Главная страница
Навигация по странице:

  • происхождении сознания

  • Структура сознания

  • структура сознания. Сущности сознания


    Скачать 103.55 Kb.
    НазваниеСущности сознания
    Дата14.11.2021
    Размер103.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластруктура сознания.docx
    ТипДокументы
    #271640

    Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
      В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
      
    Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.
     
       Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о 
    происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:



    •   1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

    •   2. сознание присуще всем живым организмам;

    •   3. сознание - свойство исключительно человеческое.

      1) Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.


      2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
      • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
      • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
      • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
      • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
      • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

      3) Согласно «человеческой» точке зрения, сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

      Важнейшими свойствами сознания являются

    • активность и

    • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

      Активность сознания проявляется в том, что оно:

    •   1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

    •   2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

    •   3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

    •   4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

        Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

    •   1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

    •   2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

    •   3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

    •   4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

      Согласно материалистической философии и психологии, сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.  Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня:

    • отражение в неживой природе,

    • на биологическом уровне и

    • социальное.

    1.   В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).

    2.   В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).

    3.   Высшая форма отражения - социальная (сознание).

        Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.

       Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

    •   Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

    •   Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

    •   Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.

    •   Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

      1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
      2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
      3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

     
      Согласно трудовой теорииизменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
      Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
      1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
      2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

    Итак, 
    сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.


    написать администратору сайта