картотека игр. Старшая группа Клеевой ручеёк
Скачать 155.5 Kb.
|
1 2 § одеваются, прощаются, уходят; § купаются, загорают, ходят босиком; § лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах; Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек. Я бросаю тебе мяч. Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом. Оснащение: мяч. Содержание. Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.) Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например : «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое». Почему? А потому! Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личные особенности слушателя. Оснащение: фишки. Содержание. Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например: - Почему кошка часто умывается? - Может слон жить без хобота? И др. Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек. Бывает – не бывает. Цель: развивать умение логически мыслить, фонтазию, воображение. Оснащение: любые предметные картинки, например: крокодил, тучка, цыпленок, луна и др. Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться. Варианты диалогов детей: - Крокодил летает. - Крокодил не летает, у него не крыльев. - Нет летает, его везут в самолете. - Тучка упала на землю. - Тучка плывет по небу, она не может упасть. - Нет, тучка упала дождем. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется. Не бывает…. Цель: развивать ассоциативное мышление, формировать понимание фантазийности предполагаемого. Оснащение: фишки Содержание. С помощью считалки выбирается водящий. Он приводит какое – либо утверждение, с его точки зрения неправдоподобное. Например: - Дети учат взрослых. - Отменили «тихий час». И т.п. Остальные участники должны придумать условия, при которых это утверждение станет возможным. За верный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек. Но зато я….. Цель: Умение отстаивать сою позицию, видеть положительное в окружающем. Оснащение: мяч. Содержание. Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч , говорит какую –либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …». Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…». Например: Я не забываю чистить зубы по вечерам. Но зато я, мою руки перед едой. Что было бы, если бы я … Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности. Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель говорит: - Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали , но только если вы объясните свой выбор. Варианты ответов детей: артистом, то сыграл бы роль… художником, то нарисовал бы… если бы я был: воспитателем, то… цветком, то радовал бы…. животным, я бы… Доказательство. Цель: учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла, умение конструировать текст. Оснащение: различные предметы (счетные палочки, пуговицы, кубики, геометрические фигуры и др.); фишки. Содержание. Педагог раскладывает перед участниками предметы и предлагает им подумать и сказать, какую фигуру можно из предложенных предметов Когда кто – то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина», то в качестве доказательства он должен выложить придуманную им фигуру. Ребенок ,который правильно выполнил задание ,получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек. Художник слова. Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, память. Содержание. Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого – либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется. Магазин. Цель: развивать логическое мышление, учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл. Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты. Содержание. С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети - «покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю». Затем водящий меняется, игра повторяется. Опиши друга. Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям. Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется. Библиотека. Цель: развивать слуховое восприятие память, описательная речь. Оснащение: книги, хорошо известные детям. Содержание. С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети – «читатели». Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю» Знакомство. Цель: развивать умение ориентироваться в ролевых позициях. Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей. Содержание. С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…» Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется. Угадай, кто это. Цель: развитие умения перерабатывать полученную информацию. Развивать наблюдательность к окружающим людям. Содержание. Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми: Встаньте, дети, Встаньте в круг, Встаньте в круг, Встаньте в круг. Я твой друг и ты мой друг, Добрый, добрый друг ! Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется. Построим город Цель: развитие умения конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать действия. Оснащение: конструктор. Содержание. С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например: - В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека. «Начальник стройки», учитывая личностные особенности детей ,распределяет роли и объясняет каждому участнику , что и почему он будет строить. Например: Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать…. Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки. Телевизор. Цель: Развитие умения активно слушать, принимать условия игры, брать на себя ролевое поведение (интонацию, мимику, жесты – ведущего). Оснащение: «телевизор» (окно в ширме или стульчик со спинкой) Содержание. С помощью считалки выбирается «ведущий телепередачи». Остальные участники – «телезрители» - делятся на две команды и выходят из комнаты. Педагог предлагает ребенку сыграть роль ведущего передачи «Новости» («В мире животных», «Музыка на ТV» и др.) Когда ребенок подготовится, в комнату приглашается одна из команд «телезрителей». «Ведущий» комментирует события, которые характерны для этой телепередачи. «Телезрители» должны угадать название телепередачи. Затем дети меняются ролями ,игра возобновляется. Диалоги. Цель: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами. Содержание. Участники разбиваются на пары. Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер. В течение 3 -5 минут участники общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников. Доброе животное Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Содержание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Паровозик Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. Содержание. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Дракон кусает свой хвост Цель: сплочение группы. Содержание. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракону, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок. Жучок Цель: раскрытие групповых отношений. Содержание. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей; лидер; товарищ лидера («прихвостень»); неприсоединившийся оппозиционер; покорный конформист («баран»); «козел отпущения». Аплодисменты по кругу Цель: формирование групповой сплоченности. Содержание Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он, чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы. Попроси игрушку Цель: развитие коммуникативных навыков. Содержание. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями. Хороший друг» Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения. Содержание. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям полумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге. Дальнейшее обсуждение: Как человек находит друга? Почему так важны в жизни хорошие друзья? Есть ли у тебя друг в группе? Король Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения. Содержание. Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре. Дальнейшее обсуждение: Как ты чувствовал себя, когда был королем? Что тебе больше всего понравилось в этой роли? Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям? Что ты чувствовал, когда был слугой? Легко ли тебе было выполнять желания короля? Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем? — Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях? Ссора Цепь: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении. Содержание. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель {обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Этюд с содержанием проблемной ситуации Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях. Содержание. Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала». Вопросы для обсуждения: —Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.) Правильно ли поступила Наташа? Как бы вы поступили на ее месте? Давайте поможем девочкам помириться. В конце беседы воспитатель делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе». Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться! Визитка Цель: развитие умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятие. Содержание. Педагог предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т.д.). Педагог может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания. Цифровая биржа Цель: умение принимать инструкцию, выполнять действия избегая конфликтных ситуаций. Содержание. Для нее нужно 10 человек. Каждому из них выдают по несколько бумажных листков (оптимальный вариант-10). Участники проставляют на них цифры по порядку. Нужно собрать листки с одинаковыми цифрами. Кто справится первым — победил. Дети учатся общаться, договариваясь об обмене цифрами. Главная загвоздка в том, что бывают случаи, когда несколько участников начинают собирать одинаковые цифры. Существует масса вариантов данной игры. Например, можно собирать наименование продуктов. Ведущий называет по очереди один вид продукта. К примеру, овощи, фрукты, молочные продукты. А участники пишут на листках свой вариант. Победитель должен собрать коллекцию из продуктов одного вида. Можно подобрать и другие темы, ориентируясь на возраст малыша, его желания. Взаимопонимание Цель: чувство единства, доверия, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Содержание. Создаются маленькие группы по три человека. Ведущий выбирает, кто из участников «не имеет» слуха, зрения, речи, и оглашает какое – либо задание. Например, группа к концу игры должна дойти всем составом до определённого места. Лишённые хотя бы одного способа восприятия окружающего мира, люди становятся практически беспомощными. Эта игра учит детей помогать друг другу. Молчаливая картина Цель: формирование умения понимать другого человека, действовать для достижения общих с ним целей. Содержание. Участники делятся на группы по 5 человек, это более оптимальное количество. Каждой группе выдаются кисточки и краски (либо карандаши, фломастеры) и один на всех лист (лучше ватмана). Задача участников заключается в том, чтобы не договариваясь, за определённое количество времени, сообща нарисовать картину. Ведущий должен задать тему для каждой группы. По окончанию конкурса жюри выбирает лучшую картину. Хорошо, если каждый игрок в конце расскажет о своих ощущениях. Игра «Щепка на реке» Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, воспитывать доверительные отношения друг к другу Содержание. Игроки должны выстроиться в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега реки». Один из участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «щепка». Дети, стоящие в рядах, должны прикосновениями помогать этому игроку двигаться. В конце «щепка» становится элементом «берега» и следующий игрок начинает движение. Эта игра способствует развитию доверительных отношений в группе. Общие темы Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, развитие умения сотрудничать. Содержание. Ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д. 1 2 |