Прннрр. Св. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика
Скачать 66.17 Kb.
|
ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ДИМИТРИИ ДОНСКОМ 3.1. Церковная политика св. князя Димитрия Донского В княжении Димитрия Донского церковно-государственные отношения долгое время складывались с митрополитом Алексием. Большие территории оказались под властью литовских князей-язычников. На Руси под властью Польши главной религией стал католицизм, где уже в 50-х гг. XIV в. создавались католические епископства. Поэтому Алексий в молодом князе видел будущего правителя, который объединит русские земли и укрепит в них Православную веру. В начале правления князя Димитрия митрополит Алексий не только руководил политикой московского правительства, но и применял средства, которые были у него как у предстоятеля Церкви. Так, осенью 1363 года послы митрополита пригласили городецкого князя Бориса Константиновича в Москву. Когда в спорах между тверскими князьями Тверской епископ Василий занял позицию, выгодную для другого недруга Москвы – владевшего Микулином князя Михаила Александровича, по протензии его тверских противников в 1367 году приставы митрополита вызвали епископа в Москву, где выдали свое недовольство. В конце 60-х годов XIV века при участии святителя Алексия сформировался союз русских князей во главе с Димитрием Иоанновичем. В июне 1370 года Константинопольский патриарх Филофей Коккин подтвердил своей властью эти меры воздействия и призвал особыми грамотами князей, подвергшихся возмездию, подчиниться власти митрополита и добиться прощение участием в войне с язычниками. Об утверждении данных мер просили посол великого князя Даниил и посол митрополита Аввакум. Эти данные говорят о тесном взаимодействии князя Димитрия и святителя. В августе 1371 году патриарх определил суд для разбора жалоб, предложив митрополиту Алексию снять с тверского князя Михаила Александровича и Тверского епископа отлучение. В то же время патриарх предложил митрополиту стремиться к мировой с противниками, а тех, в равным образом, пойти навстречу своему пастырю и с почетом принять его. Весной 1374 года к митрополиту Алексию с посреднической миссией прибыл посол патриарха Филофея Киприан (впоследствии митрополит всея Руси). В дальнейшем писалось в патриарших документах, что митрополит Алексий отказался посетить владения Ольгерда, куда, по его убеждению, он был приглашен «с коварной целью». На данный момент благодаря военно-политическим успехам Димитрия область, на которую распространялась реальная власть митрополита Алексия, намного расширилась. Он получил возможность поставить епископов в Смоленск и Брянск. После смерти митрополита Алексия все земли Киевской митрополии должны была слиться под властью святителя Киприана. В Москву были направлены послы патриарха, чтобы сообщить митрополиту Алексию и князю Димитрию о принятом решении. Послы должны были разузнать о дизни Алексия и рассмотреть выдвинутые против него обвинения. Ответ великого князя и его помощников на это решение патриарха оказалась очень резкой. В Москве его приняли как обусловленное интересами Литвы и выразили негодование действиями императора. Все обвинения против святителя Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого конфликта с патриаршими послами, но перед лицом объединения Литвы и Орды, с которой уже шла открытая война, Димитрий не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более усугубилосьь из-за действий Киприана, потому зимой 1376–1377 годах одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, он попытался захватить власть в Новгороде. 12 февраля 1378 г. митрополит Алексий умер. Перед смертью он наказал князю Димитрию заботу о созданном им Чудовом монастыре. На его похоронах присутствовали Димитрий с сыновьями Василием и Юрием, а также князь Владимир Андреевич. По приказу великого князя, несмотря воле умершего, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митрополит Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митрополит Киприан отправился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим указанием. По приказу великого князя он был задержан и ограблен, сутки находился под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто был посвящен к этому, митрополит проклял и отправился с жалобами на действия Димитрия в Константинополь, куда прибыл весной 1379 года. К несчастью, понимание своей власти привело князя к идеи оказать давление на Церковь, принудить ее признать своим Предстоятелем верного князю человека и заставить ее служить политическим интересам государства. Такого рода событие первое со времен Изяслава Киевского и Климента Смолятича. В 1376 году он был пострижен в монахи Чудова монастыря и сразу стал архимандритом великокняжеского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле. Великий князь хотел, чтобы митрополит Алексий, также как поступил с ним митрополит Феогност, «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти святителя Алексия великий князь передал архимандриту Михаилу управление делами митрополии, и тот осел на митрополичьем дворе. Осенью 1376 года был свергнут Константинопольский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Димитрий направил претензию на ответ его предшественника, и им удалось добиться положительного результата. Патриарх Макарий одобрил решение великого князя не признавать митрополита Киприана, дал архимандриту Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал поднять его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 году Макарий уступил свой престол. Димитрий не знал об этом и собрал в Москве епископов Северо-Восточной Руси для совершения епископской хиротонии Митяя, готовившегося к поездке в Константинополь. Против него выступил один из наиболее главных иерархов – Суздальский епископ Дионисий, и этот план не свершился. Однако, можно предположить, что Димитрием Донским двигала не только привязанность к своему посаднику, но и цель поставить под контроль важную для дела объединения Руси силу, которой и была Церковь. Закономерность вмешательства государства в дела Церкви всегда оставалась и остается одинаковой. В соответствии с ней первым делом необходимо было получить автокефалию или максимально большую независимость. Это помогло бы избежать претензии к находящемуся духовному центру с целью противостоять давлению государства. Такой план и хотел воплотить Димитрий и Митяй, который стал предлагать совершить свое поставление не в Царьграде, а в Москве, с участием исключительно русских архиереев. Князь конечно же ухватился за эту идею. В Москву были вызваны епископы для поставления Первоиерарха. Но все же планы Митяя строились неа слишком сомнительном основании. Поэтому, когда епископ Суздальский Дионисий объяснил князю осуществляющую идею, от нее пришлось отказаться. Вновь русское духовенство показало себя на значительной нравственной высоте, предпочитая благо Церкви национально-тщеславным амбициям и охраняя его от вмешательства государства. Кроме того, великорусское духовенство не могло не понимать, что с поставлением Митяя будет похоронена надежда на объединение Литовской и Московской митрополий в единую митрополию Киевскую и всея Руси. С этой точки зрения Киприан при всех его дурных моментах был предпочтительнее Митяя6. Это одно из подтверждений постоянного вмешательства светской власти Димитрия в дела Церковные. В июле 1379 года Митяй направился в Константинополь. Его сопровождали единомышленники из духовных лиц, митрополичьих слуг и великокняжеское посольство. Димитрий вложил много усилий, чтобы обеспечить успех своему кандидату, которому были даны листы пергамена, скрепленные великокняжескими печатями. Великий князь и его бояры, а также епископы провожали Митяя. В Константинополь ехали также архимандриты Высокопетровского и Переславль-Залесского Горицкого монастыря, архимандрит коломенский. В феврале 1381 года Димитрий отправил своего духовного отца преподобного Феодора, игумена Симонова Нового московского монастыря, к Киприану в Киев. 23 мая 1381 года святитель Киприан был значительно принят в Москве как законный общерусский митрополит. Когда осенью 1381 года Пимен вернулся из Константинополя, то по распоряжению великого князя он был арестован под Коломной и сослан в Чухлому. Во время нападения Тохтамыша в августе 1382 года вместе с преподобным Сергием Радонежским митрополит Киприан укрылся в Твери, где пробыл до конца сентября, пока Димитрий не пригласил его в Москву. Приехал в Москву в октябре, Киприан тот час же уехал в Киев, а великий князь вызвалил из ссылки Пимена и посадил его на митрополичий стол. О причинах новой ссоры между великим князем и митрополитом Киприаном источники не сообщают. Наиболее вероятным предположением кажется, что возмущение Димитрия было связано с тем, что именно во время пребывания Киприана в Твери ее правитель князь Михаил Александрович уехал в Орду просить ярлык на Владимирское великое княжение. И опять произошла попытка вмешательства светской власти в церковную жизнь. Определенным положением дел великий князь не был доволен, о чем говорит поездка летом 1383 года в Константинополь для поставления на митрополичью кафедру Суздальского архиепископа Дионисия, которого сопровождал духовник великого князя архимандрит Феодор. Эту поездка свзяна с тем, что был заключен союз между Димитрием и Ягайло. Тогда скорее всего и была достигнута договоренность об отстранении и Пимена, и Киприана и провозшлашение на стол третьего, не замешанного в предыдущих скандалах кандидата. Дионисий совсем недавно вернулся из Константинополя, получив сан архиепископа, и можно было предположить, что его кандидатура будет принята в Царьграде. Патриарх Нил действительно поставил Дионисия митрополитом, но когда в 1384 году он приехал в Киев, соглашение между Москвой и Литвой было уже разорвано. По приказу киевского князя Владимира Ольгердовича святитель Дионисий был арестован и спустя полтора года умер в тюрьме. Во время всех этих событий, митрополит Пимен продолжал управлять той частью Киевской митрополии, которая не подчинялась Киприану. Так, в конце 1383 года в Москве он поставил Михаила в епископа Смоленского, что говорит о том, что Пимен стал законным митрополитом не только на землях Владимирского великого княжения, но и в других территориях, политически тянцвшихся к Москве. Тогда же была создана новая кафедра Пермская, на которую был хиротонисан святитель Стефан. Чтобы добиться поставления Дионисия, великокняжеские послы должны были выступить против Киприана и Пимена. Для рассмотрения этих обвинений в Москву зимой 1384-1385 годах были вызваны 2 греческих митрополита, которые признали эти обвинения. 9 мая 1385 года Пимен был обязан приехатья в Константинополь. До сих пор незивестно какое участие принимал великий князь во всех событиях, происходивших в Москве. В 1386 году он снова послал преподобного Феодора в Константинополь по делу «о управлении митрополии». По данным патриаршего документа 1389 года, Феодор выступил в качестве обвинителя по отношению к митрополиту Пимену. Непонятно какие цели преследовал Димитрий. Великий князь ничего не сделал для примирения с Киприаном и не предложил другого кандидата на митрополию. Расследование не привело ни к какому результату: Константинополь покинул Киприан, 6 июля 1388 года без всего вернулся в Москву Пимен. Здесь он оставался признаным митрополитом. 15 августа он поставил епископа в Рязань в присутствии Димитрия. Однако отношения между князем и митрополитом оставались напряженными. 13 апреля 1389 года Пимен снова был вынужден посетить Константинополь. И поехав туда, он не известил об этом великого князя, что вызвало гнев князя Димитрия. Через месяц после отъезда митрополита Димитрий умер, вскоре скончался Пимен, церковный кризис разрешился уже при великом князе Василии I. Великий государственный руководитель и полководец, благочестивый праведник, св. великий князь Димитрий Донской в тоже время в области своей церковной политики зарекомендовал себя как сторонник диктата над Русской Церковью7. В тяжелейших условиях своего времени, не всегда способный принять правильное решение и вынужденный нарушать церковные правила, Димитрий Донской, все равно пытался следовать заветам митрополита Алексия. Многолетние отношения связывали князя Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. 26 ноября 1374 года игумен Сергий крестил Юрия, сына великого князя, из чего можно сделать вывод, что Димитрий давно почитал великого настоятеля. Происходило это в Переславле-Залесском, в куда съехались все князья и сподвижники. Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Димитрия ряд подношений. Скорее всего Димитрий был причастен и к основанию монастыря. В 1378 году перед битвой на Воже, великий князь посетил Троице-Сергиев монастырь, и преподобный Сергий благословил его на борьбу с врагами. После смерти владыки Алексия преподобные Сергий и Феодор признали законным митрополита Киприана и поддерживали с ним переписку (к ним святитель Киприан обращался с жалобами на действия великого князя), что не могло сказать на отношения с Димитрием. Однако, сочувствуя Киприану, они не выступили против великого князя, и Димитрий продолжал с уважением относиться к преподобному Сергию. Когда святитель Дионисий Суздальский, впавший в немилость великого князя, был арестован, он был освобожден по ходатайству игумена Сергия. В 1379 году когда Митяй отправился в Константинополь, преподобный Сергий основал «повелением князя великого» по обету, данному Димитрием перед битвой на Воже, Стромынский Успенский монастырь. Перед битвой на Куликовом поле, когда войско стояло на Дону, по летописи сообщадлосб, что пришла грамота от преподобного Сергия, который благословил русской войско на борьбу с татарами. Отношения великого князя и преподобного Сергия улучшились лишь когда Феодор, настоятель Симонова монастыря, стал духовным отцом Димитрия Донского, и великий князь решил пригласить в Москву святителя Киприана. Весной 1381 года митрополит Киприан и преподобный Сергий крестили Ивана сына князя Владимира Андреевича. 14 августа 1382 года архимандрит Феодор крестил Андрея сына великого князя. Как отнесся преподобный Сергий на новый конфликт князя со святителем Киприаном неизвестно. 29 июня 1385 года преподобный крестил сына Димитрия Донского Петра. Осенью по просьбе великого князя преподобный Сергий совершил поездку к рязанскому князю Олегу и достиг заключения мира с этим врагом Димитрия. С этой поездкой преподобного исследователи связывают основание им коломенского Старо-Голутвина монастыря и назначение настоятелем в нем своего ученика Григория. В апреле–мае 1389 года преподобный Сергий был свидетелем при составлении завещания великого князя и присутствовал на его похоронах. Димитрий Донской всячеки поддерживл основавших монастыри на Русском Северек преподобным Стефану Махрищскому и Димитрию Прилуцкиому. Стефан знал великого князя еще задолго до того, когда он создал недалеко от Троице-Сергиевой обители Стефанов Махрищский монастырь. Узнав, что преподобный Стефан отправился на Север и основал вместе со своим учеником преподобным Григорием Авнежский Троицкий монастырь, Димитрий прислал монастырю милостыню, книги. По просьбе Димитрия преподобный Стефан позднее вернулся в Махрищский монастырь, которому великий князь дал земли, денег. Преподобный Димитрий Прилуцкий был знаком великому князю еще тогда, когда святой основал монастырь в Переславле-Залесском. По данным из летописи о Димитрии, во время строительства близ Вологды великий князь прислал подать на строительство монастыря. Преподобный Димитрий был крестным отцом одного из сыновей великого князя. По просьбе старцев Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере Димитрий Иоаннович дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона преподобного Дионисия Грека. По просьбе великого князя в начале 80-х годах XIV века был построен каменный Успенский собор в Коломне. 3.2. Современный взгляд на церковную политику Димитрия Донского Время правления Димитрия Донского оказалось смутным для русской Церкви. Во-первых, был создан крайне опасный прецедент вмешательства государства в дела Церкви. Однако, при Димитрии власть Московского князя была еще слишком слаба для того, чтобы навязывать свою волю митрополитам. Стало понятно, что все идеи великого князя с поставлением угодного и послушного ему митрополита привели в итоге к жесточайшему кризису в отношениях между Церковью и государством. И обернулись смутой на Первосвятительской кафедре. Урок из этого конфликта был сделан правльно: еще недостаточно сильное государство, нуждающееся в поддержке Церкви. Во-вторых, власть греков сильно упала в глазах православных русских людей. И хотя на Руси еще по-прежнему не думали о выходе из Константинопольской юрисдикции, но отношение к былому центру восточно-христианского мира было уже достаточно критичным: денежные махинации с поставлением русских митрополитов сделали свое дело. Поэтому, когда вскоре фактом станет отстранение греков на Флорентийском соборе, для решения о разрыве контактов с ними будет налицо уже вполне подготовленная почва. В третьих, был создан крайне опасный прецедент вмешательства государства в дела Церкви. К несчастью, имело резко отрицательное место еще одно последствие вражды на Московской митрополии. Быстрая смена великокняжеских ставленников на Первосвятительской кафедре, их ненависть друг к другу, все это очень плохо сказалось и на положение церковной иерархии среди тех кругов русского народа, которые уже утверждали долю свободомыслия и сомнения в отношении Православной Церкви. Выводы по главе 3. Как мы видим церковная политика князя привела к смутам. Но святой князь исходил из лучших побуждений - не дать расколоться Русской православной Церкви, тем самым сохранить единство русского народа в период раздробленности на Руси. Вообще князь являет собой государя, который всю свою жизнь и политику, как Церковную так и светскую ведет для единства Русского государства, отсюда и берет свое начало причина стремления к централизации русских земель вокруг Московского княжества - главой которого он являлся. |