Главная страница
Навигация по странице:

  • Юридическая психология (курс 2)

  • Субкультура среды осужденных

  • психология юриста. Юридическая психология (курс 2) Питухин. Субкультура среды осужденных


    Скачать 295 Kb.
    НазваниеСубкультура среды осужденных
    Анкорпсихология юриста
    Дата11.01.2023
    Размер295 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЮридическая психология (курс 2) Питухин.doc
    ТипРеферат
    #881199

    Основные данные о работе


    Версия шаблона

    2.1

    Вид работы

    Реферат-презентация

    Название дисциплины

    Юридическая психология (курс 2)

    Тема

    Выполните учебное задание в виде реферата с презентацией в формате Power Point на тему: «Субкультура среды осужденных»

    Фамилия

    Ахимбеков

    Имя

    Рустам

    Отчество

    Ринатович

    № контракта

    08900517406157012


    Основная часть

    Субкультура среды осужденных




    Известно, что криминальная субкультура занимает особое место в общественном сознании, оказывая значительное влияние на отдельных ее представителей, особенно лиц, содержащихся в местах заключения. Изучение рассматриваемой проблемы актуализируется тем, что преступные традиции и обычаи в большинстве случаев противоречат нормам законодательства Российской Федерации. Так, в последнее время активно обсуждаются проблемы криминальной субкультуры, связанные с идеологией так называемого АУЕ, смысл которой заключается в стремлении ее апологетов следовать "тюремным законам", пропагандировать их и в конечном итоге культивировать параллельную структуру власти, формируя привлекательность преступного образа жизни.

    В глобальном плане криминальная субкультура в разной степени может овладеть целыми государствами и народами. В истории мира такими государствами были пиратские государства древности и Средних веков. В наше время к таким государствам можно отнести Исламское государство (ДАИШ). Криминальная среда многое дала субъектам политики и экономики сегодняшней России. Более того, в повседневном поведении россиян присутствуют элементы, атрибуты тюремной субкультуры. Эта культура вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Криминальная субкультура является неотъемлемой частью культуры всего общества, пока есть собственно преступность.

    Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе духовными ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры. Криминальная субкультура выступает как обработанная преступным миром под себя система духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических ценностей, противопоставленных общественным сокровищам и ценностям. Разновидностью криминальной субкультуры является пенитенциарная (тюремная) субкультура, регулирующая неофициальную жизнь осужденных в местах лишения свободы.

    Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день он оказался пронизан терминологией уголовного жаргона. Уголовный жаргон осужденных является одним из важнейших средств общения преступников между собой в условиях принудительной изоляции. Жаргон обслуживает информационные потребности осужденных и шифрует передаваемую информацию. Особенности уголовного жаргона отражают отношение осужденных к самим себе и другим преступникам, своим жертвам, закону и обществу. У каждой категории профессиональных преступников уголовный жаргон обладает своими особенностями. Жаргон осужденных является составной частью общего уголовного жаргона преступников, но в условиях изоляции имеет свои специфические черты. Криминальная субкультура мест лишения свободы противостоит традиционным морально-нравственным ценностям общества, в ее основе лежит антигуманная философия корысти, быстрого обогащения, вседозволенности, жестокости к «чужим» и более слабым членам общества. Существенное место в ней отводится насилию, которое она порождает и без которого существовать не может. В пропаганде криминальной субкультуры наряду с преступным сообществом принимают, к сожалению, участие отдельные средства массовой информации, представители литературы, песенного жанра, театра и кино. Однако, зная все составляющие этой субкультуры, можно надеяться на успешное развитие и применение соответствующими госорганами действенной контрпропаганды, нацеленной на недопущение какого-либо ее развития в обществе, особенно в молодежной среде.

    Принадлежность осужденных к криминальному сообществу придает им статус лиц, опасных для общества и изолированных от него, что, несомненно, способствует криминальной консолидации общности осужденных, появлению социально-психологического чувства превосходства над другими. В данном случае они особенно остро начинают осознавать собственную исключительность, причастность к особого рода общности с определенными правами и обязанностями. Консолидация осужденных на основе норм преступной среды служит криминальным инструментарием противодействия процессу исполнения наказания, подчинения себе остальной части осужденных, противостояния персоналу учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

    Если обратиться к советскому времени, то «воровской мир» и «мир обычных людей» не пересекались. Они существовали как «параллельные вселенные». Классический пример произведение Василия Шукшина «Калина красная». «Вход в воровской мир — рубль, выход — два». Решивший «завязать» вор поплатился жизнью. Государственная коммунистическая идеология не давала возможности смешения. Принадлежать к «воровской культуре» считалось зазорным.

    В 90-е годы прошлого века произошла активная экспансия «воровского уклада» в обычную жизнь. Следует отметить, что

    воровской уклад жизни в широком понимании этого слова пронизывает различные слои российского общества.

    Это не только судимые и заключенные, это члены их семей, бывшие заключенные — также зачастую не имея отношения к криминальному промыслу, тем не менее общаются с лидерами воровских сообществ «смотрящими и положенцами». Последние выступают в качестве третейских судей.

    В России имеются давние (еще дореволюционные) традиции сострадания к «арестантам». В период сталинских репрессий значительная часть общества «пересидела в лагерях», у многих есть родственники-заключенные. В России есть поговорка «от тюрьмы и от сумы не зарекаются». В стране появилось и упорно активизируется молодежное движение АУЕ (арестантский уклад един).

    Есть целые населенные пункты и регионы (Читинская область, Дальний Восток), где в школах и подростковой среде живут «по понятиям» (существуют «смотрящие» за школами, колледжами, улицами и районами),

    в том числе создают свою иерархию, включая низшую группу — «degraded». И все это происходит в молодежной среде до 20–22 лет, не бывшей в колониях. Они, по сути, «играют в тюрьму». В стране пользуется успехом «воровской уклад», лексикон речи, блатной шансон в музыкальной культуре. В условиях такой исторически сложившейся сострадательности к заключенным наличие укореняющихся иерархических связей опасно для общества.

    Изучение рассматриваемого вопроса позволило выделить причины массового распространения данного явления, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так, важное значение при регулировании негативных процессов, протекающих в среде подозреваемых и обвиняемых, имеют мнимые принципы криминальной субкультуры, воплощающие в себе природу их взаимоотношений. Основополагающие начала, лежащие в основе криминальной субкультуры, используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения (справедливость, взаимная ответственность, порядочность, честность, приоритет публичных интересов над частными). При этом они получают закрепление в так называемых прогонах и обращениях лидеров уголовно-преступной среды к лицам, содержащимся в местах заключения.

    Не вызывает сомнений тот факт, что криминальная субкультура в следственных изоляторах имеет ярко выраженную социальную природу возникновения, целью которой является удовлетворение интересов и потребностей. Для реализации этих потребностей субъектам, содержащимся под стражей, необходимо регулировать отношения, складывающиеся в специфических условиях изоляции. Данные потребности чаще всего законодательно запрещены, поэтому не могут быть реализованы с помощью правовых норм. Поэтому возникает необходимость в использовании положений криминальной субкультуры.

    Другими словами, распространение субкультуры закрытой социальной группы в условиях изоляции является объективной реальностью, будь то криминальная, тюремная или любая другая субкультура. Так, установлено, что в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся мусульманами, имеет место распространение нетипичной субкультуры, обусловленной религиозными воззрениями. Нередко совместное существование криминальной субкультуры и тюремно-религиозной субкультуры влечет возникновение конфликтов между их представителями из-за расхождений в идеях и потребностях.

    Таким образом, к факторам, обусловливающим возникновение и распространение криминальной субкультуры в следственных изоляторах, относятся иерархичность криминальных структур, регулирование отношений между их представителями, необходимость удовлетворения потребностей, длительные сроки содержания, условия изоляции, негативное отношение к правоохранительным органам.

    Поэтому комплекс мероприятий по противодействию криминальной субкультуре должен быть направлен на подрыв ее экономических основ и принятие мер по предупреждению и нейтрализации влияния лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды.


    Список использованных интернет-ресурсов


    № п/п

    Наименование интернет-ресурса

    Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

    1

    Субкультура среды осужденных

    https://vestnik.mgpu.ru/pdf/1645.pdf

    2

    Субкультура среды осужденных

    http://yurpsy.com/files/ucheb/penit2/015.htm

    3

    Субкультура среды осужденных

    https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynaya-harakteristika-kriminalnoy-subkultury-osuzhdennyh

    Приложения





    А










    написать администратору сайта