Главная страница
Навигация по странице:

  • Рассмотрим более подробно трактат « Сушрута-самхита».

  • философской линии

  • практической части

  • Особенно подчеркивалось

  • В заключение

  • Сушрута-самхита в медицине. Сушрута-самхита. Сушрутасамхита. Строение человеческого тела и развитие хирургии в древней Индии


    Скачать 24.42 Kb.
    НазваниеСушрутасамхита. Строение человеческого тела и развитие хирургии в древней Индии
    АнкорСушрута-самхита в медицине
    Дата09.02.2022
    Размер24.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСушрута-самхита.docx
    ТипДоклад
    #356210

    Кафедра Истории Медицины

    Доклад на тему:

    «Сушрута-самхита. Строение человеческого тела и развитие хирургии в древней Индии»

    Подготовил студент

    Стоматологического факультета

    Группы

    Преподаватель:

    Санкт-Петербург

    2019

    Список используемой литературы:

    • https://cyberleninka.ru/article/v/sushruta-odin-iz-pervyh-hirurgov-v-istorii-meditsiny

    • http://roim.historymed.ru/upload/iblock/dd2/dd27729bfb07068b3b162634a6ec3dd6.pdf

    • https://www.evaveda.com/poleznaya-literatura/vedicheskie-stati/sushruta-samhita/

    • https://ru.wikipedia.org/wiki/Сушрута


    Рассматривая медицину Древней Индии, самую полную картину традиционной индийской медицины даёт Аюрведа, что в переводе означает «Знание о долголетии». Как видно из такого заглавия, главной целью врачевания того времени являлось продление жизни. Для достижения этой цели, был необходим правильный образ жизни и грамотное лечение болезней, чтобы долголетие не сопровождалось страданиями.

    Аюрведа дошла до нас в трех вариантах: несколько фрагментов Атрайя-самхиты (собрания Атрайи), более полная Чарака-самхита и еще более детальная Сушрута-самхита (этот канон, посвящён в основном оперативному лечению и считается самым древним и единственным из дошедших до нас завершённых трудов по практической хирургии). После перевода текстов Аюрведы картина состояния медицины в Древней Индии значительно прояснилась. Оказалось, что древнеиндийские врачи были пионерами в применении многих важных медикаментов, разработали немало оригинальных операций.

    Хотя лабораторные испытания показывают возможность разработки эффективных препаратов на основе некоторых веществ, применяемых Аюрведой, нет свидетельств их эффективности в том виде, в котором они применяются сейчас[3]. Аюрведа, на данный момент считается псевдонаукой.

    Рассмотрим более подробно трактат « Сушрута-самхита».

     Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой Старшим, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута жил в Бенаресе и слыл учеником мудреца и «врача богов» Дханвантари, которого самого считали полубогом. До сих пор историки медицины не могут точно определить даты его жизни. Известно, что о нем упоминается за 150 лет до Гиппократа.

    Его труд считается одним из самых драгоценных камней в индийской медицинской литературе. Проницательность, точность и детальность хирургических описаний для того времени была впечатляющей. В 184 главах книги перечислены 1,120 примеров операций, в том числе травм и заболеваний, связанных со старением и психическими заболеваниями.

    Как и все индийские философы, Сушрута задается вопросом, что есть человек, где находится его индивидуальность, для чего он рождается, живет и умирает. Он связывает существование человека со вселенскими законами.

    Следуя философской линии трактата, мы узнаем, что в нем рассматривается Здоровье, как естественное и совершенное состояние человека, основой которого является согласованное единство человека и вселенной, сознания и тела. А вот первопричиной болезни считается разрушение этого единства, начинающееся прежде всего с сознания, с мысли.

    Если обратиться к более практической части трактата, то мы узанем, что Сушрута считает хирургическое вмешательство первой и важнейшей отраслью медицины.

    Стоит выделить цитату из трактата: "Хирургия имеет превосходное преимущество производить мгновенные эффекты с помощью хирургических инструментов и приборов. Следовательно, она является самой высокой среди всех медицинских тантр. Она вечна, она является источником бесконечного благочестия, приносит славу и открывает врата Небес своим почитателям. Это увеличивает продолжительность человеческого существования на земле и помогает мужчинам успешно выполнять свои задачи, проживать достойную жизнь ".

    Уже существовала древняя хирургическая наука. Она была известна как Саля- тантры (Salya-tantra), она описывает процессы, направленные на устранение боли или страдания тела или ума.

    Саля - хирургический инструмент. Корень «тан» означает распространять, корень «тра» — спасать. Так вот, Саля обозначает сломанные, разбитые части стрелы или подобное остроконечное оружие.

    Такое оружие рассматривалось как опасные объекты, связанные с ранами, требующими хирургического лечения. Именно Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на пять видов, и сгруппировал их под названиями:

    • ахарья (извлечения твердых тел)

    • бхедья (иссечение)

    • чхедья (разрезание)

    • эшья (исследование)

    • лекхья (скарификация)

    • сивья (наложение швов)

    • ведхи (пунктирование)

    • висраванья (выведение жидкости)

    Последователь Сушруты ( студент) должен был учиться в течение 6 лет. Перед тем, как начать свое обучение, он должен был принять торжественную клятву. Сушрута предъявляет высочайшие требования к дисциплине и этике молодых врачей, призывает блюсти чистоту тела и ума. Во время инициации ученик торжественно клянется забыть чувственность и гнев, жадность до денег, гордость, тщеславие, недовольство, эгоизм, праздность и обман. Врач должен лечить всех нуждающихся так, как он лечил бы своих родных, отказывая лишь охотникам и закоренелым грешникам.

    Особенно подчеркивалось, что врач должен «научиться правильно разговаривать с больным, понимая боль и страдания человека, оба они должны быть активными участниками процесса»

    Врач не должен приступать к практике, не усвоив одинаково хорошо практические и теоретические знания. Во время обучения хирурги тренировались на искусственных объектах, похожих на пораженные болезнью органы, используя плоды растений, мешки, наполненные водой, похожие на мочевые пузыри мертвых. Искусству кровопускания обучались на сосудах мертвых животных и на стеблях водной лилии; искусству извлечения твердых тел - на панаса (Artocarpus Integrifolia) и плоде шахнали (Bombox Malabaricum), перевязки - на макетах, катетеризации - на незатвердевших глиняных сосудах, заполненных водой. Более чем 2600 лет тому назад студенты учились хирургическим навыкам на различных экспериментальных моделях, например, делал надрез на овощах (например, арбуза, тыквы, огурца и т.д.), зондирование - на червоточине дерева, это предшествовало сегодняшним практическим занятиям. По мнению Сушруты, любой, кто хочет получить глубокие знания анатомии, должен подготовить мертвое тело к исследованию. Метод исследования состоял в том, чтобы погрузить тело в воду и дать ему возможность разлагаться с интервалами для изучения структуры, анализируя слой за слоем, надо отметить наиболее важный момент, который состоял в том, что рассечение тела выполнялось без использования ножа.

    Обучение практической анатомии, сталкивалось с немалыми трудностями, так как отсутствие кремации и вскрытие трупа индусы воспринимали как препятствие очищению души в погребальном огне и ее дальнейшему перевоплощению.

    Все основные принципы пластической хирургии находят отражение и занимают важное место в трудах Сушрута. Здесь описаны различные реконструктивные методы и различные типы дефектов, такие как высвобождение кожи для покрытия мелких дефектов, вращение створок чтобы компенсировать частичную утрату кожи, хирургия закрылков при полной потери кожи и т.п.

    Так же присутствует описание таких манипуляций как:

    • ринопластика щеки

    • классификация искалеченных дефектов уха

    • использование лоскута щеки для реконструкции отсутствующей мочки уха

    • операция случайных травм губ и врожденной расщелины губы

    • пирсинг мочки уха иглой или шилом.

    Сушрутой было описано:

    • более 20 разновидностей острых медицинских операционных инструментов (иглы из бронзы или кости круглые, широкие, прямые, треугольные)

    • 101 тип тупых инструментов и методы их обработки

    • четырнадцать типов перевязок, охватывающих практически все тело, и методы повязок с различными лекарственными средствами

    • использование шовных материалов - коры, сухожилий, волос и шелка.

    Так же была описана хирургическая демонстрация приемов изготовления надрезов, зондирование, извлечение инородных тел и удаление зуба.

    В заключение можно сказать, что Сушрута признает тот факт, что хирургия – это живительная добродетель: не может быть ничего более величественного, чем акт лечения человеческих страданий. Он предупреждает, что неправильное вмешательство с использованием хирургии, незнание хода болезненного процесса и жажда денег приводят лишь к осложнениям.

    Операции Сушруты достигли в средневековой Индии восхитительных результатов, а эта эпоха признана Золотым веком хирургии древней Индии.


    написать администратору сайта