Главная страница
Навигация по странице:

  • Методическая разработка по дисциплине «Региональный фольклор в учебно-воспитательном процессе» Тема: «Свадебный обряд » Выполнил

  • Актуальность внеклассного занятия с применением материалов регионального фольклора.

  • Внеклассное занятие по обрядовому фольклору Западной Сибири. Свадебный обряд. Класс: 7 Цели занятия

  • Опрос: Какие современные свадебные традиции вы знаетеКакие из них виделиОрганизация современных свадеб разная или однотипнаяИз истории

  • Этапы свадебного обряда русского народа.

  • Примеры карточек с песнями.

  • Карточка 4 (Свадебный пир)Задание 2

  • свадебный обряд Наумова В.. Свадебный обряд


    Скачать 299.75 Kb.
    НазваниеСвадебный обряд
    Дата06.06.2018
    Размер299.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласвадебный обряд Наумова В..docx
    ТипМетодическая разработка
    #46206




    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Омский государственный педагогический университет»

    (ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

    Филологический факультет

    Методическая разработка по дисциплине

    «Региональный фольклор в учебно-воспитательном процессе»

    Тема: «Свадебный обряд »

    Выполнил: студент

    32 группы

    Наумова Валентина

    _______________________

    (подпись)
    Оценка ________________
    «___» _______________ 20___г.
    _______________________

    (подпись)

    Омск, 2018___

    Актуальность внеклассного занятия с применением материалов регионального фольклора.

    Традиции свадебно-обрядовой культуры, являющиеся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных методов.

    Свадьба у всех современных народов является основным из обрядов жизненного цикла, или как они часто называются в мировой этнографической науке, обрядов перехода. Это наиболее яркое празднество в жизни человека, сопровождающее такое важное событие, как вступление в брак, переход в новое, семейное, состояние.
    Нет народов, у которых свадьба не сопровождалась бы той или иной обрядностью. Эта обрядность, как правило, отражает социально-экономические и культурно-бытовые особенности общества, времени своего формирования и в таком виде входит в традицию, становится традиционной. В дальнейшем она, как и всякая обрядность, уже может существовать только в силу такой традиционности и, хотя не остается неизменной и принимает в себя различные новшества, в той или иной степени перестает соответствовать условиям новых исторических эпох своего бытования. В этом отношении свадебная обрядность - один из памятников прошлого, в котором историческая этнография черпает свои сведения о прежней экономической и общественной жизни, брачно-семейных порядках, религиозных верованиях и т.п
    До возникновения письменности народные идеи воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания й в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики. В одном ряду с ними стоят обряды и традиции народа. Они содержат огромный воспитательный потенциал.
    В процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.


    Внеклассное занятие по обрядовому фольклору Западной Сибири. Свадебный обряд.

    Класс: 7

    Цели занятия:

    1. Сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях.

    2. Показать своеобразие культуры сибирского народа.

    2. Развивать творческие способности учащихся.

    3. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям Западной Сибири.

    Вступление:
    Ребята, мы с вами являемся жителями региона, который существует уже много веков. История Омской области богата и разнообразна, а народное творчество живо до сих пор.

    Наш классный час посвящен обрядовому фольклору, а именно свадебному обряду Западной Сибири.
    Опрос:

    Какие современные свадебные традиции вы знаете?

    Какие из них видели?

    Организация современных свадеб разная или однотипная?
    Из истории:
    На Руси свадьбу играли только в определенные дни, это было связано с народным календарем.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Самыми популярными были осенние и зимние мясоеды. Осенний начинался с Успения (28 августа/15 по старому стилю), продолжался до Рождественского (Филиппова) поста (28/15 ноября) и длился около тринадцати недель. В крестьянской среде этот срок укорачивался на полтора месяца, и свадьбы справляли с Покрова (14/1 октября), поскольку именно к Покрову завершались все основные полевые работы.

    Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января/25 декабря) и продолжался до Масленицы, а т. к. Масленица - праздник изменяющийся по срокам, зависящий оттого, когда празднуется Пасха, то зимний мясоед мог длиться от 5 до 8 недель. Этот период именовался свадебник и начинался на второй или третий день после Крещения Господня (19/6 января), поскольку, согласно церковному уставу, в Великие праздничные дни венчания в церкви не совершались.
    В весенне-летнюю пору свадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. Принято было справлять свадьбы и в мясоед, начинавшийся с Петрова дня (12 июля/29 июня) и длившийся до начала Успенского поста (14/1 августа). Избегали назначать свадьбы в постные дни (среды и пятницы). Никогда не играли свадьбы во время постов, исключалась и Масленичная неделя. Неблагоприятным полагался и май.
    В те времена свадьба была обрядом, каждый этап которого строго соблюдался, неотъемлемой частью каждого этапа свадебного обряда была песня!

    Свадебные обрядовые песни русского народа богаты изобразительно-выразительными средствами. Характерными признаками традиционной поэтики обрядовых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «трава шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ла­скательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюшка», «подруженьки», «свашенъки» и др.).

    Свадебный обряд - это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия крестьянской жизни.
    Этапы свадебного обряда русского народа.

    1.Сватовство

    2.Сговор

    3.Девичник

    4.День свадьбы

    5.Свадебный пир


    Задание 1:

    На слайдах будут появляться картинки, угадайте, к какому этапу свадебного обряда относится каждое изображение.

    1. Девичник

    2. Свадебный пир

    3. Свадебный день
    Задание 2:

    Разделитесь на 5 групп по 4 человека.

    Я раздам вам карточки, на которых будут тексты песен, вы в группах должны будете отгадать, кто исполнял эту песню и в какой период обряда.

    Все песни являются обрядовыми песнями Западной Сибири.

    Примеры карточек с песнями.
    Карточка 1.



    (Девичник)

    Карточка 2.


    Карточка 3



    (Выкуп)

    Карточка 4



    (Свадебный пир)
    Задание 2:

    Теперь объединитесь в две группы. Каждой группе достанется несколько текстов песен, которые члены группы должны будут пропеть, но не просто пропеть, но еще и сыграть, разыграть небольшую сценку, используя песни.
    Карточка 1.

    1. Продал брат сестрицу

    За рубль, за полтину,

    За золоту гривну,

    Продал, променял,

    Черные черочки подвязал!

    2. Катился бел виноград да по загорью,

    Красно солнышко да по залесью,

    Дружка с князем да по застолью,

    Сзади за ним посыпальная сестра,

    Сыплет житом и хмелем;

    Житом посыплет, чтоб жить хорошо,

    Хмелем посыплет, чтоб жить хорошо!
    Карточка 2
    1. И плавала утица по росе,

    И плавала серая по росе.

    И плакала девица по косе

    И плакала красна по косе.

    - А кто ж мою косыньку расплетет,

    А кто ж мою русую расплетет?

    А кто ж мою головку почешет,

    А кто ж мою гладеньку почешет?

    Расплетет же косыньку сестричка,

    Почешет же головку матушка.

    Почешет же головку матушка,

    Заплетет же косыньку невестка.

    2.

    Заключение

    На этом занятии мы с вами приобщились к народной культуре нашего региона.

    Так же мы с вами узнали много нового о свадебном обряде, который является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

    Спасибо вам ребята за активное участие и за интерес к народному творчеству.


    написать администратору сайта