Реферат по технологии делового взаимодействия. рефера232т. Средства речевой выразительности
Скачать 70.59 Kb.
|
Градация (лат. adatio – постепенное возвышение) – стилистический прием расположение слов и выражений, а также средств художественной выразительности по возрастающей или убывающей значимости: Нет, был бы он невыносимо страшен, Удел земной, не будь всегда при нас Ни детства дней, ни молодости нашей, Ни жизни всей в ее последний час. (А. Твардовский) К фигурам переосмысления можно отнести и риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя: Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? (А.С. Пушкин) Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! (И. Мятлев) Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев) Таким образом, стилистические фигуры – это обобщенное название стилистических приемов, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического употребления» и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. В стилистических (или риторических) фигурах используются стилистические возможности синтаксиса. Стилистические фигуры делятся на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки. Особняком стоят такие риторические фигуры, как оксюморон, гипербола, градация, тесно связанные с лексическим значением входящих в фигуру слов. Отдельные исследователи (например, Е.А. Зинина) относят их к лексическим средствам. Морфологические средства выразительности Морфологические средства выразительности – категориальные грамматические средства (в частности, частеречные), средства формообразования слов различных частей речи. Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Например: насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текста существительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы и т. д. Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся: 1. Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин) Формы глаголов настоящего времени в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.
Форма повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности. Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола... Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин) Употребление форм множественного числа прошедшего времени глаголов-сказуемых вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному как неопределенное. 2. Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:
Использование большого количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.
В данном стихотворении из-за отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало; преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.
Многократное использование междометий передает чувство восторга лирического героя и придает тексту особую художественную образность и выразительность. пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь) С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов передается ироническое и презрительное отношение Н. В. Гоголя к дамам города N. Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М. Достоевский) С помощью уничижительного суффикса -ишк- передается презрительное отношение изображаемого писателем персонажа к окружающему миру, а сам текст приобретает яркую, образную выразительность. Функциональные стили и их отношение к выразительности речи. Выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью. В каждом из функциональных стилей выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяются специфическими особенностями того или иного стиля. Так, ярким средством выразительности в разговорном стиле является интонация, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме. Немаловажную роль играют здесь и паралингвистические средства. В качестве выразительных средств в литературно-художественном и публицистическом стилях широко используются тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской, что в максимальной степени способствует реализации одной из основных функций этих стилей. Для научной же и официально-деловой речи употребление таких единиц не характерно, так как они не способствуют точности изложения. Выразительность научной речи достигается благодаря наиболее подходящему слогической точки зрения расположению слов, словосочетаний, предложений и целых частей высказывания, благодаря четкости, строгости, ясности синтаксических конструкций, точности и логичности изложения. Изобразительно-выразительные средства могут использоваться в научно-популярном подстиле, в произведениях гуманитарных наук. Настоящий популяризатор, по справедливому мнению Д.И. Писарева, "непременно должен быть художником слова". В научном стиле наиболее употребителен прием сравнения как одна из логических форм мышления. В устном научном изложении могут использоваться в качестве средства выразительности метафоры. Обычно же метафоры в научном стиле являются одним из средств наименований предметов или явлений в тех случаях, когда в науке еще не закрепился специальный термин для их обозначения: хрупкость металла, возбуждение атома, язык электронно-вычислительной машины, черная дыра и т.п. По мере того, как литературные слова превращаются в термины, их метафоричность стирается и постепенно исчезает. Демиетафоризация это системная черта научного стиля. В официально-деловом стиле средства выразительности неупотребительны, поскольку они противопоказаны таким особенностям данного стиля, как точность, не допускающая двояких толкований, официальность и бесстрастность изложения. Хотя в смешанных жанрах, в частности, в жанрах, подверженных влиянию публицистического стиля (в дипломатических документах, коммюнике, обращениях, праздничных приказах и т.д.) использование средств выразительности допускается. Но в целом официально-деловой стиль не способствует поддержанию речевой выразительности. Более того, он является основным источником речевых штампов и канцеляризмов, ослабляющих ее. Наиболее широкое применение выразительные средства находят в литературно-художественном и публицистическом стилях. В художественной литературе средства выразительности выполняют эстетическую функцию; речевая выразительность здесь один из главных приемов воздействия на читателя. В художественном произведении любая языковая единица может стать стилистически значимой, превратиться в средство художественной изобразительности и выразительности. Под пером писателя слово каждый раз как бы рождается заново; отражая особенности индивидуально-авторской манеры, оно всегда должно быть свежим и неповторимым. Художник слова творчески преображает единицы языка, расширяя рамки привычных способов отбора и соединения слов, приемов использования синтаксических конструкций и интонаций, и таким образом обогащает речь средствами выразительности. Образцовые художественные тексты, изучение особенностей употребления в них языковых единиц помогают овладеть выразительными возможностями языка1. Усилению речевой выразительности способствует также публицистический стиль с его стремлением к экспрессивности высказывания, оживлению повествования свежими словесными оборотами. Публицисты, как и писатели, постоянно ищут образные средства, используют языковые единицы, позволяющие не только назвать предмет, его действие, свойство и т.д., но и выразить определенное отношение к этому предмету или явлению, привлечь внимание адресата; прибегают к таким приемам использования языковых единиц, которые максимально способствуют реализации функции воздействия. Для публицистики (особенно для таких ее жанров, как очерк, фельетон), так же, как и для художественной речи, характерны индивидуальные приемы использования языковых средств. Правда, стремление к выразительности в публицистике (особенно в газетной) нередко превращается в свою противоположность является одной из причин порождения штампов, так как необычное слово, выражение, конструкция, удачные с точки зрения критериев выразительности, подхватываются многочисленными корреспондентами и в результате частого употребления (иногда неуместного) очень быстро утрачивают свою новизну, образность, превращаются в речевые стандарты, например, употребление в настоящее время сочетаний типа белое золото, справлять новоселье, цех здоровья, люди в белых халатах и т.п. Штампы, шаблоны, злоупотребление профессиональной лексикой на страницах газет ослабляют мобилизующую силу слова, его общественное воздействие. 3.Заключение. Нет сомнения, что сила слова велика. Известно предание о том, как однажды египетский фараон поучал своего сына: «Будь искусным в речах, сын! Слово сильнее, чем оружие!» Это было более четырёх тысяч лет назад, но, согласитесь, справедливо и сегодня! Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка. Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы. Подводя итоги, следует отметить, что был изучен, проанализирован, систематизирован определенный объём литературных источников. Мне представляется, что материалы работы могут быть востребованы как дополнительная литература в исследовательских целях для написания рефератов, докладов по данной тематике в аудитории: учащийся, студент. Список использованных источников Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2010. – 512 с. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 448 с. Головин И.Б. Основы культуры речи. - Спб: Слово, 1983 4. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков – 2013 5. Малащенко В.П., Колесников Н.П., Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-273 с. 6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. - М.: Знание, 1987 7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 1991 8. Русский язык: Государственная итоговая аттестация. 2012 г. Изложение. Сочинение: учебное пособие / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, О.А.Сунцова. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012» 9. Русский язык и культура речи. Учебник для ВУЗов под ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяева – 2010 10. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: "Просвещение", 2014 11. http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html 12. http://hallenna.narod.ru/sr_va_vyrazit.html 13. http://bodnia.ru 1 |