Главная страница
Навигация по странице:

  • Монастырь Санаин Первое здание на этом месте построил армянский царь Аббас Багратуни (-953) где-то в первой половине X века. Этим зданием был храм Сурб

  • Монастырь Ахпат

  • Монастырь Гегард

  • Храм Святой Гаянэ

  • Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении. Стоит отметить, что Армения является одной из немногих стран в которой представлена собственная уникальная ветвь христианства Армянская Апостольская церковь.


    Скачать 26.5 Kb.
    НазваниеСтоит отметить, что Армения является одной из немногих стран в которой представлена собственная уникальная ветвь христианства Армянская Апостольская церковь.
    АнкорОбъекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении
    Дата01.10.2021
    Размер26.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбъекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении.docx
    ТипДокументы
    #239864

    Стоит отметить, что Армения является одной из немногих стран в которой представлена собственная уникальная ветвь христианства – Армянская Апостольская церковь. Поэтому многие религиозные сооружения Армении имеют свой уникальный архитектурный стиль.

    Монастырь Санаин

    Первое здание на этом месте построил армянский царь Аббас Багратуни (-953) где-то в первой половине X века. Этим зданием был храм Сурб-Аствацацин (Богородицы). Появление второй постройки связано с личностью Ашота III Милостивого (Вогормац -977) и его жены Хосровануш. В 961 году Ашот перенес столицу из Карса в Ани, а в 966 году его жена пристроила к храму с южной стороны второй - Сурб Аменапркич (Всеспасителя), который заметно крупнее первого храма. Это здание было построено как бы во имя её сыновей Гургена и Сумбата, изображение которых сейчас можно видеть на восточной стене храма. В 1061 году восточнее храма Богородицы была построена небольшая церковь Св. Григория. Через два года, в 1063 году, был построен скрипторий. Это произошло через год после падения Анийского царства. Уже в 1064 году сельджуки разграбили монастырь и лучшие годы его жизни закончились.

    Монастырский комплекс Санаин, раскинувшийся в дельте р. Дебед, считается одним из самых труднодоступных религиозных сооружений на территории Армении: добраться до него можно только пешком, предварительно преодолев многокилометровый путь из Еревана. Подобное расположение выбрано неслучайно: изначально обитель предназначалась для проживания монахов, впавших в немилость у византийского императора Романа Лакапина. Возведенное в 966 г. по инициативе князя Ашота III Багратуни здание должно было обеспечить беглецам надежное укрытие, поэтому для его размещения и было выбрано столь удаленное место. Со временем Санаин, помимо религиозной функции, стал выполнять и просветительскую: школа при монастыре была преобразована в академию, где преподавали Анания, Теодорос, Вардан и другие известные ученые средневековой Армении. Несмотря на непростую судьбу (комплекс не раз подвергался разрушению вследствие землетрясений и нападений арабов и турков-сельджуков), храм выстоял. В 1996 г. он был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и полностью отреставрирован.

    Все сооружения на территории комплекса расположены полукругом возле центральной постройки — Сурб Аствацацин, представляющей собой крестово-купольный храм, сложенный из неотесанных базальтовых глыб. В прежние времена ее внутреннее пространство украшали красочные фрески, однако большинство из них не выдержало проверки временем.

    Неподалеку от храма расположилась крестово-купольная Сурб Аменапркич самая крупная постройка на территории комплекса, служившая одно время главным кафедральным собором Лорийского Царства. Фасад здания, сложенного из гладко тесаных базальтовых блоков, украшает скульптурная композиция, изображающая ктиторов храма — Кюрике и Смбата. Церковь сильно пострадала от землетрясений и вражеских набегов, и хотя она была полностью отреставрирована, часть уникальных элементов декора была безвозвратно утрачена.

    В 1185 году к храму Всеспасителя с запада пристроили большой гавит. Это был один из ранних армянских гавитов, который, как и все гавиты того времени, имел 4 опорных столба. Назовём его для удобства "Старый гавит". В 1211 году был построен еще один гавит - при храме Богородицы, вплотную к Старому гавиту. Интересно, что этот второй гавит (Новый гавит) был построен по поздней схеме, в виде продольных нефов. Таким образом, в Санаине мы имеем сразу два гавита разных типов.

    И всё же самое запоминающееся в этом монастыре — это его скрипторий. Он стоит как раз к северу от круглого храма Св. Григория. К сожалению, он закрыт почти всегда. Но если вам повезёт, то вы увидите редкое проявление армянской архитектурной мысли. Снаружи это здание напоминает обычный гавит, с той только разницей, что не примыкает к какой-либо церкви. Это квадратное в основании здание, над которым сложен круглый купол.

    Монастырь Ахпат

    В окрестностях г. Алаверди Лорийского района Армении расположились на расстоянии 7 км друг от друга два монастыря, внесенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Санаин и Ахпат. Как гласит легенда, первым был заложен Санаин. Над ним денно и нощно трудились мастера-зодчие — отец и сын. В процессе строительства между ними периодически возникали разногласия, и однажды в пылу ссоры сын заявил, что сумеет построить монастырь без помощи отца и занялся возведением другого храма.

    Когда работа над ним была завершена, старый мастер, до тех пор не общавшийся с сыном, пришел взглянуть на результат его трудов. Осмотрев монастырь со всех сторон, он одобрительно качнул головой и промолвил: «Ах пат!», что в переводе с армянского означает «Добротная кладка!». Родственники помирились, а храм с тех пор стали называть Ахпатом. Стоит отметить, что возведенный в начале 10 века монастырь в полной мере оправдал свое название: за время своего существования он пережил не одно землетрясение — и выстоял. В настоящее время Ахпат представляет собой сложный архитектурный комплекс, по размерам напоминающий небольшой город, где легко заблудиться: постройки, возведенные вокруг монастыря, образуют лабиринт со множеством переходов.

    Сейчас Ахпатский монастырь - это несколько строений, стоящих практически вплотную друг к другу и образующих сложную композицию, в которой трудно ориентироваться. Здесь можно ходить очень долго, переходя из помещения в помещение. Если монастырь Санаин - это несколько зданий в одну линию, то здесь все хаотично. Кроме того, здесь нет никаких зарослей, поэтому все хорошо видно и легко фотографировать.

    Первым на пути тех, кто ступает на территорию комплекса со стороны центральной лестницы, оказывается здание церкви Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Возведенная в 1005 г. базилика была реконструирована в 1211 г. с целью придания ей облика, сходного по стилю с монастырем. Позади нее располагается купольная церковь Св. Знамения (Сурб Ншан) с массивным притвором. Идею ее строительства приписывают царице Хосровануш, супруге царя Ашота III Багратуни, а авторство — известному зодчему Трдату. На фасаде здания размещена скульптурная композиция, изображающая наследников царской четы — Смбата и Кюрике. В 13 веке интерьер церкви был расписан фресками. Большая их часть ныне утрачена, а то немногое, что сохранилось, не подлежит восстановлению. Притвор Сурб Ншана был достроен лишь спустя 2 века, в 1185 г. Это массивное сооружение доминирует над церковью, почти полностью скрывая ее от глаз посетителей.

    Слева от Сурб Ншана стоит церковь Богоматери (Сурб Аствацацин). Позади нее ввысь устремляются стены самой необычной постройки на территории комплекса — гавита (притвора) Амазаспа. Это сооружение внешне напоминает каменный ангар, да и площадь у него соответствующая — 330 кв. м. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, как армянским зодчим удалось возвести здание с применением римских технологий блочного строительства в период монгольского владычества.

    Чуть в стороне от гавита, на вершине небольшого холма, расположилась трехъярусная колокольня в форме креста, сведенного в восьмиугольник. Неподалеку от нее, под сводом арочной галереи, из изящно оформленной стены пробивается родник. Рядом с этими архитектурными объектами нашел свое пристанище последний по счету, но не по значимости, элемент комплекса — монастырская библиотека. Раньше в ней хранились сотни рукописных текстов. Уцелели лишь 12 — те, что были вывезены на хранение в Ереван. Остальные считаются утраченными.

    Фрески... Их почти нет. Армяне недолюбливали эту форму изобразительного искусства, однако в грузинскую эпоху некоторые стены были покрыты тонким слоем штукатурки - поверх резных надписей - и расписаны. За сохранностью не очень следили, поэтому практически все ахпатские фрески пропали. Лишь кое-где видны отдельные их признаки.

    Монастырь Гегард

    Монастырь Гегард — это уникальное творение руки человека. Залы, вырытые в базальтовой скале, не ограничиваются своим простором, а хранят на своих стенах уникальные барельефы, из которых каждый – отдельное произведение искусства.

    Слово “гегард” в переводе с армянского означает «наконечник копья». В этом монастыре хранился наконечник копья, которое римский воин Лонгин бросил в распятого Христа (копье Лонгина, копье Судьбы). Сейчас эта святыня хранится в музее духовного центра Армянской Апостольской церкви — Св. Эчмиадзин.

    Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель называлась Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда было перенесено легендарное копье.

    В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

    Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения — вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

    Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

    Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, — отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Созданные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

    Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой существовавшей здесь пещеры. Сохранившиеся на сводах следы штукатурки с остатками фресок темных тонов свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные на прилегающих к ней скалах, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

    Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу — снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

    Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада — лев, нападающий на быка, — символ княжеской власти.

    К западу от главного храма находится примыкающий к скале притвор, возведенный в 1215-25 гг.

    Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

    Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

    Слабое освещение определило сильную профилировку украшающих стены рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре — голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Вместо кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи — орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях — родовой герб князей Прошян.

    Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века изображения сирина — фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви — человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

    Усыпальница сына князя Прош — Папака и его жены – Рузукан высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

    В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

    Храм Святой Гаянэ

     Храм был возведён в 630 году на месте часовни IV века и по сей день является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Это стройное лаконичное и строгое здание. Из декора лишь растительный орнамент на обрамлениях дверей и окон. Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны являются опорами для стройного восьмигранного барабана, которым украшен свод храма.

    Мощи Святой Гаянэ покоятся в южной стене храма, рядом с алтарной нишей. Над западным входом сохранилась стенопись XVII века на тему рождения Христа. В 1652 году храм был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения служителей армянской церкви. С боков галерея украшена изящными колокольнями.

    При храме Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где производится жертвоприношение и закалывают жертвенных животных. Такой обряд – приношения в жертву животных – практикуется в Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя и называется - матах. Его совершают по любому поводу: свадьбы, рождения ребенка и пр.



    написать администратору сайта