Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Судебное красноречие по учебной дисциплине: Риторика Выполнил(а): Носирова М.

  • Психолого-педагогическое образование

  • Понятие судебного красноречия

  • Судебное красноречие в дореволюционной России

  • Список литературы 1.Античные риторики / ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Московского университета, 2018

  • 2020

  • Риторика. Судебное красноречие по учебной дисциплине


    Скачать 31.34 Kb.
    НазваниеСудебное красноречие по учебной дисциплине
    Дата16.01.2023
    Размер31.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРиторика.docx
    ТипКонтрольная работа
    #889203


    Частное учреждение образовательная организация высшего образования

    "Омская гуманитарная академия"

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    на тему: Судебное красноречие
    по учебной дисциплине: Риторика

    Выполнил(а): Носирова М.

    Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

    Форма обучения: заочная

    Оценка:

    ____________________________

    ____________________________

    Подпись Фамилия И.О.

    “____”________________20___ г.

    Омск, 2022

    Введение …………………………………………………………………2

    1.Понятие судебного красноречия……………………………………...4
    2.Судебное красноречие в дореволюционной России…………………8

    Заключение………………………………………………………………12

    Список литературы………………………………………………………13
    Введение
    Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика – учение об ораторском искусстве, – теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения – это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? Практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями, как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей.

    Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

    Оратор обращается с людьми непосредственно. Это позволяет оратору быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, "открытие" правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

    Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

    Понятие судебного красноречия

    Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами. Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator – от orare – говорить, излагать). Слово многозначное. Первое его значение – "тот, кто произносит речь", "лицо, произносящее речь". В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку. От некачественной, неубедительной судебной речи страдают не только интересы правосудия, потерпевшего и подсудимого, но и репутация и имидж судебного оратора, особенно адвоката.

    Второе значение слова оратор: "тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием". Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор – это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал. "Оратор есть тот, – писал Цицерон, – кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении". Такими ораторами были выдающиеся юристы прошлого.

    Специфической сферой деятельности является ораторское искусство. Это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном труде, в результате которого человек может овладеть умением произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно. В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

    Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное ораторское искусство, которое нередко называют судебным красноречием. М.В. Ломоносов писал, что "красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить". М.М. Сперанский определял красноречие как "дар потрясать души". А.Ф. Кони различал понятия "красноречие" и "ораторское искусство". Красноречие он понимал как "дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений", т.е. как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, "есть умение говорить грамотно, убедительно".

    Слово красноречие В.И. Даль определял как науку "и умение говорить и писать красно, убедительнои увлекательно".

    Современные словари толкуют его так:

    "1. Способность, умение говорить красиво, убедительно. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика".

    Красноречие – это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

    Судебное красноречие, основное назначение которого – способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи. Эту специфику охарактеризовал Н.П. Карабчевский: "Судебное красноречие – красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора – деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой "дамой с повязкой на глазах". Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся". Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Речи должна быть глубока по содержанию, аргументирована и убедительна, выводы обоснованы. Мысли излагаются точно, ясно и логично.

    Судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

    Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Доказательность – важнейшая черта рассуждений в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы. Выяснить, доказать и убедить – три взаимосвязанные функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия. оратор судебный красноречие

    Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать причины преступления или гражданского конфликта, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

    Говорить хорошо в суде – это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

    Красноречие же как "умение говорить красиво" является составной частью судебного ораторского искусства – эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору акцентировать внимание суда на тех или иных деталях дела.

    Раскрывая картину преступления, оценивая последствия преступления или незаконности сделки, создавая психологическую характеристику подсудимого, судебный оратор тем самым "потрясает души" слушателей. Способствуют этому правильно выбранные языковые средства и ораторские приемы. Судебные речи только тогда способствуют вынесению судом по результатам судебного разбирательства правильного и справедливого решения, когда позиции обвинения и защиты изложены достаточно ярко и убедительно, по всем правилам ораторского искусства.

    Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения. Если в дореволюционной России судебные ораторы не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, "как говорят писатели с публикой", то в советский период считалось, что "всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели". Говорить рекомендовалось языком закона. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной. В настоящее время в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость яркого, образного судоговорения. Сейчас актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н.П. Карабчевским: "От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность".

    Эта мысль стала особо актуальной в наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи. Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается не только убедительно, но и вызывает восхищение.

    Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Только частые упражнения и желание добиться мастерства приведут к умению говорить публично. В искусстве судоговорения уметь говорить – значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции – важный признак культуры ораторского труда.

    Подготовка судебной речи – дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной, воздействующей речи. Всему этому учит риторика, которая определяется как наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации, о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.
    Судебное красноречие в дореволюционной России

    Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в., после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Корпус российских государственных обвинителей был сформирован впервые в середине XIX в. в отсутствие школы, подготовки, на основе лишь зарубежного, не всегда приемлемого для российских условий опыта. В короткое время русские прокуроры превратились в "говорящих публично судей", которых отличали "спокойствие… опрятность приемов обвинения…". Выдающимся, самым ярким государственным обвинителем XIX в. был А.Ф. Кони. Судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, Н.И. Холева, С.А. Андреевского, В.И. Жуковского, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринова, А.В. Лохвицкого, Н.В. Муравьева, М.Ф. Громницкого, В.М. Пржевальского, П.Н. Обнинского, А.М. Бобрищева-Пушкина с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства.

    Безусловно, все ораторы различны по своим характеристикам: от страстного, эмоционального борца за истину до спокойного, бесстрастного исследователя фактов. В речах А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова, К.Ф. Хартулари, К.К. Арсеньева, Н.И. Холева, всесторонний глубокий разбор обстоятельств дела, доказательств, глубина и ясность мысли, строгая логика рассуждений. Умелой полемикой с процессуальным противником и экспертом славились В.Д. Спасович, Н.И. Холев, К.К. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов; их речи характеризуются строгой логичностью. В речах А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевского, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусова, В.Д. Спасовича, М.Г. Казаринова, В.И. Жуковского тонкий психологический анализ действий подсудимого. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского отличались необыкновенной образностью, выразительностью.

    Но объединяло их уважение к своей профессии, широкая образованность, правовая и общая эрудиция, богатство и глубина мыслей, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова, что делало их речи убедительными. Многие русские судебные ораторы были одаренными людьми, деятельность юриста сочетали с литературной и научной работой. А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, А.В. Лохвицкий, А.М. Бобрищев-Пушкин – авторы многих работ по уголовному праву и уголовному судопроизводству, авторы учебников.

    А.Ф. Кони, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, К.К. Арсеньев, A.M. Бобрищев-Пушкин, П.Н. Обнинский, А.И. Урусов, В.М. Пржевальский, Н.И. Холев, М.Г. Казаринов писали стихи или прозаические произведения, очерки о русских писателях, сотрудничали в журналах. А.Ф. Кони – автор очерков о Пушкине, Одоевском, Григоровиче, Писемском, Островском, Некрасове, Гончарове, Тургеневе, Достоевском, Толстом.

    С.А. Андреевский – поэт, литератор, критик. Ему принадлежат работы о творчестве Лермонтова, Баратынского, Тургенева, Некрасова, Достоевского. К.К. Арсеньев печатал статьи в "Русском вестнике", в "Отечественных записках".

    В.Д. Спасович опубликовал 10 томов статей по истории русской и мировой литературы.

    А.И. Урусов много времени посвящал журналистской деятельности, выступал как литератор и театральный критик.

    Литературная деятельность позволяла многим из них стать "говорящими писателями", создателями литературного языка защитительной речи – мастерами живого слова.

    Русские судебные ораторы XIX в., которых характеризовала высокая гражданственность, нередко раскрывали в судебных речах противоречия общественного строя, довольно часто приводившие к совершению преступлений. Показательны в этом плане речи Ф.Н. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.А. Александрова по делу Веры Засулич; речи Н.П. Карабчевского по делу Сазонова, по делу Гершуни. П.А. Александров в речи по делу Сарры Модебадзе сказал: "Я бы желал исполнить долг мой не только как защитника, но и как гражданина, ибо нет сомнения, что на нас как общественных деятелях лежит обязанность служить не только интересам защищаемых нами, но и вносить свою лепту, если к тому предоставляется возможность, по вопросам общественного интереса".

    Мысль о выполнении функций судебного оратора выразил В.Д. Спасович в речи по делу Крестовского: "Это такая же служба, как воинская повинность; ее можно исполнять двояко: как казенщину, формально или с усердием, влагая душу в дело, употребляя все усилия, чтобы подействовать на ум и сердца судей". Русские юристы выполняли свою "службу" с усердием, влагая в нее душу и весь талант.

    Заключение
    В ораторском искусстве было достаточно имен, которые сравнились бы с их коллегами в рассвет античного периода. В заключение хотелось бы отметить, что в наше время изучение риторики звучит очень актуально. Необходимо уметь связывать свои слова с мыслью и так, чтобы тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитам". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба. Например, на собеседовании, при поступлении на работу, слово сказанное не впопад может повредить, не смотря на то, что человек будет достаточно образован.

    Риторика позволяет нам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли и убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к каким – либо действиям. Осваивая риторику, приобретаются навыки не только выступающего, но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих интересов, своего поведения не собирается часто выступать публично, то слушать выступления других приходиться в современной жизни каждому человеку.

    Список литературы
    1.Античные риторики / ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Московского университета, 2018. - 352 c..

    2.Берг Е. Б., Панченко С. В., Феденева Ю. Б. Культура речи и риторика для юристов. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2018. 322 с.

    3. Волков, А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов / А.А. Волков. - М.: Академический Проект; Издание 2-е, 2020. - 304 c.
    4. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. - М.: Норма, Инфра-М, 2020. - 103 c.
    5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. - М.: БЕК, 2020. - 334 c.
    6. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 384 c.
    7. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие / Н.Н. Ивакина. - М.: Норма, 2017. - 207 c. на Allbest.ru


    написать администратору сайта