философия. Учебно - воспитательный семинар № 2. Страх публичности техники преодоления
Скачать 23.41 Kb.
|
Страх публичности: техники преодоления Содержание Введение_________________________________________________________2 Причины страха. Аудиторный шок (сценический страх) _________________3 Пути преодоления страха перед публичным выступлением______________6 Заключение______________________________________________________13 Использованная литература Введение В настоящее время найти человека, который ни разу не выступал на публике – большая редкость. Если только он не отшельник, живущий в лесу, или является немым от рождения. Каждый из нас учился в школе и в других образовательных учреждениях. Нас вызывали отвечать по предмету, мы выступали с докладами, рефератами, дипломами. Скорее всего, у человека возникало неприятное чувство, когда ему сообщали о том, что его вызывают к доске. И даже зная это, он испытывал чувство страха. Многие предпочитали дожидаться, когда их вызовут по списку. Стоить знать, что страх выступления испытывает каждый. Это – наследие прошлого, от которого нельзя просто уйти. Однако необходимо разумно подходить к выступлению. Следует понять и принять кое-что. Когда человек готовит доклад, читает литературу по теме, анализирует, пересказывает и делает выводы, мало кто знает по этой теме больше него. Поэтому публичное выступление будет для вас шансом доказать, что вы начитаны, остроумны, а также умеете думать и рассуждать. Причины страха. Аудиторный шок Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления. Рассмотрим несколько причин, вызывающих у некоторых ораторов нерешительность, скованность, страх перед аудиторией: 1 - недостаток опыта (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: широко используйте возможности участия в различных собраниях, диспутах, спорах, дискуссиях: в кругу семьи, в рабочем коллективе, после просмотра телепередач, прочтения книг, статей и т. д.); 2 - недооценка собственных возможностей (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: заставьте убедить себя в том, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить членам своего коллектива нечто новое и важное); 3 - чрезмерное погружение в собственные переживания (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: сконцентрируйте внимание на содержании речи, думайте о деле; представляемая вами в данный момент позиция нижнее вашей особы); 4 - ошибочная оценка слушателей (искаженное восприятие) (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: стремитесь увидеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров, доброжелательно настроенных по отношению к оратору, особенно к начинающему); 5 - воспоминания о провале (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: смиритесь с мыслью о том, что одно из ваших выступлений действительно оказалось неудачным и было воспринято слушателями не так, как вы того хотели. Такое может случиться и с опытным оратором). ПОМНИТЕ: преодоление последствий таких неудач является составной частью процесса становления оратора. Проанализируйте свое выступление, способ изложения и аргументацию, выявите причины неудачи и на основании такого самоанализа сделайте соответствующие выводы. Аудиторный шок (сценический страх) - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи. По сравнению с речью в обычных условиях 1) возрастает количество и длительность пауз (так наз. паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит, как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с „гм”, „кх”, „ну”; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа „это”, „такой”, „в общем” и т.п.; часты заполнители молчания - „видите ли”, „знаете ли”, „вот”, „ну”; 2) происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики; 3) напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: “Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем… охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних”; 4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-либо; 5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно; 6) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюновыделение), приходится все время “глотать”, что тоже не способствует говорению, на лбу выступает пот; 7) возникают непроизвольные бессознательные движения (так наз. “манеризмы”, у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается). Пути преодоления страха перед публичным выступлением. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции. У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что, хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку. Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться». Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин. Подбирайте эмоционально окрашенные слова. Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления. Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников. Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет? Используйте содержательные аналогии и метафоры. Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом. Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням. Рассказывайте истории. Овладеть мастерством рассказа — кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи. Используйте юмор. Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись. Например, на своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию. От хорошего юмора выигрывает почти любое выступление. Используйте наглядность. Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова. Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций? — Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких. — Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки. В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность. Вызывайте эмоции с помощью ораторских приемов. Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления. Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица. Дополнительные методы для оратора: Перед выступлением проводите анализ аудитории. Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью. Удивляйте. Хороший способ вызвать мгновенный эмоциональный отклик – это удивить аудиторию в самом начале выступления. Удивление будоражит людей и заставляет слушать. Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно. Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение. Будьте искренни. Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции. Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Просто будьте честны. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами. Пример: Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит. Модулируйте голос под стать эмоциям. Управление голосом очень важно. К примеру: — Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом. — Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона. — Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям. Положение тела оратора на сцене – это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку. Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает. Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда. Поддерживайте зрительный контакт. Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией. Выйдите из-за кафедры. Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей. Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь. Устраняйте эмоции-помехи. Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например: — Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы. — Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия. — Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем. — Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними. Избегайте больных тем. Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций. В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся. Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться. Заключение Убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это в известной мере логическая задача, решение которой как кажется многим ораторам (руководителям), не представляет особого труда. Однако результаты исследования в области современной психологии позволяют сделать вывод о том, что большинство говорящих оценивают свои возможности убеждать, а еще в большей мере - переубеждать слишком оптимистично. Чтобы эта оценка не оказалась преувеличенной, необходимо придерживаться некоторых правил. Вот они: Помните о цели своего выступления. Подготавливайте речь: а) прорабатывайте большой объем литературы; б) «вынашивайте» речь как минимум неделю; в) не пытайтесь затронуть слишком много вопросов; г) говорите с людьми на привычном языке; д) помните, что начало и окончание речи нужно тщательно готовить. Готовьте себя к выступлению: а) репетируйте речь; б) не выступайте, если вы утомлены; в) разминайте тело и голос перед выступлением; г) следите за своим внешним видом и поведением. Всегда поддерживайте контакт с аудиторией. Еще Гораций когда-то сказал: «Если хочешь заставить меня плакать, то, прежде всего, должен заплакать сам». Использованная литература Граудина Л.К., Качеткова Г.И. Русская риторика.- М.: Центрполиграф, 2010. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично./ Пер. с англ. З. П. Вольская.- М.: Прогресс, 1989. Этикет / Авт.- сост. О. Н. Улищенко.- Харьков: Фолио; К.: Абрис; Ростов н/Д: Деникс, 1998. Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин; Худ. обл. М. Б. Драко.- Мн.: ООО (Попурри) Данкел Ж. Деловой этикет. Серия (1000 секретов успеха ). Ростов н/Д: |