Студент Баранова Анна Сергеевна
Скачать 160.9 Kb.
|
5. Взаимоотношения политики и моралиПроблема толкования взаимоотношения морали и политики является одной из сложных и малоразработанных проблем политологии. Эта проблема на протяжении многих столетий привлекает внимание мыслителей и политиков. Теоретическое и практическое решение ее в каждом конкретном случае нередко встречает большие трудности и ставит новые вопросы, имеющие большое жизненное значение. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, санкционированных и охраняемых общественным мнением, имеет первенство по отношению к политике. Она старше и долговечнее политики, более глубока по содержанию, более человечна. Она имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых обществах политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, совместимости моральных представлений о добре и зле и политической целесообразности; применимости моральных оценок к политическим действиям; вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству; использования моральных норм для целей политической демагогии и камуфляжа и т.п. Особое неприятие вызывают попытки некоторых политических лидеров использовать категории нравственности для обоснования или оправдания своих действий. Мораль, в отличие от политики, не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она как бы присутствует во всех проявлениях политики. К сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жесткие законы и правила, борьба различных сил (в борьбе за власть действуют люди, а не роботы). Люди несут в себе приобретенные за тысячелетия и от предков переданные законы и элементарные нравственные правила. В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения морали и политики, это позволяет при выборе главным образом способов политического достижения целей освобождаться от моральных норм и запретов. Подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли. Главным в политике, по его словам, выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. «Цель оправдывает средства» – известный постулат как нельзя лучше характеризует позицию этого мыслителя. Все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью. В государственной деятельности всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Обращаясь к Л. Медичи, Н. Макиавелли пишет: «Какими бы средствами ни овладевали Вы престолом, какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословление божье будет над Вами». Макиавеллизм стал символом политического коварства. II Потребность общества в политике.В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства. Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве». Роль политики в обществе: выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов; согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей; выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности; распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение; создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества. На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают: Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. ЗаключениеВ данной работе я рассмотрела основные понятия: что такое политика, ее структуру, функции, ее роль в обществе, определили границы политического пространства. Я поняла, что политика влияет на многие сферы деятельности, оказывает значительное влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой структуры общества (развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей, а также социально-демографической структуры общества – миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство (проблема Севера). Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на духовную сферу и такие ее элементы, как наука, образование, воспитание, культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения. Речь идет об адаптации человека к условиям общественной жизни. Во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей. В- третьих, выработкой эталонов действий, поведения и их реализации в различных ситуациях политической жизни. Список использованной литературыАзаров, Н. И. Политическое сознание [Текст] / Н. И. Азаров // Мораль и политика. – М.: [б. и.]. 1996. Борисенков, А.А. Сущность и структура политической жизни [Текст] / А. А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 2. С. 176 – 188. Гаджиев, К. С. Политическая наука [Текст] / К. С. Гаджиев. – М.: [б. и.]. 1995. Основы политологии [Текст] / под ред. Ю. А. Ежова, В. Ф. Костюкевича. – М.: [б. и.]. 1995. Политология [Текст]: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: [б. и.]. 1997. Политология [Текст]: учебное пособие / В. А. Барсамов, Г. С. Андрияш, и др. / под ред. Б. И. Кретова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с. Краснов, П. И. Сдаем политологию [Текст] / П. И. Краснов // Для среднего профессионального образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128 с. |