Главная страница
Навигация по странице:

  • Западноевропейское просвещение Шарль Луи де Секонда, барон де Ла-Бред и де Монтескьё

  • Политико-правовое учение

  • Александр Николаевич Радищев

  • Литературная и издательская деятельность

  • Арест и ссылка 1790—1796 гг.

  • история семинар 1. Становление Российской исторической науки в 18 первой четверти 19 веков


    Скачать 36.77 Kb.
    НазваниеСтановление Российской исторической науки в 18 первой четверти 19 веков
    Дата21.07.2022
    Размер36.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория семинар 1.docx
    ТипДокументы
    #634389

    Становление Российской исторической науки

    в 18- первой четверти 19 веков

    Российская историческая наука существует свыше 250 лет и внесла значительный вклад в развитие и углубление знаний как об истории нашей страны, так и о мировой истории в целом. Для неё характерно богатство различных школ и направлений.
    Возникновение Отечественной истории, как науки, неразрывно связано с именем Петра I. Он основал Российскую Академию наук и начал активно приглашать в Россию иностранных ученых. Эта практика продолжалась и при его преемниках. Значительный вклад в становление российской исторической науки внесли немецкие историки Г.Байер (1693-1738 гг.), Г.Миллер (1705-1783 гг.), и А.Шлецер (1735-1809 гг.). Им русская наука обязана введением в научный оборот такого исторического источника, как русские летописи. Они впервые перевели на латинский язык и издали основной массив русских летописных источников. Ф. Миллер, в частности, провёл десять дет в Сибири, где собрал, систематизировал богатейшие архивные материалы. Вклад этих ученых трудно переоценить - впервые в оборот была введена группа источников, по масштабам превосходящих хроники европейских стран; впервые Европа узнала о существовании на своих восточных границах огромной страны с богатейшей историей. Благодаря их усилиям русская наука сразу же взяла на вооружение самые передовые методы работы с источниками - сравнительный лингвистический анализ, критический метод изучения и др. Именно этими учеными и была впервые написана на основе летописных данных древнейшая история Руси, введены в оборот сведения о расселении славян, о древнейших славянских поселениях, об основании Киева, о первых русских князьях.

    Западноевропейское просвещение

    Шарль Луи де Секонда, барон де Ла-Бред и де Монтескьё — французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из зачинателей идеологии либерализма. Разработал доктрину о разделении властей. Менее известен как автор прозаических пасторалей и салонной литературы в стиле рококо.

    Биография

    Родился в родовом замке Ла-Бред под Бордо в семье чиновника из рода Секонда (гасконское дворянство мантии). В 1705 окончил колледж ораторианцев. Изучал право в Бордо и Париже.

    В 1714 году стал советником парламента Бордо. В 1715 году женился на Жанне де Лартиг (протестантского вероисповедания), которая родила ему троих детей. В 1716 после смерти дяди унаследовал должность вице-президента парламента Бордо и титул барона. Государственная служба вскоре стала его тяготить. В 1726 году, оставив должность президента парламента Бордо, посвятил себя занятиям наукой.

    За исключением недолгого увлечения светской жизнью в столице, Монтескьё вёл простую уединённую жизнь. Как владелец родового поместья, сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам версальского двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

    Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок. С октября 1728 по апрель 1731 гг. он жил преимущественно в Лондоне. Инициация в масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1729 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях[5].

    Приезжая во французскую столицу, Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы. Вёл дневник, впоследствии изданный. Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё закончил «Опыт о вкусе», посмертно опубликованный в 7 томе «Энциклопедии» (1757).
    Политико-правовое учение

    Своё центральное произведение, над которым он работал более двадцати лет, — трактат «О духе законов», — Монтескьё опубликовал в Швейцарии анонимно.

    Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Он настаивал на связи законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

    Развивая идеи Полибия, Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

    Монтескьё стоял у истоков идеи разделения властей: в любом современном государстве должны быть разделены власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом исполнительную власть возглавляет глава государства (монарх или президент).

    Значение

    Монтескьё сформулировал основополагающие принципы политического либерализма — такие, как отделение государства от гражданского общества, разделение властей, а также приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права.

    Ещё при жизни Монтескьё обрёл всеевропейскую известность как одна из ключевых фигур века Просвещения. В воззрениях Монтескьё и Джона Локка усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии. Среди непосредственных продолжателей либерального учения Монтескьё — итальянский правовед Чезаре Беккариа и шотландский экономист Адам Смит.

    Монтескьё, Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе любого современного демократического государства.

    Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г.

    Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и швейцарским социологом российского происхождения Львом Мечниковым Монтескьё был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред.

    В качестве экономиста Монтескье считается предтечей количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и др.

    Александр Николаевич Радищев — русский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

    Биография

    Детство провёл в отцовском имении на селе Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и Псалтыри. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра на Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755—1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

    В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен на Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре.

    Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

    Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Александра Николаевича Радищева.

    Служба в Петербурге

    В 1771 году Радищев вернулся на Петербург и скоро вступил на службу протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего на Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился на сестре своего друга по Лейпцигу Анне Васильевне Рубановской, а спустя два года поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Там он очень близко подружился с графом Воронцовым, который впоследствии всячески помогал Радищеву во время его ссылки в Сибирь.

    С 1780 года работал на Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил на Петербурге по адресу: Грязная улица, 14 (ныне улица Марата).

    Литературная и издательская деятельность

    Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

    В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъём во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев. В 1781—1783 годах пишет оду «Вольность», отклик на победу американской революции, затем частично включенную в «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1789 г. вступил в «Общество друзей словесных наук», оказав на него серьезное влияние. В том же году опубликовал статью «Беседа о том, что есть сын Отечества» (в журнале «Беседующий гражданин») и брошюру «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» (анонимно), посвященное другу юности.

    В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 года напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Арест и ссылка 1790—1796 гг.

    Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева — «бунтовщик, хуже Пугачева». Сохранился экземпляр книги, попавший на стол к Екатерине, которую она испещрила своими циничными ремарками. Там, где описывается трагическая сцена продажи крепостных на аукционе, Императрица изволила написать: «Начинается прежалкая повесть о семье, проданной с молотка за долги господина»[10][11]. В другом месте сочинения Радищева, где он повествует о помещике, убитом во время пугачёвского бунта своими крестьянами за то, что «каждую ночь посланные его приводили к нему на жертву бесчестия ту, которую он того дня назначил, известно же в деревне было, что он омерзил 60 девиц, лишив их непорочности», сама императрица написала — «едва ли не гистория Александра Васильевича Салтыкова»[12].

    Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

    4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог (Иркутская губерния). Но после смерти Екатерины писателя помиловали. Радищев пробыл в местах заключения 6 лет. На приказе о высылке Радищева императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».

    Созданный в ссылке Радищевым трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

    Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

    Последние годы

    После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем Воронцовым работал над конституционным проектом, озаглавленным «Всемилостивейшая жалованная грамота».

    Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири («Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему, или мало тебе Сибири?»). Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях. Неубедительность этой версии очевидна: Радищева похоронили на кладбище вблизи храма по православному обряду со священником, самоубийц в то время хоронили в специальных местах за оградой кладбища.

    В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

    Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена памятная доска.

    Философские воззрения

    Основное философское произведение — трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в илимской ссылке.

    «Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, — утверждал Радищев, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“

    Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева — позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».

    В философской литературе Радищева называют, наряду с Локком, одним из первых в числе тех, кто поставил вопрос о логическом анализе отношений, которого нет ни в аристотелевской, ни в схоластической системах логики. Суждение он называл познанием отношений, существующих между вещами. Два вида умозаключений из трёх, признаваемых им, основаны на познании характера отношений между вещами. Он их называл «уравнением» и «умозаключением по сходству». Среди законов логики на первое место Радищев ставит закон тождества, вкладывая в него общепринятое в традиционной логике содержание: в ходе рассуждения не подменять принятое содержание понятия другим каким-либо содержанием.

    Увековечение памяти

    13 июля 1984 года в честь Александра Радищева астероиду, открытому 9 августа 1978 года Л. И. Черных и Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование 2833 Radishchev.

    В честь Радищева в Москве были названы улицы Верхняя и Нижняя Радищевская. На Верхней Радищевской улице писателю был установлен памятник. Во многих городах СССР имени Радищева удостоились улицы, переулки, бульвары (см. Улица Радищева, Переулок Радищева) и поселения, такие как село Радищево (Ульяновская область), одно из городских предместий Иркутска и ряд других.

    В Санкт-Петербурге на здании по адресу улица Марата, дом 14, установлена памятная доска с текстом: «В этом доме с 1775 по 1790 год жил выдающийся революционер Александр Николаевич Радищев. Здесь он напечатал в собственной типографии книгу „Путешествие из Петербурга в Москву“».

    В память следования Радищева в сибирскую ссылку и возвращения из ссылки в 1797 году в 1952 году был установлен обелиск в селе Артын Муромцевского района Омской области. В 1967 году обелиск был также установлен в селе Фирстово Большеуковского района Омской области, в котором писатель побывал в 1790 году. В честь проезда Радищева А. Н. была переименована одна из деревень, получившая название — деревня Радищево Нижнеомского района Омской области. В 1991 году памяти А. Н. Радищева был установлен обелиск в Усть-Илимске Иркутской области.

    В Саратове именем писателя был назван музей — Государственный художественный музей имени Радищева и перед фасадом главного здания установлен Бюст А. Н. Радищева.

    В Малоярославце и Кузнецке проходят ежегодные Радищевские чтения.

    В честь писателя назван теплоход проекта 301.

    Список литературы


    написать администратору сайта