Главная страница

стимпанк. Стимпа́нк. Стимпанк, или паропанк


Скачать 17.05 Kb.
НазваниеСтимпанк, или паропанк
Анкорстимпанк
Дата27.05.2022
Размер17.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтимпа́нк.docx
ТипДокументы
#552391

Стимпа́нк, или паропа́нк, — это направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако (благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории) широко распространены и юмористические, пародийные мотивы. Элементы стимпанковой стилистики («старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж; летающие корабли-дирижабли; механические роботы) входят и в упрощённо-сказочные, откровенно детские произведения.

В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре. Убедительному становлению препятствуют локализованность и разобщённость сообществ приверженцев, а также относительная дороговизна необходимой атрибутики

Мир стимпанка.Термин «стимпанк» был придуман в 1987 году писателем Кевином Джетером[1], и изначально являлся пародией на «киберпанк». Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа; программист — клакёр; робот — заводной механизм-автомат и т. д.

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как «Машина различий», «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей.

. Классификация стимпанка.Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию или Америку эпохи Дикого Запада[1].

Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы, орки, эльфы)[1].

Характерными элементами мира стимпанка можно считать:

Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[1]: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты[1]), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Газовое и частично свечное освещение улиц и домов[1].

Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы[1].

Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы[1], однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга[1]), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.

Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.

Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа[1] и т. п.), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.

Одежда и аксессуары викторианской Англии[1]:

Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.

Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.

Рабочие в кепках, куртках, сапогах.

Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.

Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера[1].

Викторианские персонажи[1]: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы разряда Шерлока Холмса, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы (часто обедневшие), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа).

Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.

К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее[1]:

Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.

Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).

Искусственный разум — автоматы и т. п., созданные без применения электричества и компьютерных технологий. 4.1. Массовая культура

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие полированым металлом и шестернями, некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк[2][3][4]. Вместе с тем, говорить о стимпанке, как об установившейся субкультуре, пока рано.

Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Атланта, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[5]. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света[6].

Что касается подобных мероприятий в России, то, к примеру, 7-10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России»[7].


написать администратору сайта