Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Предмет

  • Источники информации

  • ГЛАВА 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • 1.1. Христианизация Руси (9-11 вв.)

  • 1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках

  • ГЛАВА 2

  • 2.2 Особенности правления государством Димитрия Донского

  • Прннрр. Св. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика


    Скачать 66.17 Kb.
    НазваниеСв. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика
    АнкорПрннрр
    Дата13.05.2022
    Размер66.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdonskoy_11.docx
    ТипДокументы
    #527888
    страница1 из 3
      1   2   3


    Св. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    стр.

    Введение…………………………………………………………………..……….3

    ГЛАВА 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ НА КНЯЖЕСКИЙ ПРЕСТОЛ

    СВ. БЛАГОВЕРНОГО ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО……………………………..6

    1.1. Христианизация Руси (9-11 вв.)……………………………………………..6

    1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках………………..8

    ГЛАВА 2. СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ,

    ЕГО ПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА………………………………….…………13

    2.1. Исторические условия, на фоне которых рос и развивался

    князь Димитрий Донской …………………………………….…………………13

    2.2. Особенности правления государством Димитрия Донского…………….15

    ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

    ПРИ СВ. ДИМИТРИИ ДОНСКОМ…………………………………………….21

    3.1. Церковная политика св. князя Димитрия Донского……………………..21

    3.2. Современный взгляд на взаимоотношение Церкви

    и государства Димитрия Донского……………………………………………..32

    Заключение………………………………………………………………..…..….36

    Список использованной литературы………………….…………..…..…..……39

    ВВЕДЕНИЕ

    В любом государстве религия занимает важное место. В настоящее время Церковь сохраняет и защищает духовные ценности в России и оказывает важное влияние на формирование и становление ее государства и культуры. Деятельность Церкви охватывает широкий круг социальных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Это социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

    В средние века отношения между церковью и государством были более прямыми и выражались в том, что церковь выполняла ряд государственных функций и, следовательно, составляла своеобразную часть государственного аппарата и государства, княжеская власть содержала церковь за свой счет. Проблема Церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер с точки зрения взаимоотношений государства и организации религиозного культа на разных этапах существования.

    Проблема взаимоотношений государства и церкви в древней Руси, конечно, важна и интересует многих историков, поскольку его исследования способствуют расширению знаний об истории российского государства. Внимание к этой проблеме обусловлено важной социальной, политической и культурной ролью, которую Церковь играла в период становления российской государственности, огромной важностью духовенства в формировании ее политических и культурных традиций. Переход к этому вопросу позволяет нам лучше понять развитие отношений между церковью и государством, когда представители власти на разных уровнях всячески демонстрируют свою приверженность православной культурной традиции.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что царствование Дмитрия Донского стало поворотным моментом не только в истории Московского княжества в XIV веке, но и в истории всей России. Князь Дмитрий Иванович первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости. Под его руководством первая великая победа была одержана 8 сентября 1380 года в Куликовом лагере. Он был причислен к числу святых в 1988 году, в год тысячелетия крещения на Руси. В настоящее время в современном государстве интерес к изучению взаимоотношений между государством и церковью того периода очень важен.

    В курсовой работе использованы следующие методы исследования:

    - сравнительно-исторический;

    - проблемно-хронологический.

    Объект исследования - история Русской православной церкви и государственной власти.

    Предмет исследования - взаимодействие Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви.

    Цель данной работы - рассмотрение отношений Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви.

    Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

    - выяснить специфику взаимоотношений княжеской власти и Русской православной церкви;

    - выявить причины особенностей и основных направлений взаимодействия княжеской власти и Русской православной церкви;

    - указать на последствия и результаты сотрудничества княжеской власти и церкви;

    Источники информации: работы авторов, занимающихся изучением взаимоотношений Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви, древнерусская литература, работы религиозно - богословского характера, художественная литература, Интернет источники.


    ГЛАВА 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ДРЕВНЕЙ РУСИ,

    ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ НА КНЯЖЕСКИЙ ПРЕСТОЛ

    СВ. БЛАГОВЕРНОГО ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО

    1.1. Христианизация Руси (9-11 вв.)
    Славяне постоянно осуществляли набеги, вторгаясь на территорию Византийской империи. В 860 году русский флот был замечен прям у стен Константинополя. Поэтому миссионерская работа Византийской церкви среди соседей империи стала ответом на военную акцию славян. В 963 году были посланы в славянские земли и начали свою миссию в Великой Моравии святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. По некоторым данным стало известно, что Русь вошла в область деятельности Кирилла и Мефодия. Окружное послание патриарха Константинопольского Фотия (9 век), обращенное к главам Восточных церквей, говорит, что «народ, превосходящий все прочие свирепостью и кровожадностью, именуемый Рос, принял епископа и пастырей, а также с великим рвением и радостью воспринял христианское богослужение»1. Так начаналось первое крещение Руси.

    После смерти князя Игоря начался следующий этап в христианизации Руси, когда власть перешла к его супруге княгини Ольги (ок. 945 – ок. 969), которая приняла крещение в Цареграде. В 959 году княгиня Ольга попросила германского короля Оттона I прислать на Русь епископа и священников. На Русь был прислан епископ Адальберт. Однако, по неизвестным нам причинам, у него ничего не получило и он не справился с поставленной перед ним задачей - устроения новой епархии. После смерти Ольги к власти пришел ее сын Святослава Игоревича, который был язычник, и поэтому наступил языческий период. Дальнейшая история крещения Руси мало известная и восстанавливается по византийским, русским и сирийским источникам. Из этих источников нам известно, что в 987 году в Византии начался бунт полководца Варды Фоки. Император Василий II (правил 976–1025) в виду угрозы, которая нависла над Македонской династией, отправил в Киев представителей и попросил у князя Владимира военной помощи. Взамен он предложил ему руку сестры, принцессы Анны, что, разумеется, предполагало крещение русского князя. Русское войско, посланное в Византию, вмешалось в борьбу между Варды Фоки и Василием II и помогло императору. Но император не спешил отправить в Киев обещанную князю невесту. Тогда Владимир напал на Корсунь (Херсонес), которая является одной из главных крепостей византийцев в Крыму, и захватил ее, и только после этого в Корсунь приехала Анна, тогда и состоялась бракосочетание (989–990). Когда Владимир вернулся в Киев, массовое крещение населения началось в Киеве и Новгороде. Не позднее 997 года был создан российский мегаполис, подчиненный Константинопольскому Патриархату.

    Считается, что одновременно с митрополией были основаны и епископские кафедры в Белгороде, Новгороде, Чернигове, Полоцке и Переяславле.

    Роль церкви в государственной системе закрепилась при сыне князя Владимира, Ярославе Мудром. Это отмечено, прежде всего, монументальным церковным строительством: именно в этот период грандиозные Софийские соборы были возведены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал появлению первых русских монастырей, библиотек и школ. Во времена его правления были созданы первые русские неповторимые литературные произведения (Слово о законе и благодати митрополита Илариона).

    Важная роль княжеской власти в христианизации Руси поддерживается при сыновьях Ярослава. В этот период постоянно возникали бунты язычников, во время которых поддержкой и надежной защитой епископа всегда выступал князь и его дружина, тогда как «людье вси идоша за волхва». Во второй половине 11 века произошел подъем древнего русского Киево-Печерского монастыря, превратившегося в этот период в главный религиозный и культурный центр Руси.
    1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках
    Уже к середине 12 века в Древней Руси сложилась полицентрическая государственная система, вызванная феодальной раздробленностью. В новых условиях митрополия оказалась единственной силой, способной противостоять центробежным тенденциям. Митрополиты были втянуты в длительные конфликты между князьями, боровшимися за киевский престол и не осознавали свою историческую функцию.

    Но отказались признать в нем главу церкви многие русские иерархи. Не приняли митрополита и многие князья, враги Изяслава. Митрополия разделилась на два конфликтующих лагеря. В этих условиях Климент Смолятич вел себя как представитель великого князя, оказывая ему постоянную поддержку. Когда Изяслав умер, он немедленно уехал на Волынь. Завоевавший Киев Юрий Долгорукий отправил в Константинополь за другим митрополитом. Очень быстро в Киев приехал Константин II (1155–1159). Принятые им слишком жесткие меры (анафематствование Изяслава и Климента) осложнили мятеж. В 1158 году Киевом стал руководить Мстислав Изяславич, который прогнал Константина и настаивал на возвращении Климента Смолятича, тогда как Ростислав Мстиславич стоял за Константина.

    В конце концов, после многочисленных споров князья пришли к идеи попросить у Константинополя другого иерарха.

    Князь Андрей Боголюбский в 1160-х годах сделал попытку совершить разделение русской митрополии, так как хотел основать самостоятельную кафедру в столице своего княжества Владимире на Клязьме. С этой просьбой он обратился в Константинополь к патриарху Луке Хрисовергу. Однако Андрей Юрьевич ослушался святителя и в качестве митрополита владимирской земли «посадил» некоего нерукоположенного Феодора2. В 1169 Феодор отправился в Киев, где по приказу митрополита Константина II был арестован и казнен: ему отрубили правую руку и выкололи глаза.

    Доподлинно известно, что не раз были обращения к русским князьям, написанных папами Римскими, в которых они призывали их подчиниться Римской церкви. В больших русских городах, которые располагались на торговых путях с Западом, проповедническая деятельность католиков превзошла все возможные пределы. В 1233 году князь Владимир прогнал из Киева доминиканцев, которые в те времена имели в Киеве собственный монастырь.

    В 1237-1240 годах Русь пережила монголо-татарское вторжение. Многие русские города пострадали от монголо-татарского нашествия и были разрушены и сожжены. Князья утратили самостоятельность и должны были добиваться право на великое княжение у монгольского хана. Русская церковь переживала глубочайший кризис. В этих условиях крест митрополичьей власти принял на себя Кирилл II, протеже галицко-волынского князя. Кирилл II вступил в близкое пособничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит пришли к мнению, что в данный период времени ослабленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана. Этот политический ход позволил Александру Невскому собрать силы для того, чтобы защитить северо-западные рубежи Руси от попыток захвата Тевтонским орденом. В свою очередь митрополит Кирилл II направил усилия на восстановление внутрицерковной жизни. В 1273 году он созвал собор для создания свода законов, так называемой Русской кормчей. Монголы освободили русскую Церковь от выплаты дани, и это помогло быстро восстановить ее силу. Так как Киев лежал в руинах после его разорения в 1240 году, Митрополит Кирилл II старался там не бывать. Зато постоянно объезжать епархии, и подолгу находился во Владимире.

    После Кирилла II власть получил Максим, который выбрал местом своего пребывания Владимир. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир было обусловлено не только в полной мере практическими обстоятельствами. Историки пришли к мнению, что это акт политический, в результате которого приподнялся авторитет князей владимирских. Князья получили возможность самим влиять на политику митрополита. Такая ситуация вызвала огромное недовольство галицких князей. Угрожая перейти под юрисдикцию Рима, они добились от патриарха учреждения самостоятельной Галицкой митрополии. Тем не менее она просуществовала мало. В 1305 году в Константинополь прибыли сразу два претендента на митрополичий сан, один от галицкого князя, а другой от владимирского. Патриарх выбрал представителя Русской церкви приехавшего с Волыни Петра, посвятив его в митрополита Киевского и всея Руси. Однако вновь попытка передела митрополии повторилась через десять лет: инициатором выступил литовский князь Гедимин. Была основана Литовская митрополия, аннулировавшаяся лишь при митрополите Феогносте (1327/28–1353 годах). Политическое развитие Восточной Европы все дальше разделяло исторические судьбы юго-западной и северо-западной Руси. Поэтому окончательный раздел митрополии приближался и становился неизбежным, и это был лишь вопрос времени.

    Церковь воспринималась как опора общества, поэтому политическое влияние создавал нравственный авторитет. Кроме того, она оказывала финансовую помощь государству, участвуя в строительстве и обслуживании приютов и больниц, выкупая заключенных, помогая бедным и странникам.

    Церковь становилась лишь инструментом проведения нужного государственного курса.
    Выводы по главе 1.
    К началу правления св. Благоверного князя Димитрия Донского церковная зависимость от Константинополя для Русской Церкви, вполне созревшей к середине XIV в. для своей автокефалии, становится фактором неблагоприятным. Если в период раздробленности греческий митрополит, независимый от русских князей, много способствовал объединению Руси в духовном смысле, то теперь, когда начался процесс объединения Русского государства, влияние Греческий язык стал его тормозом, потому что в Константинополе они стремились учитывать в основном свои интересы, а не русских.

    ГЛАВА 2. СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ,

    ЕГО ПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА
    2.1.Исторические условия, на фоне которых рос и развивался

    князь Димитрий Донской
    Почти полтора века находилась Русь под игом Орды. Постоянно ее полчища разоряли города, села, грабили и убивали. Много русских людей было продано на невольничьих рынках. На протяжение всего времени татаро-монгольского нашествия с русских земель везли в Орду обозы с данью. Поэтому многие города разорялись, и едва успевали построить плохонькие жилища после очередного такого вмешательства. А князья, вместо того, чтобы объединиться, боролись друг против друга, постоянно наводили друг на друга татар, Татры нападали то на одно княжество, то на другое. И от этой вражды Русь страдала также сильно, как и от ига Орды.

    Под властью монголо-татарских ханов Русь не знала покоя ни минуты. Насилие и грабеж, убийства с каждым годом только усиливались. Очень часто стали подниматься люди с оружием в руках, но даже побеждая, не могли объединиться для полного своего освобождения. В таких условиях и вырос будущий великий князь Димитрий, названный после Куликовской битвы Донским.

    Князь Московский Дмитрий, сын великого князя Иоанновича фон Рота и великой княгини Александры, родился в 1350 году. Мало что известно о его детстве: «Но он воспитан в благочестии и славе с поучительными душами», - говорит «Слово жизни ...» Дмитрия Ивановича, и он любил Бога с детства.

    Ни одного знаменательного государственного решения не принимал он без благословения Церкви. В 1359 году он совершил путешествие в Орду, и это было связанно с двумя идентифицированными событиями. И святитель Алексий благословил Димитрия на это путешествие, потому что понимал какой неоценимый опыт эта поездка должна была принести ему как будущему главе государства. Князь смог собственными глазами увидеть положение дел в Орде. Ведь князю надо было научиться тонко и грамотно выстраивать дипломатические отношения с постоянно сменяющими друг друга ордынскими ханами.

    С помощью великого князя Москва поднималась и укрепляла свои центральные позиции по отношению к другим княжествам. В 1366 году для установления союза с Суздалем Димитрий Иоаннович женился на дочери суздальского князя – княжне Евдокии Димитриевне.

    В качестве главной личной чертой великого князя древний библиограф называет необыкновенную любовь его к Богу: «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве думал, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек»3.
    2.2 Особенности правления государством Димитрия Донского
    Однако политическое положение московского князя было очень сложным, потому что это связано не только с господством Орды, но и с агрессией соседних Литовских земель, а также с сильными противниками внутри самой Руси – в лице Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств.

    В 1368 году войска Ольгерда напали на русские страны и двинулись в Москву, чтобы разрушить деревни и ограбить мирных жителей. Великий князь, которому не хватило сил для военного конфликта с сильным противником, спрятался в Москве с митрополитом Алексием.

    Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля испугал его: сам вид крепких городских стен и новых каменных построек многозначительно показывал об решительности москвичей в своих силах и готовности упорно защищать родной город. Постояв у основания Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и убрался обратно в Литву, но при отступах все окрестные земли были разграблены литовскими воинами. Тем не менее, это не сломило воли Димитрия и лишь укрепило мнение об объединении земель.

    В 1370 годах великий князь Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся его поход на Волжскую Булгарию, на один из ордынских селений. Русские воины осадили столицу Булгарии и, несмотря на наличие у противника пушек заставили врага сдаться. Это был значительный успех Москвы, это первая наступательная победа в борьбе с татарами.

    В 1378 году Мамай бросил на Русь огромное войско, во главе которого стоял темник Бегич. В июле татары вновь напали на рязанские земли. Князь Димитрий вышел навстречу недругу и разгромил его полки в бою на реке Воже. Уже вторую победу над татарами одержал князь Димитрий. Это укрепило боевой дух русских воинов, и стало как бы главной репетицией сражения на Куликовом поле.

    Подходил 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь московский начал собирать войско для борбы с Мамаем. Князь понимал, что Русской земле предстоит повторение страшных нападений 1237-1240 годов. Наступил решающий момент в жизни князя. Все предыдущие события были лишь подготовкой сентября 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению предопределенной на него задачи. Под воздействием великих святых-современников его дух стал крепким и свободным, в душе сформировалась и укрепилась мысль единой Русской земли. Борьба с татарами представлялась ему сопротивлением ни одной Москвы, а дать отпор недругу объединенными русскими княжествами, которые стремились бы не только освободить родную землю, но и защитить православную веру.

    Соединение войск Русской земли был назначен в Коломне. На просьбу о помощи великого князя откликнулись практически все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне битвы из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия. Великий святой молитвенно поддерживал русское войско. Как повествует его жизнеописатель: «в духе видел весь ход битвы, вплоть до ее исхода, до имен погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой».

    Летом 1380 года Мамай напал на Русь. Войска многих русских земель собрались в Коломне, где находилось основное войско Димитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось около 100-120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в устье реки Непрядва куда впадает Дон, русское и ордынское войска начали решительный бой. Согласно легенде, русские солдаты в этом сражении были благословлены монахом Сергием фон Радонежским, основателем и настоятелем Троицкого Сергиева монастыря. Более поздние легенды говорят, что он послал своих двух рыцарей - монахов Ослябю и Пересвета - к Дмитрию Ивановичу. Битва началась с поединка Пересвета с татарским боготорем Челубеем. Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями и оба упали с коней мертвыми. Сразу после этого поединка начался бой, который закончился отступом Мамая с поля боя и полной победой татаро-монгольского войска.

    Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила дани татаро-монгольским ханам. Однако новый ордынский хан, Тохтамыш, прибегнувший к помощи рязанского князя Олега, который показал обходные пути к Москве, захватил город в 1382 году. Димитрий был поставлен в известность о нападении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла представить большое войско. Москва сгорела, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись слабостью Москвы, тверской князь Михаил, поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Димитрий Донской, опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Димитрий пошел войной на Рязань и разграбил ее. В 1385 году Димитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир4.

    Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с большим войском пошел на Москву, грабя русские земли. Захватив Серпухов и спалив его, он подошел к Москве. Из-за раскола среди бояр великий московский князь не смог собрать большого войска. Поэтому, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан, который не смог остановить начавшийся мятеж, улизнул из города. Вместе с ним решила покинуть город и великая княгиня с детьми. С большим трудом им удалось им убежать. Митрополит пошел в Тверь, княгиня – в Кострому.

    Началась осада Москвы. Три дня город не сдавался, но на четвертый татары вошли внутрь крепостных стен. Начался жесточайший погром. Без разбора убивали людей, грабили Церкви, оскверняли алтари, сжигались книги, привезенные со всех московских храмоы. Сокровищница великого князя была ограблена. И под конец сожжен и весь город. Разрушив Москву в конечном счете до основания, недруги начали наступления на другие русские земли. Были захвачены Звенигород и Можайск, а жители Переяславля на лодках уплыли на середину озера и так остались живы. Лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, дало татарам сопротивление и повернуло их в бегство. Отступая на юг, хан напал на Коломну и разграбил Рязанскую землю...

    Князь Олег Рязанский неожиданно завел спор с князем Дмитрием о Коломне. Преподобный Сергий помог князьям уладить этот спор: старик подошел к князю Олегу и, по его собственному слову, убедил его помириться с Москвой. Это решение было принято в соответствии с тогдашним обычаем брака сына князя Олега Феодора и дочери Дмитрия Донского Софии.5

    Во время своей болезни князь Димитрий получил знание о грядущей смерти с Божьего благословения, о котором он сообщил своему духовному лидеру, преподобному Сергию. Игумен Сергий, который всю жизнь заботился о князе, поделился с ним священными тайнами Христа и помог ему. Духовно укрепившись и признав свою ответственность перед детьми и русским народом, праведный князь, используя Писание, повелел детям глубоко чтить свою мать и повернулся к близким боярам, ​​чтобы спросить их, Поддерживать мир между собой и честно служить делу укрепления русской страны.

    19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.
    Выводы по главе 2.
    За первые 20 лет своего правления Дмитрий Донской сумел стать признанным лидером антиордынской политики на русских землях, собирателем русских земель. Российская идея независимости и политического единства стала совпадать с идеей сильной и княжеской московской власти. Великое княжество Владимирское в конечном итоге перешло под власть Москвы, что сделало процесс господства Москвы необратимым. Территория Московского княжества увеличилась при Димитрии благодаря территориям Переяславль, Галич, Белоозер, Углич, Дмитров, часть Мещеры, а также Костромской, Чухломской, Стародубской и северной Коми-Зырянской (где было основано пермское епископство).

    С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383 год) и Смоленск (1386 год), а центральные земли были разорены как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани. В самой Москве, выстроен белокаменный Кремль, а также выстроены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), защитившие подступы к центру города.

      1   2   3


    написать администратору сайта