Руслит. Стихосложения
Скачать 16.3 Kb.
|
1) система стихосложения Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Поэзия XVI — начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши. Ее принципы изложены им в 1735 г. в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». До Тредиаковского в русской поэзии имела место только силлабика. Тредиаковский заменил силлабическую систему стихосложения силлабо-тонической, или, по его терминологии, «тонической», от слова «тон», т. е. ударение, ударный слог. Он первый в нашей литературе обратил внимание на огромную роль в стихосложении ритма, который, по его словам, есть «душа и жизнь» стихотворства. Тредиаковский обосновал свое нововведение теоретически и дал первые образцы русской силлабо-тоники. реформа, предложенная Тредиаковским в 1735 г., была проведена им непоследовательно, полностью отказаться от силлабики Тредиаковский не решился. «Новым способом» он предлагал писать только «длинные» одиннадцати и тринадцатисложные стихи. Первые из них он называл по количеству двухсложных стоп «российским пентаметром», второй «российским гексаметром. И все-таки первый шаг к силлабо-тонике был сделан Тредиаковским. 2) Метр, Размер Стопа должна состоять из двух слогов, слоги в свою очередь делятся на долгие и краткие. Чаще всего стихи писались тринадцатисложником, поэтому была необходимость делить (Пресекать) стих на полстишия, где в первой половине было 7 слогов, а во второй 6. Стих состоял из 6 стоп: первая – спондей, пиррихий, хорей, ямб. Во второй, третьей (После которой долгий слог пресечения), четвертой, пятой и шестой – так же. НО: наиболее совершенный стих состоит из хореев, средний стих из спондеев и плохой стих из ямбов. Стих составляется из двусложных стоп, трехсложные быть не могут. Размеры: Более приветствуемый Тредиаковским – Спондей (Два долгих слога: -- --) Пиррихий (Два коротких слога: U U) Хорей/трохей (Один долгий и один короткий слог: -- U) Иамб/ямб (Один короткий и один долгий слог: U --) 3) Рифма.Не число, но согласное окончание двух стихов между собою, состоящее из тех же самых письмен, или из разных, токмо подобного звучания, чувствуемое всегда лучше в предкончаемом, или иногда в кончаемом слоге стиха. Примеры:1.Стой кто хочет на скользкой придворной дороге, Будь сильным и любимым при царском чертоге; Старайся иной всяко о высокой чести, Ищи другой, чтоб выше всех при царе сести; Пускай сей любит славу и убор богатый, Палаты высоки, двор полем необъятый, Слуг стадо, села, замки, суды позлащенны, Одежду дорогую, власы намащенны, Той — богатство, веселье, также поступь смелу; Заживай приятелей сильных на жизнь целу. 2.Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты. Примеры: ПЛАЧ ОДНОГО ЛЮБОВНИКА, РАЗЛУЧИВШЕГОСЯ С СВОЕИ МИЛОИ, КОТОРУЮ ОН ВИДЕЛ ВО СНЕ Ах! невозможно сердцу пробыть без печали, Хоть уж и глаза мои плакать перестали: Ибо сердечна друга не могу забыти, Без которого всегда принужден я быти. Но, принужден судьбою или непременной, И от всея вечности тако положенной, Или насильно волей во всем нерассудной, И в порыве склониться на иное трудной. Ну! что ж мне ныне делать? коли так уж стало? Расстался я с сердечным другом не на мало. Увы! с ним разделили страны мя далеки, Моря, лесы дремучи, горы, быстры реки. Ах, всякая вещь из глаз мне его уносит, И кажется, что всяка за него поносит Меня, сим разлученьем страшно обвиняя, И надежду, чтоб видеть, сладку отнимая. Однак вижу, что с ними один сон глубоки, Не согласился; мнить ли, что то ему роки Представлять мила друга велели пред очи И то в темноту саму половины ночи! Свет любимое лице! чья и стень приятна! И речь хотя мнимая в самом сне есть внятна! Уже поне мне чаше по ночам кажися И к спящему без чувства ходить не стыдися. (пиррихий) ПЕСЕНКА ЛЮБОВНА Красот умильна! Паче всех сильна! Уже склонивши, Уж победивши, Изволь сотворить Милость, мя любить: Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Ну ж умилися, Сердцем склонися; Не будь жестока Мне паче рока: Сличью обидно То твому стыдно. Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Так в очах ясных! Так в словах красных! В устах сахарных, Так в краснозарных! Милости нету, Ниже привету? Люблю, драгая, Тя, сам весь тая. Ах! я не знаю, Так умираю, Что за причина Тебе едина Любовь уносит? А сердце просит: Люби, драгая, Мя поминая. ( ямб) |