Стивен м шапиро Жизнь без целей
Скачать 1.76 Mb.
|
СЕКРЕТ № 5Ищите приключенияТворческие способности – это не что иное, как наличие достаточного числа точек для установления связей… Связей между разными видами опыта, на основе которых можно синтезировать нечто новое. Творческие люди способны создавать новое либо потому, что их опыт более разнообразен, либо потому, что они чаще, чем остальные, склонны его осмысливать. Стив Джобс, президент компании Apple Computer Есть ли среди ваших знакомых человек, которого вы считаете удачливым? Удачливые люди – это те, которые оказались в нужное время в нужном месте. Кажется, что для них нет ничего сложного. Что же касается вас, то судьба, сдавая свои карты, была, конечно же, нечиста на руку и обделила вас козырями. Весь мир, несомненно, настроен против вас, и вам приходится упорно работать, чтобы чего‑то добиться вопреки обстоятельствам. Но на самом деле вы действительно кузнец своего счастья, вы сами можете создавать себе удачу, счастливое стечение обстоятельств. Вероятность того, что событие будет иметь тот или иной из возможных исходов, практически одинакова для каждого из исходов. Вероятность того, что произойдет нечто вполне конкретное, наоборот, очень мала. С точки зрения принципа жизни без цели, если вы открыты для любого из возможных исходов, тогда у вас больше шансов на то, что с вами произойдет что‑то хорошее. Представьте себе, например, вечеринку, собравшиеся ходят по гостиной, присоединяясь то к одной компании, то к другой, рассказывают друг другу истории из своей жизни, делятся своими достижениями и мечтами. Затем вы просите всех сообщить друг другу дату своего рождения – день и месяц. Все по очереди подходят друг к другу, пожимают руки, сообщают даты своего рождения. И буквально через несколько минут вы обязательно услышите что‑то вроде: «Надо же, у нас дни рождения совпадают!» Какова вообще вероятность встретить в случайной компании человека, родившегося с тобой в один день? Это замечательный вопрос. Какова вероятность того, что в одной комнате окажутся два человека, у которых совпадают даты рождения? Если вы знакомы с теорией вероятностей, то вы, наверное, скажете, что для этого вам надо собрать в одной комнате 367 человек. В високосном году 366 дней, таким образом, чтобы обеспечить нужный результат, мы должны собрать 366 человек плюс один. Но можно задать тот же вопрос в более интересной форме: «Сколько человек надо собрать в комнате, чтобы вероятность совпадения у двух человек дат рождения составила 50 %?» Некоторые решат, что для этого надо поделить 367 пополам, и мы получим 184, т. е. в комнате должно быть 184 человека. Это чисто умозрительный путь рассуждений, но он в данном случае неверен. На самом деле, для того чтобы вероятность совпадения дат рождения хотя бы у двух человек была равна 50 %, надо собрать всего‑навсего 23 человека. Попробуйте проверить это на практике, и вы будете поражены. Если же у вас в комнате будет сорок человек, вероятность совпадения дат рождения у двух людей составит почти 90 %. Но что если речь пойдет о конкретной дате рождения? Например, я родился 25 апреля. Сколько человек я должен собрать в комнате, чтобы вероятность найти среди собравшихся человека, родившегося в один день со мной, составила 50/50? Удивительным образом число тех, кого предстоит собрать, возрастет до 600. Как видите, вероятность того, что произойдет событие определенного типа, достаточно велика. Наоборот, вероятность того, что произойдет определенное, конкретное событие, крайне мала. Когда мы ставим себе цель, мы хотим, чтобы произошло конкретное событие, т. е. мы уже представили себе определенный результат, которого хотим добиться. Чтобы все случилось именно так, требуется, чтобы в огромном числе случаев на промежуточных этапах движения к цели исход также был бы вполне определенным – таким, какой необходим для достижения нашей желанной цели. Сравните такую постановку проблемы с принципами жизни без целей, и вы увидите: когда вы не стремитесь к наступлению конкретного события, но вместо этого открыты для любого интересного вам исхода, резко возрастает вероятность того, что события синхронизируются именно так, как вы этого хотите. Независимо от того, живете вы ради цели или безо всяких целей, для того чтобы все происходило в соответствии с вашими желаниями, вам нужно набираться самого разного опыта – такого, который можно потом синтезировать ради творческой жизни. Чтобы в жизни всегда было место творчеству, нам надо учиться искать приключения, пробовать новое, приобретать новые виды опыта. Люди, живущие необыкновенной жизнью, мыслят как исследователи, как первооткрыватели. Они знают, что разнообразие опыта обогащает их взгляд на мир. Каждый день несет новые возможности вести исследования и делать открытия. Творческий подход – одна из секретных составляющих жизни без целей. Как указал Стив Джобс, творчество – это сбор опыта и установление связей между разными видами опыта. Вот в чем заключается данный секрет: надо искать приключения, чтобы освоить новые виды опыта, чтобы между ними можно было устанавливать связи. Таким образом вы сами начнете творить чудеса в собственной жизни. Вернитесь в детствоВам может показаться, что чем старше вы становитесь, тем больше у вас опыта. Но правда жизни такова, что большинство из нас заново воспроизводят один и тот же опыт снова и снова. Вместо того чтобы 20 лет накапливать опыт, мы проживаем один и тот же год и опыт этого года 20 раз. Для детей все является источником нового опыта. В детстве мы увлекались и творили, мы верили, что возможно абсолютно все, мы верили в чудеса. В огромном числе исследований показано, что 98 % детей в возрасте 5 лет проявляют чудеса творческой активности, в то время как в случае со взрослыми все в точности наоборот – людей в высшей степени творческих всего 2 %. Как же так случилось, что мы, в прошлом творческие, увлеченные, играющие дети, превратились во взрослых, обремененных стрессами и потерявших гибкость ума? Одна из причин – это постепенная потеря способности творить и жить творчески. Творческое сознание – это сознание играющее, сознание, где царят увлечение и возможность, сознание, над которым не властны страх и обязательства. Именно такое сознание способно порождать новые идеи и доводить их до воплощения. В детстве мы смотрим на мир свежим взглядом. Дети ни на чем не концентрируются – они «собирают» точки, позволяющие устанавливать связи, т. е. они постоянно приобретают новый опыт. Как только мы идем в школу, все меняется. Нас учат запоминать факты и выдавать их по первому требованию, в школе нас обязывают стремиться к определенному результату. Начинается давление со стороны старших, а среди ровесников мы чувствуем себя вынужденными носить кроссовки, как у всех. Мы перестаем думать самостоятельно. По мере того как мы становимся старше, мы продолжаем планировать каждый наш шаг по жизни – и теряем точки для связи. Мы поступаем в колледж, выбираем специализацию и в итоге устраиваемся на работу, которая кажется нам лучшим из доступных вариантов. И что у нас остается? Одна‑единственная точка для установления связи. Мы знаем все про область нашей специализации, и знаем очень хорошо, но мы не можем ни с чем ее связать. Вместо того чтобы находить связи между новыми видами опыта, мы узко концентрируемся на одной только области. Мы больше не пробуем ничего нового. Мы все время выбираем один и тот же путь, применяем один и тот же подход в своей жизни. И по ходу всего этого мы не считаем нужным проверить, насколько наши усилия приносят тот результат, которого мы действительно хотим достигнуть. То, как мы жили и поступали в прошлом, – это не всегда самый лучший способ жить и поступать в будущем. К несчастью, бывает достаточно сложно проститься с рутиной и начать искать приключения. Как можно снова обрести тот творческий взгляд на мир, который был у нас в детстве? В ходе своих странствий я встретил человека, которому это удалось, и он поделился со мной своими приемами. Это Дуг Стивенсон – я познакомился с ним в переполненном вестибюле отеля Le Meridien в Чикаго. Он начал разговор так: «Я только что отпраздновал двадцатую годовщину моего тридцатилетнего юбилея. И я никогда не был столь полон жизни, как сейчас». В молодости Дуг отчетливо ощущал, насколько трудно расстаться с шорами, доставшимися ему в результате воспитания. Ему было необычайно тяжело бороться с внушенными потребностями соответствовать стереотипу. «Я окончил колледж с отличием и поступил в Школу маркетинга Келлога (Северо‑Западный университет, штат Иллинойс) с намерением получить диплом МВА. За все годы обучения я проявил себя как серьезный, стремящийся к признанию студент с установкой на успех, а в меня вбивали, что моей фундаментальной обязанностью является ежедневное чтение журналов и газет Wall Street Journal, New York Times, Washington Post. Все было подчинено какой‑либо цели, а цели ставились в таких областях, которые меня совершенно не интересовали. Но когда мне было уже около 30, я начал мечтать и искать дорогу к своему подлинному «я». Примерно в это же время отец подарил мне комплект кассет с выступлениями Майка Ванса, человека, много лет занимавшегося подготовкой и обучением кадров компании Disney. Когда я впервые послушал пленку, мне показалось, что это маньяк, – он говорил так, как будто несся по шоссе со скоростью 150 километров в час. Но при этом он с таким жаром и энтузиазмом рассуждал о творчестве и творческих способностях, что моей первой реакцией было: "Я хочу стать таким же!" С тех пор я постоянно стремлюсь больше узнать о творческих способностях и стараюсь ко всему подходить более творчески. Я обнаружил, что творчество – это жизнь как самовыражение. Это для меня ближе всего к тому, что называется "быть самим собой". Это высшее проявление моего «я», и сейчас это движущая сила всей моей жизни». «Если бы меня попросили дать людям какой‑то совет, – продолжал Дуг, – я бы посоветовал им взять уроки импровизации. Именно там воплощены основные принципы творческого подхода. Благодаря импровизации я получаю энергию, необходимую, чтобы реализовывать свои идеи, не беспокоясь о том, как именно это будет воспринято. Однажды, когда я писал очередной сценарий, я впал в глубокий творческий кризис. Лори Шир, которую я считаю своим учителем в области сценарного искусства, предложила мне написать "самый бездарный сценарий". Я последовал ее совету, избежав, таким образом, давления идеи "сделать все как можно лучше". В импровизационной комедии нет ничего «правильного» и нет цели. Это просто игра – так играют дети. Другой прием – придумать какую‑нибудь плохую, никчемную, бесперспективную идею, а затем найти в ней какое‑нибудь положительное качество. Уроком для вас может стать все что угодно. Я сейчас работаю над книгой "Мозг портит воздух, или как стать звездой‑вонючкой" (Brain Farts: How to be Stinking Brilliant). Нам следует учиться тому, как превращать неудачные идеи и невыгодные ситуации в нечто хорошее, положительное. Чтобы жить творчески, надо уметь творчески мыслить. К несчастью, нас часто затягивает негативная сторона жизни. Может быть, сейчас вы думаете что‑то вроде: "Нет, импровизационная комедия – это невозможно, я не могу". Хотите верьте, хотите нет, но есть масса простых способов начать. Один из самых несложных и действенных приемов в технике импровизационной комедии известен как "А я…" – именно так часто поступают дети!» Дети обожают играть. Для них все представляет собой игру. И есть такой вид игры, общий для всех детей мира, который требует подключения воображения. Например, в начале игры кто‑то из детей складывает руки так, чтобы получилось ружье, наводит «ружье» на кого‑нибудь из игроков и говорит: «Я поражаю тебя своим лазерным лучом». Тогда тот, кого «убили», говорит: «А я…» – и строит свою импровизацию, отталкиваясь от того, что сказал предыдущий игрок. Например, он может сказать так: «А я… А на мне надет зеркальный костюм‑отражатель, так что твой лазерный луч падает обратно на тебя!» Так продолжается игра, и, будучи очень простой, она может длиться необыкновенно долго. Интересно, что когда в эту игру играют взрослые, они чаще всего отвечают что‑то вроде: «Но я…» Взрослому трудно поддерживать такую игру, ему тяжело придумывать что‑то, что противоречит действительности, реальности. Если взрослый человек сложит пальцы в форме пистолета, направит его на другого взрослого человека и скажет: «Я поражаю тебя своим лазерным лучом», последний, скорее всего, сделает вид, что падает, и ответит: «Все, я умер». Это весьма скромный вклад – при таком продолжении игра закончится довольно быстро. Взрослые способны придумать массу объяснений и подтверждений тому, что что‑то не выйдет, не получится. Именно поэтому они часто говорят «нет» инновациям. Чтобы разбудить свое воображение, вы должны стать ребенком и стараться поддержать игру. Смотрите на вещи свежим взглядом. Если что‑то кажется вам непрактичным, попробуйте с этим поиграть. Таким образом, пространство в вашей жизни всегда будет открытым для возможностей и вы станете искателем приключений. Смените фильтры, смените ракурсЛюди часто идут по жизни так, словно их глаза спрятаны за солнцезащитными очками. Эти гипотетические линзы не пропускают большую часть информации о мире, подобно тому, как они не пропускают солнечные лучи, и позволяют нам видеть только небольшую часть окружающего. Этот солнцезащитный фильтр – наш прошлый опыт, образование, знания, интересы и вообще все, что делает нас уникальными и неповторимыми. Чтобы изменить ракурс восприятия мира, смените фильтры. К несчастью, очень сложно обнаружить наши скрытые, почти подсознательные верования и предубеждения, так как они очень глубоко спрятаны в нашем сознании, в нашей душе. Еще сложнее признать, что они у нас есть. Нам далеко не просто изменить фильтр и снова начать видеть мир свежим взглядом, взглядом ребенка. Проще всего попробовать перенастроить свой фильтр, представив себя на месте другого человека. Тривиально? Да, но зато это очень мощный метод. Попробуйте каждый раз, просыпаясь утром, представлять себя кем‑то другим: частным детективом, автомехаником, художником, садовником… Не так важно, кем именно, главное, чтобы это был кто‑то, отличный от вас. Тогда в течение дня вы начнете замечать такие вещи, которых вы до сих пор никогда не видели. Здесь действует уже известный нам принцип: то, на чем вы концентрируетесь, разрастается и заслоняет все остальное. Концентрируясь каждый раз на чем‑то новом, вы начнете приобретать новый опыт, который вы можете использовать для развития своих творческих способностей. Если вы в один прекрасный день представили себя Моцартом, то все превратится для вас в музыку. Ваше слуховое восприятие резко обострится. Птицы, бурильный станок, гудки автомобилей – все это в вашем сознании сложится в единую симфонию. Вы будете гораздо острее воспринимать звуки, которые вас окружают. Если вы представите себя Рембрандтом, вы начнете воспринимать окружающий мир как произведение искусства. Вы увидите формы и узоры, начнете обращать внимание на особенности освещения – вашим глазам откроется красота. Применяйте данный метод, прием ролевой игры, если вы хотите творчески подходить к реализации своих устремлений в жизни. Спросите себя, что бы делали Уолт Дисней, Билл Гейтс или Стивен Спилберг, окажись они на вашем месте. Это очень просто и весело, но при этом такой метод дает очень хороший эффект. Меняйте свои фильтры, хотите – каждый день, хотите – на время одного какого‑то конкретного разговора, но это в любом случае окажет мощное влияние на ваше мировосприятие. Станьте искателем приключенийЛучший способ найти приключения на своем пути – стать искателем приключений. Не правда ли, с точки зрения логики это утверждение безупречно? И хотя это, скорее всего, звучит так, что вам следует немедленно отправиться на сафари, в действительности стать искателем приключений не означает необходимость начать осваивать неисследованные территории. Я буду говорить о том, как найти другой, новый способ исследования мира. Чтобы приобрести опыт, вы обязательно должны попробовать что‑нибудь новое. Несколько лет назад я выступал на крупном корпоративном собрании, где познакомился с потрясающим человеком по имени Джефф Зальц. С тех пор как ему исполнилось 17, он участвовал во множестве экспедиций в наименее исследованные уголки нашей планеты – в Патагонию, на Амазонку, в Монголию, Восточную Сибирь, на Гималаи, в Анды. Исследователь не отмеченных на карте территорий, а ныне специалист по культурной антропологии, он страстно увлекается изучением фольклора, легенд, мифов как ныне существующих, так и прошлых культур. Джефф знает, как противопоставить бедствиям и неприятностям свою тягу к приключениям. Я встретился с ним в одной из кофеен города Дель‑Мар, штат Калифорния. Пока мы сидели там, греясь на солнышке, я спросил его, откуда он черпает свой запал. Что отличает его от большинства людей? Он ответил мне так: «Некоторые люди воспринимают мир таким, какой он есть. Мне мир предстает "не в фокусе"». В детстве Джефф жил в собственном волшебном мире и, став взрослым, не захотел его покидать. Он уверен, что в этом вся суть: «Большинство людей учатся идти на компромисс. Я же живу в таком мире, каким он предстает в каком‑нибудь мультфильме. Я очарован жизнью. И хотя я ищу приключения и забираюсь на такие вершины, где до меня погибло немало человек, я ни разу ничего себе не сломал. Если попытаться, всегда можно найти способ получить результат выше среднего. Главное – чтобы среднее, обыденное не стащили тебя вниз. Не воспринимайте ничего всерьез. У меня не так много денег. Я всегда живу как бы на краю жизни. Но я чувствую, что добился необычайного успеха. У меня чудесная работа, хорошие друзья, любящая семья. Я иду по жизни как фанатик, с невероятной уверенностью в себе и ничем не обусловленным, непоколебимым ощущением безопасности, защищенности. Все, что я делаю, я делаю с уверенностью, что в принципе не могу потерпеть неудачу. Это не оставляет места страху в моей жизни. Большая часть несчастий происходит тогда, когда человек опирается на те стороны своей натуры, где гнездится страх. Но если вы живете бесстрашно, то можете рисковать, вы твердо уверены, что ничего не случится». Я очень удивился, когда узнал, что Джефф – сын бухгалтера. Для человека, обладающего столь сильной тягой к приключениям, такое происхождение представляется несколько неожиданным. «В детстве я любил говорить своим родителям, что уезжаю гулять на Лонг‑Айленд. Вместо этого я уходил в Центральный парк Нью‑Йорка, спал там на скамеечке и болтался вместе с бродягами, воришками, проститутками и полицейскими. Когда я путешествовал по западным штатам, я стащил поднос из столовой Главного управления Национального парка, вышел на ледник, сел на этот поднос и скатился вниз со скоростью 50–60 километров в час. Я всегда пробую что‑то новое. Я уверен, что надо сначала прыгнуть, а затем смотреть, куда ты прыгаешь». Эти слова – великолепный урок для всех нас. Для многих приключения Джеффа покажутся чересчур экстремальным вариантом. Я и не предлагаю вам строить свой жизненный опыт по тому образцу, по которому строится жизнь Джеффа. Вполне вероятно, что эти приключения не для вас. Просто попробуйте что‑нибудь новое. Когда вы последний раз меняли маршрут, возвращаясь на машине домой с работы? Когда вы последний раз заказывали какое‑нибудь экзотическое блюдо – такое, про которое вы никогда до этого не слышали? Вы когда‑нибудь пробовали завязать разговор с таможенником в аэропорту? Читали в газете колонку, которую вы обычно игнорируете? Когда вы последний раз меняли марку зубной пасты? Начинали обед с десерта? Начните поиск приключений с того, чтобы изменить какие‑нибудь мелочи в своей жизни. Это может оказаться катализатором, благодаря которому вы скорее начнете принимать участие в более смахивающих на приключения видах деятельности. Кроме того, такого рода мелкие изменения помогут вам открыть нечто такое, что позволит вам в большей степени реализоваться как личность – большей, чем позволяют проверенные способы. Если всегда придерживаться принципа «сначала прыгать, а потом смотреть, куда прыгаешь», можно в конце концов попробовать то, что вы всегда хотели попробовать, но до сих пор не решались. Пробовать новое – это один из этапов, но это не единственный этап. Жизнь без целей позволяет вам оставаться верным себе, остро ощущать, что вам нравится, а что нет, она подразумевает мужество сменить направление курса в тот момент, когда внутренний голос говорит вам, что где‑то вы можете добиться большего. Ищите приключения… оставив дома сетку безопасностиОднажды я выступал на конференции в Сингапуре с докладом об инновациях в государственном секторе. Там я познакомился с доброй сотней людей, но только некоторые из них действительно мне запомнились. Одним из тех, на кого я обратил особое внимание, был Майкл Герман – он также выступал на этой конференции. Майкл – высокий, худощавый человек, он казался тихим и даже несколько робким. Пока мы беседовали, он говорил так тихо, что порой мне едва удавалось расслышать его слова посреди громкого шума обеденного зала. Но то, что я вначале принял за робость и застенчивость, на самом деле оказалось проявлением необычайного мира в его душе. Скоро мне стало совершенно очевидно, что Майкл просто спокоен и сосредоточен. Все выступавшие, включая меня, пытались произвести друг на друга впечатление, хвастаясь своими познаниями и стараясь всячески продемонстрировать свой профессионализм. Все, кроме Майкла. Он слушал и как бы растворялся в том, что говорили другие. Затем именно тогда, когда это было необходимо, он говорил что‑то очень глубокое и мудрое, без тени какой‑либо заносчивости или снисходительности. Я не терял связи с Майклом в течение многих лет. Но историю его жизни я узнал недавно, когда собирал интервью для этой книги. Майкл, как и я, до определенного момента был целеголиком. И это неудивительно. Большинству необходимо познать жизнь ради цели, чтобы потом оценить ту свободу, которую дает жизнь без целей. К несчастью, многие так и остаются на стадии целей и не могут найти выхода. Майкл, конечно же, этот выход нашел. На начальном этапе жизни Майкл неуклонно двигался к своей цели. Он получил степень бакалавра и диплом МВА в университете Чикаго. Окончив университет, он два года занимался консалтингом, работая с системами управления финансами крупных больниц и помогая разным организациям сформулировать свои финансовые цели и выразить их в определенных количественных показателях. Где‑то в середине этого срока он начал работать с известной благотворительной организацией Outward Bound. В свободное время он занимался с городскими детьми, организуя их в команды и коллективы. Ему нравилось помогать другим таким способом – искать вместе с ними приключения посреди большого города. Затем у него появилась возможность поехать на обучающую программу в штат Миннесота – там проводился семинар по обучению персонала Outward Bound, предназначенного для выезда в дикие места. Всем, кто участвовал в этом тренинге одновременно с Майклом, стало ясно, что Майкл благодаря этому опыту просто переродился. Друг спрашивал его: «И когда же ты уходишь с работы?» И хотя Майкл до тех пор такую возможность не рассматривал, его сознание начало работать именно в этом направлении. Он решил остаться в компании еще на 11 месяцев, чтобы срок его работы в сфере консалтинга составил ровно два года. Почему же он ждал еще почти год? «У меня, – рассказывает Майкл, – был целый ряд целей, приуроченных к этой дате: выплатить кредит за машину, вернуть часть долгов, ну и приобрести некоторую позицию для резюме на случай, если мне это еще понадобится. Я помню, как я думал тогда: вот цель, добившись которой, у меня не будет больше целей! После того как я ушел с работы, я провел лето, возглавляя экспедиции Outward Bound. Когда я вернулся обратно в Чикаго, у меня не было ни дохода, ни работы, ни каких‑либо идей, как жить дальше. Я думал, что могу быть полезен в области организационных трансформаций, мог бы помогать компаниям проводить реорганизацию, но, у меня не было никакого опыта в этом деле. Мой опыт и образование в сфере финансов и управления здравоохранением никак мне тут не помогали, а простых тренингов по новому направлению деятельности было бы недостаточно. Кроме того, как мне кажется, тогда я был слишком молод, чтобы быть востребованным при проведении организационных трансформаций. Но несмотря на все это, я по‑прежнему искал возможность применить свои способности и интересы в такой сфере, которая бы заинтересовала крупные организации. Я понимал, что для этого мне пригодятся мои знания об управлении финансами, о том, как добиваться определенных финансовых результатов, а также моя способность критически взглянуть на тот или иной бизнес. Но я также не хотел отказываться от приключений, от неизвестности, когда в отсутствие надежных сведений надо самому находить путь, исследовать и познавать – все это в изобилии было у Outward Bound как в духовном отношении, так и в материально‑практическом. Я не знал, как будут разворачиваться события. Но я верил, что все произойдет именно так, как надо». Таким образом, Майкл сам создал себе ситуацию неопределенности, и она завершилась очень интересно. Люди спрашивали его, чем он зарабатывает себе на жизнь. Его ответ был: «Как придется». Конечно же, этот ответ не внушал доверия людям, да и ему самому. Сначала он ощущал некоторую тревогу, и все это замечали. В начале 1990‑х годов сложилась ситуация, способствовавшая тому, что большинство его друзей смогли нажить себе приличное состояние. Все его знакомые по школе бизнеса были успешными бизнесменами, ездили на роскошных машинах, а перспективы их были еще более многообещающими. Майкл замечает: «Мне было 29 лет, и у меня не было вообще никакой машины. Моя карьера никак не развивалась. У меня не было ничего, что я мог бы написать в резюме, – я мог похвастаться только тем, что получил диплом МВА». Но у Майкла было нечто другое, а именно мужество и природное чутье. Я спросил Майкла, как, по его мнению, повернулась бы его жизнь, если бы он не пробовал ничего нового, не пустился бы в приключения с Outward Bound и не набрался бы мужества уйти с работы. Он ответил так: «Сейчас это сложно вообразить. Но кое‑что я все‑таки могу сказать – мне совершенно очевидно, что прежняя дорога не вполне подходила для меня настоящего». С 1991 года Майкл был безработным в течение шести лет, и только после этого он решил устроиться на нормальную работу. Его хороший друг Дэвид владел небольшой процветающей банковской конторой, занимавшейся инвестициями, и он предложил Майклу работу с окладом в два раза больше того, что у него был до тех пор, и с обещанием дополнительных премий. Это было то самое пресловутое предложение, от которого невозможно отказаться. «Когда настал день впервые явиться на новую работу, я еле волочил ноги. Я пришел с опозданием более чем на час. Я прекрасно понимал, что что‑то внутри меня, на уровне подсознания, "не включается". Если бы я действительно хотел там работать, то горел бы желанием и примчался на рабочее место вовремя. Моим первым заданием стало составить финансовый прогноз одной крупной сделки: речь шла о выделении финансирования на десять лет вперед, причем финансирование этого проекта уже открылось. Я полчаса ходил вокруг компьютера, нажимал какие‑то кнопки, пытаясь хоть как‑то разобраться в таблицах. Я был как привидение. Я понимал все цифры и все формулы, но мне было совершенно все равно, что это означает. Итак, я вертелся по комнате, просто глядя в окно на Монро‑стрит (дело было в Чикаго). Прошло еще полчаса, и я решил во всем признаться – и моему другу, и самому себе». Майкл так и не вернулся к своим таблицам. Он решил поговорить об этом со своим другом, который вот‑вот должен был стать его начальником. Майклу было трудно совладать со своими эмоциями, когда в ходе разговора он во всем признался Дэвиду. Этот разговор стал поворотным пунктом его жизни. На самом деле Майкл подсознательно всегда имел в виду своего друга и работу в его компании. Это была его сетка безопасности, место, где, он знал, его всегда примут. Вот как об этом говорит сам Майкл: «Это был мой путь назад, возвращение в сферу финансов. Это именно то, что я делал бы, если бы все мои приключения не привели ни к чему хорошему. Это было именно то, что я умел делать, чему меня научили, и я мог здесь получать за это хорошие деньги. И все это растворялось в воздухе прямо на глазах, так как мне были безразличны деньги, сделки, цифры и все, что на эти деньги можно купить. Я прорывался сквозь собственную сетку безопасности, прекрасно понимая, что это рушит окончательно и мою карьеру, и мои финансовые перспективы, но я был настроен решительно – я должен был сохранить свое сердце, свою душу, целостность своей личности». Пару недель спустя Майклу позвонила женщина, с которой он беседовал за несколько месяцев до этого. «Она предложила мне принять участие в работе над одним исследовательским проектом. Проект был интересен и привлек мое внимание. В результате я заключил контракт на полгода, на полный рабочий день. Интересно, что за эти шесть месяцев я заработал больше, чем если бы я оставил за собой работу в сфере банковских инвестиций. Как странно, подумал я, как только я решил уйти от денег, появилось нечто, что помогает мне действительно себя прокормить. Новое занятие питало еще и мою душу, продвигая меня именно в том направлении, в каком я хотел идти. По дороге я усвоил, что когда мне нужны деньги, надо их попросить. Когда мне нужно время – надо его попросить. При этом я не прошу кого‑то конкретного, но, как я обнаружил, все, чего я прошу, я получаю. Это никак не похоже на цель. Это как особая среда, как пространство, которое открывается передо мной, а я с легкостью погружаю в это пространство свою жизнь. Здесь от меня ничего не зависит, но у меня все получается. У всех нас одно стремление – быть счастливыми. Когда я упорным трудом достигал какой‑нибудь своей цели, например, купить что‑то, пробежать четырехчасовой марафон или получить диплом по программе MBA, я никогда не был счастлив, когда цель была достигнута. Или был счастлив, но очень недолго. Я всегда спрашиваю себя: какое отношение к моему счастью имеет все то, что я делаю, проходя одну за другой все промежуточные стадии?» Напоследок Майкл высказал еще несколько мыслей по поводу нашего разговора и своей жизни: «С одной стороны, эффект жизни без цели состоит в том, что мы больше не представляем себя в виде аккуратного, упорядоченного набора достижений. Наша личность как будто состоит из огромного количества нитей, которые переплетаются, пересекаются, вьются и перепутываются. Но все они ведут к конкретному моменту, к "здесь и сейчас". Они ведут также вперед, в будущее, но мы можем только догадываться о том, какие из этих нитей снова пересекутся и где. Какое бы место я ни выбрал, чтобы попасть туда, мне подойдет практически любой путь. Но если вы пытаетесь выбрать оптимальный путь с точки зрения логики, в терминах целей и достижений, это лишит жизни все ваши странствия, все события вашей жизни, да и саму вашу жизнь». Как воплотить это в жизньГотовы ли вы вкусить приключений, приобрести новый опыт, установить связи между разными его видами? Начать, сделать первый шаг всегда сложнее всего. Чтобы помочь вам в этом, я предлагаю попробовать некоторые приемы и задать себе ряд вопросов. Сами творите свою удачуУдачливым может стать любой. Чтобы самому творить свою удачу, приобретайте как можно больше нового опыта. Каждый новый опыт – это шансы на появление новых возможностей. Чем больше опыта, тем больше у вас шансов. Будьте открыты для множества различных возможностей. Это существенно увеличивает ваши шансы на то, чтобы обнаружить новый вид связи между точками. Вероятность того, что произойдет событие определенного типа, гораздо выше, чем вероятность какого‑то конкретного исхода. Не ждите, пока удача найдет вас, сами отправляйтесь ее искать. Посетите занятия по импровизационной комедииИмпровизационная комедия – это великолепный способ развить ваши творческие способности и наполнить творчеством всю вашу жизнь. Вы освоите веселые, но при этом очень действенные приемы, из которых мой любимый – «А я…» Прием состоит в том, что вы развиваете свои идеи, основываясь на идеях других и начиная фразу с «А я…» Постарайтесь стереть выражение «Но я…» из своего лексикона. Тренируйтесь каждый день. Поставьте у себя дома или в офисе специальную банку, куда тот, кто произнесет фразу «Но я…» будет опускать доллар. Так вы отучите себя и всех людей в своем окружении негативно реагировать на выражение своих или чужих идей и стремлений. Собранные деньги потратьте на оплату дополнительных занятий по импровизационной комедии. Смените фильтры, смените ракурсКогда вы завтра утром проснетесь, постарайтесь представить себе, что вы – это не вы, а другой человек: художник, музыкант или врач. Не важно, кто это будет, – главное, чтобы этот человек не был вами. Вы начнете в течение дня видеть такие вещи, которых до сих пор никогда не замечали. На следующий день станьте кем‑нибудь другим. Постарайтесь действительно увидеть мир глазами другого человека. Вам явится то, что было до сих пор скрыто от вашего зрения, так как то, на чем вы до сих пор концентрировались, разрасталось и заслоняло собой все остальное. Станьте искателем приключенийСначала прыгайте, а потом смотрите, куда вы прыгаете. Если вы будете ждать до тех пор, когда прыжок станет абсолютно безопасным, вы никогда не будете развиваться. Пока под вами сетка безопасности, вы не можете жить в полную силу. Пробуйте что‑то новое. Приобретайте опыт. Устанавливайте связи между разными видами опыта. Путешествуйте. Пробуйте новые хобби. Мыслите как исследователь, как первооткрыватель. Как выглядит ваш распорядок дня? Что из этого вы могли бы делать по‑другому? Более творчески? Что вы всегда хотели делать, но до сих пор никогда не делали? Что вы боитесь делать? Делайте именно это! Наберитесь смелости. И пусть у вас хватит смелости изменить направление тогда, когда внутренний голос говорит вам, что на другом пути вас ожидает впереди нечто большее. Настройки вашего компаса не предполагают жестко фиксированного направления. Носите с собой блокнотЕсли вы действительно начнете искать приключения, вы приобретете новый опыт, новое понимание действительности и начнете размышлять о своих устремлениях и интересах. Записывайте все эти идеи в блокнот или на цифровой диктофон и носите с собой всегда либо то, либо другое. Когда к вам придет вдохновение, вы всегда должны быть готовы записать ваши мысли, чтобы затем предпринять соответствующие действия. |