Сущность, специфика и содержание морали
Скачать 55.81 Kb.
|
1 2 Вопрос 1: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ Мораль является одной из форм социальной регуляции, которая на определенной стадии развития человеческого общества отделяется от живой нравственной практики и становится фактом морального сознания. Мораль – это историческое явление. На всей протяженности существования общества мораль изменялась, выдвигая новые и отвергая старые и не соответствующие изменившимся условиям нравственные требования. Существует множество определений морали, каждое из которых отражает одну из сторон этого явления, коими являются: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрая воля и бескорыстность мотивов; 4) способность к сотрудничеству и совместному проживанию с другими людьми в обществе; 5) человечность в отношениях; 6) свобода воли (автономия); 7) взаимность отношений, выраженная в золотом правиле нравственности. Суммируя все сказанное, мораль можно определить следующим образом: «Мораль – это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни». Чтобы лучше разобраться в понятии «мораль», необходимо обозначить специфику этого явления. Основными специфическими чертами морали являются следующие: 1) императивность – свойство морали требовать определенного поведения. Это указание на то, каким оно должно быть. Требования морали принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления; 2) универсальность морального требования. Мораль не дает человеку конкретных рекомендаций, как ему поступать в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования универсально (делай добро, возлюби ближнего своего так, как самого себя). Сохраняя свою форму, моральные требования проявляются всякий раз по-разному, т. е. содержание меняется в зависимости от обстоятельств; 3) не заинтересованность морального мотива: моральным можно считать только такой поступок, который совершается бескорыстно, не требуя никакого материального вознаграждения. Это свойство морали создает человеку перспективу духовного развития, поднимая его в своих собственных глазах; 4) свободная причинность: выступая причиной человеческих поступков и ограничивая этим его свободу, мораль требует от человека свободного поведения (если поступок совершен не свободно, его нельзя признать моральным). Таким образом, мораль мыслится лишь при допущении возможности существования свободной воли. Легко увидеть, что в силу своих специфических черт мораль значительно отличается от других явлений духовной жизни. Вопрос 2: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ Происхождение и развитие категории «мораль» являются центральными вопросами при изучении этики. Возникновение категории «мораль» можно отнести к периоду античности. Первым мыслителем, который попытался определить, что такое мораль, был древнегреческий философ Демокрит. Согласно его взглядам сущность морали – это природа. Направление этической мысли, в основу которого лег этот тезис, принято называть натурфилософским. Другие мыслители античности определяли мораль как меру господства человека над самим собой, своими желаниями, а также умение проявить сдержанность и контролировать ситуацию. Рациональная теория сущности морали была выдвинута Гольбахом. Он ставит себе целью обосновать «принципы естественной морали». С точки зрения этого философа, основами морали являются: 1) сама природа человека; 2) потребности человека. Таким образом, удовлетворение человеком своих потребностей автоматически делает его поведение моральным. Существуют и креационистские теории морали. В их рамках представляют различного вида религиозные системы морали. Моральные заповеди Бога совершенны и не требуют обоснования. Соблюдение священных заповедей приближает человека к достижению нравственного идеала, способствует насыщению его духовного мира Еще одна интерпретация понятия «мораль» была дана И. Кантом в его теории критики практического разума. В этой теории мыслитель не соглашается с определением морали и морального поведения Гольбаха. Кант утверждает, что стремление к счастью не может быть индикатором моральности человека, так как оно часто толкает его на безнравственные поступки. Наоборот, только подавляя свои желания, устанавливая господство над ними, человек может стать моральным. В воззрениях Канта можно видеть определенную преемственность идей античных философов, прежде всего Аристотеля. Следующая интерпретация понятия «мораль» была дана представителями эволюционной этики. Смысл морали, по их мнению, заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Так, П. А. Кропоткин рассматривал принцип общительности (или «закон взаимопомощи» в животном мире) как исходное начало появления таких моральных норм, как чувство долга, сострадание, уважение к соплеменнику и даже самопожертвование. Таким образом, вопрос о природе морали и ее происхождении весьма спорный, и дать на него однозначный ответ нельзя. Для каждого человека понятие морали это нечто личное, но в то же время моральный уровень нужно постоянно дополнять и совершенствовать, чтобы достичь определенных целей. Вопрос 4: Главные этапы становления медицинской этики Основные исторические этапы европейской медицинской этической мысли связаны с именами Гиппократа (460-370г. до н.э.), Парацельса (1493-1541), Персиваля (1740-1804), деятельностью российских медиков – М.Я.Мудрова, Ф.П.Гааза, Н.И.Пирогова и др. Этика Гиппократа – это система принципов, правил, требований и запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом. Важнейшими безусловными ценностями, на страже которых стоит врач, признаются жизнь и здоровье пациента, принципами его деятельности утверждается гуманизм, уважение к пациенту, непричинение ему вреда. Этика Парацельса выделяет моральную значимость эмоциональных контактов между врачом и больным, провозглашает любовь к пациенту высшей степенью врачевания. Этический кодекс Персиваля расширяет предмет врачебной этики до этики медицинской, выделяет моральное содержание этикетных норм в отношениях медицинского персонала. Вопрос 5: Врачебная мораль. Основные категории врачебной морали. Этический кодекс Российского врача. Международный кодекс медицинской этики. Что же такое врачебная этика? Это часть общей этики, которую можно определить как науку о нравственных ценностях поступков и поведения врача в сфере его деятельности. Врачебная этика включает в себя совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга, чести, совести и достоинства врача, касается его культуры, человечности, физической и моральной чистоплотности. Медицина, в отличие от других наук, тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые морально-этические качества врача, которые наиболее полно определяются понятием "гуманизм". Если исчезает сочувствие, развивается равнодушие к больным, черствость, моральная глухота, то есть происходит деформация личности, то теряется драгоценное качество врача - истинная гуманность, а без нее медицина теряет право на свое существование, ибо ее научные принципы в таком случае вступают в противоречие с основной целью - служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины, ее мораль, а этика является теорией морали. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача. (разделы: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВРАЧ И ОБЩЕСТВО), ВРАЧ И ПРАВА ПАЦИЕНТА, ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ И ДРУГИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ, ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ) МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Принят 3ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, в октябре 1949 года, дополнен 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года. (разделы: Общие обязанности врачей, Обязанности врача по отношению к больному, Обязанности врача по отношению друг к другу) Вопрос 6: Этические теории и их проявление в биоэтике Утилитаризм.1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. И. Бентам, основоположник утилитаризма., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. Термин «деонтология» происходит от греческих слов «deon» — долг и «logos» — наука. Его употребляют, говоря о соблюдении этических норм и принципов поведения, в особенности в медицине. Врач является членом общества, и он должен в своих поступках руководствоваться теми же самыми принципами, что и другие члены этого общества. Кроме того, избирающие себе эту профессию обязаны выполнять нормы, возникающие благодаря специфике их функций. Эти нормы определяются врачебной присягой. Врач должен быть всегда готов к оказанию помощи, независимо от того, кто в ней нуждается, должен быть вежливым и терпимым, уважающим достоинство каждого человека, заботливым, социально заинтересованным. Другой основной обязанностью врача является сохранение врачебной тайны . Во время своей деятельности врач получает большую информацию, распространение которой может вызвать много беспокойств, неприятностей и даже быть причиной серьезной опасности для самого больного или для его семьи. Врачебная тайна может быть нарушена единственно по соглашению с больным или по требованию суда. Религиозные учения. Отношение религий в медицине. Проявление заповедей Вопрос 7: Биоэтика - причины появления и основные принципы Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 г. Принципы биомедицинской этики: 1. Не навреди. 2. Делай благо. 3. Принцип уважения автономии пациента. Человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. 4. Принцип справедливости. Каждый должен получать то, что ему причитается. Вопрос 9: Правило конфиденциальности. Правило правдивости тесно связано с проблемой конфиденциальности. Правило конфиденциальности гласит: «Нельзя передавать медицинскую информацию третьим лицам без согласия пациента». Гарантия конфиденциальности провозглашается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 61-ой о врачебной тайне говорится: «Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений». Врачебная тайна защищает частную жизнь пациента, его социальный статус и экономические интересы. Это имеет первостепенное значение при психических, злокачественных, венерических и других заболеваниях. Конфиденциальность медицинской информации охраняет право пациента на автономию, т.е. право на свободу распоряжаться своей собственной жизнью. Сохранение врачебной тайны способствует правдивости и откровенности во взаимоотношениях врача и пациента, защищает имидж самого врача и укрепляет доверие пациента к медицинским работникам. С одной стороны конфиденциальность является правилом поведения врача. С другой стороны врач должен хорошо представлять себе ситуации, когда сохранение врачебной тайны не является благом для пациента или представляет угрозу для окружающих. Вопрос 10: Правило информированного согласия Права пациентов при медицинских вмешательствах защищаются не только исполнением правила правдивости и правила конфиденциальности, но и правилом добровольного информированного согласия. По этому правилу любое вмешательство, в том числе при проведении экспериментов на человеке должно включать добровольное согласие пациента. В свою очередь врач должен информировать пациента о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Впервые правило «добровольного согласия» формулируется в Нюрнбергском Кодексе (1947 год) – первом «Своде правил о проведении экспериментов на людях». Затем принцип «добровольного согласия» стали учитывать в США при разбирательстве судебных дел о возмещении вреда при небрежном лечении. Термин «информированное согласие» закрепился в Европе спустя 10 лет. В практике действительно между врачом и пациентом складывается ситуация естественного неравенства. Больной, не обладая специальными медицинскими знаниями, доверяет врачу свою жизнь. Но врач сам не застрахован от медицинских ошибок. Правовая защита пациента нивелирует это неравенство, и принцип добровольного информированного согласия закрепляет новые нормы взаимоотношений между врачом и пациентом. В Российском законодательстве это отражено в Конституции РФ статье 21 « …Никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или другим испытаниям», а также в «Основах Законодательства РФ об охране здоровья граждан в ст. 32. Согласие на медицинское вмешательство. «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина», в ст. 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья и в ст.43, где конкретизируется порядок получения письменного согласия гражданина. Понятие добровольного информированного согласия закрепляет обязанность врача информировать пациента, а также уважать неприкосновенность частной жизни пациента, быть правдивым и хранить врачебную тайну с одной стороны, но с другой стороны этот принцип обязывает врача принять субъективное решение пациента к исполнению. Некомпетентность больного может сделать такую модель взаимоотношения между врачом и пациентом бесплодной и даже вредной для самого пациента, а также вызвать отчуждение между больным и врачом. Положительная особенность добровольного информированного согласия в том, что она направлена на защиту пациента от экспериментальных и испытательных намерений врача и исследователя, на снижение риска нанесения морального или материального ущерба. В то же время в ситуации, когда наступил вред, хотя было оформлено добровольное информированное согласие между врачом и пациентом, оно является формой защиты врача, ослабляя правовые позиции пациента. Вопрос 11: Модели взаимоотношений врача с пациентом 2-ой тип отношений между врачом и пациентом - патерналистский. Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа. Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа « начальник – подчинённый». 3-й тип взаимоотношений между врачом и пациентом называет коллегиальный. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. Здесь реализуется право пациента на свободу выбора. Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правила. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента. Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях. И четвёртая модель, называется «контрактная». Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место. Рассмотренные модели взаимоотношения врач-пациент являются идеальными конструкциями. Реальный выбор того или иного типа отношений определяется особенностями личности врача, конкретной ситуацией состояния больного, характером медицинской помощи. Вопрос 12: Медицина и права человека в современной России Право на охрану здоровья. Получило юридическое закрепление в многочисленных международных актах, деклар, констит и законод всех цивилиз стран мира. Конституция России 1993г. Кризис медицины 90-х годов. И постепенное налаживание медицины в современной России. Проблема справедливости в обеспечении доступности и качества мед помощи. Обо всем об этом нужно что то написать и рассказать. Вопрос 13: Проблема врачебной ошибки и ее моральные аспекты. Конечно, есть недобросовестные врачи, но нет таких докторов, которые бы умышленно нанесли вред здоровью пациента. По незнанию, по неосмотрительности, из-за халатности, но не умышленно. Причинение вреда пациенту можно разделить на три составляющие: Имущественный вред. Клиенту медицинского учреждения пришлось понести дополнительные затраты на дополнительное лечение, на реабилитационный период, на питание; временнЫе затраты и т.д. Моральный вред. Пациент испытал страдания, получил душевную травму, потратил чрезмерное количество сил и времени. Наконец, физический вред или вред здоровью. Сюда же относится и летальный исход Основная проблема заключается в том, что пока централизованной комиссии или комитета в лицензионной палате, которая бы рассматривала случаи врачебных ошибок, нет. Однако представители городского законодательства говорят, что вопрос о создании таких учреждений находится на рассмотрении у правительства Санкт-Петербурга. По словам одного из выступавших, проблемы у медиков возникают из-за «низкой правовой подготовки студентов; доктора работают, не зная при этом не только законов, но также, не осознавая последствий врачебной ошибки». Стандарты оказания медицинской помощи прописаны в приказе от 1996 года. Встречается и такое, когда доктора не знакомы с этими правилами. Кроме того, говорилось о том, насколько мало внимания уделяется оформлению медицинской документации, в связи с чем, появляется масса ошибок в медкартах, врачи не берут подписи с пациентов перед операцией, обрекая себя на общение с юристами, родственниками и т.д. Про моральные аспекты написать, что врач должен осознавать свои действия, быть подготовлен к врачебной деятельности и проводить лечение с большой тщательностью и осторожностью. Что-то типа того…. Вопрос 14: Отношение к смерти и умиранию как моральная проблема медицины Написать, что с использованием новых медицинских технологий граница смерти пациента стала очень размытой. Понятия клинической и биологической смерти (клиническая-видимые процессы жизнедеятельности( дыхание, сердцебиение) но которые возможно поддержать искусственно и биологическая-полная остановка процессов жизнедеятельности включая обмен веществ в органах и тканях) Написать про проблему клинически умерших людей. Про моральный выбор врача отключения пациента от ИВЛ и т.д. Определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных Вопрос 15: Моральные проблемы трансплантологии В 1992 году законодательство России было приведено в соответствие с принципами защиты прав и достоинства человека в сфере медицины, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводится к признанию этого права по аналогии права человека распоряжаться своей собственностью после смерти. Основываясь на рекомендациях ВОЗ, Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» вводит презумпцию согласия (неиспрошенное согласие), согласно которой, забор и использование органов из трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или если возражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому. «Презумпция согласия» является одной из двух основных юридических моделей регулирования процедурой получения согласия на изъятие органов от умерших людей. Второй моделью является так называемое испрошенное согласие», которое означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение «согласия». Примером подобного документа являются «карточки донора», поучаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство. Доктрина «испрошенного согласия» принята в законодательствах по здравоохранению США, Германии, Канаде, Франции, Италии. При этом специалисты полагают, что принцип «презумпция согласия» является более эффективным, т.е. более соответствует целям и интересам клинической трансплантации. Российские же трансплантологи считают, что «процесс получения согласия на изъятие органов по-прежнему является в нашей стране основным фактором, сдерживающим развитие (расширение) донорства. Прямое обращение врачей к пациенту или его родственникам («испрошенное согласие») в силу культурно-исторических особенностей России, как правило, ответного движения не вызывает (одни исследователи называют это «недостаточной цивилизованностью», а другие – «нравственной чуткостью»). Вопрос 16: Новые репродуктивные технологии и их этико-правовые проблемы Искусственная инсеминация( введение сперматозоида в матку без контакта. Различают гомологичную(от мужа) и гетерологичную (от донора) Экстракорпоральное оплодотворение. Применяется при бесплодии( отсутствие яичников, маточных труб). Оплодотворение в пробирке с последующим введением в матку. Суррогатное материнство. Религиозные оценки. Короче все религии против) Вопрос 17: Медицинская генетика и этика. (декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека). Специфика проблемы: лишь для небольшого числа наследственных болезней имеется более или менее успешное лечение. Этичность диагностики при отсутствии эффективного метода лечения. Так же специфика этич проблем заключается в том, что предметом генетич практики является в основном забота о здоровье еще нерожденных детей- будущих поколений. Поэтому как разновидность мед помощи мед генетика может развиваться лишь в такой соц ситуации где как отдельные граждане так и общество в целом признают ответственность за здоровье не только у уже живущих сограждан, но и тех, кому еще только предстоит родиться. В 1997 году 29-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека», она и стала первым всеобщим правовым актом в обсуждаемой нами сегодня области. Документ провозгласил не только соблюдение прав, основных свобод человека, но и необходимость обеспечения свободы исследований. В Декларации постулируется, что геном человека — основа изначальной общности всех представителей человеческого рода — не должен служить источником извлечения доходов. А научные исследования генома человека и использование их результатов в биологии, генетике и медицине должны осуществляться только после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ. В документе декларированы принципы добровольного информированного согласия заинтересованных лиц на проведение любых процедур и конфиденциальности генетической информации (может быть сообщена только ему, его опекунам и пользующим его врачам) ; право человека самому решать, быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях;, а также право на справедливую компенсацию ущерба, причиненного в результате воздействия на геном. И конечно же особо подчеркнута недопустимость дискриминации на основании генетических характеристик. Вопрос 18: СПИД: морально-этические проблемы В 2002-2004 г.г. ООН объявляла, что темой Международного дня борьбы со СПИДом "Стигма и дискриминация". Проблема стигмы и дискриминации стала основной сложностью в борьбе со СПИДом с самого начала эпидемии. К сожалению, в условиях пандемии никто не может себя считать полностью застрахованным от инфекции. Случайное заражение ВИЧ и другими вирусами может произойти при переливании крови, на приеме у врача-стоматолога или у уролога во время эндоскопического исследования мочевого пузыря (цистоскопии), если использованный врачом инструмент не был достаточно тщательно стерилизован после ВИЧ-инфицированного человека. Для развития стигмы необходима соответствующая почва: незнание и страх. Если людям не хватает информации, то они восполняют эту нехватку, обобщая свой предшествующий опыт и изобретая ложные стереотипы. Если эти стереотипы связаны с чем-то, что пугает человека, то людям, которые обладают этим качеством, начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи. Люди подсознательно стремятся уберечь себя и своих близких от грозящей опасности. Установлен ряд факторов, способствующих в обществе стигматизации людей с ВИЧ: 1. ВИЧ/СПИД - заболевание, угрожающее жизни, а тема смерти является запретной и пугающей. 2. Люди, которые недостаточно знают о ВИЧ и его действии на организм, ассоциируют ВИЧ-инфекцию с очень плохим самочувствием и ужасным пугающим изменением внешности. Все уродливое страшит и отталкивает. 3. ВИЧ является инфекцией, а инфекций все традиционно боятся; способствует страху и изоляции незнание реальных путей передачи ВИЧ-инфекции. 4. Люди ассоциируют ВИЧ-положительных с теми, которые и до эпидемии ВИЧ стигматизировались в обществе: гомосексуалами, потребителями наркотиков, секс-работниками. 5. ВИЧ затрагивает тему секса, которая во многом табуирована и связана с различными моральными ограничениями, страхами, пороками, виной и т. п. 6. ВИЧ наиболее сильно затрагивает людей, которые чаще всего и без этого дискриминируются в обществе: женщин, подростков, мужчин, практикующих секс с мужчинами, потребителей наркотиков и т. д. Стигма является основной помехой при создании и осуществлении программ по борьбе с ВИЧ. Она с неизбежностью ведет за собой дискриминацию. И в этом главную роль играет социальная, экономическая и политическая власть. Дискриминация - это стигма, которая достигла своей практической реализации, стала реальным негативным действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так, пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ-положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же у врача есть стигма по отношению к пациенту с ВИЧ, то дискриминация тут же становится возможна. Например, такое отношение может исключать возможность пользования услугами системы здравоохранения для человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, или может привести к увольнению на основании того, что этот человек ВИЧ-инфицирован. Вопрос 19: Этико-правовые регулирование биомедицинских экспериментов над человеком и животными. Нюрнбергский кодекс 1947 год. Процесс над нацистскими учеными. Польза экспериментов, недопущение страданий, избегание риска, эксперимент должны проводить лица имеющие научную квалификацию. Хельсинская декларация. 1964год. Те же принципы что и выше+ права объекта на защиту. Так же добавлены аспекты клинич исследований, такие как: использование врачом в терапии новые достижения терапевтических и диагностических мероприятиях. Отказ пациента на эксперимент не должен навредить взаимоотношениям с врачом. И не клинические исследования: при проведение мед иссл в чисто научных целях обязанностью врача явл защита здоровья клиента, объекты должны быть добровольцами, если эксперимент опасен для индивидуума, то его следует прекратить. Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине». Ее положения в отличии от перечисленных выше распространяются и на сферу использования результатов этих исследований в медицинской практике, а сама она является уже элементом международного права. Медицинские вмешательства, осущ также и в исслед целях могут проводиться только с согласия тех лиц, по отношению к которым они проводятся. Соблюдение неприкосновенности частной жизни. Запрещается любая форма дискриминации. Уважение права ученых на проведение исследований. Забор органов и тканей у живого донора с целью дальнейшей трансплантации может осуществляться только с его согласия и исключительно в терапевтических целях. Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основных такого рода документов явл. «Международные рекомендации по проведению биомед исследований с использованием животных», разработанные и принятые в 1958г. Международным Советом Медицинских Научных Обществ. Осн положения этих рекомендаций полагают необходимым: Стремление к замене эксперементальных животных за счет использ математич моделей. Использование минимально возможного количесва животных Следование таким этич императивам, как должная забота Исходить из того что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному Использ болеутоляющих средств Вопрос 22: Проблема ятрогении в медицине Согласно МКБ-10, ятрогения – это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации или даже смерти; осложнения медицинских мероприятий, развившиеся в результате как ошибочных, так и правильных действий врача. В расширенном понятии термина И.А. Кассирский [7] определил ятрогенные заболевания как «болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются прямые действия врача». Автор дает характеристику форм ятрогенных заболеваний в зависимости от причин их развития: · прямое травмирование больного неумелым подходом врача, медицинского персонала; · непрямое травмирование, связанное с чтением медицинской литературы; · ятрогенное заболевание, связанное в основном с личностными свойствами пациента, склонного к психопатическим, психостеническим, навязчивым реакциям; · неправильное проведение врачом инструментального исследования, ошибочное введение лекарств; · форма ятрогении, когда даже успешное лечение какого-либо заболевания специалистом того или иного профиля влечет за собой возникновение другой патологии, требующей компетенции врача другой специальности. Известный детский хирург, профессор С.Я. Долецкий предложил, на наш взгляд, наиболее совершенную классификацию [3], хотя положительно были отмечены и другие варианты [10]. Он выделяет такие формы ятрогений: · ятрогения от общения – составная часть деонтологии; · алиментарная – нерациональное питание больных и, как следствие, развитие или возникновение болезней; · медикаментозная – возникает наиболее часто и может выражаться в побочном действии лекарственных средств: от аллергических реакций и шока до медикаментозных язв желудочно-кишечного тракта и кровотечений из него; · манипуляционная – обусловлена обилием инвазивных диагностических методов и приемов (биопсии, эндоскопии); · наркозно-реанимационная – осложнения, которые возникают или регистрируются в этой области медицины: остановка сердца, дыхания, повреждение мозга и т. д.; · хирургическая – самые сложные и трагические проявления ятрогений; эту группу принято рассматривать как врачебные ошибки; · лучевая – патологическое воздействие на организм при повышении дозировок рентгеновских лучей, радиоизотопов, лазерного излучения и т. д. [3]. Приведенная классификация свидетельствует о тенденции рассматривать ятрогении и ятрогенные заболевания «как разнообразие негативных моментов в процессе контакта врача или медицинского персонала с больным» Вопрос 23: Конвенция о правах человека и биомедицине Конвенция о правах человека и биомедицине" (далее - Конвенция), принятую Советом Европы в 1997 году. В статье 1 Конвенции говорится:"В области использования достижений современной биологии и медицины Стороны(2) обязуются защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения уважение личности, основных прав и свобод"(3, 18) . Вряд ли можно утверждать, что данная позиция находится в противоречии с основными принципами отношения к человеку, изложенными в пункте 1 раздела XII ОСК: "Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4)"(1,73). Статья 2 Конвенции утверждает, что "Интересы и благо человеческого существа должны иметь преимущество перед интересами общества и науки"(3,19). В ОСК констатируется: "Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей"(1,69). Статья 3 Конвенции утверждает, что "...Стороны обязуются предпринять необходимые меры в целях обеспечения равной доступности медицинской помощи надлежащего качества для всех членов общества"(3,19). В ОСК констатируется, что "Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни"(1,69). Статья 4 Конвенции утверждает: "В сфере здравоохранения всякое вмешательство, включая вмешательство с исследовательскими целями, должно осуществляться в соответствии с существующими профессиональными требованиями и стандартами"(3,19). В ОСК констатируется, что "исходя из своего многовекового опыта Церковь предупреждает и об опасности внедрения под прикрытием "альтернативной медицины" оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям"(1,70). Помимо установочных положений нельзя не отметить общность взглядов и по конкретным позициям. Часть IV Конвеции "Геном человека" запрещает любую форму дискриминации по признаку генетического наследия (статья 11), ограничивает проведение тестирования только в целях охраны здоровья (статья 12), запрещает вмешательство в геном человека с целью изменения генома наследников данного человека (статья13), вводит запрет на выбор пола (статья 14) Вопрос 24: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Задачи и предмет документа «Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем». Вопрос 25: Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе Принята в Амстердаме в 1994г Европейское консультативное совещание ВОЗ по правам пациента приняло прилагаемый документ представляющий собой свод основных принципов, направленных на поддержку и осуществление прав пациента на территории европейских государств-членов ВОЗ. Эта декларация включает в себя стратегии в области обеспечения прав пациентов, как например: принятие законодательных и позаконных актов, определяющих права и обязанности пациентов, представителей мед профессии и учереждений здравоохранения; развитие сотруднечества среди и между пациентами; привлечение СМИ с целью информир населения. Так же эта декларация включает в себя международные акции сотруднечества ВОЗ с Советом Европы и Европейским Сообществом. Задачами документа: посылка о том что формулирование прав пациента позволит людям в большей мере осознать свою ответственность при обращении за мед помощью и предоставлении мед помощи и что отношения пациента и производителя мед услуг будут строиться на взаимной поддержке и уважении. Пациенты должны знать о своих практических возможностях в деле улучшения системы здравоохранения. Вопрос 26: Моральные проблемы психиатрии Моральные конфликты в сфере медицинской практики всегда затрагивают интересы личности, но возникновение конфликтов, их развитие и исход иногда не зависят от воли этой личности, так как в них участвует и вторая сторона, обладающая определенными взглядами, юридическими пра, интересами, волей. Поэтому моральные конфликты в психиатрической практике, имея объективный характер, затрагивают интересы не только отдельных личностей (врача и пациента), но касаются интересов и окружающих их людей, приобретая для каждого из них определенное обще значение и личностный смысл. Не случайно поэтом моральные конфликты в сфере медицинской практики всегда вызывают интерес в общественности, заставляя уча конфликта тяжело и нередко мучительно пережи этот факт. Выход из назревающих или уже происходящих мораль конфликтов может быть найден только путем принятия сознательного решения врачом или пациентом с учетом высших моральных ценностей. Моральные конфликты могут возникать в работе каждого врача. По их причинам и исходу можно ретроспективно судить о моральном облике медицин работника, его жизненной позиции, убеждениям, прин. Существуют различные подходы к объяснению мораль конфликтов, возникающих в медицинской практике, в том числе и в психиатрии. Одни авторы считают, что причина их лежит в сфере объективных социальных явле, другие видят их в сфере психологических взаимоотно людей друг с другом. Есть и такие точки зрения, которые отрицают существование моральных конфликтов. Для подлинно научного понимания объективных и субъ причин моральных конфликтов в медицине необхо выявить объективные истоки нравственных противоре. Оперативный сбор, обработка и оценка объективной информации о конфликтной ситуации позволяет найти наибо эффективный “инструмент” для ликвидации конфликта. Все нравственные конфликты, возникающие в практической деятельности врача-психиатра, могут быть разрешены дву путем: изменением объективных условий, создающих конфликтную ситуацию; совершенствованием нрав отношений, дальнейшим улучшением нравственно воспитания и самовоспитания личности. В этом и проявляетс диалектическое единство объективных и субъективных факторов в возникновении, развитии и исходе нравственных конфликтов в медицине. Уже давно замечено, что в психиатрических больницах отмечаются “хорошие” смены санитарок и медицинских сестер, когда поведение больных становится более упорядо и резко сокращается количество конфликтных ситуаци между ними. Этот факт из повседневной больничной жизни свидетельствует о том, что нравственное воспитание персонала является неотъемлемой частью его профессиональной подготовки. Вопрос 3: Мораль в истории общества. На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости. Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос. История развития нравов показывает, что даже первые нравственные понятия — добро и зло — крайне «молоды» в словарном запасе первобытных племен. С другой стороны, некий порядок бытия в племени выступал, прежде всего, как естественно трудовое требование, подчеркивая, что правила выражают естественно-необходимые потребности производства, границы жизни и смерти, которые не нуждаются в особом нравственном обосновании. Критерий прогрессивности этого процесса вначале слит непосредственно с общесоциальными показателями. Лишь с развитием относительной самостоятельности нравственности появлялись и относительно самостоятельные исторические признаки прогрессивности этого движения. История этических учений свидетельствует, что нравственный прогресс в обществе всегда был связан с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития самого общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др.). Поэтому нравственный прогресс – это не прямая абстрактная линия, а постепенные и противоречивые шаги в регулировании отношений между людьми на основе морали. Каждый новый этап в развитии морали достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. Вопрос 8: Правило правдивости. Правило правдивости относится и к самому пациенту. Недопустимо сокрытие правды относительно самого заболевания, особенно, если это заболевания передаваемые половым путём. Сокрытие правды при СПИДе, сифилисе и тому подобных заболеваниях является угрозой распространения инфекции в обществе. Правило правдивости тесно связано с проблемой конфиденциальности. Правило конфиденциальности гласит: «Нельзя передавать медицинскую информацию третьим лицам без согласия пациента». Гарантия конфиденциальности провозглашается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 61-ой о врачебной тайне говорится: «Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений». Вопрос 20: проблемы справедливости. Нравственная идея справедливости - одна их основных идей, регулирующих человеческие отношения. Справедливость - "первая добродетель социального института". Идея справедливости во всех перечисленных смыслах имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья граждан, с идеей права человека на жизнь, а с другой - является основанием нравственной культуры врача, милосердия и гуманного отношения к больному, независимо от его экономического положения и социального статуса.Преодоление неравенства в уровне медицинской помощи - сложный и длительный процесс. В настоящее время, пожалуй, нет страны, которая была бы окончательно удовлетворена состоянием своего здравоохранения, финансированием научных исследований и оплатой труда, механизмами распределения ресурсов между отраслями здравоохранения, обеспечением доступности медицинской помощи. Неудивительно, что практически в каждой стране осуществляется коррекция системы здравоохранения, проводятся различные преобразования, реформы. Тем не менее в большинстве стран мира не вызывает сомнение одна из основных задач этих преобразований - справедливость и равенство для всех граждан в доступности медицинской помощи высокого качества. Вопрос 21: Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача. Введение биомедицинской этики в блок гуманитарных дисциплин медицинского образования — одно из свидетельств реального обновления гуманитарной подготовки студентов в России. Совещание по философским проблемам современной медицины, проходившее 20 июня 1996 г. в президиуме Российской академии медицинских наук, подтвердило этот факт. Организация преподавания биомедицинской этики в российской высшей медицинской школе связана с определением места курса биомедицинской этики в структуре гуманитарных и специальных кафедр. Идеальным вариантом, безупречным как с теоретической, так и с методической точки зрения, является создание кафедры биомедицинской этики. Именно в такой форме существует и развивается профессиональное этическое знание в системах медицинского образования Европы и Америки. В России же, как показало упомянутое выше совещание, в настоящее время курсы биомедицинской этики формируются, как правило, на кафедрах философии. Предмет современной биомедицинской этики безусловно, шире, чем те задачи, которые ставились перед медицинской деонтологией в середин XX века. Он включает изучение морально-этических оснований врачебной деятельности, систем отношений между врачом и пациентом от традиционной заботы о психическом состоянии больного до соблюдения правил "информированного согласия", этическую и правовую регламентацию научных исследований с участием человека и животных, а также блок социально-этических проблем новейших медицинских технологий. Медицина — это социальное естествознание Социальная составляющая медицинского знания - тот фундамент, который должен быть положен основу новой структуры гуманитарной подготовки врача. Одно уже сегодня очевидно: морально-этическое и правовое обеспечение медицинской науки и практики — предмет для специального и самостоятельного преподавания и изучения. 1 2 |