Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

  • Мировоззрение и методология философии

  • Функции философии

  • Список литературы

  • Реферат. Структура философии Содержание


    Скачать 23.51 Kb.
    НазваниеСтруктура философии Содержание
    Дата06.04.2022
    Размер23.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #447568

    Структура философии

    Содержание:

    1. Введение

    2. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

    3. Основные этапы философии

    4. Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция

    5. Заключение

    6. Список литературы

    Введение

    Каждая наука - это своеобразный фрагмент знания, а все науки, в простом добавлении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Это не простое добавление всех научных знаний, но оно объединяет эти знания, принимает их в наиболее общем виде, и на основе этого "интеграла" строится система знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, знаниях, нравственности и т.д.

    Как пишет В.С. Соловьев, "задача философии - не конкретная сторона бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте ее содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства".

    Для этого необходимо определить предмет философии и ее функции.

    Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

    Термин "философия" происходит от соединения двух греческих слов "филео" - "любовь" и "софия" - "мудрость" и означает "любовь к мудрости".

    Философия как средство и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Термин "философия" был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Изначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире.

    Растущий спрос на знания и расширение их применения на практике стимулировали рост их масштабов и разнообразия и привели к дифференциации знаний, что выразилось во внешнем виде различных наук. Разложение индивидуальных знаний на отдельные науки, начавшееся в древности, не означало исчезновения философии. Напротив, возникла потребность в специальной отрасли знаний, которая могла бы служить средством интеграции знаний и разработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности. Постепенно философия фокусировалась на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мысли и стремилась дать ответы на вопросы о целях и значении общества и индивидуального бытия. На эти вопросы, которые возникают в исторически сложившихся условиях жизни, невозможно дать правильный ответ на все времена и для всех народов. Люди, задававшие себе вопросы о мировоззрении, искали такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфического понимания предмета философии и ее содержания.

    Следует иметь в виду, что в течение длительного времени объект философии отождествлялся многими учеными с объектом науки в целом, а знания, содержащиеся в отдельных науках, рассматривались как составная часть философии. Эта ситуация продолжалась до 18 века. Однако разные мыслители выдвигали на первый план те аспекты объекта философии, которые представляли для них первостепенный интерес. Часто некоторые мыслители ограничивали объект философского исследования определенными частями, которые казались им наиболее важными. Иными словами, необходимо помнить, что объект философии, как и представления о ней, формируются с развитием научного знания, то есть информация о ней возникает в процессе трансформации самой философии. Из истории философии известно, например, что объектом философии для первых древнегреческих философов был мир природы, а для Аристотеля - весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков объект философии очерчен, прежде всего, проблемой человека в мире. Христианские философы средневековья сводили объект философии к отношениям между человеком и Богом. В современную эпоху проблемы знания и методологии выходят на первый план в структуре предмета философии. Во время Просвещения многие европейские философы вновь обращаются к человеку с его многообразием отношений. В XIX и XX веках разнообразие школ и идей мировой философии дополняется разнообразием представлений о природе предмета. Природный и социальный мир и человек в нем как многомерная и многослойная система во всем ее изобилии взаимосвязей являются сегодня предметом философских размышлений. Философия изучает наиболее общие аспекты, свойства и тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цель и смысл существования человека в мире. Современная философия строит свои выводы на обобщении данных частной науки.

    Объектом философии также является рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и преобразуется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики.

    Иными словами, объектом философии является совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, ответы на которые позволяют человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

    Основные этапы философии

    Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.

    • Онтология - учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования;

    • Гносеология - отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания;

    • Аксиология - изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу;

    • Праксеология - учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека;

    • Антропология - философское исследование человека;

    • Социальная философия - отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.

    Эти разделы не сводятся друг к другу, а тесно связаны друг с другом.

    Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция


    Мировоззрение и методология философии

    Выполнение философии предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций, с помощью которых реализуется ее назначение.
    Наиболее важными из этих функций являются: мировоззренческая, эпистемологическая, методологическая, информационнокоммуникационная, ценностно-ориентированная, критическая, интегративная, идеологическая, педагогическая, прогностическая и проективная.


    Функции философии - это основные направления применения философии, посредством которых реализуются ее цели, задачи и задачи. Давайте обозначим некоторые функции:

    Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Она показывает способность действовать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой всеобъемлющую, устойчивую систему представлений о мире и законах его существования, о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, имеющих отношение к поддержанию жизни общества и личности. Мировоззрение человека приходит в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые регулируют его отношения с миром, обществом и самим собой.

    Мировоззрение в своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании она основана - мифологическом, религиозном или философском. Мифы, то есть фантастические истории о мировом порядке и месте человека в системе мироздания, составляют основу мифологического мировоззрения. Такое мировоззрение возникает из художественного и эмоционального переживания мира или социальных иллюзий. Религиозное мировоззрение - следующий этап в развитии мировоззрения человека. В отличие от мифа, религия не смешивает светское и священное. Сторонники такого мировоззрения верят, что созидательная, всемогущая сила - Бог - выше природы и выше природы. В основе любого религиозного мировоззрения лежат идеи о высших ценностях и средствах их достижения. Она основана на несомненной вере и ставит мировоззрение человека в зависимость от религиозной доктрины. В отличие от этого, философское мировоззрение основано на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезированные в представлениях о научном образе мира.

    Часто в современных условиях в мировоззрении некоторых людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные идеи. Эти понятия придают специфику мировоззрению определенных людей.

    Как система взглядов, мировоззрение людей формируется на основе разнообразных знаний, но окончательную форму оно получает от философии, которая, как уже говорилось, обобщает содержащиеся в ней взгляды и развивает наиболее общие принципы как познания, понимания, так и трансформации мира. Информация о нормативных образованиях служит основой мировоззрения, передавая его направленность и придавая ему эффективность. Философия - это средство формирования содержания и обоснования наиболее общих, фундаментальных и, следовательно, важнейших нормативных формирований мировоззрения, которые опосредуют всю систему жизнеобеспечения человека. В этом смысле оправдано рассматривать его как основу мировоззрения, используемого людьми во взаимоотношениях с миром, и наделять его функцией мировоззрения.

    Методологическая функция. Метод в наиболее общей форме означает такие знания и основанную на них систему действий, с помощью которой можно приобрести новые знания. Философия имеет свои особые методы и свой язык.

    Язык философии - это язык категорий, тех чрезвычайно общих терминов (ум - материя; необходимость - непредвиденность; добро - зло; красивое - уродство; истина - ошибка и т.д.), которые формулируют конечные вопросы и дают рациональные ответы. Все науки во все времена истории использовали категории количества и качества, причины и следствия, сущности, права и т.д., сознательно или неосознанно заимствуя их категорические значения из философии. Через систему своих универсальных категорий философия помогает наукам осмыслить и, прежде всего, целенаправленно формировать свои собственные философские основы, соответствующие их предмету и задачам.

    Один из важнейших и старейших методов философии - диалектический. Диалектика - это способность постичь субъекта в его цельности и развитии, в единстве его фундаментальных противопоставляющих качеств и тенденций, в его многообразных связях с другими субъектами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения слушать и принимать во внимание мнения коллег и противоположных субъектов. Среди важнейших методов философии - метод философской рефлексии как рулевого управления мыслью к собственной неявной основе, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и смыслов других, феноменологический метод исследования сознания, а также систематическое применение всего арсенала общелогических методов познания - индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа понятий, логических схем и контекстов рассуждения. В диалогической форме написаны многочисленные философские произведения, в частности большинство сочинений Платона.

    Рефлексивно-критическая функция. Подобная реализация одной цели философии связана с появлением другой, которая проявляется в рефлексивно-критической функции. Философия оценивает происходящее в мире на основе общих представлений о нормах и патологиях явлений и процессов реальности, окружающих человека. Критическое отношение философии к отрицательно оцениваемым явлениям в духовной и материальной жизни способствует разработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется патологическим и поэтому достойным трансформации. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей с миром, но и в процессе самооценки собственного содержания специалистами. Таким образом, критическая функция философии может быть реализована как в том, как она стимулирует развитие знаний о мире и обновление мира в целом, так и в том, как она улучшает содержание самой философии.

    Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически ставит под сомнение существующую культуру и условия, в которых находятся общество и индивиды. Философия помогает распознать иллюзии, заблуждения, предрассудки и ошибки собственной эпохи и освободиться от них. Философия чувствительна к устаревшему образу жизни, готовит общественность к необходимости перемен и стремится ответить на фундаментальные вопросы бытия.

    Интегративная функция заключается в том, что с помощью философии устанавливается органическая связь всех компонентов культурного содержания человека - онтологических, гносеологических, логических, этических, эстетических, аксиологических, жизненных и практических. С помощью философии человек развивает универсальные принципы понимания и объяснения человеческой природы и мира в целом, создает чрезвычайно обобщенные идеи и представления о существовании. Философия объединяет всю интеллектуальную культуру в некое интегральное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Таким образом, философия обобщает накопленные человечеством знания, систематизирует и интегрирует их в единую систему, вырабатывает критерии их подчинения. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

    Кроме того, философия формулирует чрезвычайно общие принципы мироустройства, а также требования к человеческим отношениям с миром, обществом и самим собой. Поскольку такие принципы ассимилируются в процессе обучения и становятся собственностью разных людей, они обеспечивают формирование у них схожих установок, что способствует интеграции социального сообщества в единое целое. Это еще один способ реализации интегративной функции философии.

    Заключение

    Философия - это средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, понять высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свое представление о смысле жизни, предназначении, свободе, правде, добре, творчестве, красоте и счастье.

    Философия дает логическое дополнение к интеллектуальному развитию личности, выражает суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

    Без философии невозможно стать высокообразованным и интеллектуально развитым человеком. Философия формирует в человеке универсальное предвидение, уверенность в его интеллектуальных способностях, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия необходима каждому для самореализации как рационального существа и является единственным средством и объектом духовности в материальном мире. Философия является интеллектуальным и духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

    Список литературы

    1. Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Барковская, Е.В. Хомич. - Второе издание. - 20-е изд. Минск: Терра-Системы, 2008. - 160 с.

    2. Стрельник О.Н. "Философия: резюме лекций". - М.: Издательский дом справа; Издательский дом справа, 2011. - 187 с.

    3. "Основы философии: короткие лекции". 2011.

    4. "Философия как феномен культуры". Основные разделы и функции философских знаний". 2006.

    5. "Философия", учебник / В.О. Бернацкий; под редакцией Н.П. Маховой. - Омск: Издательский дом ОмГТУ, 2007. - 352 с.








    написать администратору сайта