Прннрр. Св. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика
Скачать 66.17 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как принято считать, Русь стала христианской в 988 году благодаря решению великого киевского князя Владимира I. Вместе с христианской религией на Русь прибыло византийское духовенство, и была организована Киевская митрополия, в каноническом отношении входившая в состав Константинопольского Патриархата. Это имело в виду то, что после смерти киевского митрополита в Константинополе назначался новый, и как правило из греков. Некоторые великие князья совершали попытки поставить киевским митрополитом своего кандидата, однако долгое время такая деятельность оставалась практически невозможной. Однако одним из таких примеров может служить церковная смута 70-х годов XIV веке. Нами изучено влияние Св. Благоверного Князя Владимира на Церковь и государство. Святой князь Димитрий пытался не дать расколоться Русской православной Церкви, тем самым сохранить единство русского народа в период раздробленности на Руси. В целом князь представляется нам великим человеком, который всю свою жизнь и политику, как Церковную так и светскую ведет для объядинение Русского государства. Поэтому и берет свое начало стремление к централизации русских земель вокруг Московского княжества - главой которого он являлся. Без святителя Алексия и князя Димитрия Донского невозможно было бы объединение Руси вокруг Москвы и создание могущественного, централизованного Российского государства. Святитель Алексий был устроителем церковной жизни на Руси во II половине XIV века. При князе Димитрии Донском Москва стала центром объединения Руси, а Куликовская битва показала, что монголо-татар можно побеждать и в конце концов, добиться полной победы над недругом. А основой освобождения от татарского ига и объединения Российской земли стал единственный по масштабу духовный подъем, в центре которого находился молитвенный подвиг великого святого того времени - преподобного Сергия Радонежского. Именно Сергий Радонежский способствовал возрождению православного духовного начала в жизни русского народа. Канонизация князя Димитрия Донского произошла на основании подвигов святой и благочестивой жизни уже в современный период на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 года. В служении Церкви, патриотических трудах Отечеству и народу в сложные годы вражеского ига князь оставался истинным сыном своей страны. Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным. Еще загодя до канонизации Димитрия Донского стали создаваться его иконописные изображения. К примеру, они сохранились на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. На иконе «Явление Угрешской иконы святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому», хотя он еще и не был канонизирован. Часто Димитрия Донского изображают вместе с преп. Сергием Радонежским, что объясняется признаным фактом получения им благословения от преподобного накануне Куликовской битвы.8 Первым шагом к канонизации Димитрия Донского стало определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых. Кроме святых учеников преп. Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь были добавлены дни памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского и преп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) - Радонежских монахов-воинов. Интересно отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник - тот самый инок, который принес на Непрядву в день битвы грамоту преп. Сергия со словами ободрения великому князю и русскому войску. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси на Освященном Поместном Соборе, проходившем 6-8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за ее многовековую историю и благоговейно чтимых церковным народом. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен уже к тому времени местночтимый в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре великий князь Димитрий Донской. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Знаменский П.В. Историю Русской церкви/ П.В. Знаменский. – М., из-во Крутицкое патриаршье подворье, 2000. Иловайский Д. Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского/ Исторический очерк Д. Иловайского. – М., 1880. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. Том 5, глава I. – М., из-во Диля, 2016. Карасев А.В. Дмитрий Донской/ под редакцией А.В. Карасева, Г.И. Оськина. – М., 1950. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви / А.В.Карташев. – М.: Изд-во ТЕРРА, 2017. Клибанов А.И. Русское православие. Вехи истории / А.И. Клабанов. – М., изд-во Политиздат, 2015. Костомаров Н И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, т. I / Н.И.Костомаров. – С.-Петербург., 1886. Кочетков Г. Церковь и мир: сборник статей. – М.: Сретение, 2004. Кучкин B.А. Дмитрий Донской /В.А. Кучкин. – Государственный Исторический музей. – М., ГИМ, 2005. Лощиц Ю. Дмитрий Донской / Ю.Лощиц. – М.: Молодая гвардия, 1983. Наумов C. Церковь и государство: история и современность // Государственная служба. – 2004. – N 3. Никольский Н.М., Круглов А.А. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде/ М.Д. Полубояринова. – М., 1978. Скрынников Р.Г. Святители и власти/ Р.Г.Скрынников. – М., 1990. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. книга II , т. 3-4 / С.М.Соловьев. – М., Голос; Колокол- Пресс, 2013. Цыпин В. История Русской православной церкви, 1917-1990. Учебное для православных духовных семинарий / В Цыпин. – М., Изд. дом «Хроника», 1994. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв./ Л.В.Черепнин. – М., изд-во социально-экономической литературы, 1960. Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич; архиепископ Черниговский и Нежинский; 1805-1866.) / История Русской Церкви в пяти периодах / Архиеп. Филарет. - Репр. изд. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 2001. Филатов С.Б. Религия и общество: Очерки религиоз. жизни соврем. России – М., Лет. сад, 2002. Флоря Б.Н. Димитрий Иоаннович Донской/ Православная энциклопедия, т. 15, с. 116-132. Автор неизвестен. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича Донского // http://www.rulit.me/books/slovo-o-zhitii-velikogo-knyazya-dmitriya-ivanovicha-donskogo-read-121402-1.html Митрополит Макарий (Булгаков). История РПЦ // https://azbyka.ru/ otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ Канонизация святых 1998 г. на Поместном Собору Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000 - летия Крещения Руси // https://infopedia.su/12x3d24.html Николай Тальберг. История Русской Церкви, Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии // https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-talberg/2 Русская православная церковь // http://www.patriarchia.ru Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского // http://war1380.ru. 1 Православная электронная библиотека: Православие и мир // http://lib.pravmir.ru. 2 Клибанов А.И. Русское православие. Вехи истории / А.И. Клабанов. – М., изд-во Политиздат, 2015 3 Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского // http://war1380.ru. 4 Знаменский П.В. Историю Русской церкви. – М., из-во Крутицкое патриаршье подворье, 2000. 5 Лощиц Ю. Дмитрий Донской / Ю.Лощиц. – М.: Молодая гвардия, 1983. 6 Петрушко В.И. История Русской Церкви // http://www.sedmitza.ru/ 7 Петрушко В.И. История Русской Церкви // http://www.sedmitza.ru/ 8 Канонизация святых 1998 г. на Поместном Собору Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000 - летия Крещения Руси // https://infopedia.su/12x3d24.html |