СОЧ 10 КЛ. 15.03.22. Суммативное оценивание за 3 четверть слушание
Скачать 29.08 Kb.
|
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Слушание Транскрипт Художники Сегодня я чувствую себя так, как будто бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было так неожиданно! Долой инженерские погоны, долой инструменты и сметы! Но не стыдно ли так радоваться смерти бедной тетки только потому, что она оставила наследство, дающее мне возможность бросить службу? Правда, ведь она, умирая, просила меня отдаться вполне моему любимому занятию, и теперь я радуюсь, между прочим, и тому, что исполняю ее горячее желание. Это было вчера… Какую изумленную физиономию сделал наш шеф, когда узнал, что я бросаю службу! А когда я объяснил ему цель, с которою я делаю это, он просто разинул рот. — Из любви к искусству? Мм!.. Подавайте прошение. И не сказал больше ничего, повернулся и ушел. Но мне ничего больше и не было нужно. Я свободен, я художник! Не верх ли — это счастья? Мне захотелось уйти куда-нибудь подальше от людей и от Петербурга; я взял ялик и отправился на взморье. Вода, небо, сверкающий вдали на солнце город, синие леса, окаймляющие берега залива, верхушки мачт на кронштадтском рейде, десятки пролетавших мимо меня пароходов и скользивших парусных кораблей, и лайб — всё показалось мне в новом свете. Все это мое, все это в моей власти, все это я могу схватить, бросить на полотно и поставить перед изумленною силою искусства толпою. Правда, не следовало бы продавать шкуру еще не убитого медведя; ведь пока я — еще не бог знает какой великий художник. Ялик быстро разрезал гладь воды. Яличник, рослый, здоровый и красивый парень в красной рубахе, без устали работал веслами; он то нагибался вперед, то откидывался назад, сильно подвигая лодку при каждом движении. Солнце закатывалось и так эффектно играло на его лице и на красной рубахе, что мне захотелось набросать его красками. Маленький ящик с холстиками, красками и кистями всегда при мне. — Перестань грести, посиди минутку смирно, я тебя напишу, — сказал я. Он бросил весла. — Ты сядь так, будто весла заносишь. Он взялся за весла, взмахнул ими, как птица крыльями, и так и замер в прекрасной позе. Я быстро набросал карандашом контур и принялся писать. С каким-то особенным радостным чувством я мешал краски. Я знал, что ничто не оторвет меня от них уже всю жизнь. (Всеволод Гаршин) Задания 1. Определите основную мысль текста A) Рассказать о том, как рисовал художник яличника B) Показать ощущение счастья от занятия любимым делом C) Показать изумление шефа и его отношение к искусству D) Показать радость художника от полученного наследства [1] 2. Выпишите 2 слова/выражения, содержащих эмоционально — окрашенные оттенки, которые передают особо приподнятое настроение автора [2] 3. Какой подтекст содержится в предложении: «Я свободен, я художник!»? A) До этого он в неволе работал инженером. B) До этого он рисовал то, что его заставляли рисовать. C) Ему не придется больше заниматься нелюбимым делом. D) Это ирония героя рассказа над собой [1] 4. Восстановите последовательность событий. 1. Яличник без устали работал вёслами. 2. Всё показалось мне в новом свете. 3. Исполняю волю своей тети. [1] А) 1,2,3 В) 2,1,3 С) 3,2,1 D) 1,3,2 Говорение 5.Примите участие в полемике, выбрав одну из ситуаций: В вашем классе после изучения повести Н. В. Гоголя «Шинель» возник спор: «Боль за человека или насмешка над ним?» Два ученика придерживаются разных точек зрения и ведут полемику, соблюдая правила. Вас попросили подготовиться к заседанию клуба любителей литературы по теме «Редчайший дар высокой любви или слабость «маленького человека»?» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»). Обучающиеся в паре ведут полемику, соблюдая правила. Синтезируйте различные точки зрения и предложите решение проблемы. Соблюдайте речевые нормы, избегая нарушения лексической сочетаемости, речевой недостаточности и/или избыточности, логических ошибок и логику изложения материала. Во время подготовки можно делать записи для использования их в полемике. [5] Чтение Прочитайте отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и ответьте на вопросы. Карандышев. Где же быть мне? Лариса. Где хотите, только не там, где я. Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было. Карандышев. Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может. Лариса. Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня! Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину. Карандашев. (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.) Лариса. О, нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха.. я слишком, слишком дорога для вас. Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите, пошлите ко мне Кнурова. Карандашев. Что вы, что вы, опомнитесь! Лариса. Ну, так я сама пойду. Карандышев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю. Лариса. (с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы. Карандышев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен. Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе. Поздно. Теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты. Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Лариса. (с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня. Карандышев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю. Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Пойдите, я вашей быть не могу. Карандышев. (запальчиво). Не моей? Лариса. Никогда! Карандышев. Так не доставайся ж ты никому! 6. Какое средство художественной выразительности использует А.Островский в словах Ларисы: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву»? A) Градация B) Оксюморон C) Сравнение Д) Метафора [1] 7. Какую роль для понимания идеи произведения «Бесприданница» играет данный отрывок? Дайте развернутый ответ в 2-х предложениях. [2] 8. К какому элементу композиции пьесы относится данный отрывок? A) Развязка B) Завязка C) Кульминация D) Развитие действия [1] 9. Выпишите 2 эпитета из текста, которые помогают нам представить душевное состояние Ларисы._________________________________________________________________________________________ [2] 10. Почему Карандышев произносит фразу: «Я беру вас, я ваш хозяин»? Обоснуйте свой ответ. [2] 11. Сформулируйте вопрос по тексту и ответьте на него, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения. [2] Письмо 12.Напишите причинно-следственное эссе (объём 200-250 слов), выбрав одну из тем, используя сложные синтаксические конструкции. Соблюдайте пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях. 1. Почему Лариса говорит о себе: «Я вещь, а не человек!»? 2.Что явилось причиной и следствием неразделенной любви «маленького человека» в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»? [10] Всего: 30 баллов. |