Главная страница
Навигация по странице:

  • Образное решение темы есть суть театрализации

  • Образ театрализованного действия

  • Театрализация

  • - сюжетный ход; - ролевая персонификация ведущего

  • - сценография

  • Театр. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. Сущность понятия театрализация и ее виды


    Скачать 19.53 Kb.
    НазваниеСущность понятия театрализация и ее виды
    АнкорТеатр
    Дата16.02.2022
    Размер19.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.docx
    ТипДокументы
    #363622

    Сущность понятия «театрализация» и ее виды.
    Метод театрализации является родовыми творческим методом культурно-досуговой деятельности. К этой проблеме обращались в научных трудах ученые В.Н. Гагин, Д.М.Генкин, А.А. Конович, О.И. Марков, Е.В. Руденский, А.Д. Жарков, И.Б. Шубина, А.А. Рубб, В.С. Еременко.

    Выбор режиссером постановщиком метода театрализации зависит от правильно найденного соотношения между содержанием и формой культурно-досуговой программы.

    Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и не театрализованными формами культурно-досуговой деятельности.

    Суть метода театрализации в современных театрализованных культурно-досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам драматургии и театра.

    Следовательно, метод театрализации – сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование».

    Метод театрализации в силу двойственности своей функции «способствует превращению культурно-досуговой программы в бифункциональную утилитарно-художественную форму, в которой «первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная, а художественный смысл и эстетическое наслаждение «прикладываются» здесь к этой внеэстетической, жизненно-практической, коммуникативной функции».

    Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка, и как особая организация поведения и действия массы людей.

    Театрализовать материал – «значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:

    1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

    2. Создание художественного образа спектакля, представления.

    Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая культурно-досуговые программы образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию.

    Образ театрализованного действия – это продукт синтеза документального и художественного материала. Образ помогает вскрыть не только сущность явления, но и причины, ему предшествующие. При помощи образа создается динамичная картина реальной действительности, формируется социальная сущность фактического явления.

    Образ является и в то же время «своеобразным творческим сплавом фактического материала и мысли, которые он вызывает, точнее сплав факта и переживания, связанного с ним».

    Характерными признаками и особенностями образа являются эмоциональность и выразительность. Основная цель соединения документального и художественного материала – это формирование образа, через который осуществляется воздействие на аудиторию.

    Театрализация – это «творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств».

    Театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и общества. Когда говорят «театрализация», то имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально - образной сфере человеческого восприятия.

    Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи.

    Понятие «театрализация» может также означать «органичное сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного. Это сочетание, этот сплав документального и художественного, создается с целью определенного воздействия на публику».

    Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения зрителя в то или иное действие. Следовательно, сценарий театрализованной культурно-досуговой программы обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников.

    К методам активизации зрителей относятся прямые обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление гражданских ритуалов, шествий и т.д.

    Синтез пластики, пантомимы, песни – весьма характерное явление для современных театрализованных культурно-досуговых программ. Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованной культурно-досуговой программы – одна из специфических особенностей этого рода искусства. К таким видам театрализованных программ относятся театрализованные игровые культурно - досуговые программы, которые имеют развитую сценарно-литературную основу и предполагают большую работу постановщика-организатора. По своему содержанию театрализованные игровые культурно-досуговые программы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.

    Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-изобразительных способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В них практически отсутствует шаблонность в использовании заданий, а, следовательно, и в содержании развивающегося действия. Традиционна лишь сама идея игровых состязаний и некоторые их структурные элементы.

    Театрализованное представление – понятие объемное. «С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова. С другой стороны, становится очевидным, что современные театрализованные представления развиваются в сторону формирования нового самостоятельного рода искусства. Об этом свидетельствуют и четко определившиеся виды театрализованных представлений:

    - театрализованный концерт;

    - массовое театрализованное празднество;

    - литературно-драматическая композиция;

    - театрализованная конкурсно - игровая программа и т.д.».

    Итак, если программа театрализована, значит она должна иметь единый художественный образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру:

    - сюжетный ход;

    - ролевая персонификация ведущего, т.е. наделение ведущего определенным характером и характерностью, иначе говоря, превращение «простого» ведущего в определенные персонажи;

    - сценография – специально созданное оформление, определяющее и выражающее образ всей программы, концерта и каждой его части.

    Выделяют следующие виды театрализации:

    1. Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

    Компилированный метод используется в театрализованных культурно-досуговых программах, и главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме. 

    2. Театрализация оригинального вида – создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации. 

    3. Театрализация смешанного вида – использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора.

    Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных культурно-досуговых программ.

    Метод театрализации изменяет природу формы, в которой он применяется, создает форму нового качества. Так, например, тематический вечер, решенный средствами театрализации (то есть театрализованный тематический вечер), превращается в массовое представление – новую драматургическую форму. Поэтому нельзя говорить о частичном использовании, об элементе театрализации применительно ко всем формам культурно-досуговой деятельности.

    Нельзя сказать, что театрализация – это только художественная обработка жизненного материала. Она представляет собой еще особую организацию поведения массы людей. Своеобразие театрализации состоит в том, что эти две ее стороны неразрывно связаны, взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Художественная организация материала в отрыве от организации деятельности масс превращает метод проведения такого мероприятия в иллюстрированный. Организация же театрализованного действия масс, неподкрепленная сценарной основой, лишает действие реальной почвы, превращает его в бесплодную игру.


    написать администратору сайта