Эссе. эссе. Сунагатова Лиана баг2102
Скачать 27.11 Kb.
|
Сунагатова Лиана БАГ-21-02 Философы Томас Гоббс и Джон Локк объясняли происхождение государства по-разному. Гоббс полагал в качестве главной причины образования государства страх, вызванный незащищенностью перед возможным насилием со стороны ближних и внешних врагов; Локк – целесообразность, выгоду, связанную с возможностью сохранения собственности и урегулирования конфликтов. Для того чтобы понять, кто из них прав, поподробнее изучим позицию каждого. По мнению Гоббса в человеке мало общественного. Если бы наша натура была социальная, то мы должны были бы чувствовать взаимное притяжение, симпатию к другим людям, а в нас этого нет. Человек ориентирован на противостояние с ближним. На первое место он ставит, как общую склонность всего человеческого рода, вечное и беспрестанное желание всё большей власти. Почему люди так неуживчивы и сварливы? Это происходит от того, что они постоянно ощущают впившийся в бок локоть ближнего, вечно боятся. Им страшно потерять престиж в обществе, имущество, здоровье, саму жизнь. Гоббс считает, что в естественном состоянии каждый будет воевать с каждым, а справедливость будет невозможна. Основные аргументы о естественном состоянии: дороже всего для людей сохранение жизни и счастья; более всего они стараются избежать насильственной смерти; они без устали стремятся к власти; перед лицом насильственной смерти все люди равны, потому что они могут убить сами и быть убитыми. Равенство и свобода не играют никакой роли в тех ситуациях, когда само существование человека оказывается под угрозой. Людям приходится договариваться, чтобы минимизировать наносимый друг другу вред. И эти договоренности влекут за собой появление закона и морали – основ социальной общности. Люди пытаются упорядочить своё поведение и придумывают такие понятия как истина и ложь, добро и зло. Люди нуждаются в ком-то, кто будет поддерживать соблюдение основных правил. Никакое общее правило о том, что есть добро и что есть зло не может быть взято из природы самих объектов, оно устанавливается или каждым отдельно соответственно своей личности, там где нет государства, или в государстве лицом, представляющим государство, или арбитром, которого люди изберут по взаимному соглашению и чьё решение они сделают указанным правилом. Из этой потребности в унификации разноголосых мнений и появляется государственная власть. Необходимо предусмотреть систему наказаний, применяемых к нарушителю контракта, а также фигуру того, кто будет наказывать. Так появляется суверен. Эта фигура будет политически эффективной только в том случае, если мы наделим её абсолютной властью. Граждане вступают в контрактные отношения между собой, что он будет нами управлять, он ничем нам не обязан. Свобода доступна в таком государстве только ему самому. Локк говорит о том, что не один вид живых существ не способен истребить самого себя. Человек от природы склонен к общению, любви. Если Гоббс считает, что война заканчивается с установлением государства, то Локк выдвигает гипотезу о том, что война продолжается, так как в естественном состоянии вы можете отбиться от того, кто претендует на вашу свободу, но, если этот кто-то есть ваш государственный аппарат, вам сделать это будет во много раз сложнее. Вы оказываетесь в состоянии меньшинства, которое подавляется. На что человек меняет естественное состояние, когда соглашается на власть суверена? Человек совершает эту сделку для защиты своей свободы. Чтобы защитить личную свободу, мы отказываемся от двух свобод: делать, что мы хотим безотчётно и право судить других по своему произволу. Взамен мы получаем неприкосновенность нашей личной свободы, гарантии нашей собственности, общее благо. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы – люди вправе бороться против такого государства. На мой взгляд доводы Джона Локка весомее, так как в естественном состоянии людям присуще естественные права: свобода, жизнь, собственность. В какой-то момент люди поняли, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функций отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Люди заключили договор, создали государство для своего комфорта и безопасности. Несмотря на то, что человек выполняет перед государством определённые обязательства, такие как соблюдение законов и выплата налогов, договор не отнимает у человека личной свободы, он помогает её защитить. Несомненно, довод Томаса Гоббса о том, что одной из причин образования государства является то, что на человека повлиял страх, вызванный незащищенностью перед возможным насилием со стороны ближних и внешних врагов, тоже является верным. Но эта причина не является главной. На первом месте было желание сотрудничать во имя общего блага. |