Главная страница
Навигация по странице:

  • Вывод Использованные источники и литература Введение

  • История происхождения понятий "информационное общество" и информационный человек", и перехода человечества к ним.

  • Образ человека в информационно-техническом мире

  • Проблемы, порождаемые ростом количества информации, доступной индивиду в современном информационно-техническом обществе

  • Использованная литература и источники

  • философия. философия, Абдимажитова М., ФАТ-114 Б. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций


    Скачать 59.55 Kb.
    НазваниеСтресс и способы преодоления стрессовых ситуаций
    Анкорфилософия
    Дата12.03.2023
    Размер59.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия, Абдимажитова М., ФАТ-114 Б.docx
    ТипРеферат
    #983659

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Международный Казахско-Турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави

    Ф
    акультет Филологии

    СРС

    Тема: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций.



    Группа: ФАТ-114Б

    Выполнила: Абдимажитова М.

    Приняла: Джаркынбекова Д.

    План

    Введение

    Основная часть

    1. Что такое стресс, каковы причины и факторы его возникновения

    2. Симптомы стресса и возможные последствия от него

    3. Способы и принципы преодоления

    Вывод

    Использованные источники и литература

    Введение

    Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый «СТРЕСС»Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека. По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.

    История происхождения  понятий "информационное общество" и информационный человек", и  перехода человечества к ним.

    Термин "информационное общество" впервые появился в Японии в начале шестидесятых годов двадцатого века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает "технологическая троица информационной эры" - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

     

       В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

     

       В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, также возрастает спрос на знания - причем именно знания теперь создают основную добавочную стоимость продукта, несколько высококвалифицированных сотрудников на современном предприятии способны при наличии соотвествующего оборудования заменить вплоть до нескольких тысяч рабочих, еще лет десять-пятнадцать назад работавших на этом же предприятии.

     

       Основной инструмент, которым они создают добавочную стоимость и приносят доход предприятию - это их знания, получение которых было бы невозможно, либо практически невозможно(разве что откровением гению, как Менделееву например), без современных информационных систем - интернета, мобильной связи и т.п. и т.д.

     

       Существует несколько градаций этапов общественного развития, которые варьируются в зависимости от исследователей.

       Например, российский исследователь данной проблематики А.В. Соколов, считает что "постиндустриальное общество", это не то же самое, что и "информационное общество". Он формирует свой подход так:

    "В конце 80-х - начале 90-х  годов, общественное развитие перестало  зависеть от развития массовой  промышленности, особенно - тяжелой  и оборонной. На первый план  вышли важность человеческого  капитала, личного вклада специалиста, и формализация процедур. Это  ознаменовало переход к постиндустриальному  обществу, но его еще нельзя  было назвать информационным - так  как большой объём данных был  доступен немногим специалистам. В начале же "нулевых", с развитием  интернета и повсеместному распространению персональных ПК, а затем их эволюции в мобильные устройства нового поколения(сматрфоны, планшеты и т.п.), сделали любую информацию, находящуюся в открытом доступе, доступной любому человеку из любой точки земного шара. Это и означало переход от постиндустриальной эры к эре информационной".2

     

       Данный подход имеет под собой хорошую логическую и фактологическую базу, однако его серьёзным недостатком является то, что "постиндустриальный период" здесь длится всего 10 лет - в то время как обычно в исторической классификации, такие периоды выводят из отрезков по веку или более.

     

       Западные исследователи же, например, уже упоминавшийся в данной работе Ф.Уэбстер, в основной своей массе считают  что понятия "постиндустриальное общество" и "информационное общество" - идентичны, то есть говорят об одном и том же. По Ф. Уэбстеру, переход к информационному/постиндустриальному обществу произошел в конце восьмидесятых годов прошлого века, и также он связывает этот переход с распространением персональных компьютеров и интернете.

     

       Данный подход более соотвествует принятой в мировом научном сообществе методологии, однако он не объясняет разницы между 90-ми годами и современным обществом, которые друг на друга совершенно непохожи - даже у Нового Времени было больше общего с Возрождением, нежели у общества современного , пропитанного персональными гаджетами и где восьмилетний ребёнок может владеть информацией, за которую еще 30-40 лет назад ведущие разведки мира были бы готовы устроить кровавую бойню, и общества 90-х годов, где проникшие в индустрию компьютеры еще не оказали серьёзного влияния на общество вне специализированных компьютерных сообществ.

     

      В целом, все исследователи сходятся в том, что индустриальная эра закончилась в конце 80-х годов прошлого века, и пришло новое общество, новый общественный порядок. Как его называть - это уже вопрос каждого конкретного исследователя, нам же важен сам факт - переход к новому обществу состоялся.

     

       С историей разобрались, теперь нам необходимо сформулировать - что же входит в само значение понятия "информационное общество"?

     

       Информационное общество - понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Его, даже неявное влияние, не может не усиливаться в поисках ответов на всё более настоятельно встающие вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающегося "информационного взрыва" - огромного потока новой информации, обрушившейся на людей, до этого имевших дело лишь с от силы 1-2% от тех знаний, которые стали им доступны в информационном обществе.

     

      Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора).

     

       Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры.

     

    Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая проблема.

     

        Однако очевидно, что культурогенез 21-го века немыслим без использования персональных компьютеров, современных информационных технологий, телевидения и Интернета, при помощи которых реализуется возможность выбора информации. Все эти факторы оказывают разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на мировосприятие человека. Они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем.

     

       Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой - "искусственный интеллект".

     

       Это наталкивается на вопрос: а сможет ли человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект искусственным?

     

       Следовательно, в современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

     

       Положение личности уже не может детерминироваться только её формой участия в процессе производства, на личность воздействуют факторы социального манипулирования. Человек постоянно находится в ситуации выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как ограничение свободы.

     

       Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, - манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а остальные не знают ничего.

    Образ человека  в информационно-техническом мире

     А новое общество, как и прежде, требует нового человека. Но в силу специфики  развития научно-технического прогресса и общей скорости развития человечества в последние десятилетия, есть вероятность, что такой новый человек может очень сильно отличаться от того, что мы уже видели, и что уже было ранее.

     

       Что же формирует образ индивида, каждого отдельного человека как личность, и человека как формальный абстракт, понятие, в информационную эру?

      Во-первых, современный человек обладает большим количеством информации вообще, и, по данным, приводимым некоторыми исследователями3, 90% этой информации - излишне, неточно, лишено какой-либо практической пользы для человека, или даже вредно. Это справедливо как для 10-летних школьников, уже родившихся и выросших полностью в информационную эру, так и для взрослых людей, получивших образование еще в конце индустриальной эры, либо в переходный период. Связано такое соотношение с тем, что человеческий мозг, пока не приспособлен для обработки такого количества различной нефильтрованной информации, что порождает такие психофизические и философские проблемы современных людей как: экзистенциальный кризис, страх неопределённости после крушения старого порядка вещей, проблемы этики в исследованиях, особенно здесь выделяют биоэтику, ну и такие всем известные вещи как, например - синдром дефицита внимания, болезнь, характерная именно для информационного общества, вызываемая, по мнению некоторых современных психологов(4), именно тем, что люди, особенно молодые люди, усваивают огромные массивы новой информации, но не имеют возможности ею поделиться в достаточных объёмах.

     

       Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для того, чтобы сформировать определенную экономическую, социальную, политическую и нравственную позиции.

     

       Однако, необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, привести обработанную информацию в соответствие со своими потребностями. Действия, основанные не на традиции, а на информации - определяющая черта современного человека.

     

       Таким образом, последняя четверть 20-го века была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, повальная массовая персональная компьютеризация - явления, не имевшие раньше места в истории человечества.

       Завершая формирование образа "человека информационного общества", следует выделить его основные черты:

    1.Человек информационного общества владеет огромным объёмом информации, но не может эффективно обработать даже 10% от этого объёма.

    2. Человек информационного  общества испытывает потребность  в постоянном получении новой  информации, быть на связи. И страдает, если у него такой возможности  нет.

    3.Человек информационного  общества подвергается риску  заболевания множеством новых  психических заболеваний, нехарактерных  для людей в прошлые века.

    4.Человек информационного общества способен эффективно генерировать достаточную добавочную стоимость и соответственно быть хорошо устроенным в жизни только при наличии высокой квалификации.

    5.Человек информационного общества испытывает новые "высокогуманистические" потребности, порой весьма нерациональные, и по этой причине не существовавшие в прошлых веках - это защита животных, защита прав человека и ребенка, здоровый образ жизни и т.п.

     

       Итак, человек информационного общества имеет высокую квалификацию и образование соотвественно, генерирует большую добавочную стоимость и получает за это высокую заработную плату либо доход, имеет доступ к огромному массиву информации, который не в состоянии обработать даже на треть, а также испытывает трудности с фильтрацией получаемой информации. По этой причине человек информационного общества подвергается риску различных психических заболеваний, в том числе - новых, ранее человечеством невиданных.

     

    И у такого человека есть гуманистическо-идеалистические потребности, удовлетворить которые во много раз сложнее, нежели в прошлые века. По данным ВОЗ(Всемирной Оргиназиации Здравоохранения) такие новые течения в обществе как "вегетарианство", "защита животных" и т.п. - это ни что иное как психические заболевания, вызванные именно новыми потребносятми, многие из которых являются ложными - следствием избытка информации, которую информационный человек не в состоянии обработать, и становятся подобные отклонения.4

     

    Все вышеперечисленное влияет на человека в информационном обществе, формируя его уникальный образ, не похожий на человека из прошлых времен, имеющий новые заботы и новые радости.

    Проблемы, порождаемые  ростом количества информации, доступной  индивиду в современном информационно-техническом  обществе.

    Итак, мы рассмотрели понятие и историю возникновения информационного общества, составили образ человека, живущего в данную(нашу) эпоху, его основные качества и особенности. Теперь же следует более подробно остановиться на том вопросе, который автоматически вытекает из предыдущих - разве мог подобный резкий скачок как в технологиях, так и в умах людей, когда за последние 20 лет было сгенерированно в несколько тысяч раз больше уникальной информации чем за все прошлые восемь тысяч лет истории, пройти бесследно для общественного строя и состояния людей в нем?

     

       Нет, не мог. И оставил очень сильный отпечаток на всех, кто стал свидетелем этого небывалого ускорения. Но прежде чем предаваться антропоцентризму и сфокусированно смотреть на проблемы людей, следует обратить внимание на более глобальные области, такие как этика современных прогрессивных научных исследований, проблема свободы в век информации и угроза создания настоящего искуственного интеллекта. Это три основных проблемы, которые будоражат умы современных философов и исследователей.

     

      И первой тут, конечно же, следует рассмотреть проблему искуственного интеллекта и вообще машин. Меньше 20 лет прошло с момента начала распространения персональных компьютеров, однако технологии продвинулись уже очень далеко за такой короткий срок. Но - никакие технологии не смогли создать даже подобие человеческого интеллекта у машины, робота. Выполнение сложнейших макросов - пожалуйста, но автономные действия с самостоятельным принятием решений - нет, все только в рамках программы и не более того.

     

       Еще в прошлом веке, известный американский писатель-фантаст и философ Айзек Азимов написал свое знаменитое произведение "Мечтают ли андроиды об электроовцах?". И сейчас мы не можем дать ответ на этот вопрос-название, потому что современные машины могут все, кроме одного - чувствовать и думать. И современные исследования подтверждают тот факт, что вероятнее всего, создать полностью искуственный интеллект не получится - пересадить человеческий мозг в стальное тело - да, но полностью создать "с нуля" новое живое существо искуственно - невозможно(6). Поэтому эту проблему нет смысла рассматривать, хотя о ней многие сейчас говорят, но большинство в прогрессивном научном сообществе соглашается с точкой зрения(6), что создание искуственного интеллекта ни в ближайшем, ни в обозримом будущем не представляется возможным.

     

       Вторая проблема - это этика самих исследований. Про робототехнику уже было сказано выше, поскольку вероятность создания полноценного искуственного интеллекта является ничтожной, никто всерьёз не принимает нападки на неэтичность подобных исследований.

     

       Другое дело - биотехнологии, евгеника, генетика, и генная инженерия. Здесь уже возможно создание искуственных продуктов, мутантов и гибридов - в общем, всего того, что было бы в естественной природе в принципе невозможно. Кроме того, с продуктами генетики мы имеем дело лишь опосредованно, покупая овощи на рынке, мало кто смотрит, ГМО ли его картошка или томат или нет, а гибридов как правило видим лишь на экранах телевизоров и мониторов,  а вот телефоны и компьютеры используем каждый день и каждый час, и потому критиковать генетику отдельному человеку или общественной группе гораздо легче, нежели "железные" технологии.

     

       Какие основные аргументы приводят протвники современных биологических исследований?

       Это - неэтичность испытания лекарств на животных(про животных и отношение к ним в информационном обществе, см. пункт 2.2), опасность, что процесс выйдет из-под контроля, и "нарушение естественного порядка вещей", "надругательство над природой". Эти обвинения столько же невежествены сколь громки, и только подтверждают гипотезу Ф. Уэбстера о том, что человек информационного общества не способен усвоить и седьмой доли информации, которая проходит через него. В целом, можно заключить, что проблема этики исследований скорее надуманная, она проистекает из уже упоминавшейся в этом тексте потребности человека из информационного общества в новых идеалах, принципах, однако он не может их направить в правильное русло, и поэтому действует против интересов рациональности и порой здравового смысла, зато он таким образом удовлетворяет свою потребность в самореализации.

       Третья проблема - информатизация общества неизбежно также усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, - манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а остальные знают много - или им кажется, что они знают много, но на самом деле не знают ничего - опять возвращаемся к принципу невозможности обработки инвидидом всего объёма информации, который дает современный информационный мир. А вот у государств и крупнейших корпораций такие возможности имеются. Это гораздо более серьёзная угроза новому обществу, нежели "неэтичные исследования" или машинное обучение.

     

       Тенденции развития в среде информации позволяют предположить, что, к примеру, политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, уменьшит реальную власть политиков-трибунов, роль выборов. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться инфократией (властью информации), источник власти которой не в авторитете перед народом, а лишь в больших возможностях использовать информацию. Примером тому может служить борьба олигархов за средства массовой коммуникации. Приобретение в собственность как можно больше каналов ТВ, журналов, газет и др. форм, есть гарантия политической власти, основанной на владении информацией и возможностью манипулировать ею.

     

       Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни.

     

         Кроме того, компьютеры создают не только  безлюдные производства, но и "безлюдное" общение, когда собеседника вполне  заменяет компьютер, машина. Мы являемся  очевидцами возникновения нового  вида реальности, основанного на  компьютеризации - "виртуальной реальности", - искусственной псевдосреды, с которой  можно обращаться как с подлинной.

     

    Вывод

    В  80годах  прошлого века мировое сообщество  вступило в новую цивилизацию - информационное общество, в котором  большинство работающих занято  производством, хранением, переработкой  и реализацией информации.

    Оно характеризуется  мощным развитием техники и  технологий, позволяющих накапливать  и передавать огромные объемы  информации на базе компьютерных  и телекоммуникационных информационных  технологий. В информационном  обществе деятельность людей  сосредотачивается главным образом  на обработке информации, а материальное  производство и производство  энергии возлагается на машины. Главным качеством человека в  новой среде становится умение  непрерывно учиться, своевременно  находить, адекватно воспринимать, анализировать, перерабатывать и  продуктивно использовать новую  информацию, а также создавать  свою собственную. Девизом нового  времени стала фраза: "Кто владеет  информацией, тот владеет миром".

    Формирование  информационного общества существенно  отражается на повседневной жизни  людей. О том, насколько глубокими  будут эти изменения в будущем, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения  в 60-70-х годах 20-х века существенно  изменило быт людей, причем не  только её лучшую сторону. С  одной стороны, у миллионов людей  появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

    Итак, современный информационный человек немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний. Информационное общество - это общество, построенное на знаниях. С помощью электронных средств информация может передаваться с огромной скоростью, практические ничем и никем не ограничиваемая. Однако следствием ускорения передачи информации стало усиление эффекта воздействия информации на человека как положительного, так и негативного.

    Положительные стороны - это, конечно, повышение квалификации  специалистов, что позволило поднять  уровень жизни во всем мире. Это новые возможности для  развлечения, самореализации и прочих  удовольствий. Это новые технологии, которые еще 20-30 лет назад мы  могли представить разве что  в фантастических книжках про  далёкое будущее, а теперь они  стали частью нашей жизни. И  даже те, о которых никто и  помыслить не могли.

    Отрицательные стороны - проблемы социальной организации, вызванные тем, что развитие общественного строя, глоабльных вариантов общественных формаций, и социальных отношений нигде в мире не успевает за научно-техническим прогрессом, порождая потенциальные социальные проблемы, такие как, например, новые психические расстройства у людей, которые оказались не готовы к такой скорости развитият технологий.

    Другие отрицательные стороны вытекают из первого пункта - это возможность возникновения катастрофических проблем, появление которых мы не можем предсказать и которые не нанесли бы такого ущерба еще лет 20 назад, каковой нанесут если случатся сейчас. Взять, например, так называемый "блэкаут" - отключение света в результате аварии на электростанции. В докомпьютерную эпоху такое бы не вызвало никакого ажиотажа и было бы рядовым событием, равно как и не принесло бы серьёзных убытков.

    Сегодня же, даже отключение крупного города регионального значения от электричества на несколько часов принесет миллионы убытков. И зависимость общества от средств обеспечивания функицонирования электронно-вычислительной техники с каждым годом будет только расти.

    Итого, мы, человечество, вступаем в новую эру, таяющую в себе как новые возможности, так и новые опасности. Как мы сможем распорядиться имеющимися у нас ресурсами и что именно, какое будущее мы получим в итоге, зависит только от нас.

    Использованная литература и источники

    1. Ф. Уэбстер "Проблема человека в информационном обществе"/Ньютон /М./ 2013/ 298 с.

    2. А. Соловьёв/Искуственный интеллект - сознание, личность, моральные проблемы/ Новая книга/ 2012/ 745с.

    3. Буробин М./Информационный человек/статья/Сборник работ студентов ВГУ/2013г.

    4. Бюллетень ВОЗ №6/Женева/2011 г.

    5.  Колин К.К. Философия Информации:структура реальности и феномен информации/Доклад/ИНИОН РАН/7 фев. 2013г


    написать администратору сайта