Главная страница

Практическое задание 1. Стародубцева Мария Сергеевна


Скачать 19.17 Kb.
НазваниеСтародубцева Мария Сергеевна
Дата20.12.2021
Размер19.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическое задание 1.docx
ТипДокументы
#311187

Практическое задание 1

По дисциплине: «Технологии самоорганизации»


Выполнила: Стародубцева Мария Сергеевна

Направление подготовки: Журналистика

Группа:ЖУР-Б-0-Д-2021-1


1. Жизненные цели человека определяют вектор его развития, его будущее. Это элемент, который сосредоточивает силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые задают направление Вашего движения и Вашей жизни.

Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Цели могут быть практическими, связанными с нашей общественной жизнью или профессиональной деятельностью, а могут быть нравственными или психологическими, направленными на выработку в нашем характере определенных черт, качеств или установок.

Люди ставят перед собой цели во всех сферах жизни. Но центральными, определяющими являются: «Жизненные миссии человека» — это главные, сверхдолгосрочные цели. В них заложен смысл Вашей жизни. Они должны «греть» Вас, заставлять двигаться по жизни. А выбрать их нужно еще до того, как Вы начнете определять и ставить цели более осязаемые.

2. Первое препятствие — самое «примитивное». Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими — животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что поражает самые невероятные теории о происхождении человека. Как отмечает К. Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямо, но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.

Второе препятствие к самопознанию — это эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы, которое наполняет многих людей при размышлении о всеобщей причинной предопределенности природных явлений, и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями.

Третье препятствие человеческого самопознания — по крайней мере, в западной культуре, — это наследие идеалистической философии, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего

удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, более общими препятствиями к самопознанию человека, сообразно понятиями К. Лоренца, представляется нежелание человека осознать себя частью природы, присвоение себе высшей ценности и права управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человека и природы называется антропоцентризм).

3. Нужда в самосовершенствовании обретает выражение в широком спектре мотивов. Одним из основных в психологии на стремление к самосовершенствованию (к превосходству) как мотивационную тенденцию обратил внимание А. Адлер [1995]. По его мнению, данное стремление выступает в качестве компенсаторного механизма чувства неполноценности. Другой представитель психоанализа, К. Юнг стремление к совершенствованию считает врожденным, понимая его как индивидуацию (термин К. Юнга), т. раскрытие самости [Юнг, 1983]. В гуманистической психологии мотивы самосовершенствования рассматриваются в более широком контексте самоактуализации личности. Например, в известной пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самоактуализации и соответствующие ей мотивы венчает вершину пирамиды | Маслоу.

В современной психологии описано множество мотивов, которые побуждают человека к самосовершенствованию, что обусловлено многообразием сфер, где он может проявлять себя в качестве субъекта своей жизнедеятельности. В соответствии с описанными нами ранее целями самосовершенствования, это могут быть мотивы достижения жизненных целей или некоторого идеального образа, мотивы совершенствования, приобретения или избавления от каких-то черт или качеств личности. Мотивами самосовершенствования могут быть и мотивы, характерные для других форм саморазвития, например самоутверждения. Человек может самосовершенствоваться не ради достижения какого-то идеала или приобретения какого-либо качества или умения, а ради утверждения себя в глазах других людей и в собственных глазах. В качестве специфической группы мотивов, как мы уже отмечали, выступает перфекционизм. Для перфекциониста основным мотивом является достижение совершенства и безупречности в делах, поступках, поведении, отношениях и т. Как известно, потребность в совершенстве как невротическая потребность была впервые описана К. Хорни [1993].

Опираясь на анализ литературных источников и эмпирически полученные данные, обратимся к характеристике некоторых мотивов, которые более всего побуждают личностное саморазвитие человека. Для удобства анализа попытаемся представить их в некоторой системе. Мы выделяем шесть групп мотивов. Остановимся на краткой их характеристике.

Мотивы саморазвития, связанные со стремлением походить на других людей, заслужить их любовь и признание и одновременно быть независимым.

Подражание выступает важным и действенным мотивом саморазвития, особенно на начальных его этапах. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим и т. Образцами для развивающегося человека могут стать политики, общественные деятели, известные спортсмены, актеры, родители, учителя и т. Образцом может стать саморазвитие кого-либо. Примерами могут выступить развитие физических сил и выносливости А. Суворовым, развитие ораторских способностей В. Маяковским, совершенствование способности к самоорганизации А. Любищевым и др.

Потребность в любви, признании в совокупности со стремлением к независимости выступают как одни из самых сильных мотивов человека. Вспомним строчки стихотворения Агнии Барто: «Все я делаю для мамы, для нее играю гаммы, для нее хожу к врачу, математику учу. » и т. Сила любви, побуждающая к саморазвитию, хорошо известна и взрослым людям, ее можно выразить словами поэта: «Для тебя, для тебя, для тебя самым лучшим мне хочется быть. Стимулирует к саморазвитию и стремление к независимости. Маслоу, описывая пути самоактуализации, указывает, в частности, на способность человека «отважиться быть не таким, как другие, не желать нравиться другим, не быть конформистом» [Маслоу, 2011, с.

Мотивы саморазвития, связанные с пониманием себя и обогащением своих сущностных сил.

Познание и понимание себя выступают как важнейшие цель и мотивация саморазвития человека. Только зная себя, понимая свои потребности и принимая свои особенности, человек может стать эффективной личностью. Ставить осознанно цели по саморазвитию невозможно без хорошего знания своих особенностей. И наоборот, саморазвитие, в свою очередь, стимулирует стремление к самопознанию.

В качестве базового мотива саморазвития может рассматриваться и стремление человека к обогащению своих сущностных сил. В современном консультировании и психотерапии происходят принципиальные изменения, связанные с тем, что люди обращаются к консультантам не как пациенты и не как клиенты, а как «студенты», целью которых выступает самосовершенствование

Мотивы, связанные с актуализацией той или иной формы саморазвития. Стремление к самоутверждению, которое дает возможность, с одной стороны, получить общественное признание, с другой — утвердиться в своих собственных глазах.

Стремление к самосовершенствованию — здесь выражается желание личности достигать новых рубежей в развитии своей личности, приобретать новые качества и свойства, компетенции, которые качественно улучшают ее жизнь и деятельность.

Стремление к самоактуализации и самореализации — еще один из возможных мотивов личностного саморазвития. Для того чтобы в полной мере реализовать себя, необходимо встать на путь саморазвития, что позволяет накопить и актуализировать жизненный и личностный потенциал. Без него самореализация окажется невозможной. Мотив самореализации тесно связан с мотивом достижения ощущения полноты существования, полноты бытия, полноты личностного функционирования.

Стремление к самовыражению как обнаружение своей самости и проявление ее в мире может выступать и как цель, и как мотив личностного саморазвития.

Мотивы саморазвития, связанные с актуализацией высших чувств человека.

Чувство ответственности. Одним из существенных мотивов саморазвития может выступать осознание себя как причины собственного благополучия и неблагополучия, собственной радости и собственных дисфорий. Отсутствие убежденности в своей ответственности за происходящее делает человека беспомощным, неспособным к личностному саморазвитию. Оборотной стороной ответственности могут стать «пустые усилия», когда человек, переоценивая свои возможности, возлагает на себя ответственность за то, за что не может и не должен отвечать.

Чувство вины как мотив саморазвития. Вина, с точки зрения И. Ялома [2000], есть субъективное состояние, переживаемое как «тревожная плохость». Различают невротическую и экзистенциальную вину. Если невротическая вина — аффективное состояние, которое должно быть проработано и устранено, то экзистенциальная вина, по мнению И. Ялома, — зов изнутри, который может стать проводником к самореализации.

Страх смерти (идея смерти). Страх смерти, как бы это парадоксально ни звучало, также может выступать мотивом саморазвития. Тревога смерти — важный детерминант человеческого поведения. Смерть неизбежна, и поэтому она становится «движущей силой» человека к проявлению активности. Интересна мысль И. Ялома о том, что «физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его» [Ялом, 2000, с.36].


написать администратору сайта