Главная страница
Навигация по странице:

  • Стихотворная речь

  • , рифмой , ритмом

  • первичном восприятии

  • При анализе

  • анализе стихотворения

  • содержание

  • смысл

  • языковые средства, приемы, способы создания образа

  • анализе

  • выразительным

  • Особенности лирического произведения

  • специфика работы с лирическими произведениями. вопрос №7 по Садовниковой (специфика работы с лирическим произве. Стихотворная речь


    Скачать 18.59 Kb.
    НазваниеСтихотворная речь
    Анкорспецифика работы с лирическими произведениями
    Дата13.03.2021
    Размер18.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопрос №7 по Садовниковой (специфика работы с лирическим произве.docx
    ТипДокументы
    #184365

    Вопрос №7. специфика работы с лирическим произведением

    Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой. При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная

    речь, рифма, стихотворная строка, строфа, образный язык, герой стихотворения.

    Наблюдение за прозаической и стихотворной речью в сравнении дает возможность учащимся увидеть различия. В стихотворной речи не показаны законченные характеры и развернутые действия персонажей. Главным в стихотворениях является внутренний мирчеловека. Стихотворные произведения, как правило, глубоко эмоциональны. Эмоциональность выражается не только в изображении чувств героев, но и в особом языкестрое стихотворения. Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Поскольку стихотворение представляет собой определенное единство, целостность, оно состоит из строф, имеющих относительную законченность, как абзацы, главы и части в прозаическом произведении. Ошибочно было бы называть строфы куплетами - это деление присуще песне как особому виду стихотворной речи. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д. Стихотворения, помещенные в учебнике, дают возможность детям познакомиться с разной структурой строф, рифмойритмом и проследить за эмоциональным состоянием героев. Лирическим героем может быть взрослый повествователь, ребенок, природа, животные, когда они представляются как живые существа-образы и наделены конкретными эмоциями.

    Следует обратить внимание ребенка на то, что в стихотворении каждого поэта показан мир его переживаний и чувств и каждый из поэтов выбирает характерную для него стихотворную форму - язык, образы, рифмы, строфы и т.д. В то же время надо учитывать, что в стихотворении образ это художественное обобщение.

    Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии и т.п., чтобы подготовить эмоциональную сферу детей к восприятию лирического произведения, вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.

    При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если это стихотворение, оно обязательно читается наизусть (заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки). Заучивать стихотворения детям можно с помощью памятки, которая предлагается в пособии Т. Шкляровой.

    При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учеников воссоздающее, творческое воображение. Кроме этого, нужно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

    При анализе стихотворения учителю нужно помочь детям вникнуть в тайны образа, созданного тем или другим автором, стоит заранее определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого текста. Читателю важно:

    - понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;

    - вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

    - найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания.

     

    При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

    Главное внимание учащихся после анализа направляется на выразительное чтение. Определяется задача чтения - что мы сообщаем слушателям (какие чувства и мысли пережили вместе с героем). Для подготовки к выразительному чтению произведения полезно использовать составление «партитуры» для чтения стихотворения в классе и дома (см. учебник Литературное чтение 2 кл., 1 ч., стр. 27, автор Е.И. Матвеева).

    При работе с разными стихотворными текстами учителю полезно будет учитывать информацию, помещенную в этой таблице:

    Особенности лирического произведения

    Содержание лирического произведения

    душевные переживания, чувства, события внутренней жизни

    Образ, в котором выражено это содержание

    лирический герой

    Лирическая ситуация, представленная в стихотворении

    конфликт героя с миром, с самим собой или определенное состояние героя в особой для него ситуации (встреча, горестное событие, счастливая случайность и др.)

    Изображение окружающего мира

    мир дается опосредованно, через переживания героя

    Особенности лирической композиции

    лирический сюжет разворачивается через переживания героя

    Особенности поэтического языка

    использование тропов; поэтический синтаксис, поэтическая фонетика (ритм)

    Жанры лирики (по тематическому принципу)

    песня, дифирамб, причитание, плач, сонет, послание, гимн, ода, сатира, баллада, эпиграмма, философская, пейзажная, гражданская, любовная лирика.

     

    «Школа 2100» — концепция образовательной системы. Разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и др. Учебники для образовательной системы «Школа 2100» выпускаются издательством «Баласс». Помимо учебников, «Школа 2100» включает журнал «Начальная школа плюс До и После», который входит в список зарегистрированных научных журналов ВАК.

    Система базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию проблемно-диалогического обучения, технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). Учебные программы на основе концепции реализуются в системе школьного и дошкольного («Детский сад 2100») образования Российской Федерации. За разработку теоретических оснований концепции и её опытно-экспериментальную реализацию основные разработчики в 2008 году удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования[1].

    Название программы[править | править код]

    Число 2100 имеет для создателей образовательной системы символический смысл, так как в него входит число 21, что означает нынешний век, а два стоящих рядом нуля сливаются в математический знак бесконечности, который символизирует прогресс и движение российского образования на основе педагогики здравого смысла[2].


    написать администратору сайта