом феодальной раздробленности России, причиной этому стало татаро-монгольское нашествие, которое привело в России к разрушению городов, нарушению торговых связей и к полному исчезновению некоторых видов ремесленного производства. В результате в начале ХIII века в России произошло материальное истощение экономики страны, в частности, за счет нарушения и упадка транзитной торговли и изоляции от Европы. Уменьшается в это время значение Черноморско-Византийского пути и в том числе Киева, однако усиливается значение Балтийского торгового пути (как важнейшей части Северного торгового пути. Поэтому происходит перенос центра экономической, а затем и политической жизни государства из Приднепровья на северо-восток, в Волго-Окское междуречье. При этом среди русских городов ведущую роль начинает играть Новгород. Новгородский рынок имел в то время общеевропейское экономическое значение в качестве посредника на важном участке международного товарооборота. Основными товарами русского новгородского экспорта являлись: мех соболей, бобров, горностаев, куниц, норок, лен, конопля, воск, рыбий жир, ворвань. В Новгород в основном немцы импортировали: сукно, полотно, шелк, металлы, продукты питания. Однако во внутренней жизни страны лидерство у Новгорода было отобрано быстроразвивающейся Москвой.

    Восстановление ремесла началось лишь со второй половины XIII в., когда сформировались новые крупные центры ремесла. В свою очередь развитие производства способствовало углублению территориального разделения труда. Так, районы Поморья вывозили пушнину, Рязанская земля – хлеб, Устюжский район специализировался на литейном производстве. Поэтому в это время выделились крупные торговые центры: Москва, Новгород, Тверь.

    Начавшийся подъем сельскохозяйственного и ремесленного производства повлиял на развитие торговых отношений. Органами торгового управления являлись корпоративные объединения – сотни, структура которых была аналогична западноевропейским гильдиям. В ХIII-ХIV вв. на Руси получили также распространение торговые товарищества (складничества), состоящие из 2-4 человек, объединенных общими деловыми интересами на условиях взаимного доверия и ответственности.
    3.2 Идеология и социальная психология
    В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы – феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

    Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII – начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие.

    В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап – XV в.– характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города.

    К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

    Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

    В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.

    Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России – из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI–первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
    Заключение
    Делая выводы из представленной информации в данном реферате можно заметить, что экономика средневековья связана с развитием феодализма.

    Феодализм представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную. Поэтому становление шло двумя путями: синтезным на основе остатков рабовладельческого уклада и бессинтезным при эволюции варварских хозяйств.

    Также техническое оснащение первобытного общества было примитивным и настолько низким, что человек не всегда мог прокормить себя и членов своей семьи. Люди вынуждены были жить общиной, так как одна семья не в состоянии была существовать. Вести разговор про экономические мысли в этот период развития общества не имеет смысла, так как существовала только одна мысль – выжить. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья стала зарождаться на стыке этих исторических эпох, в период зарождения классов и становления государств.

    Еще мы видим, что Средневековье характеризовалось большим влиянием церкви на государство. Идеи Аристотеля, касающиеся экономики, были поставлены в жёсткие рамки догмы. Законы в церкви носили название канонов, с помощью которых выражалась средневековая экономическая мысль. Философские размышления об экономике были заменены на теологические и канонические утверждения, которые не требовали доказательств и осмыслений. Это касалось как европейских, так и азиатских стран, где господствовал Ислам.

    И в конце хочу обратить внимание на то, как сильно разнятся временные рамки средневековья в России и Западной Европе, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время. В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, печатный станок. Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.

    Список литературы




    1. Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р.Ю. Виппер. - М.: AirLand, 2018. - 384 c.

    2. Гутнова, Е. В. Историография истории средних веков / Е.В.Гутнова. - М.: Высшая школа, 2018. - 400 c.

    1. Жидков О.А. история государства и права зарубежных стран:учебник для вузов./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2017. – 308 с.

    1. Казаков В.Н. История Средних веков / В.Н. Казаков. – СПб: Питер, 2016. – 253 с.

    2. История России: с древнейших времен до начала XXI века (учебное пособие). Под. ред. чл.-кор. РАН А.Н. Сахарова.- М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2019. – 176 с.

    6.История Средних веков 6 класс. Искровская Л.В., ФедороС.Е.,Гурьянова Ю.В. (Под ред. Мясникова В.С.): Москва, «Вендата-Граф», 2018. – 175 с.

    1. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин.– М.: Проспект, 2017. – 395 с.

    1. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 188 с.

    2. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие / Н.В.Михайлова. – М.: Проспект, 2017. – 197 с.

    1. Фортунатов В.В. История: [для бакалавров и специалистов] / В.В.Фортунатов. - СПб.: Питер, 2018. – 502 сна Allbest.ru
    1   2


    написать администратору сайта