Юрий Долгорукий построил Москву в глухом лесном крае. С юга от Орды она была закрыта Рязанским и Нижегородским княжествами. Смоленские и Псковские земли защищали ее от Литвы. Московию от шведов ограждала Новгородская республика. Поэтому туда стекались бояре с домашними и челядью, спасаясь от врагов. Возвышение Москвы абсолютно уникальный процесс с точки зрения взаимодействия князей и церкви. В частности, после того, как Владимирский митрополит переехал в Москву, православная епархия так же перебазировалась в этот город. Для церкви ордынское иго было идеальным временем, когда позиции Русской православной церкви были максимально сильными. После того как ордынское иго было свергнуто, все русские правители проводили политику притеснения церкви. Достаточно подчеркнуть, что в период ордынской зависимости в русских православных церквях служили молебны о здравии ордынского хана. Тоже продолжалась даже после того, когда Орда официально приняла ислам. То есть концу 13 века возникла удивительная ситуация, когда интересы Орды, Москвы и православной церкви совпали. В результате получился союз политической Москвы и православной церкви. И только когда стало понятно, что идеи объединения русских земель достигли своего пика, православная церковь выступила против Орды и поддержала Дмитрия Донского (московского князя) в Куликовской битве. Поэтому можно говорить, что политика Москвы и православной церкви, начиная с 13 века совпадают. Начало объединения Руси относится к 13 веку. До этого момента Киевская Русь не была единым государством, а состояла из разрозненных княжеств, которые подчинялись Киеву, но все же во многом оставались независимыми территориями. Более того, в княжествах возникали более мелкие уделы и территории, которые также жили автономной жизнью. Княжества постоянно воевали друг с другом и с Киевом за право на самостоятельность и независимость, а князья убивали друг друга, желая претендовать на Киевский престол. Все это ослабляло Русь, как политически, так и экономически. В результате постоянных междоусобиц и вражды, Русь не могла собрать единое сильное войско для того, чтобы противостоять набегам кочевников и свергнуть монголо-татарское иго. Власть Киева на фоне этого слабла и возникла необходимость в появлении нового центра. Период феодальной раздробленности на Руси имел не только отрицательные, но и положительные стороны. Например, создание новых торговых путей, развитие хозяйства и культуры. Однако Русь в состоянии раздробленности не могла бы стать сильным государством. Государство Киевская Русь, созданное потомками Рюрика, его сыном, внуком и правнуком Владимиром, располагалось на землях современной Украины, Беларуси и южной части России. Центром его был город Киев. Его северной окраиной была земля восточных славян-вятичей и угро-финнов – будущая земля городища Москвы. Здесь царили непроходимые леса и болота, и ни о какой столице речи не шло. А между тем именно здесь было положено начало объединения русских земель, история России подтверждает данный факт. По наиболее распространенной из версий, основал Москву князь Юрий, прозванный Долгоруким, который славился умениями дипломата и полководца, в 12 веке. К слову сказать, для князя Юрия вопрос о том, почему Москва стала центром объединения русских земель, вообще не ставился, потому что в тот период давала о себе знать феодальная раздробленность, когда каждый князь был сам за себя. Эта раздробленность и повлекла за собой страшную для молодого государства беду – нашествие орды хана Батыя, которая стерла с лица земли многие русские славные города, в том числе и старую Рязань, от которой до маленького городка Москвы было рукой подать. Причины возвышения Москвы в период татаро-монгольского ига Иго принесло на Русь множество бедствий: это была дань товарами, продуктами, золотом и людьми, которую вынуждено было платить каждое княжество; постоянные набеги со стороны ордынцев; разрушение построек. Маленькой Москве повезло: она находилась в непроходимых лесах (само слово «Москва» переводится с финно-угорского языка как "болотистое место"), что отчасти уменьшало вероятность набегов иноплеменников. С другой стороны, княжили в Москве люди, чьи дипломатические качества позволяли договариваться с грозными ордынскими ханами. Наиболее выдающимся из таких людей стал князь Иван, прозванный Калитой. Он смог договориться с ордынцами и получить для себя и своих потомков ярлык на великое княжение (дававший его носителям возможность править всеми остальными князьями Руси от имени хана). В нелегкой борьбе одержал победу Калита над другим русским князем, также претендовавшим на этот ярлык, Михаилом Тверским. По доносу князь Михаил и его сын Александр, а также внук Федор были схвачены и жестоко казнены. Однако не только хитрость и ум помогали московским князьям в борьбе за великокняжеский престол, немалую роль в этом сыграли и их военные заслуги, Куликовская битва Дмитрия Донского. Если обратиться к событиям русской истории 1380 года. Тогда молодой московский князь Дмитрий призвал жителей Руси на борьбу с ордынскими захватчиками. Битва состоялась на Куликовом поле и закончилась полной победой русских войск. Правда, спустя два года, на наше Отечество вновь напали ордынские войска под предводительством хана Тохтамыша, но победа на Куликовом поле и объединение русских земель под предводительством Москвы – это звенья одной цепи. Получается, что без Дмитрия Донского его город бы никогда не стал столицей России. Почему Москва стала центром объединения русских земель: суждения историков Российские историки сходятся во мнении о том, что Москва стала центром России, скорее всего, не благодаря своему географическому положению или иным факторам, а благодаря тому, что около 200 лет в этом городе правили князья, которые были выдающимися политиками, дипломатами и военными деятелями. Именно благодаря деятельности этих князей произошло объединение русских земель. После победы на Куликовом поле Московское княжество росло очень интенсивно, вбирая в себя земли соседей. Уже дед Ивана Грозного князь Иван смог одолеть сопротивление северных русских земель – Пскова и Новгорода, после чего присвоил большую часть их территорий. Именно князь Иван Васильевич смог окончательно избавиться от ордынского ига, что еще больше укрепило авторитет Москвы. Поэтому у современников князя не возникал вопрос о том, почему Москва стала центром Руси. Она того заслуживала. Предпосылки возвышения Москвы нужно рассматривать с точки зрения множества факторов. Важно понимать, что эти предпосылки складывались на протяжении многих лет. За период Удельного (феодального) существования, Русь в значительной степени утрачивала свои позиции, поскольку каждое княжество рассматривало себя в качестве отдельного государство. Княжества преследовали только свои интересы, абсолютно игнорируя интересы общегосударственные. Все же предпосылки возвышения Москвы можно свести к следующим крупным показателям: экономические, политические, социальные и духовные. Политические предпосылки: можно выделить 2 политические составляющие этого процесса: Получение и сохранение политической независимости. Русь вела борьбу с Ливонским орденом и Литовским княжеством. Желание церкви усилить свою власть. Политические предпосылки возвышения Москвы. Русь по-прежнему находилась под Игом, а также подвергалась постоянным набегам с запада и северо-запада. В таких условиях для свержения ига и прекращения набегов было нужно единое государство с единой армией и едиными политическими целями. Большим подспорьем в этом была церковь. Впервые за долгие годы интересы государства и церкви совпали. Объединение русских земель вокруг единого центра, Москвы, позволяло церкви использовать централизованную власть для собственного влияния. Ведь в период раздробленности и церковь была разобщена. Экономические предпосылки: Среди экономических причин объединения Руси вокруг Москвы можно выделить следующие: Рост количества городов. Увеличение экономических связей отдельных княжеств между собой, а также с соседними государствами. Увеличение производительности земледелия и рост количества ремесленников. Экономические предпосылки возвышения Москвы: Экономические связи между княжествами усиливались и часто развитие одного княжества напрямую зависело от его соседей и связей с ним. Поэтому с экономической точки зрения был созданы все предпосылки для объединения Руси, поскольку только так страна могла эффективно развиваться. Социальные предпосылки возвышения Москвы: Общая культура, традиции, история, психологический склад, традиции, язык, законы и так далее. Люди во всех удельных княжествах были выходцами из одной области и практически ничем не отличались друг от друга. Рост национального самосознания. Примерно к середине 14 века у славян начала ярко выражаться идея создания единого, сильного политического и духовного центра. Духовные предпосылки возвышения Москвы: В качестве духовных предпосылок, благодаря которым начался подъем Московского княжества, можно отнести следующие факторы: Общность религии. Православие было единой религией для всего населения и, следовательно, прослеживалась единая связь людей. Стремление церкви противостоять католической экспансии с Запада. Общая культура, традиции, история, психологический склад, традиции, язык, законы и так далее. Люди во всех удельных княжествах были выходцами из одной области и практически ничем не отличались друг от друга. Рост национального самосознания. Примерно к середине 14 века у славян начала ярко выражаться идея создания единого, сильного политического и духовного центра. |