Главная страница
Навигация по странице:

  • Реформы Патриарха Никона и раскол

  • Особенности обрядов

  • Старообрядчество в современной России

  • Список литературы.

  • Информационные ресурсы.

  • Старообрядчество. Статья Старообрядчество в истории России.. Старообрядчество в истории России. Введение


    Скачать 29.25 Kb.
    НазваниеСтарообрядчество в истории России. Введение
    АнкорСтарообрядчество
    Дата27.11.2022
    Размер29.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья Старообрядчество в истории России..docx
    ТипРеферат
    #814349

    Старообрядчество в истории России.

    Введение

    О старообрядчестве в наши дни услышишь не часто. Но было время, когда о приверженцах этого христианского направления не забывали. Их осуждали православные священнослужители. О последователях «старой веры» складывались легенды, к их жизни и быту обращались писатели и художники. Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, облаченный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями общества и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней истории общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения и конкретной исторической ситуации.

    Эволюция старообрядчества представляет большой интерес для специалистов, изучающих современное состояние религий в России. Кризис «старой веры» отличается рядом весьма интересных и характерных особенностей. В частности старообрядчество, как религиозное направление, оказалось менее устойчивым, чем православная церковь. Религиозные перегородки, воздвигнутые «старой верой» в далеком прошлом, не выдержали новой, социальной действительности. В XX в. произошел глубокий кризис старообрядчества, вызвавший значительное сокращение его численности и отход молодежи, распад многих общин и почти полное исчезновение некоторых мелких толков и согласий.

    Вместе с тем в конце ХХ — начале ХХІ вв. в старообрядчестве произошел ряд качественных изменений. Если до революции русское старообрядчество покоилось на трех социальных столпах: купечестве, крестьянстве и казачестве, — то сегодня, вследствие своей оппозиционности к власти и отстраненности от политических и экономических скандалов последних лет, оно все больше симпатично русской либеральной интеллигенции, представителем которой я являюсь.

    Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникальное явление духовной культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.

    Реформы Патриарха Никона и раскол

    Раскол в Православной церкви произошел в середине XVII века в результате церковной реформы, проведенной патриархом Всея Руси Никоном. К тому времени выяснилось, что в книгах, применяемых при богослужении, нет единого текста. Отсутствие единства объяснялось тем, что переписчики в ряде случаев не могли прочитать тексты старых рукописей, поэтому дописывали ряд фрагментов по памяти, что-то поправляли, и в результате непреднамеренно искажали смысл написанного. Чтобы привести тексты «к единому знаменателю», церковные власти решили сначала воспользоваться книгами, переведенными на славянский язык, но затем решили взять за основу их оригиналы на греческом языке.

    В процессе редактирования текстов Священного писания и других богослужебных книг не только изменились существующие формулировки, в частности, Символ Веры, но и возникли нововведения — например, в имени Иисус стало на одну букву больше. Похожая ситуация сложилась в церковных обрядах: слово «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, ходить вокруг аналоя не по солнцу, а против, крестное знамение стало вместо двуперстного трехперстным, поясные поклоны заменили земные.

    Часть священнослужителей, многие бояре, крестьяне и городские жители не приняли нововведения. Среди приверженцев старой веры стали распространяться письма и послания протопопа Аввакума и других проповедников, в которых они обличали патриарха Никона и его последователей (никониан), а последние не оставались в долгу и отвечали тем же.

    Царь Алексей Михайлович Романов поддержал патриарха Никона, а Большой Московский собор 1666-1667 годов высказался за реформы, проводимые им, проклял противников нововведений и отлучил их от церкви, а также постановил передать лидеров старообрядцев в руки властей. С этого момента начался раскол в Русской Православной Церкви, а сторонники старой веры стали называться раскольниками

    Противостояние раскольников и никониан было долгим. Так, восстание монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря продолжалось восемь лет. С 1668 по 1678 годы монахи противостояли царским войскам, которым в итоге удалось сломить сопротивление только с помощью предательства, когда один из перебежчиков сообщил властям, как можно проникнуть в обитель. В результате схватки почти все защитники монастыря погибли, а оставшиеся были подвергнуты жестоким казням и пыткам. В живых остались только 14 человек. Начиная с XVIII века, в память о святых мучениках и исповедниках, пострадавших за древнее благочестие в Соловецкой обители Русская Православная Старообрядческая Церковь 29 января совершает поминовение.

    Во время правления первого императора России Петра Великого в 1716 году староверы получили право вести полулегальное существование, правда, при условии уплаты двойного налога. Но это продолжалось недолго — все ограничения в их отношении были законодательно отменены в 1905 году указом Николая II. В частности, в нем повелевалось именовать раскольников старообрядцами.

    Начиная с 1920-х годов, старообрядчество снова подверглось гонениям со стороны Советской власти, проповедующей атеизм, но уже наравне с другими религиями. Интересно, что в советский период староверы подвергались гонениям и со стороны Русской православной церкви, которая отказалась от этого лишь в 1971 году.

    Особенности обрядов

    Прошло уже три с половиной века со времен раскола русской церкви, однако старообрядцы до сих пор продолжают придерживаться догматов старой веры. Это видно не только по древнему церковному уставу, который является для них каноническим, но также по образу жизни, соответствующему старорусским традициям.

    Отличить староверов от православных христиан можно по ряду признаков:

    1.осеняют себя крестным знамением, сложив только два пальца (средний и указательный);

    2.во время Таинства Крещения трижды окунают ребенка в воду; священные песнопения поют обязательно хором;

    3.для чтения молитвослова облачаются в специальное молитвенное одеяние;

    4.богослужения проводят исключительно по старым изданиям Святого Писания (до 1652 г.);

    5.главной святыней является не четырех- или шестиугольный крест, а восьмиконечный;

    6.на распятие обязательно наносят слова «Царь Славы»;

    7.нательные крестики изготавливают без изображения лика Иисуса Христа;

    8.во время священнодействий в храме все присутствующие складывают крест-накрест руки на груди;

    9.совершая богослужения, пользуются полной системой преклонений, однако главным является земной поклон;

    10.имя Христа пишут на старорусский манер с одной буквой «и» (Исус);

    11.для изготовления икон используют только медь или древесину;

    12.вместо четок с бусинками используют лестовки, характерные для старой веры.

    Старообрядчество в современной России

    В современной России старообрядцев представляют различные религиозные организации, в числе которых Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь и Русская православная старообрядческая церковь. Последняя считается самой крупной организацией старообрядцев, поскольку из двух миллионов староверов России, больше половины являются ее прихожанами.

    Центр старообрядчества в Москве — «Рогожская Слобода». В нее входит храмовый комплекс, состоящий из Покровского кафедрального Собора, Храма во имя Рождества Христова, Воскресенской колокольни и Храма во имя святого Николы Чудотворца.

    По статистике, кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области, а большие общины находятся на Урале и в Сибири. Во многих городах России открыты храмы старообрядцев — в Екатеринбурге (Никольская старообрядческая церковь), Казани (Покровский собор), Нижнем Новгороде (Старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы), Санкт-Петербурге (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).

    Посещение старообрядческих храмов людьми, не разделяющими эту веру, возможно при соблюдении определенных правил. Так юбки у женщины должны быть ниже колен, верхняя одежда с длинным рукавом, а обувь — закрытая и без высоких каблуков. Голова должна быть покрыта платком, при этом шапки и шарфы, а также макияж, не допускаются. Для посещения храмов мужчины надевают брюки, закрытую обувь и одежду с длинным рукавом. Часть богослужений, к примеру Божественная литургия, совершается только для старообрядцев, поэтому остальным посетителям предложат покинуть храм на это время. Кроме того, во время службы входить и перемещаться по храму запрещается.

    Старообрядчество является сообществом со своими внутренними устоями, среди которых нет места табаку, алкоголю и сквернословию. Староверы стараются придерживаться древних канонов и помогать друг другу. Они живут большими семьями, а в их доме существует посуда для домашних и отдельная — для «мирских» гостей.

    К востоку от столицы России расположена область Гуслицы, чьи города Воскресенск и Егорьевск, а также многочисленные села и деревни населены в основном старообрядцами.В местных населенных пунктах существуют музеи по истории старообрядчества. Так один из них находится в деревне Степановка, другой — в селе Ильинский погост. В музеях представлены экспозиции, посвященные прошлому этих сел, воссоздан интерьер избы старообрядцев.

    Поселения старообрядцев расположены в Сибири, на севере и юге России и других местах, куда их предки уходили от притеснений. К примеру, в Алтайском крае существуют несколько старообрядческих деревень. В одной из них — Верхнем Уймоне — открыт музей, где можно подробно узнать о быте и вере старообрядцев. В его экспозиции представлено около пятисот подлинных экспонатов, некоторые из которых до сих пор в ходу у местных жителей. Это и посуда — горшки, кринки, тарелки, кружки, а также одежда и обувь, фотографии, иконы. В библиотеке музея хранится литература по истории старообрядчества и материалы — воспоминания местных жителей. В 2018 году село старообрядцев в Тарбагатайском районе Бурятии Большой Куналей было признано «Самой красивой деревней России». Этот статус населенному пункту, основанному в XVIII веке переселенными в Сибирь староверами, был присвоен Всероссийской ассоциацией «Самые красивые деревни России» за сохранение старообрядческой культуры. Народный хор села Большой Куналей, созданный в 1927 году, является хранителем фольклора старообрядцев Забайкалья.

    В начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.

    В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Одна из крупнейших ветвей современного русского старообрядчества — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан, имеет два центра — в Москве и в Браиле (Румыния).

    Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн. чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области.

    Количество старообрядцев, по-прежнему живущих в тайге исчисляется тысячами. При этом речь идет не только об обитателях глухих скитов или монастырей (они начали появляться здесь в XVIII столетии и существуют до сих пор), но и о жителях довольно многолюдных по современным российским меркам деревень. Многие из них всё еще живут с советскими паспортами или без документов вовсе — в том числе и иностранцы, когда-то переехавшие в Восточную Сибирь. Долгое время и власть, и самих старообрядцев их обособленное существование вполне устраивало — однако они всё чаще сталкиваются с цивилизацией, и нередко эти столкновения оказываются болезненными. При этом никаких механизмов защиты для представителей таких общин в крае, где они проживают исторически, не предусмотрено.

    Во многих регионах России старообрядчество исчезло или не представлено вообще. В Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Мордовии, Северной Осетии (Алании), Чувашии, Еврейской автономной области и Камчатке старообрядцев нет. Они не проживают в Липецкой и Мурманской областях и Чукотском автономном округе.

    Заключение

    Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Сегодня мы видим, насколько старообрядчество разнообразное и многоликое. Его представители проживают и в сельской местности, и в городской агломерации. И всех этих людей из разных старообрядческих согласий и мест проживания объединяет здоровый традиционализм, который предполагает глубокое знание отечественной религиозной и народной культуры, а также стремление к развитию на основе семейных ценностей и любви к Родине. Что особенно поражает, так это глубина веры, степень сохранения традиций, их здравомыслие. У них очень взвешенное отношение к себе, к миру, к обществу. Старообрядцы никому не навязывают свои взгляды, но своих взглядов держатся очень крепко. И это вызывает уважение.

    Старообрядцы стали первыми поборниками системного традиционного патриотизма в нашей истории. Ибо в ситуации, когда нужно сделать выбор, они всегда выбирали свое, а чужое принимали только при необходимости и с условием, что это не навредит отечественному. Поэтому и в современности старообрядцы являются яркими хранителями российской национальной культуры.

    Список литературы.

    1.Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М.: Политиздат, 1991. – 526 с.

    2.История религии. В 2т. Т.2 / под общей ред. И.Н. Яблокова, - М.- 2004.- 676 с.

    3. Катунский А.Е. Старообрядчество. – М.: Политиздат, 1972.

    4. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М.:, 1989. – 358 с.

    Информационные ресурсы.

    https://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/otlichie-staroverov-ot-pravoslavnyh

    http://baik-info.ru/kak-zhivut-sovremennye-staroobryadcy

    http://rpsc.ru/mitropoliya/chislennost_staroobriadcev_xx

    https://zen.yandex.ua/media/id/59394ec97ddde8524b45d7ac/rossiiskie-staroobriadcy-v-xxi-veke


    написать администратору сайта