Главная страница
Навигация по странице:

  • (Тертуллиан)

  • Фома Аквинский

  • Апологетика и Патристика

  • (Юстин Мученник, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.)

  • (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин) . Экзегетика

  • Августин Блаженный (354-430 гг.)

  • Философская антропология Августина

  • Гильом из Шампо

  • Беренгар Турский, Росцелин, Пьер Абеляр

  • Дунс Скот (1265-1308 гг.)

  • Средневековье. Средневековье Средневековая философия


    Скачать 235.5 Kb.
    НазваниеСредневековье Средневековая философия
    Дата18.11.2021
    Размер235.5 Kb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаСредневековье.ppt
    ТипДокументы
    #275487
    Средневековье
    Средневековая философия

    Средневековая философия — это исторически своеобразный способ философствования, характерный для феодальной Европы, отличительной чертой которого был теоцентризм, тесная связь с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для христианства, иудаизма и ислама («авраамические религии»).

    Теоцентризм

    Теоцентризм — это идеология, основанная на тесной связи с религией; господство религиозного мировоззрения, основанного на понимании Бога как абсолютной личности, трансцендентной (запредельной) миру и творящей его из небытия в свободном акте благой воли.
    Личностное понимание Абсолюта, свойственное Священному Писанию, выражено в двух основных догматах христианства — триединства и боговоплощения. Согласно первому догмату Триединства внутренняя жизнь Бога — есть отношение трех ипостасей в едином: Бога – Отца, Бога – Сына и Бога Святого Духа. Согласно догмату боговоплощения Иисус Христос (от греч. «Христос» — «помазанник», «мессия») — есть Сын Божий, совмещающий в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы.

    Вера Догмат

    Догмат — это способ рационального выражения в словах таинственной жизни Бога, вероучительный принцип.
    Вера — это принятие какого-либо положения (знания) без эмпирических и рациональных доказательств и обоснований.
    «Верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан) , «Верую, чтобы понимать» (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский), «Понимаю, чтобы верить (Абеляр) и «Лучше понимать, чем просто верить» (Фома Аквинский).

    Библия

    является источником и способом Богопознания, будучи боговдохновенным текстом, а ее авторы считаются непререкаемыми авторитетами для верующего.
    Формулировка догматов основывалась на описании чудесных фактов Священной истории, изложенных в Священном Писании, но в силу возможной многозначности интерпретаций возникали острые идеологические споры (ереси). Поэтому догматы как вероучительные принципы принимались на специально организуемых Вселенских Соборах.

    Апологетика и Патристика

    Апологетика — это движение в среде латинской и греческой интеллигенции (II- III вв.), направленное на защиту принципов христианского вероучения перед лицом ее критиков и непосвященных (Юстин Мученник, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.).
    Патристика — это литературный жанр раннего Средневековья (IV-VIII вв.), представляющий сочинения Отцов Церкви, заложивших основы христианской теологии и философии, осуществивших систематизацию церковной доктрины (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин).

    Экзегетика

    Экзегетика — это искусство толкования, обеспечивающее должное понимание текста. Экзегетический анализ состоит из нескольких ступеней (семантический анализ, концептуальный анализ, спекулятивный анализ): 1)этимологизирование (прояснение слова с точки зрения его корневого происхождения и смысловой эволюции);
    2)реконструкция замысла автора и реальной последовательности его рассуждений;
    3)восприятие текса во всей его целостности и прозрачности.

    Августин Блаженный (354-430 гг.)

    епископ Гиппонский;
    («Исповедь», «О Граде Божьем» и др.);
    проповедует единство веры и разума, высоко ставя разум и предостерегая против пренебрежения им, делая акцент на сверхразумности положений религиозной веры;
    Истинное бытие не подвержено тлению и изменению (это Бог).
    Изменяющееся — есть нечто среднее между бытием и небытием (частичная смерть).
    Вечность — есть неизменное и целостное присутствие в настоящем, абсолютное бытие (Бог).

    Философская антропология Августина

    догматы творения, грехопадения, искупления и воскресения; принцип единства души и тела.
    человек создан по образу и подобию Бога, догмат грехопадения повергает Августина к пессимистической оценке человеческого существования, запечатленного грехом и неотвратимой смертью;
    тело остается для человека благом, пока находится под полным контролем разумной души; в результате первородного греха тело вышло из подчинения душе, став смертным.
    через искупление дана возможность восстановления порядка и возвращения человеческому телу реального бессмертия и совершенства.

    Схоластика

    Средневековая философия имеет учительско-профессорский характер, философия в буквальном смысле была схоластической (от лат. schola — школа), школьной, в ее основе лежал диалог между учителем и учеником.
    В философе – учителе ценилась эрудиция, энциклопедизм, педагогическое мастерство, а в ученике уважалось прилежание, усердие, любознательность, терпение, кропотливость.
    В истории схоластики выделяют этапы: ранней (IX-XII вв.), зрелой (XIII в.) и поздней (XIV-XV вв.) схоластики.

    Номинализм и реализм

    Античность завещала Средневековью важную проблему, сформулированную в вопросе: как существует общее?
    реалисты утверждали, что общее (universalia) существует реально («universalia sunt realia»). Среди них были как последователи Аристотеля, считавшие, что общее существует в самих вещах, так и последователи Платона, полагавшие, что общее существует до вещей. Наиболее известными реалистами были Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский.
    номиналисты утверждавшие, что «общее» существует лишь в сознании человека, а носителем «общего», является слово, имя (nomen) ( Беренгар Турский, Росцелин, Пьер Абеляр).

    Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

    «Сумма теологии», «Сумма против язычников», профессор Парижского университета, член ордена доминиканцев;
    полагал, что философия Аристотеля в основном истинна и ее идеи можно использовать в построении и обосновании христианского мировоззрения («Лучше понимать, чем просто верить»). Философия и религия имеют ряд общих положений, которые открываются как разумом, так и верой.

    Дунс Скот (1265-1308 гг.)

    автор трактата «О первоначале», профессор Оксфордского университета, член ордена францисканцев;
    возглавил часть схоластов, разочаровавщихся в способности разума служить вере, так как под видом оправдания христианских истин в богословие проникают ереси;
    разделил предмет богословия и философии: предмет богословия – это Бог, предмет философии – бытие, постигаемое чувствами;
    общее не есть продукт только ума, оно имеет основание в самих вещах; в познании подчеркивал активность души.



    написать администратору сайта