декаданс. ДЕКАДАНС. Что такое декаданс
Скачать 24.66 Kb.
|
Что такое декаданс. Декадентство в литературе. Русские поэты-декаденты Серебряного века, конца XIX - начала XX века. Декаданс - это значит упадок, разложение. Французское слово décadence образовано от позднелатинского decadentia - упадок. Декаданс или декадентство - направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, воспевающее упадок, безнадежность, закат человеческой цивилизации. Частичные синонимы: модернизм, неоромантизм, символизм. Декадент - представитель декадентства в литературе и искусстве. Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. Они воспевали порок и болезненную красоту. Декаданс и декаденты в литературеВ эпоху Просвещения декадансом называли время упадка Римской империи. В первой половине XIX века это слово с осуждением использовали в адрес Виктора Гюго и других писателей. В 1870-80-е годы во французской литературе вокруг Стефана Маллармэ и Поля Верлена сложился кружок поэтов, которые с гордостью приняли насмешливое прозвание «декаденты» и сделали его своим самоназванием. К декадентам относили Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Артюра Рембо. Верлен и другие «проклятые поэты» в 1886-89 годах публиковались в журнале «Декадент». Декадентам был свойственен крайний индивидуализм. Они заявляли, что отвергают условности и предрассудки, «обывательскую» мораль и мещанство. В своих произведениях, проникнутых пессимизмом и безнадежностью, декаденты изображали красоту «падения», смерти и небытия, греха и порока, восхищение болезненной красотой. Произведения декадентов далеки от реализма, их форма зачастую сложна и запутана. Русские поэты-декаденты Серебряного векаВ России слово «декадентство» узнали в 1880-е годы. Некоторые использовали его с осуждением: Разве у нас, в России, выдуманы слова "декадент", "декадентство"? Никогда. Они придуманы на Западе, и их назначение - клеймить ту секту, которая большинству людей противна, гадка и невыносима… В.В. Стасов. «Нищие духом», 1899 Однако вскоре им стали обозначать буквально любые новые, непривычные явления в литературе и искусстве, вспоминали современники. Декадентством окрестили в России то, что в Париже нашло название "L'art nouveau" - "новое искусство". Термин "декадентство", или в переводе с французского "упадочничество", был достаточно расплывчат, обнимая одновременно картины Пювиса, Бенара, Врубеля, Коровина, Серова, Малявина, Сомова, скульптуру Родена и Трубецкого, гравюры Остроумовой, стихи Бодлера, Верлена, Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого. Декадентством было все, что уклонялось в сторону от классиков в литературе, живописи и скульптуре. Не только Матиссов и Пикассо еще не было на горизонте, но и импрессионистов мы не видали ни в оригиналах, ни в репродукциях, не говоря уже о Сезанне, Гогене и Ван-Гоге. Игорь Грабарь. «Моя жизнь», 1937 К числу русских поэтов-декадентов в 1890-е годы относили символистов старшего поколения - таких как Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов (раннее творчество). Близки кровавые зрачки, дымящаяся пеной пасть... Погибнуть? Пасть? Что - мы? Вот хруст костей... вот молния сознанья перед чертою тьмы... И - перехлест страданья... Что мы! Но - Ты? Твой образ гибнет... Где Ты? В сияние одетый, бессильно смотришь с высоты? Пускай мы тень. Но тень от Твоего Лица! Ты вдунул Дух - и вынул? Но мы придем в последний день, мы спросим в день конца, - за что Ты нас покинул? Зинаида Гиппиус. «Гибель», 1917 Основные черты декадансного мировоззрения: пессимистическое отношение к миру; 2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света; 3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть; 4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.; 5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм, 6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем. «Три столпа декаданса»
|