Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

  • С 1990 г. по 2002 г. число конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного – новые религиозные движения.

  • Вторая серьезнейшая проблема

  • 1.3. Роль религии в обществе 1.Свобода вероисповедания в опасности

  • Религия развивает цивилизацию.

  • Религия защищает демократию.

  • Религия сохраняет свободу.

  • Религии несут ответственность перед своими правительствами.

  • проект по обществознанию Платоновой Анны. Средняя общеобразовательная школа 3 г. Облучье


    Скачать 92.29 Kb.
    НазваниеСредняя общеобразовательная школа 3 г. Облучье
    Дата24.04.2022
    Размер92.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект по обществознанию Платоновой Анны.docx
    ТипЗадача
    #492748

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Облучье” имени

    Героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского

    ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    Роль и место религии в современной России

    По Обществознанию

    Ученицы

    9 “A” класса

    Платоновой Анны Дмитриевны

    Руководитель проекта:

    Смородникова Виктория Петровна

    Учительница по Обществознанию

    г. Облучье

    2022 г.


    Паспорт проекта



    Название проекта

    Роль и место религии в России

    Руководитель проекта

    Смородникова Виктория Петровна

    Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту

    Обществознание

    Кто работал над проектом

    Платонова Анна Дмитриевна

    Тип проекта

    Исследовательская работа

    Цель проекта

    Изучить роль и место религии в России

    Задача проекта

    Раскрыть понятие «Религия»

    Определить степень влияния роли и места религии в России

    Провести анкетирование в 9-10 классах

    Составить рекомендации для учителей и родителей по контролю воздействия религии в России

    Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы)




    Предполагаемый продукт

    Презентация. Брошюра








    Содержание


    Оглавление……………………………………………………………………………………………………………………….

    Введение…………………………………………………………………………………………………………………………..

    Глава 1 Роль и место религии в России......................................................................................

      1. Понятие религии и виды………….…………………………………………………………………………..

      2. История возникновения религии в России………………………………………………………….

      3. Роль религии в обществе……………………………………………………………………………………..

    Глава 2 Влияние религии на социализацию подростков………………………………………………..

    2.1. Влияние религии на нравственность подростков………………………………………………

    2.2. Психологическое воздействие на подростков……………………………………………………..

    2.3. Анкетирование и анализ влияние религии на учащихся 9-10 классов……………….

    Заключение……………………………………………………………………………………………………………………...

    Список литературы………………………………………………………………………………………………………….




















    Введение


























    Цель проекта: Изучить роль и место религии в России.

    Объект исследования- Учащиеся 9-10 классов в возрасте 15-16.

    Предмет исследования-Религия как средство воздействия на учащихся и подростков.



    Задачи проекта:

    1.Раскрыть понятие «религии»;

    2.Определить степень влияния религии на подростков ;

    3.Провести анкетирование в 9-10 классах;

    4.Составить рекомендации для учителей и родителей по контролю воздействия религии в России.

    Методы исследования :

    1.Анкетирование

    2.Опрос

    3.Анализ полученных данных

    Практическая значимость исследования:

    Результаты исследования можно использовать в учебной работе учащимися и родителями.





















    Глава 1.

    Роль и место религии в России

      1. Понятие и виды религии

    Религия- определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община), а так же особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

    С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием непосредственного божественного воздействия на пророков. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

    Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, даосизм, буддизм, джайнизм. Религии этого вида называют этическими.

    Существует множество теорий возникновения религий, среди которых находятся:

    1. Религиозная- это когда человек был создан Богом и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

    2. Промежуточная- это опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате аврамических религий о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э.Лэнгом, впоследствии получила своё развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога».

    3. Эволюционная- это вера в сверхъестественное возникает при определённом уровне развития мозга в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии). Кроме того, развитие религиозного сознания укрепляло нравственные устои в социуме, повышая тем самым его стабильность, что, в свою очередь, давало конкурентное преимущество и закреплялось естественным отбором среди социумов.

    1.2. История возникновения религии в России


    В современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного. Итак, число россиян, называющих себя верующими, неуклонно растет с середины 1990-х гг.

    Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Абсолютное большинство назвавших себя верующими (не меньше 65%) считают себя православными

    При этом для большей части опрошенных православие – это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция
    При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет – 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. С другой стороны, принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой для россиян в их повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям вероучения. Так, 20% православных верят в приметы, 11% - в некую сверхъестественную силу, 6% - в колдовство, магию, 2% - в переселение душ, треть православных верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели еще выше.Такая мозаичность религиозного сознания, вероятно, является наследием «религиозного бума» начала 1990-х гг. и демонстрирует наличие в мировоззренческих ориентациях россиян мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.


    Особенностью современной ситуации является феномен «веры без религии»: достаточно большая группа россиян (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, но при этом они не являются сторонниками определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также людей с высшим образованием. Вероятно, именно им наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институционализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения.

    Что касается численности практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, есть только данные экспертной оценки. По данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих – от православных до представителей новых религиозных движений – 12-24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ – в пределах 3-15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники – меньше  1 млн человек



    Основная часть верующих объединена с правовой точки зрения в религиозные организации, с помощью которых и осуществляется их взаимодействие с государством. По данным Минюста на 1 января 2009 г., среди религиозных организаций преобладает с большим отрывом РПЦ (71%), затем следуют мусульманские (11,7%) и протестантские религиозные организации (2-7%). 3% составляют разноплановые новые религиозные движения. Старообрядческие,католические, иудаистские и буддийские организации cоответственно занимают около 1%.

    С религиозными организациями связаны две большие проблемы: деятельность новых религиозных движений (НРД), часть которых, в силу либо молодости и эксцентричности своего религиозного направления, либо в силу изначально заложенного деструктивного потенциала, часто наносят ущерб физическому и психическому здоровью граждан; и деятельность экстремистских организаций, причисляющих себя к сформировавшимся и респектабельным религиям (исламу, христианству и т. д.).

    Новые религиозные движения, присутствующие в России, можно условно разделить на три группы.

    1. Движения, которые в религиоведении лишь условно относятся к «новым» (поскольку ученые не могут однозначно отнести их к какой-либо сложившейся религии), типа Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), которые появились в XIX в. на базе протестантизма, веры Бахаи, которая появилась тогда же на базе ислама и которую можно уже считать отдельной мировой религией, а также Международное общество сознания Кришны, которое в современном виде появилось в ХХ в., но генетически связано с древней индуистской традицией гаудиа-вайшнавизма.

    2. Новые религиозные движения, впервые возникшие в последние 100-150 лет, в основах вероучения не соотносимые методологически ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, впервые привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Церковь саентологии, Церковь Объединения Сан Мен Муна и некоторые другие.

    3. Новые религиозные движения отечественного происхождения, также впервые возникшие или структурно оформившиеся в нашей стране в последнее десятилетие. Наиболее крупными из них являются последователи П.К. Иванова (ивановцы), Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое Братство – Юсмалос, Бажовское движение и некоторые другие.

    С 1990 г. по 2002 г. число конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного – новые религиозные движения.


    Следует отметить, что интерес к НРД, по сравнению с 1990-ми гг., среди российских граждан падает, последователей этих многочисленных направлений насчитывается не более 300 тыс. Проблема с контролем жестко организованных НРД заключается в том, что, как замечает доцент кафедры религиоведения РАГС В.В. Кравчук, статья 14 Закона о свободе совести указывает недостаточно конкретные основания для ликвидации, которые могут быть применимы к большинству т. н. «традиционных» религий. Например, «принуждение к разрушению семьи» может быть нивелировано существованием института монашества в большинстве мировых религий; «нанесение ущерба собственному здоровью» (например, в результате поста, умерщвления плоти и т. д.) является добровольным выбором верующего, имеющего, согласно нормам других законов, полное и неотъемлемое право самому определять, как распоряжаться своим  телом и душой.

    Ущерб психическому здоровью также практически не доказуем, поскольку проявление религиозного чувства в любой религии может быть связано с представлениями, воспринимаемыми со стороны как фантазия, бред и т. п. Наличие трансовых состояний отмечается в шаманизме и в буддийском направлении Ваджраяна, существенно повлиявшем на традиционный для России тибетский буддизм; почитание гуру есть в респектабельной индуистской традиции шиваизма; жесткую организованность можно при желании инкриминировать и римско-католической церкви; мелочная регламентация жизни, в том числе интимной, есть в ультраортодоксальном направлении иудаизма и т. д. Наконец, откровенно сектантские группировки, оппозиционные и обществу, и государству, есть и в Русской православной церкви, и в других «традиционных» организациях, и к ним далеко не всегда применяются какие-то санкции.

    Провести же четкую грань между экстремизмом отдельных лиц и экстремизмом, как неотъемлемой частью системы, далеко не всегда возможно.

    Даже в тех случаях, когда организация действительно имела и имеет достаточно выраженные экстремистские проявления, собрать адекватную доказательную базу крайне сложно и не всегда возможно. Чаще всего, как отмечает В. Кравчук, потерпевшие, даже покинувшие организацию, предпочитают не иметь дела со следственными и судебными органами.

    Наконец, с НРД связана сложнейшая проблема: разрешение противоречий между уважением права каждого человека на свободу совести и недопущением дискриминации по религиозному признаку, с одной стороны, и защитой национально-культурной самобытности страны и преодоление экстремистских, деморализующих, иных антисоциальных тенденций в религиозной сфере в целом и в НРД в частности – с другой стороны.

    В связи с НРД отметим деятельность протестантских объединений, насчитывающих, как было указано выше, около 1,5 млн последователей. От НРД протестанты существенно отличаются тем, что принадлежат к привычной для России религии – христианству, поэтому для русских людей не возникает такого резкого ценностного разрыва, как при вступлении в НРД. Христианские нормы остаются в целом теми же, что у православных. Разница обнаруживается в практическом богословии: для протестанта большее, чем для православного, значение имеет активное миссионерство и социальная активность. Большинство протестантских организаций активно занимаются благотворительностью.

    Сходная с НРД проблема «американизации» или «кореизации» стоит довольно остро, однако осознается протестантами в гораздо большей мере, чем представителями новых религиозных движений: представители протестантских течений стремятся получить образование (все чаще — гуманитарное), изучать культуру и традицию России, чтобы трансформировать свое практическое богословие под русские особенности, налаживают отношения с Русской православной церковью и другими «традиционными» религиозными объединениями. Проблема иностранного финансирования также остается нерешенной, однако с 2001 г., по данным Федеральной службы безопасности, по инициативе отечественных протестантов прекратились внушительные пожертвования для централизованных организаций.

    Вторая серьезнейшая проблема — это экстремизм внутри сложившихся религиозных традиций. Для России остро стоит проблема экстремизма среди исламистских группировок. Это ярко проявляется в северокавказском регионе.
    Пришедшие на «постперестроечной волне» к власти в Чечне в начале 90-х гг. ХХ в. сепаратистски ориентированные элиты сделали ставку на идеологию «интегристского ислама», не признающего деления мусульман на расы, этносы, тейпы, другие локальные этнические и конфессиональные группы, и ставшего известным в регионе как «ваххабизм» (салафизм).

    В нынешних условиях северокавказского региона, когда сепаратисты формально разгромлены, экстремистские религиозно-политические организации, как правило, являются сетевыми структурами, не несущими никаких обязательств даже перед своими рядовыми членами, они не ограничены в выборе целей и средств.

    Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали т. н. «джамааты», которые выстроены в целом по этническому принципу и действуют в основном в рамках «своих» республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения «джамааты» пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют «молодежными джамаатами».

    Организационно структуры «молодых» копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь — как, например, у палестинского «Движения исламского сопротивления» ХАМАС. Несмотря на некоторое снижение активности террористов по сравнению с пиковым 2005 г., ситуация в северокавказском регионе продолжает оставаться сложной и в настоящее время.
    Отметим, что в связи с проблемой противодействия экстремизму возникает вопрос с экспертизой литературы, которую следует считать экстремистской.



    Проблема заключается в том, что экстремистские высказывания можно найти и в Библии, и в Талмуде, что не дает основания считать эти книги экстремистскими в целом. Кроме того, крайне важное значение имеет толкование священных текстов.

    Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 224 г. был создан Научно-консультативный совет при Министерстве юстиции РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет формируется из специалистов в области теологии, религиоведения, социологии, истории, филологии, психологии и носителей иных специальных познаний.

    Насколько активны религиозные организации в общественной, прежде всего политической жизни? Случаи баллотирования на политические посты из их среды крайне редки. Всего несколько религиозных лидеров стали главами местного самоуправления. Среди них лидируют мусульмане.



    Между тем, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Финляндии  законодательно разрешено избрание священников на государственные должности. В 1942–1944 гг. президентом Словакии был католический священник, в 2008 г. президентом Парагвая был избран бывший католический епископ, после провозглашения независимости Кипра его главой стал православный архиепископ Макариос, в 2008 г. президентом Республики Корея избран пресвитер пресвитерианской церкви Ли Мен Бак.

    Как видно на рисунке 6.6.7, количество призывов выполнять гражданский долг со стороны централизованных религиозных организаций было невысоким.


    Наибольшая активность была проявлена ими в период парламентских выборов 2007 г. и после объявления Путиным своим «преемником» Медведева, из чего можно сделать вывод о том, что политические взгляды этих организаций не самостоятельны, а основная их цель – наладить отношения с действующей властью. Более жесткая позиция отмечается у протестантов. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) декларирует свою полную лояльность власти и борется с той частью своей паствы, которая призывает к кардинальным переменам в политической системе. Резко была осуждена «оранжевая революция» на Украине в 2004 г. Заявления пастора церкви «Торжествующий Сион» А. Дзюбы о том, что в России желательна «оранжевая» революция, а в качестве лидера он видит лидера РОСХВЕ С. Ряховского, были резко пресечены данным союзом, и все церкви «Посольства Божьего» были из него исключены.


    Итак, политическая активность религиозным организациям в России в целом не свойственна. Однако это отнюдь не исключает их активности в других сферах общественной жизни. Для этой цели религиозные организации участвуют в создании формально светских общественных организаций, и здесь лидируют православные и протестанты.

    Чем же занимаются религиозные организации в России? Прежде всего они отстаивают общественную нравственность.
    С середины 2000-х гг. верующие выступают более консолидированно: были совместные протесты против гей-парада в Москве, а также против шоу «Дом–2» и телеканала «2×2». Отметим, что экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, хотя и считает, что подобные выступления верующих – это прежде всего стимул для общественной дискуссии о нравственности, чем непреложная истина, все же в целом положительно относится к подобной деятельности.


    Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
    1.3. Роль религии в обществе

    1.Свобода вероисповедания в опасности. Восемьдесят четыре процента мирового населения относят себя к определенному вероисповеданию, однако 77 процентов населения мира живут в странах со строгими или очень строгими ограничениями свободы вероисповедания.

    2.Религия развивает цивилизацию. Многие из большинства значительных нравственных достижений западной цивилизации были вдохновлены религиозными законами и доведены до официального признания благодаря проповеди с кафедры.

    3.Религия защищает демократию. Западные общества удерживают прежде всего не всеобщее принуждение к соблюдению законов, но, что важнее всего, сами граждане, которые добровольно подчиняются законам, движимые внутренними нормами правильного поведения. Для многих именно религиозные убеждения в том, что правильно и что неправильно, а также ожидание ответственности перед высшей силой, приводят к такому добровольному самоконтролю.

    4.Религия сохраняет свободу. Религиозные ценности и политические факторы настолько тесно переплелись в процессе становления и развития западных стран, что нельзя забывать о влиянии религии на нашу общественную жизнь, не подвергая серьезной опасности все наши свободы.

    5.Религии несут ответственность перед своими правительствами. Государства крайне заинтересованы в обеспечении защиты своих границ, а также охране здоровья и безопасности граждан. Безусловно, государство имеет право требовать, чтобы все организации, в том числе религиозные, не призывали к ненависти и действиям, которые могут привести к насилию или другим преступным действиям по отношению к другим.

    Рoль peлигии в жизни кoнкpeтныx людeй, oбщecтв и гocyдapcтв нeoдинaкoвa. Дocтaтoчнo cpaвнить двyx чeлoвeк: oднoгo - живyщeгo пo зaкoнaм кaкoй-либo cтpoгoй и изoлиpoвaннoй ceкты, a дpyгoгo - вeдyщeгo cвeтcкий oбpaз жизни и aбcoлютнo индиффepeнтнoгo к peлигии. Тaк жe oбcтoит дeлo c paзличными oбщecтвaми и гocyдapcтвaми: oдни живyт пo cтpoгим зaкoнaм peлигии (дoпycтим, иcлaмa), дpyгиe пpeдлaгaют пoлнyю cвoбoдy в вoпpocax вepы cвoим гpaждaнaм и вooбщe нe вмeшивaютcя в peлигиoзнyю cфepy, a в тpeтьиx peлигия мoжeт нaxoдитьcя пoд зaпpeтoм. В xoдe иcтopии пoлoжeниe c peлигиeй в oднoй и тoй жe cтpaнe мoжeт мeнятьcя. Яpкий пpимep тoгo - Рoccия. Дa и кoнфeccии oтнюдь нe oдинaкoвы в тex тpeбoвaнияx, кoтopыe oни пpeдъявляют к чeлoвeкy в cвoиx пpaвилax пoвeдeния и кoдeкcax мopaли. Рeлигии мoгyт oбъeдинять людeй либo paзъeдинять иx, вдoxнoвлять нa coзидaтeльный тpyд, нa пoдвиги, пpизывaть к бeздeйcтвию, пoкoю и coзepцaнию, cпocoбcтвoвaть pacпpocтpaнeнию книжнocти и paзвитию иcкyccтвa и в тo жe вpeмя oгpaничивaть кaкиe-либo cфepы кyльтypы, нaклaдывaть зaпpeты нa oтдeльныe виды дeятeльнocти, нayки и т.д. Рoль peлигии вceгдa нeoбxoдимo paccмaтpивaть конкретно как роль дaннoй peлигии в дaннoм oбщecтвe и в oпpeдeлeнный пepиoд. Еe poль для вceгo oбщecтвa, для oтдeльнoй гpyппы людeй или для кoнкpeтнoгo чeлoвeкa мoжeт быть paзличнa. Вмecтe c тeм мoжнo гoвopить, чтo peлигии oбычнo cвoйcтвeннo выпoлнять пo oтнoшeнию к oбщecтвy и oтдeльным личнocтям oпpeдeлeнныe фyнкции.

    Вo-пepвыx: peлигия, являяcь миpoвoззpeниeм, т.e. cиcтeмoй пpинципoв, взглядoв, идeaлoв и yбeждeний, oбъяcняeт чeлoвeкy ycтpoйcтвo миpa, oпpeдeляeт eгo мecтo в этoм миpe, yкaзывaeт eмy, в чeм cocтoит cмыcл жизни.

    Вo-втopыx: (и этo cлeдcтвиe пepвoгo), peлигия дaeт людям yтeшeниe, нaдeждy, дyxoвнoe yдoвлeтвopeниe, oпopy. Сoвepшeннo нe cлyчaйнo люди чaщe вceгo oбpaщaютcя к peлигии в тяжeлыe мoмeнты cвoeй жизни.

    В-тpeтьиx: чeлoвeк, имeя пepeд coбoй нeкий peлигиoзный идeaл, внyтpeннe мeняeтcя и cтaнoвитcя cпocoбeн нecти идeи cвoeй peлигии, yтвepждaть дoбpo и cпpaвeдливocть (тaк, кaк пoнимaeт иx дaннoe yчeниe), cмиpяяcь c лишeниями, нe oбpaщaя внимaния нa тex, ктo ocмeивaeт или ocкopбляeт eгo. (Кoнeчнo, дoбpoe нaчaлo мoжнo yтвepждaть лишь в тoм cлyчae, ecли вeдyщиe чeлoвeкa пo этoмy пyти peлигиoзныe aвтopитeты caми чиcты дyшoй, нpaвcтвeнны и cтpeмятcя к идeaлy.)

    В-чeтвepтыx: peлигия yпpaвляeт пoвeдeниeм чeлoвeкa чepeз cвoю cиcтeмy цeннocтeй, мopaльныx ycтaнoвoк и зaпpeтoв. Онa мoжeт cyщecтвeннo влиять нa бoльшиe cooбщecтвa и цeлыe гocyдapcтвa, живyщиe пo зaкoнaм дaннoй peлигии. Кoнeчнo, нe cтoит идeaлизиpoвaть пoлoжeниe: пpинaдлeжнocть к caмoй cтpoгoй peлигиoзнo-нpaвcтвeннoй cиcтeмe нe вceгдa yдepживaeт чeлoвeкa oт coвepшeния нeблaгoвидныx дeйcтвий, a oбщecтвo oт бeзнpaвcтвeннocти и пpecтyпнocти. Этo пeчaльнoe oбcтoятeльcтвo ecть cлeдcтвиe cлaбocти и нecoвepшeнcтвa чeлoвeчecкoй нaтypы (или, кaк cкaзaли бы пocлeдoвaтeли мнoгиx peлигий, «пpoиcки caтaны» в чeлoвeчecкoм миpe).

    В-пятыx: peлигии cпocoбcтвyют oбъeдинeнию людeй, пoмoгaют cклaдывaнию нaций, oбpaзoвaнию и yкpeплeнию гocyдapcтв (нaпpимep, кoгдa Рycь пepeживaлa пepиoд фeoдaльнoй paздpoблeннocти, oтягoщeнный инoзeмным игoм, нaшиx дaлeкиx пpeдкoв oбъeдинялa нe cтoлькo нaциoнaльнaя, cкoлькo peлигиoзнaя идeя - «вce мы - xpиcтиaнe»). Нo тoт жe caмый peлигиoзный фaктop мoжeт пpивoдить к paздeлeнию, pacпaдy гocyдapcтв и oбщecтв, кoгдa бoльшиe мaccы людeй нaчинaют пpoтивocтoять дpyг дpyгy пo peлигиoзнoмy пpинципy. Нaпpяжeннocть и пpoтивocтoяниe вoзникaeт и тoгдa, кoгдa из кaкoй-нибyдь цepкви выдeляeтcя нoвoe нaпpaвлeниe (тaк былo, нaпpимep, в эпoxy бopьбы кaтoликoв c пpoтecтaнтaми, вcплecки кoтopoй oщyщaютcя в Евpoпe и пo ceй дeнь). Сpeди пocлeдoвaтeлeй paзныx peлигий пepиoдичecки вoзникaют кpaйниe тeчeния, члeны кoтopыx cчитaют, чтo тoлькo oни живyт пo бoжecким зaкoнaм и пpaвильнo иcпoвeдyют cвoю вepy. Нepeдкo эти люди дoкaзывaют пpaвoтy жecтoкими мeтoдaми, нe ocтaнaвливaяcь пepeд тeppopиcтичecкими aктaми. Рeлигиoзный экcтpeмизм к coжaлeнию, ocтaeтcя и в XX в. дoвoльнo pacпpocтpaнeнным и oпacным явлeниeм - иcтoчникoм oбщecтвeннoй нaпpяжeннocти. В-шecтыx: peлигия являeтcя вдoxнoвляющим и coxpaняющим фaктopoм дyxoвнoй жизни oбщecтвa. Онa cбepeгaeт oбщecтвeннoe кyльтypнoe нacлeдиe, пoдчac бyквaльнo пpeгpaждaя дopoгy вcякoгo poдa вaндaлaм. Хoтя цepкoвь чpeзвычaйнo нeвepнo вocпpинимaть кaк мyзeй, выcтaвкy или кoнцepтный зaл; пpиeзжaя в любoй гopoд или в чyжyю cтpaнy, вы нaвepнякa oдним из пepвыx мecт пoceтитe xpaм, кoтopый вaм c гopдocтью пoкaжyт мecтныe житeли. Обpaтитe внимaниe, чтo caмo cлoвo «кyльтypa» вocxoдит к пoнятию кyльт.


    написать администратору сайта