История России м. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России
Скачать 60.39 Kb.
|
1 2 Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» РЕФЕРАТ Тема: Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России Дисциплина: История Выполнил: студент группы Экономика Мардонова Розия Омск 2022 Содержание Введение 1. Средневековье Западной Европы 1.1Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации 1.2 Политическая система 1.3 Идеология и социальная психология 2. Средневековье на Востоке 2.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации 2.2 Политическая система 2.3 Идеология и социальная психология 3. Средневековье в России 3.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации 3.2 Идеология и социальная психология Заключение Список литературы Введение Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день. Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали. Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего. И для приведения наглядного примера мы переместимся во времени в Средневековье Западной Европы, Востока и России, для того чтобы узнать как в этот период развивались технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, а также политические системы, идеология и социальная психология. 1. Средневековье Западной Европы Термин «средние века» был введен в научный оборот итальянским историком-гуманистом Флавио Бьондо (1392 — 1463 гг.). Так он обозначил период, отделявший его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке. В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г. Гуманисты стремились возродить ценности античности, и потому историки называют их время эпохой Возрождения. По традиции, идущей от гуманистов, началом средневековья принято считать падение Рима в 476 г. и образование на территории Западной Римской империи варварских королевств. Великие географические открытия с конца XV в. раздвинули границы Старой Европы. Одновременно в XV-XVI вв. изменилось мировоззрение образованных европейцев, что отразилось в культуре Возрождения и Реформации. Поэтому историки считают конец XV - начало XVI в. рубежом средневековья и нового времени. По представлениям же средневековых людей смены эпох определяет не человек и его деяния, а божественное провидение. Еще на заре средневековья святой Августин (354-430) разделил библейскую и всемирную историю на шесть возрастов. С рождением Христа начался последний, шестой возраст - старость мира. За ним последует Второе пришествие и Страшный суд. Средневековые люди жили "в тени будущего" (Августин), в предчувствии конца истории. То и дело их охватывал панический страх перед грядущим. Они переставали строить дома и церкви, бросали начатую работу - ведь все это скоро никому не понадобится. Мир состарился и ждет своего конца. Раньше люди были красивыми, высокого роста, а ныне это карлики, любовь остыла, сын не чтит отца, муж изменяет жене, святость извращена, беззаконие приняло вид законности. Такую картину "века старости" рисуют современники. Географические пределы средневекового мира - это Западная и Центральная Европа. Колыбель античной цивилизации Средиземноморья стала тесна для новых народов, пришедших с севера. Постепенно продвигаясь к границам Римской империи, они овладели ее западной частью и основали на территории римских провинций в Галлии, Испании, Британии, Северной Африке и Италии свои королевства. Однако варвары были сравнительно немногочисленны: в некоторых регионах Европы они составляли едва 1-2% местного населения. От него они переняли христианство, латинский письменный язык, элементы римского права и государственного устройства. 1.1 Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации Важным и все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей (каменщики, плотники, штукатуры). Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. большие башенные часы, в XV в. карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации, ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне. Цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции. В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей. Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера. Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя). Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места. С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура. Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья. 1.2 Политическая система Одним из основных принципов общественной жизни в средние века являлась феодальная иерархия - лестница, на ступенях которой в определенном порядке располагались владельцы земли, называвшейся феодом или леном. Те, кто получал феод (лен), были вассалами, те, кто наделял землей - сеньорами, или сюзеренами. Император или король считались верховными сеньорами всех феодалов. От них получали земли, подчас целые области страны, герцоги, графы, архиепископы и аббаты (настоятели) крупных монастырей. На деле они почти не зависели от короля (императора): могли сами судить своих подданных, чеканить монету, вести войны и собственную внешнюю политику. Их вассалы – бароны, пользовались в своих обширных владениях чуть меньшей властью. Ступенью ниже стояли рядовые рыцари, хозяева небольших поместий. Обычно вассалы не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всей Европе (кроме Англии) действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал». Отношения внутри феодального сословия регулировались личными договорами сеньоров и вассалов, заключенными при передаче феода. Инвеститура (ввод во владение), сопровождалась торжественным ритуалом: вассал во всеуслышание объявлял себя «человеком сеньора» (оммаж) и приносил клятву верности (фуа). Военная служба в пользу сюзерена была главной обязанностью и привилегией рыцаря, отличавшей его – члена благородного сословия воинов – от массы простолюдинов. Вассал обязан оборонять своими силами владения сеньора, ничего не делать ему во вред, оказывать ему помощь при выкупе из плена и т.п. Сеньор же должен защищать вассала при нападении врагов и судебном преследовании, опекать его малолетних наследников, вдову и дочерей в случае его смерти. Другим важнейшим общественным институтом средневековья стала католическая церковь, также организованная по феодальному образцу со своей иерархией должностей, от папы римского до приходских священников. Служители церкви являлись землевладельцами, многие из них могли быть вассалами светских феодалов. Естественно, возникал вопрос: для кого же они держат свои феоды? Данная проблема породила один из самых болезненных конфликтов средневековья – борьбу духовной (папы) и светской (императоры, короли) властей за инвеституру, которая давала первенствующее положение в обществе. Римские епископы, считавшиеся преемниками апостола Петра, веками упорно трудились над усилением своего авторитета и влияния. Папа Григорий I (590-604) добился независимости от Византии. Папа Стефан II при поддержке франкских королей создал в Центральной Италии собственное государство (756). То, что христианский епископ становился светским государем в дальнейшем стало явлением обычным, особенно в Германии. Возлагая на Карла Великого императорский венец, папа Лев III подчеркнул, что законность власти связана с папским благословением. Папа Иоанн VIII (872-882) заявил, что он имеет и право смещать императоров. Но в X–XI вв. в Италии наступает политическая анархия, папство приходит в упадок, а духовенство попадает в полную зависимость от феодалов-мирян. На церемонии инвеституры епископ должен был преклонить колени перед светским сеньором, принести ему оммаж и получить от него знаки своего сана – посох и кольцо. Борьбу за изменение столь жалкого положения церкви возглавил монастырь Клюни в Бургундии. С этого момента началось «Клюнийское движение». Клюнийцы выступали за укрепление церковной организации и дисциплины, строгий контроль за имуществом церкви, развитие системы образования для священников. Но главной их идеей стало провозглашение папы наместником Бога на земле и единственным источником духовной и светской власти. В 1059 г. клюниец Гильдебранд, будущий папа Григорий VII (1073-1085), потребовал от монархов Европы принесения вассальной присяги папе и уплаты налога в пользу Рима. Теперь уже ослабленные феодальной раздробленностью империя и королевства не могли противостоять реформированной церкви, и к XIII в. папство достигает наивысшего могущества. Папа Иннокентий III (1198-1216) заставил европейских правителей признать главенство пап над собой. Его оружием стал интердикт – запрещение на территории данного государства совершать богослужение и обряды, в том числе крестить новорожденных, вступать в брак, хоронить умерших. Далее могли последовать проклятие и отлучение непокорного государя от церкви, что ставило его вне закона, освобождало подданных от клятвы верности и провоцировало восстания. Мощь папства имела экономические и социальные основания. Уже к концу раннего средневековья церкви принадлежало около трети обрабатываемых земель. Доходы от них, от церковной десятины, храмовых сборов и приношений наполняли казну римского первосвященника. Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в VI в. Во время клюнийского движения (XI в.) создаются объединения монастырей с единым управлением – монашеские ордена. Крестовые походы породили полувоенные-полумонашеские организации – духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей Храма (тамплиеров), тевтонских рыцарей. Настоятели монастырей, руководители орденов подчинялись непосредственно папе и нередко жили при его дворе. Разумеется, крупные светские феодалы, в особенности императоры и короли, не могли смириться с притязаниями пап. Император Отон I при коронации в Риме заставил папу принести ему вассальную присягу. Однако стремление императора Генриха IV контролировать инвеституру епископов и аббатов завершилось его унизительной капитуляцией перед папой Григорием VII в Каноссе (1077). В 1122 г. подписывается компромиссный Вормский конкордат (соглашение), предполагавший совместную инвеституру, но дававший преимущества папству. Попытки властных Гогенштауфенов – Фридриха I Барбароссы (1152–1190) и Фридриха II (1220-1250) взять реванш закончились гибелью этой ненавистной папам династии. Активное участие в противостоянии принимали города Италии, где сложились партии сторонников империи – «гиббелины» и пап – «гвельфы». Развязка наступила достаточно неожиданно. Блестящее правление папы Бонифация VIII оборвалось, когда он вступил в конфликт с королем Франции Филиппом Красивым (1308). Приближенные короля довели папу до смерти, после чего папы были переселены во французский город Авиньон (1309–1377). Борьбу королей против пап поддерживали патриотически настроенная часть духовенства, многие интеллектуалы. Юрист Бонаграций, философ Оккам, поэт Данте придерживались мыслей, близких высказанной оксфордским профессором Джоном Уиклефом (1320-1384): «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы». Идея королевского суверенитета, т.е. не ограниченной церковью или феодалами власти короля в национальном государстве, стала итогом развития основных политических сил средневековья: монархии, папства, феодальной знати и городов. Правда, в Италии и Германии, в отличие от других европейских стран, единое государство в средние века так и не сложилось. Заметим, что средневековый человек намного теснее, чем современный, связан с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря это связь с родовым поместьем и замком, чье название присоединялось к его личному имени, для крестьянина – с его деревней, для горожанина – с городской общиной. Отсюда огромное значение исторических областей, сила местного патриотизма, превосходившего чувство национального единства. Лишь к концу средневековья крепнет сознание того, что жители Турени, Нормандии, Лангедока, Бургундии, Гаскони – это французы, а швабы, саксонцы, баварцы – немцы и т.д. Выразителями центробежных, сепаратистских настроений являлись крупные феодалы, которых поддерживали их вассалы и местное население. Все они оказывали ожесточенное сопротивление королевской власти, объединяясь для этого и между собой, и с иноземцами. Обособленность герцогств и графств – важнейший фактор кровавых феодальных войн XII-XV вв. и религиозных войн XVI-XVII вв. И все же процесс образования централизованных национальных государств, преодолев все противодействия, нашел достаточно широкую поддержку. Ремесленники и купцы, заинтересованные в едином внутреннем рынке, мелкое и среднее рыцарство, искавшее земельных пожалований, чиновники, желающие сделать карьеру, люди свободных профессий – все они обращают свои взоры к королевскому двору. Короли действуют в союзе с собранием представителей сословий: во Франции – это Генеральные штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы. В основном сословные представительства ведали финансовыми вопросами (налогами, пошлинами), активно помогая усилению не только центрального правительства, но и городской буржуазии. Общественная и политическая система средневековья не поощряла перемен, мыслилась как ненарушаемый порядок, установленный Богом. Сословные перегородки были очень прочными, принадлежность к сословию – наследственной. Но положение отдельных людей и социальных групп менялось, хотя и медленно. В XVI–XVII вв. средневековое общество переживает острейший кризис. Изменяются прежние отношения между сословиями, рыцарство приходит в упадок, крупные феодалы гибнут в войнах друг с другом и с королями, духовенство утрачивает большую часть власти и влияния. Крестьяне доводятся до крайней нищеты, многие из них лишаются всякой собственности и превращаются в наемных работников. Европу раздирает беспощадная борьба католиков и протестантов, тесно переплетающаяся с национальными и классовыми противоречиями. Наиболее устойчивыми оказались позиции городской буржуазии и находившегося в союзе с ней централизованного государства. В позднее средневековье стала складываться социальная структура Нового времени. 1 2 |