наука побеждать. Суворовская школа побеждать и ее значение
Скачать 71.5 Kb.
|
Слайд 1 Тема: «Суворовская школа побеждать и ее значение» Слайд 3 1.Введение Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага. Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. Основными компонентами содержания воинского воспитания являются: воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности; формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны; развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения; выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом; воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции. Слайд 4 Александр Васильевич Суворов – один из величайших российских полководцев, выдающийся военный теоретик. Выиграл несколько десятков сражений, не потерпев ни одного поражения. Его вклад в мировое военное искусство невозможно переоценить. Его заслуга перед отечественной и мировой военной наукой заключается не только в триумфах на поле боя, но и в том огромном теоретическом наследии, которое он оставил Суворов создал свою систему обучения и воспитания войск. «Наука побеждать» дает полное представление о суворовских принципах и методах обучения и воспитания войск. Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность. Суворов говорил: «Каждый воин должен понимать свой маневр». Слайд 5 2. "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ" КАК ГЛАВНОЕ ПОСОБИЕ ПО ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Боевые учения, полевые маневры, штурмы крепостей с применением пехоты, артиллерии, кавалерии повышали физическую подготовленность солдат. Эта система впоследствии оказала большое влияние на формирование военно-педагогических взглядов А.В. Суворова в области боевого обучения войск и физической их подготовки. Вопросы теории и практики обучения и воспитания войск А.В. Суворов изложил в книгах "Полковое учреждение", "Наука побеждать" и других исторических документах. Глубокий смысл системы А.В. Суворова, не потерявший своей актуальности в наше время, заключался в обеспечении соответствия между целью, содержанием и результатом функционирующей системы. Основная цель и результат: готовность войск к высокоманевременному управлению, к смелым, быстрым, решительным боевым действиям для достижения победы над противником - составляли единство содержательной, организационной и методической стороны суворовской системы обучения и воспитания. Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической, психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. А.В. Суворову удалось не только творчески обобщить все лучшее, что было достигнуто отечественной военной наукой и практикой, но и внести существенный вклад в развитие системы воспитания и обучения войск. Поэтому большую актуальность сохраняет до сих пор военное наследие великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Его знаменитая "Наука побеждать" провозглашает следующее: 1. Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым и правдивым.2. Всякий воин должен понимать свой маневр.3. Тяжело в учении - легко в походе; легко в учении - тяжело в походе.4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.6. Граждан республик не обижай. Солдат не разбойник.7. Три военных искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.8. Ученье свет, неученье - тьма. Дело мастера боится.9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, храбрость - победа! 10. Негоден тот солдат, кто отвечает: "Не могу знать". Суворовские традиции использовались не раз воинами российской армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами. Слайд 6 3. ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК А.В. СУВОРОВА Суворовская стратегия требовала решительной наступательной тактики. Основы её теперь просто и ясно определялись "Наукой побеждать", окончательно сформулированной в 1796 г. Это был не боевой устав, а краткая солдатская и офицерская памятка, где словам было тесно, а мыслям просторно. Будучи сторонником энергичного и решительного образа действий, Суворов всячески боролся с проявлением инстинкта самосохранения и искоренял понятия: опасности, сикурса, резерва и т.п. "Штык, быстрота и внезапность суть вожди россиян... сикурс, опасность и прочие вообразительные в мнениях слова служат бабам, кои боятся с печи слезть, чтобы ноги не переломать, а ленивым, роскошным и тупозрячим для подлой обороны, которая по концу худая ли, добрая ли - рассказчиками тоже храброю называется". Его три краеугольных камня воинского искусства - "глазомер, - быстрота и натиск" - требовали не каких-либо особых форм боевых порядков, а именно таких, в которых максимально сочеталась сила огня и штыкового удара. Стремление Суворова найти форму преодоления зоны огня противника и перехода к штыковому удару находит своё выражение в предусмотренных "Наукой побеждать" трёх видах баталий: баталия полевая, баталия-штурм, баталия на окопы. Хорошая стратегия покоится на хорошей тактике и требует таких солдат и начальников, которые могут решать любую задачу и не растеряются от неожиданности, которые везде найдутся и не проявят "немогузнайства". Иначе, говоря, грандиозная стратегия требовала солдат и начальников - чудо богатырей с высокими, непоколебимыми душевными качествами. Нравственная крепость войск; - необходимое условие для того, чтобы в бою можно было пользоваться самыми активными и действенными формами борьбы, не рискуя потерпеть неудачу. Обучение и воспитание войск. Главная сила армии - солдат. О нём все заботы полководца. Он должен быть готов к исполнению самых трудных задач. На его обучение и воспитание направляет всё внимание великий фельдмаршал. В "Науке побеждать" Суворов выступает не как учитель только одного полка, а как фельдмаршал, не знавший поражений. Естественно, что только он и мог создать устав, по которому и шла боевая подготовка непобедимой русской армии. "Под его руководством выросли кадры новых молодых офицеров и генералов, овладевших принципами и методами суворовского воспитания и проводивших широко в жизнь суворовское наставление "Науку побеждать". Задача воинского обучения и воспитания определялась ясно и выражалась в том, чтобы дать каждому солдату - нравственную, физическую и военную (профессиональную) подготовку, т.е. обеспечить разностороннее воспитание. Слайд 7 Принципы обучения и воспитания сводились к немногим основным положениям: а) подготовка воина должна проходить систематично, последовательно и непрерывное б) обучение должно быть активным и действенным, в) всё то, что делает солдат, должно быть осознано (каждый воин должен понимать свой маневр); г) всё, чему учится солдат, необходимо только для практики (учить тому, что нужно на войне для победы); д) весь процесс обучения должен быть построен на основе чувственного восприятия (учить показом, а не рассказом). Все в целом служило для достижения победы. Содержание военного обучения предусматривало овладение навыками и уменьем в области строя, огневой подготовки и основных элементов тактики. Сам Суворов говорил, что "солдат учение любит, было бы коротко, да с толком". При обучении создавалась обстановка, максимально приближенная к боевой. Его "бои были кровавыми учениями, а учения - баталиями без пролития крови". Вот почему Суворов непрестанно твердил всем: "легко в учении, тяжело в походе; тяжело в учении, легко в бою". И подтверждал необходимость такого учения, добавляя: "учение - свет, а неучение - тьма" В процессе обучения он требовал осмысленного исполнения устава, - т.е. делал то же самое, что и Петр Великий" грозивший жестокими наказаниями тем, кто будет держаться; устава "яко слепой-стены". Каждый солдат должен был понимать свой маневр. "Наука побеждать" давала всё необходимое для подготовки солдата к бою. С него не спрашивалось ничего лишнего против практических требований военного времени. 4. ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ВОЙСКА Центральное место в подготовке войск занимало воинское воспитание. Весь комплекс обучения и воспитания рассматривался как единый процесс, ибо, обучая солдата, формируешь его сознание, волю и характер. Солдат должен верить в правоту своего дела, верить в силу своего оружия и быть уверенным в себе. "На себя надёжность - основание храбрости", - говорил Суворов. Слайд 8 Перечислим основные черты суворовской системы воспитания. Воинскую службу Суворов почитал за высшее служение Родине. Сам он отдал себя целиком этому святому делу и до последнего вздоха оставался на посту солдата-фельдмаршала. Везде, на каждом шагу, в каждом его слове, приказе и речи мы видим требование свято уважать военную деятельность. Отводя такую значительную роль военной профессии, Суворов считал необходимым уважать каждого представителя её и особенно солдата. Он стремился изучить солдатскую душу и ценил в каждом солдате отвагу, стойкость и героизм. Однажды ему задали вопрос: в чём секрет его побед? и он ответил: "Люби солдата, и он будет любить тебя. В этом вся тайна". И, действительно, эта любовь к солдату вызывала чувство безграничной веры в своего полководца и преданности ему. Он искал в своих наставлениях формы, понятной и близкой солдату. Отсюда - лаконичность, простота и образность: "Науки побеждать". Он любил народную мудрость и нередко, даже в приказах, прибегал к пословицам. Он обращался к солдатам и наставлял их. Примером такого наставления является; Первая и вторая часть "Науки побеждать", которую обязан был читать наизусть дежурный офицер каждый раз после учений. Заметим" что в самом уставе подчёркивается то обстоятельство, что эта часть написана народным, простым, а поэтому понятным для солдатской массы языком. Долг каждого солдата и офицера - защищать Родину и быть готовым безоговорочно и без рассуждений жертвовать собой для блага Родины, идти. куда прикажет командир, и быть готовым выполнять всё. И о том, что Суворов добивался именно этих результатов, мы можем судить по тому, что русский солдат под его руководством дрался везде и всегда смело и храбро, выполняя любой приказ, данный Суворовым. Отсюда и новое понимание Суворовым дисциплины как сознательного выполнения долга перед Родиной. Сюда же должно быть отнесено формирование в каждом солдате чувства национальной Гордости, чести и славы русского оружия. Он возбуждал в войсках единство и национальную гордость и говорил: "Богатыри!", "Нам честь и слава", "Мои сподвижники", "Неприятель от вас дрожит", "Мы - русские и поэтому победим". Такими сентенциями наполнены все приказы, все обращения и инструкции Суворова. Он будил чувство патриотизма, чувство беззаветной любви к Родине, порождал веру в правоту своего дела и этим создавал необходимую базу для воспитания характера и воли солдата. Армия сознавала своё превосходство, верила в свои силы, в свою выучку, в своё оружие и в своих полководцев. Великий солдат-полководец был близок, и понятен им. Он знал их душу, влиял на их волю и вёл их к победе. Смелость, упорство и настойчивость должны быть присущи каждому и способствовать общей победе, а она может, быть достигнута только при взаимной выручке. "Сам погибай, а товарища выручай", - говорил Суворов. Взаимная выручка трактуется Суворовым широко и выражается в форме взаимодействия лиц, частей и подразделений. Умелое взаимодействие приносит победу, и дело не в количестве людей, а в действии пусть небольшой, но сплочённой массы. Таким образом, Суворов выдвинул новую идею формирования армии как организованного, коллектива. Воспитание духа войск. В это понятие Суворов включает сложные комплекс нравственных качеств, из которых и складывается то, что называется воинским духом. Обращение к славным традициям прошлого Суворов считал важнейшим средством формирования духа. Уверенность в себе выражается в смелости, упорстве и настойчивости войск. Солдат должен быть смелым, смотреть бесстрашно опасности в глаза, вот чему учит Суворов. "Смерть бежит от сабли и штыка храброго", - говорил полководец. В переводе на язык тактики это означало уменье смело и энергично идти в атаку и не бояться ни огня, ни холодного оружия врага. "Богатырь заколет полдюжины, а я видел и больше... Береги пулю в дуле. Трое наскочат. Первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. В атаке не задерживай... Фитиль на картечь - бросься на картечь - летит сверх головы. Пушки твои - люди твои. Вали на месте, гони, коли... Кто остался жив, тому честь и слава". Так просто и образно обращался Суворов к солдатам, стремясь вселить в них бодрость и уверенность. Учить бесстрашию и этим нравственно подготовлять бой - требовал Суворов от всех офицеров. Его девиз был: "или победить, или умереть со, славой" - другого решения нет. И каждый стремился лучше победить, чем умереть. Солдат должен быть упорным и настойчивым. Эти качества проводятся в "Науке побеждать" от начала до конца. Суворов знал, что русский солдат был силен в обороне. Элемент пассивного упорства он переключает в плоскость активного наступления. Во время боя он требует быть решительным, без колебаний и потери времени (время дороже всего) принимать решения быстро и атаковать. Но чтобы решительность привела к определённым результатам, нужна инициатива и главное - сметка. Качество сметки Суворов расценивает очень высоко и считает её важнейшим элементом боевой жизни. Особенно резко обрушивался Суворов на немогузнайство. преследуя и искореняя его как среди офицеров, так и солдат. Важнейшую роль отводит Суворов воспитанию средств победить нравственный дух противника, формируя в сознании своих войск такие принципы, как: "удивить-победить"; "бить тем, чего у противника нет"; "бить тогда, когда он нас не ждёт". После боя же на первое место выступало новое средство борьбы с неприятелем - гуманность. Гуманность является одним из главных элементов нравственного кодекса Суворова. Процесс обучения и воспитания войск Суворов возлагает на командира. "Военное обучение должно служить упражнением высшим начальникам над низшими. Надлежит сие правило строго соблюдать". Командир в его понятии должен быть "смел, но без запальчивости, скор - без опрометчивости, деятелен - без легкомыслия, покорен - без унижения, начальник - без высокомерия, любочестив - без гордости, твёрд - без упрямства, осторожен - без притворства, основателен - без высокоумия, приятен - без суетности, единоправен - без примеси, расторопен - без коварства, проницателен - без лукавства, искренен - без простосердечия, приветлив - без околичности, услужлив - без корыстолюбия, решителен - избегая известности" Обрисовав идеал военного человека, Суворов говорил офицерам: "Возьми себе в образец героя средних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравнялся, обгони - слава тебе. Я выбрал Кесаря. Альпийские горы за нами. Ура! Орлы русские облетели орлов римских!" Стать таким командиром можно только путём постоянного учения, непрерывного совершенствования. Офицер должен знать сам военное 'дело в совершенстве и быть образцом, примером для своих солдат. От всех командиров, начиная с младшего командира и до генерала, Суворов требовал такого отношения к солдату, при котором солдаты любили бы и понимали своего командира. Он говорит: "надлежит, чтобы войска предводителя своего разумели". Отсюда его требование учить солдат настойчиво, терпеливо, спокойно и главное - учить тому, что нужно для войны. Сам Суворов прекрасно сознавал, какая сила была в его речах и приказах. Ими он достигал блестящих результатов. Солдаты Суворова боготворили его и готовы были идти за ним повсюду. Слайд 8 Физическое воспитание. Важнейшим элементом системы подготовки войск Суворов считал физическое воспитание. Забота о солдате, о его здоровье чётко и ясно выражена в "Науке побеждать". "Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву и благочестиву". На первом плане стоит здоровье солдата, и это не случайно. Суворов выступает как продолжатель дела Румянцева и Потёмкина, благодаря заботам которых в армии была введена удобная форма, отменены косы и пукли, солдат был освобождён от массы ненужных обязанностей, изнурявших его. Однако Суворов вопросы физического воспитания понимал гораздо шире и разрешал их рационально. Особенное внимание обращал он на гигиенические требования и чистоту, опрятность мундира солдата. Ещё в' самых ранних приказах он требует от командиров частей: "Наблюдать весьма чистоту в белье неленостным вымыванием оного". "Обуви и мундирам быть не весьма тесным, дабы в обуви постилка употребляться могла". Затем шли указания о необходимости рационального обучения: "строго остерегаться вредного изнурения; но тем паче к трудолюбию приучать". Профилактическими мерами Суворов стремился предупредить заболевания в войсках, широко распространённые в армии того времени. Он требует прежде всего заботы о здоровье. В "Науке побеждать", Суворов пишет: "Солдат дорог. Береги здоровье; чисть желудок, когда засорился; голод лучшее лекарство. Кто не бережёт людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт". Особенно опасался Суворов госпиталей, где докторами были главным . Великий Суворов стоял головой выше своего века и так же, как другие военные гении, испытал их судьбу был не понят своими современниками. По словам Суворова, его хвалили, любили, ему удивлялись, его ругали, над ним смеялись, но не понимали. Люди, не понимавшие Суворова,, твердили ему, Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академий Генерального штаба, дело только в счастья, на что он справедливо отвечал: "Один раз счастье, другой раз счастье. Помилуй бог, когда-нибудь да и уменье". Австрийцы были совершенно убеждены в том, что достаточно Суворова лишь развозить по войскам как талисман, чтобы они одержали победу. Слайд 9 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Суворовская Наука побеждать - величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. Она написана не просто для военных, а для чудо-богатырей. И не важно, вооружены ли эти чудо-богатыри кремниевыми ружьями или самым современным оружием. А.В. Суворов завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа, малой кровью одержанная. Благодарные потомки с глубоким уважением и любовью произносят имя генералиссимуса Суворова, составляющее честь и славу России. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Великий Суворов впервые разрешил задачу всестороннего воспитания в процессе деятельного обучения. Правильное понимание обучения и воспитания, как единого процесса, обеспечило ему плодотворное осуществление великой задачи - создание мощной непобедимой русской армии. 2. Принципы воинского обучения и воспитания, сформулированные Суворовым, составили ту педагогическую базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания русской армии. 3. Содержание обучения, определяемое уставами, обусловлено было требованием учить тому, что нужно на войне, что и превратило его в руководство к действию. Стержнем обучения являлось овладение тремя воинскими искусствами, составляющими основу суворовской наступательной тактики. 4. Воспитание нравственных качеств было подчинено задаче Формирования военной идеологии, воли и твёрдого характера. Стержнем воспитания являлось формирование тех качеств, которые определяли высокую сознательность, решительность и энергию - отличные черты суворовских чудо богатырей; 5. В лице Суворова мы видим не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему. Влияние его идей было необычайно сильно как при жизни, так и после его смерти. Слайд 10 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бантыш-Каменский Д.М. Биографии российских генералиссимусов и генерал фельдмаршалов. Том 1-2. Москва: Культура, 1991. - 653с. 2. Вопросы воинского воспитания. Сборник статей, Москва: Воениздат - 1985. - 178 с. 3. Игнатьев Л.Л. Пятьдесят лет в строю, Москва: Воениздат, 2000. - 750 с. 4. Курцев С., Н. Гугуева. Александр Суворов. Москва: Олимп, 2003. - 571с. 5. О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей, Москва: Воениздат, 2001. - 547с. 10. Ростунов И.И. Генералиссимус А.В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность. Москва: Воениздат, 1989. - 672с. |