Главная страница
Навигация по странице:

  • Волкова И.И., доктор филологических наук, профессор, РУДН, Москва E - mail: irma-irma@list.ru; Николаева Е.А.

  • ПОДРАЖАНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ

  • Введение. Сочинение

  • Однако

  • В связи с этим в педагогической науке в настоящее время поднимается вопрос о

  • При этом ученые подчеркивают

  • Постановка проблемы. Традиционно

  • Таким образом, очевидны предпосылки постановки раскрываемой в статье проблемы

  • Обсуждение и результаты.

  • Академическое письмо_тема 2_ статья_ пример. Статья посвящена проблеме репрезентации в школьных сочинениях процессов подражания и продуктивной деятельности. Авторы рассматривают степень вовлеченности пишущего в коммуникацию,


    Скачать 168.02 Kb.
    НазваниеСтатья посвящена проблеме репрезентации в школьных сочинениях процессов подражания и продуктивной деятельности. Авторы рассматривают степень вовлеченности пишущего в коммуникацию,
    Дата27.03.2022
    Размер168.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАкадемическое письмо_тема 2_ статья_ пример.docx
    ТипСтатья
    #420085

    Десяева Н.Д.,

    доктор педагогических наук, профессор,

    ГАОУ ВО МГПУ, Москва.

    E-mail: 481795@mail.ru;

    Гетьманенко Н.,

    кандидат педагогических наук, профессор,

    Карлов университет, Прага.

    E-mail: ngetmanenko@gmail.com

    Волкова И.И.,

    доктор филологических наук, профессор,

    РУДН, Москва

    E-mail: irma-irma@list.ru;

    Николаева Е.А.,

    доктор культурологии, профессор,

    ГАОУ ВО МГПУ, Москва

    E-mail: k_katrina69@mail.ru;

    Шумкина О.Н.,

    кандидат педагогических наук, доцент,

    ГОУ ВО МГОУ, Москва.

    E-mail: shon_04@mail.ru
    ПОДРАЖАНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ

    Аннотация. Статья посвящена проблеме репрезентации в школьных сочинениях процессов подражания и продуктивной деятельности. Авторы рассматривают степень вовлеченности пишущего в коммуникацию, его личностно-психологические характеристики и уровень владения языком как основные условия динамики коммуникативного состояния от состояния подражания к состоянию творчества, которое проявляется в тексте сочинения в определенных показателях: множественности, разнообразии и системности микротем, выразительности языка, соблюдении границ авторского замысла, отступлениях от речевых клише. В статье предложена типология репродуктивных, репродуктивно-продуктивных и продуктивных коммуникативных умений школьников.
    Ключевые слова: школьное сочинение, подражание в школьном сочинении, коммуникативное творчество школьника.
    Abstract. The article is devoted to the problem of representation in school compositions of the processes of imitation and productive activity. The authors consider the degree of involvement of the writer in communication, his personal and psychological characteristics and the level of language proficiency as the main conditions for the dynamics of the communicative state from the state of imitation to the state of creativity. The state of creativity is manifested in the text of an essay in certain indicators: the plurality, diversity and consistency of micro themes, the expressiveness of the language, the observance of the boundaries of the author's intention, deviations from speech clichés. The article offers a typology of reproductive, reproductive-productive and productive communication skills of schoolchildren.
    Keywords: school essay, imitation in school essay, student communicative creativity.

    Введение. Сочинение традиционно рассматривается в педагогических науках как один из самых надежных и эффективных приемов коммуникативного развития школьника, обучения его созданию текста. Однако результаты этой работы достаточно трудно оценить объективно, так как они соотносятся не только с неким стандартным ориентиром, образцом, но и с уровнем языковой личности пишущего. Причем языковая личность как на исходном, так и на продвинутом уровнях отражена в сочинении в совокупности своих многочисленных мыслительно-речевых характеристик. В связи с этим в педагогической науке в настоящее время поднимается вопрос о полифункциональности сочинения. Наиболее последовательно он рассматривается в контексте жанрового подхода к обучению сочинениям [8], что позволяет включать в образовательную практику обучение и речевым жанрам, и жанрам журналистики, и азам словесного творчества. При этом ученые подчеркивают, что, вне зависимости от содержания обучения, сочинение, обладающее идентичными коммуникативно-языковыми характеристиками, может стать вершиной образовательных достижений для одного ученика и лишь ступенью в коммуникативном развитии для другого.

    Заложенность в сочинении ориентира на образец, с одной стороны, и на развитие языковой личности пишущего – с другой, делает актуальным вопрос о соотнесенности в письменных творческих работах репродуктивной и продуктивной деятельности, подражания и креативности. Очевидно, что и то и другое должно присутствовать а) в процессе обучения сочинениям, 2) в продукте речевой деятельности школьника – в собственно сочинении. Анализ данного явления, в настоящее время не представленный в научных трудах, может быть осуществлен в русле исследований «репродуктивной и продуктивной составляющей коммуникативных процессов» [ 9, с.144 ].

    Постановка проблемы.

    Традиционно вопрос о соотнесенности в различных видах деятельности (в том числе – и коммуникативной) подражания, следования образцу, и креативности рассматривается в контексте психологических исследований [3;4;5;6 и др.], что не обеспечивает вовлечения в проблемную область в полной мере результатов исследования речи на основе системно-деятельностного подхода к тексту как форме коммуникации [1; 2 и др.]. В рамках данного подхода установлено, что создание текста осуществляется на основе интеграции репродуктивных и продуктивных процедур, что позволяет применить критерии креативности [3;10 и др.] к продукту речевой деятельности ( в том числе – и к сочинению).

    В ряде психологических исследований рассматривается феномен «подражательной активности творческой личности», в которой прослеживаются этапы подражания-копирования, творческого подражания, направленного на первичную идентификацию с образцом, подражательного творчества, для которого характерно наличие аллюзий с образцом, и самостоятельного творчества [5]. Однако применительно к письменным работам учащихся феномен подражательной активности не рассматривался, хотя анализ процесса работы над сочинением и самих сочинений показывает, что этапы подражательной активности отражены в языковом оформлении речевых произведений школьников.

    Таким образом, очевидны предпосылки постановки раскрываемой в статье проблемы: интеграция репродуктивной и продуктивной деятельности в коммуникации, репрезентация креативности языковой личности в тексте, отражение подражательной активности в творческих работах учащихся. Сама же проблема формулируется следующим образом: каким образом подражание и креативность пишущего отражены в сочинении и каковы пути актуализации творческой составляющей подготовки к сочинениям, перевода ее из потенциального состояния в реальное.

    Методика. Исследование поставленной проблемы осуществлено с помощью методов контент-анализа, коммуникативного и структурно-смыслового анализа сочинений, анализа языковой маркированости процессов подражания и творчества. Данные методы позволяют сопоставить языковую организацию текстов сочинений с коммуникативной ситуацией и выявить особенности коммуникативных действий репродуктивного и продуктивного характера.

    Обсуждение и результаты.

    Отражение креативных способностей пишущего в сочинении.

    Исходной идеей исследования является мысль о том, что оптимальное соотношение подражания и креативности в процессе написания сочинения в наибольшей степени способствует воплощению в тексте коммуникативного замысла. При этом отметим заданность названных состояний сочинением как видом учебной работы и как жанром. С одной стороны, сочинение – это упражнение, обеспечивающее включенность школьника в процесс обучения, ограничивающее деятельность пишущего определенными рамками, ориентирующими на образец деятельности. С другой – сочинение является творческой работой, как и любой другой продукт коммуникации. Динамика же коммуникативного состояния пишущего определяется степенью его вовлеченности в коммуникацию, его личностно-психологическими характеристиками, уровнем владения языком [7;11]. Остановимся на анализе данных явлений.

    Степень вовлеченности в коммуникацию, как нам представляется, следует рассматривать прежде всего как психологическое состояние пишущего, обусловленное его способностью пребывать в потоковом состоянии [2; 8; 10]. В образовательной практике данная характеристика коммуникативного состояния школьника соотносится с разнообразными показателями: от объема сочинения до глубины проработки его проблематики. Отметим, что в настоящее время данная проблема только поставлена, и ее решение находится на стыке психологии творчества, психолингвистики и коммуникативной стилистики. Однако очевидно, что одна из форм вовлеченности в коммуникацию – интерпретация чужого текста - определяется влиянием на пишущего речевой среды. Данная форма будет рассмотрена ниже.

    В контексте рассматриваемой проблемы актуальные личностно-психологические характеристики автора сочинения - это его креативные способности, к которым относят (в числе прочих) гибкость, оригинальность, образность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам [3]. Очевидно, что каждая из названных характеристик так или иначе воплощена в продукте речевой деятельности – созданном школьником тексте. Гибкость, которая выражается в разнообразии идей и способности к их комбинации, отражена в тексте в разнообразии смыслов, микротем, множественности аспектов осмысления предмета речи. Оригинальность – в новизне подходов к предмету речи и выразительности языка. Способность видеть суть проблемы соотносится со способностью видеть границы авторского замысла, а способность сопротивляться стереотипам – со способностью отступать от речевых шаблонов, клише. Отметим, что уже в данном перечне средств и способов воплощения в тексте креативных способностей пишущего прослеживается их связь с неким направленным подражательным поведением, причем эта направленность задана коммуникативной ситуацией. Так, предмет речи как компонент коммуникативной ситуации ограничивает разнообразие актуальных смыслов, а авторский замысел ограничивает жанровые рамки сочинения.

    Уровень владения языком традиционно рассматривается в методике обучения русскому языку как фактор, ограничивающий динамику коммуникативного состояния ребенка, в контексте проблем обогащения словарного запаса и развития грамматического строя речи школьника. Очевидно, что в современном обществе – в связи с мобильностью границ между стилями и жанрами речи - актуальной становится проблема активизации коммуникативной деятельности языковой личности под влиянием неустойчивой речевой среды, в которой отражаются новые речевые нормы. В лингвистике данная проблема рассматривается на основе анализа публичной речи в цифровой среде [2 и др.]. Представляется, что обозначенные языковедами подходы применимы к традиционным речевым жанрам, в том числе – и к школьному сочинению.

    Подражание и креативность в процессе написания сочинения.

    Для анализа интеграции подражательной и креативной деятельности в процессе написания сочинения из всей совокупности творческих письменных работ учащихся целесообразно выделить сочинения, написанные на основе прочитанного текста, так как в них влияние речевой среды проявляется особым образом – как влияние письменной книжной речи и как влияние актуальной коммуникации. Казалось бы, столкновение в процессе написания сочинения литературного языка и речи, которая в настоящее время характеризуется неустойчивостью норм, должно отрицательно влиять на результат речевой деятельности, причем и в аспекте следования образцу, и в аспекте литературного творчества. Однако практика показывает, что в сочинениях на основе прочитанного текста в значительной степени отражается стремление и к соблюдению жанровых норм, и к свободному, “потоковому” выражению собственных мыслей. Именно к данному виду сочинений применимо известное, касающееся характеристики взаимодействия подражания и творчества утверждение: новое “творится бессознательно в формах старого” [4, с.76 ]. В самом же процессе написания текста отчетливо выделяются действия и соответствующие им умения, которые могут быть охарактеризованы как репродуктивные, репродуктивно-продуктивные или продуктивные. К первым отнесем копирование жанровой рамки, ко вторым - интерпретацию текста-образца и коррекцию собственного речевого произведения на основе образца, к последним - возникновение авторского замысла и речевое развертывание замысла.

    Центральным действием в контексте рассматриваемой проблемы является интерпретация исходного текста. На данном этапе подготовки к сочинению 1) осознается смысловая структура текста (единство предмета речи и отношения к нему автора), 2) уточняется коммуникативный замысел автора сочинения, 3) формулируются отдельные положения будущего сочинения на основе клише интерпретации. Представляется, что аналогичные коммуникативные действия школьник осуществляет в процессе написания сочинения любого вида. При этом интерпретации подвергаются тексты актуальной для ученика речевой среды, к которым следует отнести произведения художественной литературы, тексты учебника, лучшие сочинения одноклассников, высказывания педагога и под.

    Пути актуализации творческой составляющей подготовки к сочинениям.

    Очевидно, что из всего приведенного выше перечня коммуникативных действий только интерпретация исходного текста можут быть осуществлена с большей или меньшей степенью креативности. В современной образовательной практике представлены некоторые пути активизации мыслительно-речевой деятельности школьников при интерпретации текста [8; 9]. Однако все они носят дидактический характер, что не обеспечивает вовлеченности пишущего в коммуникацию на творческом уровне. Представляется, что осмысление коммуникативной задачи при написании сочинения как нестандартной может быть обеспечено моделированием ситуации диалога с автором исходного текста, а также с авторами других речевых произведений, в котором сочинение получает статус средства адресной коммуникации - публичного письменного высказывания.

    Заключение. Таким образом, репрезентация в письменных творческих работах процессов подражания определяется не только ориентацией сочинения как вида учебного задания на образец, но и объективными обстоятельствами: жанровой заданностью любого вида речевой коммуникации, действием речевых норм. Творческий подход к созданию текста сочинения наиболее очевидно проявляется на этапах возникновения авторского замысла и его развертывания на основе интерпретации иных текстов как компонентов актуальной речевой среды. Проблемы активизации коммуникативной деятельности языковой личности школьника под влиянием меняющейся речевой среды и систематизации речевых маркеров его вовлеченности в письменную коммуникацию требуют дальнейшего исследования.

    Список литературы

    1. Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. – 2014. - № 2. – С. 21-30.

    2. Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством: Сб. докл. Междунар. науч. семинара / Институт русского языка им. В.В.Виноградова; под ред. Н.А.Фатеевой. М.: Азбуковник, 2009. - С. 11–19.

    3. Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

    4. Идея подражания в гуманитарном познании в очерках и извлечениях//Вестник культурологии. – 2001. - №3. – С. 76-80.

    5. Карпова Л.Г. Подражание как механизм развития творческих способностей личности//Омский научный вестник. – 2007. - № 5. – С. 134-136.

    6. Савенков А. И. Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности // Развитие личности — 2007. — № 4. — С. 58—70. 

    7. Ташлыкова М. Б. Семантика подражания в современном русском языке//Сибирский филологический журнал. - 2013.– С. 155-168.

    8. Филонова Ю.А. Коммуникативный подход к обучению школьников написанию сочинения//Ярославский педагогический вестник. – 2020. - №1. – С. 70-76.

    9. Чиронова И.И. Соотношение репродуктивного и продуктивного видов деятельности при осуществлении процесса перевода//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011.- №12. – С. 144-146.

    10. Чикесентмихайи Михай.  В поисках потока: Психология включенности в повседневность. М.: Альпина нон-фикшн. – 2017 – 179 с.

    11. Wilkinson, Jan A.G.., Reznitskaya, А,Bourdage, K, Oyler, J,  Glina, M  Drewry, R., Kim, M,-Y., & Nelson, K. (2017) Toward a more dialogic pedagogy: changing teachers’ beliefs and practices through professional development in language arts classrooms. Language and Education, 31:1, pp. 65-82.


    : 16.12.2020).


    написать администратору сайта