анализ культурологии в дизайне. срсп 1. Срсп 1 Проанализируйте значение культурологии в вашей будущей профессии
Скачать 16.57 Kb.
|
Кунаева.А АД19-4 СРСП №1 1.Проанализируйте значение культурологии в вашей будущей профессии. В современном мире культурология может стать методологической основой теории и практики дизайна. Прежде всего, культурология, дающая целостные основания осмысления процессов и продуктов дизайна. Использование культурологических концептов семиосферы, хронотопа, повседневности, диалога в авторских проектах разных лет подтверждает возможность плодотворного взаимодействия теории и практики дизайна и исследований культуры. Для теории дизайна, к какой бы сфере она себя ни относила, это, по большому счету, означает стагнацию, поскольку не приближает будущего специалиста ни к анализу проектного мышления, ни к пониманию социокультурной специфики продукта. Практики указывают на необходимость считаться не только с психологическим состоянием, но и с духовно-ценностной шкалой адресатов дизайна. Гипотеза в том, что дизайн вполне может быть перемещен из предметного поля искусствоведения в сторону культурологии, которая понимается как особый тип мышления о феноменах и артефактах культуры, репрезентирующих информацию о своем создателе и носителе. Это возможно, в особенности, если учесть творческую и эстетическую. Природу дизайн-деятельности как активности, обеспечивающей хотя бы небольшую гуманизацию и гармонизацию современного предметного мира, а также «встречное движения» культурологов в сторону прикладных исследований. Культурологический подход в дизайне. Вместе с тем в сфере дизайна формируется так называемый культурологический подход, рассматривающий дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры. В данном контексте дизайн воспринимается как деятельность, направленная на интеграцию материальной и художественной культуры. При этом предыстория дизайна относится к сфере ремесленного и народного творчества. В рамках культурологического подхода закономерен возросший интерес к традиционному предметному миру материальной культуры. Таким образом, наступление техномира на природные и культурные ценности, кризис «интернационального стиля» обусловили возросший интерес к материальному миру как отражению культурных традиций, его этнокультурному своеобразию. Специалисты видят в этом один из возможных путей гуманизации современной предметно-пространственной среды, придания ей культурной и духовной осмысленности. В настоящее время проблемы культурной идентичности заняли одно из ведущих мест в сфере практического и теоретического развития проектной культуры. Особое внимание уделяется вопросам, так или иначе связанным с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. И подобный интерес - не анахронизм, не простое увлечение фольклором. 2. Типология культуры: понятие типа культуры, историческая типология культур, линейный и локальный подход. Культурный мир многообразен. На сегодняшний день существует множество самых разных культур, и каждая из них уникальна. Например, мы одновременно выступаем носителями национальной, профессиональной, духовной, социальной и прочих культур. Как разобраться во множестве проявлений культуры? Как грамотно оценивать культурное разнообразие и быть готовым к взаимодействию с представителями других культур? В культурологии эта проблема решается с помощью понятий «тип культуры» и «типология культуры». Понятие «тип культуры» представляет собой форму, для которой свойственны конкретные характеристики, черты, признаки культуры. Типология культуры – это способ выявления и обозначения культурных типов исходя из того или иного основания. Она позволяет нам систематизировать многочисленные проявления культуры, классифицировать культурные практики. Применяя понятие «тип культуры» мы можем лучше разбираться в многообразии культурных форм, давать характеристики разным культурам, а также видеть общее и различное в них. Все это служит более глубокому познанию культуры и упорядочиванию информации о ней ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Кратко типология культуры обязательно включает в себя исторические типы, которые образованы исходя из деления истории на конкретные эпохи. В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее. В целом, для исторического типа культуры характерны многие черты, которые свойственные исторической эпохе – античной, средневековой или современной. При этом каждый исторический тип обладает особым культурным своеобразием и характеризуется собственными чертами. В современной культурологии сложились три основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия социокультурных миров. 1-й подход- Линейный или линейно-прогрессистский подход –в его основе лежит историческая типология культуры. Этот подход тесно связан с философскими концепциями истории. Линейная типология устанавливает исторические временные отрезки – периоды, которые расчленяют время, представляя его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. 2-й подход– Локальный подход. В середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация, связанная с открытиями в археологии, этнографии, антропологии, языкознания и других конкретных гуманитарных науках. Они совершались как в историческом времени, так и недоступных раньше пространствах, где путешественники – ученые находили «затерянные миры». Этот процесс начался с колонизации Европой Африки, Америки и Австралии. Устойчивый интерес ученых, а также успехи в изучении и попытки адекватного понимания этих примитивных культур поставили перед наукой задачу выстраивания новой, более дифференцированной и точной картины развития мировой культуры в самом широком пространственном и мировом масштабах. Укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности, самоценности разных народов подкреплялись растущим этнографическим материалом, с одной стороны, с другой стороны, – стремлением ученых представлять культурологические и исторические социальные процессы по типу биологических. На философию и социологию оказали сильное влияние биологические науки, которые переживали в этот период бурный рост. Философы полагали, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти. |