Главная страница

становление казахской философии. «Становление и развитие казахской философии» ТБ 21-21. Становление и развитие казахской философии


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеСтановление и развитие казахской философии
Анкорстановление казахской философии
Дата30.09.2022
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла«Становление и развитие казахской философии» ТБ 21-21.pptx
ТипИзложение
#707073

«Становление и развитие казахской философии»

Группа ТБ 21-21

Подготовили студенты: Абдимумин Мерей

Аманкылышкызы Асемай

Ондасынова Жамила

Жомарт Ажар

Введение

  • Всем известно, что казахская культура возникла на стыке древнетюркской и арабо-мусульманской цивилизаций, поэтому будет справедливым, если изложение истории философии и содержание этической мысли казахского народа начнем с личности Аль-Фараби (870-950 гг.), творческое наследие которого является общим достоянием всего тюрко-арабского мира.
  • Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля). В трудах Аль-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. Ученый высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Ученый утверждает, что ключ к достижению цели находится в руках самого человека, постоянного духовного самосовершенствования человек может достичь только в процессе постижения истины, путем окружающего мира (Трактат «Пути достижения счастья»). По мнению мыслителя, чтобы жители города (полиса) были счастливы, ими должен управлять мудрый, справедливый, добродетельный, широкообразованный, смелый, мудрый правитель.
  • Юсуф Баласагуни (XI в.) – гениальный мыслитель, поэт-философ, имя которого известно всему миру и почитаемо в тюрко-исламском мире. Миру известен его знаменитый труд «Кутадгу билик», в котором он сумел показать, что нравственные принципы, обычаи и традиции тюрков находятся на самом высоком уровне требований своего времени. Главная идея поэмы «Благодатное знание» зиждется на четырех принципах: первый – необходимость справедливости для правильного управления государством; второй – благополучие и богатство для страны и ее подданных; третий – принцип человеческого разума; четвертый – принцип умеренности, скромности.
  • Не менее знаменитым является личность Махмуда Кашгари (1029—1101 гг.). Ученый-энциклопедист, установивший родство тюркских языков и наметивший основные черты фонетического соответствия между ними. Махмуд Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. М. Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. «Словарь тюркских наречий» — общее духовное наследие всех тюркоязычных народов.
  • Широкое распространение идеи мира среди казахов связано с именем мудрейшего мыслителя, философа и путешественника XY века, ставшего легендарным Асана-Кайгы (XY в.), который на белой верблюдице в поисках «жерұйық» (сказочная страна, где люди живут счастливо) начинает путешествие. Объезжая казахские степи, горюет о страданиях и тяжелой жизни казахского народа, думает об облегчении его участи, поэтому в народе он остался как Асан Горемычный (Печальный). Асан Кайгы был советником и влиятельным бием первых мятежных казахских султанов Джанибека и Керея. В своих философских размышлениях одобрял ханскую власть, стоял у истоков образования Казахского ханства, был заинтересован в укреплении обороноспособности государства, объединении разрозненных казахских племен и родов и создании централизованного государства.
  • Мухаммед Хайдар Дулати (1499 г.-1551г.),был хорошим знатоком истории Могулистана, Казахстана и Средней Азии.В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди», на персидском языке, опираясь на передававшиеся из поколения к поколение рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке.
  • Представители общественной мысли XIX-XX вв. Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, их идеи и взгляды были направлены на рассмотрение проблем о земле, обучении грамоте людей, решении бедственного положения казахского народа периода колониальной зависимости от царской России.
  • Известный казахский ученый, историк, этнограф, географ, просветитель Чокан Чингизович Валиханов (1835-1865 гг.) — принесший мировую славу Казахстану своим знаменитым трудом «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу», переведенной на английский язык в XIX в. и рядом других научных трудов. Чокан Валиханов занимался вопросами защиты прав людей, особенно представителей народов, входивших в состав Российской империи на положении колонии. Философские произведения ученого: «Записки о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи» и др. Огромен вклад ученого Ч.Ч. Валиханова в науку и культуру Казахстана.
  • Огромен интерес мировой общественности к личности Абая Кунанбаева (1845-1904 гг.) – выдающегося философа, гуманиста, поэта, мыслителя, который продолжал развивать и проповедовать философию благородства и гуманизма. Поэт не писал специально философско-этических произведений, не создавал философской системы, однако его стихотворения в прозе, так называемые «Слова-назидания», во многом посвящены вопросам нравственности и человечности. Главной проблемой в философии Абая является проблема человека. «Человек человеку – друг, писал Абай в «Слове тридцать четвертом». – Зная, что жизнь коротка, стоит ли злословить, враждовать, завидовать друг другу. Это ничего не дает человеку», — заключает он свою мысль. «Будьте людьми», — завещал великий поэт потомкам, и это говорит о том, что Абай выше всего на свете ценил человечность.
  • Последователь великого поэта Абая, его племянник Шакарим (1858-1931 гг.), посвятил все свое творчество служению народу. Шакарим много размышлял о человеческом поведении. Он объясняет, что суть человечности – это принести пользу людям, творить добро. Для этого человек должен очиститься от собственных недостатков, жить с незапятнанной совестью, достойной подражания. По мысли автора, содержание совести человека составляют скромность, справедливость и доброта.
  • Общественная мысль первой четверти XX века ознаменовалось значительным ростом общественной мысли Казахстана. Проблемы поднимались лучшими представителями нации в переходный период от царского колониального гнета к тоталитарной власти, достигли уровня грамотно обоснованных, всеобъемлющих политических требований. Самую передовую часть национальной интеллигенции представляли: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгыров, М.Жумабаев, М.Чокай и др.
  • Движение «Алаш», которое создал и возглавил Алихан Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельного степного бытия. А.Букейханов стал продолжателем политики хана Абылая и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории.
  • Ахмет Байтурсынов (1873-1938 гг.) был одним из лидеров партии «Алаш», первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен, подчеркивал, что судьба народа напрямую связана с его языком. Эти идеи он доказывал своими делами. Создал казахский алфавит и основу современной казахской грамматики. В своих трудах поднимал идеи свободы, национального освобождения и гражданского обустройства общества, боролся против колониальной политики царизма.
  • Султанмахмут Торайгыров (1893-1920 гг.) — поэт, писатель и философ. На вопросы о человеке и смысле жизни, отвечал, что человек – детище Солнечной системы и земного шара, а не раб божий. Разум и мысли человека достаточны для раскрытия тайн природы. Создатель первых романов – в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.

Заключение

  • Философия средневекового Казахстана, была насыщена идеями национальной государственности. В XYIII веке получили широкое распространение в народе социально-философские воззрения на судьбу родной земли, государство, национальный вопрос и подрастающее поколение.
  • Представители общественной мысли XIX-XX вв. Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, их идеи и взгляды были направлены на рассмотрение проблем о земле, обучении грамоте людей, решении бедственного положения казахского народа периода колониальной зависимости от царской России.


написать администратору сайта