Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Статья. Свободный художник.. Свобода блогера в постфордистском мире, как способ достижения поставленных целей


    Скачать 88 Kb.
    НазваниеСвобода блогера в постфордистском мире, как способ достижения поставленных целей
    Дата01.05.2019
    Размер88 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтатья. Свободный художник..doc
    ТипДокументы
    #75809

    СВОБОДА БЛОГЕРА В ПОСТФОРДИСТСКОМ МИРЕ,

    КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.
    В.В. Кудрявцева, А.А. Борунова

    Россия, Москва, РУДН
    Аннотация: Культура и искусство в посфордистском мире занимают важное место и становятся движущей силой развития общества в целом. Реализация творческого потенциала является инструментом для самореализации личности фрилансера. Желание выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность и творческий образ мышления — главный фактор в формировании образа свободного художника.

    Блогосфера в современном постфордистском мире - новое явление в общественной жизни — представляет характерную иллюстрацию профессиональной деятельности успешного фрилансера.
    Culture and art in the world posfordistskom occupy an important place and become the driving force behind the development of society as a whole. Implementation of creativity is a tool for self-realization freelancer. The desire to stand out, to emphasize their individuality and creative thinking - a major factor in shaping the image of a freelance artist.

    The blogosphere in the modern post-Fordist world - a new phenomenon in public life - is a characteristic illustration of professional activity successful freelancer.
    Ключевые слова: искусство, культура, свободный художник, фрилансер, творчество, блогосфера, куратор в искусстве, постиндустриальное, постфордистское, нетворкинг.

    Art, Culture, freelance writer, freelance work, the blogosphere, curator of art, post-industrial, post-Fordist, networking.

    Постиндустриальное общество характеризуется изменением параметров общественного производства: активным субъектом производства становится знание, выражаемое посредством науки и искусства. Иными словами, именно индустрия человеческого знания является основой современного производства. Акцент, направленный на создание в первую очередь инновационных идей, а не только материальных объектов, порождает спрос на творческие формы занятости, основанные на обработке и производстве определённой информации: «В прошлом люди преимущественно взаимодействовали с природой, затем с машинами. Теперь они взаимодействуют между собой. Тот факт, что люди сегодня общаются с другими людьми, а не взаимодействуют с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе. Для новых отношение характерно общение и диалог личностей, игры между людьми».[1]

    В таком обществе культура уже не является изящным дополнением к общественно-политической жизни, она становится движущей силой развития всего общества в целом. Одной из основных задач в данном случае становится возможность свободного обмена идеями – возникает пространство художественной сцены. Выражаясь общедоступным языком, художественная сцена получается при соединении в одном многолюдном месте музея, театра, кинотеатра, нескольких ресторанов, баров и каких-либо творческий студий. Все названные инфраструктуры являются публичными площадками, представляющими неограниченные возможности для создания новых проектов. Данная форма репрезентации развивается в абсолютном соответствии с правилами постфордистского искусства, характерного для постиндустриального общества. Терминология фордизма впервые была предложена М.Агльетта (конец 70-х годов XX века), как характеристика послевоенного этапа социально-экономического развития США, современные трактовки постиндустриального общества ведутся в терминах постфордизма. [11, 4] В постиндустриальном обществе стоимость товара определяется не количеством потраченных на него ресурсов и абсолютной стоимостью, а сформированной стоимостью спроса на данное знание и умение.[10] В свою очередь процессы, связанные с обработкой информации, характерные для постиндустриального общества, не требуют наличия постоянного штата сотрудников. А в сфере искусства при определённых обстоятельствах такая ситуация может иметь отрицательные последствия, что будет выражаться в отсутствии новых идей проектов. Отход от индустриального конвейерного производства и характеристика трудовой деятельности, как игрового процесса, позволяют определить «современное производство и труд как нематериальные, то есть производящие не вещи, а идеи и отношения». [6, 20]

    В постфордическом мире превалирующее место, как в рабочей сфере, так и в сфере досуга, отводится принципу индивидуальности, аутентичности – отсюда небывалый всплеск моды на изделия ручной работы, начиная от предметов интерьера и заканчивая косметикой. Мировоззрение постфордисткого работника (фрилансера) базируется на возможности реализации своего творческого потенциала, главной личностной ценностью, инструментами для самореализации объявляются разум и знания. Неотъемлемой чертой художественной сцены является её постановочноть, создание профессионалами специальной инфраструктуры, которая и будет реализовать принципы постфордовского искусства. Ярким примером в этом случае становиться кураторство в современном искусстве. Характеристики постфордовского искусства делают фигуру куратора современного искусства идеальным примером рассмотрения фриланса как формы профессиональной деятельности. Именно фигура куратора наиболее ярко и полно представляет новый тип производства и производственных отношений.

    Независимо от профессиональной специализации все свободные художники обладают, как определённая социальная группа, специфическими чертами образа жизни, которые будут рассмотрены ниже.

    Прежде всего, стоит отметить, что в явлении фриланса отсутствует чёткая граница о понятиях «занятости» и «безработицы»: «Речь давно уже идет не о перераспределении занятости, а о перераспределении безработицы, которое происходит в новых формах, комбинирующих безработицу и занятость».[2] Подобное чередование влияет на нестабильность, нерегулярность доходов фрилансера. С позиции работодателя же денежное вложение в свободного художника становится довольно рискованным, так как в любой момент куратор может потерять интерес к работе вследствие специфичности творческой сферы деятельности. Как правило, большинство свободных художников стараются разрабатывать множество заказов одновременно, переизбыток работы сказывается как на качестве отдельного проекта, так и на качестве всей сферы деятельности, перед куратором встаёт профессиональный выбор: множество проектов с не самым высоким уровнем подготовки или в несколько раз меньше, но тщательно продуманных.

    Осевым принципом мировоззрения фрилансера является понятие о свободе. Именно это определение становится нравственным стержнем индивида, под свободой подразумевается возможность оставаться самим собой, способность нести ответственность за себя и за собственные критерии успеха.[7] Наивысшей формой свободы является возможность выбирать, действовать согласно своей воле и своим желаниям. Соответственно, свобода для фрилансера – это способ достижения поставленных целей, инструмент для определения ценностей собственной жизни. Профессиональная деятельность в таком случае становится не обязанностью по отношению к внешним требованиям, но она сливается с личностью, становится необходимой потребностью духа. При этом всех свободных художников можно подразделить на две основные категории, в зависимости от того, ради чего они работают: для одних ключевым фактором становится увеличение дохода, другая же группа на первое место ставит получение морального удовлетворения от рабочего процесса. Но эти категории объединяет стремление к независимости, установлению собственных приоритетов.

    Отсутствие ограничений проявляется в возможности освободится от «привязки» к рабочему месту и коллективу, т.е. это возможность оставаться самим собой. Свобода также проявляется и в таких моментах, как выбор заказчиков, проектов, рабочего графика, мобильность передвижений и возможность самореализции.

    Становление успешной карьеры фрилансера зависит от умения не только правильно выстраивать график работы и распределять приоритетность задач, но и от успеха коммуникационных инвестиций, особенно это применимо в области кураторства, в которой одним из основных инструментов работы является язык. Так как для реализации своего проекта куратор должен уметь выстраивать систему отношений и с художниками, и с музейными институциями в устной или письменной форме – отчасти профессия куратора – это профессия филолога: с помощью слов уметь заинтересовать, увлечь проектом. Следующий аспект успешного фрилансера связан c понятием ответственности. По данным опросов лично нести ответственность за собственную деятельность готова половина опрошенных фрилансеров (50%).[9] Не имея никакого уровня контроля в виде начальства, свободный художник должен понимать, что его благополучие основывается на создаваемой им же собственной репутации, которая, в свою очередь, создаётся на основе уже завершённых проектов (портфолио) и социальной сети заказчиков, формирующейся на основе положительного опыта сотрудничества.

    В профессиональной кураторской деятельности, несомненно, присутствует определённая дифференциация. Это хорошо видно при сравнении двух терминов, заимствованных из английской лексики: «museum curator» и «independent curator». В русском языке «museum curator» соответствует понятие музейного куратора, т.е. человека, преимущественно занимающегося сохранением памятников, «independent curator» является как раз куратором - фрилансером, т.е. специалистом не связанным с какой-либо институцией долгосрочными соглашениями. Однако разница заключается не только в наличии или отсутствии постоянного места работы. Музейный работник имеет дело с консервированием памятников искусства, независимый куратор сам является одним из создателей произведения искусства в рамках художественного проекта.

    Зарождение независимого кураторства произошло в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Именно в это время художественная экспозиция начала терять классическую форму презентации искусства, при которой внимание уделялось только самими объектам экспозиции, но не методу самого «показа». Личность куратора приобрела совершенно другой оттенок – он стал сообщником художника. Теперь его задача не просто «красиво» репрезентовать материал выставки, но построить пространство выставки, как диалог художника и куратора. И в этом диалоге артистический талант независимого куратора становится одной из форм его профессиональной деятельности, так как в зависимости от того, насколько успешно он представит собственную концепцию выставки, зависит не только ценность самого проекта, но и его собственная репутация.

    Деятельность куратора является практически неосязаемой, не смотря на то, что сама выставка содержит материальные элементы, но интеллектуальная сила, создавшего её независимого куратора, остаётся в сфере абстрактной. Как свободный художник, обладающий свободой в выборе мастеров, он оперирует только своими знаниями, чутьём. Каждый проект – риск и инвестиция куратора в самого себя, он является носителем нематериального знания, которое является основой его деятельности, его рабочим инструментом.

    Практика фриланса утверждает значимость личности, она принимает знания отдельного человека, как образец для воспроизведения. Можно сделать вывод, что кураторство является именно такой практикой свободной деятельности, так как оно отражает способность отдельной личности применять свой разум, брать ответственность за представляемый публике художественный акт выставки. В некотором роде кураторская практика может быть определена, как лежащая вне музейных институций. Выстраивая собственный художественный проект, куратор часто не придерживается определённой культурной линии, предлагаемой институцией, но создаёт сугубо авторский проект. Иными словами, кураторство, являясь исключительно, человеческой практикой, теоретически может быть свободно от музейных институций. Но возникает противоборство: как музеи нуждаются в кураторе для осуществления новых проектов, так и сам куратор нуждается в заказах, а значит свобода творчества, выбора отчасти становится ложной. Можно сделать вывод, что ни один фрилансер не является абсолютно свободным, спрос на их деятельность порождает необходимость диалога, так для независимых кураторов создаются «специальные» мероприятия, такие как биеннале и фестивали. Их главная характеристика – временность, они не хранят, в отличие от музеев, произведения искусства, но только выставляют их.

    Профессиональная деятельность фрилансера обладает отличительной чертой, а именно это абсолютная заинтересованность в проекте, полное в него погружение – без этого элемента создать успешный проект невозможно. А значит, что свободный художник приложит максимально возможные усилия для выполнения проекта.

    Вполне естественно, что существует и другая точка зрения на фриланс как форму профессиональной деятельности. Одним из основных аргументов вновь становится понятие о свободе: «Пока господствует постфордистская экономика, главными характеристиками работы будут нефиксированный рабочий график, высокая мобильность людей и идей, гиперкоммуникация, гибкость и особая заинтересованность рынка в творчестве и успешности. Я не знаю, сколько мы продержимся: некоторые люди утонут, другие смогут организовать жизнь по-новому. Это и есть парадокс. Они думают, что свободны, но отсутствие постоянного контракта заставляет их работать больше. Все фрилансеры очень зависимы от других людей и в особенности от того, что называется нетворкингом — нужно быть все время на виду и со всеми знакомиться, ходить на вечеринки и открытия, чтобы найти новые проекты».[3] Ещё одна из негативных составляющих независимой деятельности – это лишение себя возможности оценивать. В условиях работы в институции всегда присутствует элемент конкуренции, постоянного оценивания, сравнивания, а деятельность фриланса предполагает некоторое абстрагирование от подобных социальных взаимоотношений. Музейные институции предоставляют «надёжное и понятное, хотя и заведомо временное убежище в глобализованном мире – или, как говорит Алан Блум, дарит своего рода «городскую интимность», помогающую выжить в холодной городской среде и анонимном глобальном времени».[4]

    Фриланс как форма профессиональной деятельности является результатом знаний, при данном мировоззрении главной ценностью обладает человеческая способность творить. Созидание становится основой существования, однако прежде чем становится свободным художником стоит задаться вопросом, что именно делает существование осмысленным, вполне возможно, что неопределённое положение свободного художника, напротив, лишит деятельность единой цели.

    Главным фактором, влияющим на формирование образа свободного художника, становится желание выделиться, подчеркнуть индивидуальность и творческий образ мышления. Так, героиня фильма «Жёлтоглазые крокодилы», решив стать писательницей, произносит следующую фразу: «Мне теперь нужно одеваться как писатель, думать как писатель, курить как писатель». В представленном выше моменте данное понятие о профессии писателя выходит за рамки только работы, речь идёт об имидже свободного художника, его внешнем виде. И одной из главных составляющих данного образа является та одежда, которую носит фрилансер. Как уже упоминалось ранее, основой независимой профессиональной деятельности является свобода в выражении индивидуальности, мода, как механизм создания нового, неординарного образа играет в определении такой формы деятельности существенную роль. Ведь сам процесс зарождения моды в XVI веке под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения связан с изменением мировоззрения – именно в это время происходит утверждение ценности каждой личности, зарождается понятие эстетического изменения себя. В дальнейшем мода становится одной из движущихся сил развития общества, будучи по природе своей деспотичной и выразительной, она в настоящий момент является способом ассимиляции в определённом обществе и инструментом самоиндефикации. Итак, внешний вид для свободного художника – один из инструментов достижения профессиональных целей. Именно поэтому выбираемые ими костюмы отличаются сложностью кроя, обилием материала, оригинальностью украшений и общим умением гармонично сочетать форму и цвет - наряд приобретает статус произведения искусства. Базовый элемент стиля – удобные и свободные в крое вещи. Избавленные от необходимости придерживаться ежедневного делового стиля одежды, фрилансеры питают слабости к костюмам, выполненным в традициях национальных костюмов других стран. В настоящее время популярностью пользуются восточные мотивы. Яркость тканей и богатство отделки, присущие подобной одежде, выделяют свободного художника из общей, строго или вовсе безлично одетой, массы людей. В качестве классического примера можно привести сочетание длинных юбок, прозрачных блузок, прямого покроя платьев, объёмной верхней одежды, завершающие штрихи – необычные украшения, ручной работы сумки, всевозможные головные уборы. Внешний облик фрилансера отражает внутренне стремление к свободе, одежда, являясь своеобразной рамой личности, подчёркивает творческий потенциал, преобразовывает эфемерные понятия о личных качествах характера в сферу видимого зрительного образа и физических ощущений. Мода является такой же неотъемлемой частью мировоззрения свободного художника, как и особенности его профессиональной деятельности.

    Суть моды постоянная изменчивость, стремление к изменению всех форм культуры становится одной из составляющих деятельности свободного художника, и этим можно объяснить невероятный всплеск популярности в последнее время так называемых fashion - блогеров - людей, пишущих о моде в развлекательной и общедоступной форме. Сама форма развития блога является одним из новых явлений в общественной жизни, ставших возможными в результате развития Интернета. Сам по себе блог представляет собой собственную интернет-страницу, являющуюся для её владельца творческой площадкой для написания новостей, ограниченных определённой темой. Владельца блога можно называть свободным художником, так как в его электронном «дневнике» полностью осуществляются идеи независимости от каких-либо организаций, и в полной мере присутствует свобода выражения.

    Ведение собственного блога нельзя назвать исключительно развлекательной деятельностью и средством заполнения досуга, он представляет собой новое и достаточно мощное средство массовой информации, это подтверждается тем фактом, что успешные блогеры имеют тесное сотрудничество с рекламодателями, а продвижение новой продукции становится одной из форм их профессиональной деятельности. Сами блоггеры приобретают статус независимого журналиста, свободного не только в выборе темы, но и в форме подачи материала. Именно абсолютная свобода самовыражения привлекает многих людей оставить постоянное место работы и стать блоггером: «Исследования показывают, что мотивами ведения блога являются самовыражение, самодокументация (фиксирование событий и впечатлений своей повседневной жизни), хобби (интересный пассивный отдых), быстрое производство важной для блоггера, блогсообщества информации (комментариев о событиях); продвижение (авторитет) в блогсообществе; общение в блог-сообществе, социализация (мода, принадлежность к влиятельному блог-сообществу) и т.д. Мотивы блоггеров соответствуют группам потребностей А. Маслоу. Это потребности в самоактуализации, самореализации, самоосуществлении и т.д., в социальных связях (идентификации, принадлежности к социальной группе и т.д.), в самоуважении (достижении, репутации, престиже, статусе, признании)». [5]

    Деятельность блогера прекрасно иллюстрирует понятие независимой профессиональной деятельности. Только мотивация и собственные знания способствуют популярности сетевого дневника, так как единственными оценщиками становятся читатели. При этом блоги можно вести как ради развлечения, так и сделать его основным источником дохода. На данный момент не существует диплома специалиста по соцсетям, и чаще всего профессиональными блоггерами становятся журналисты или люди, специализирующиеся в сфере рекламы. Самыми главными требованиями являются умение поддерживать постоянный интерес к выбранной теме, развлекательная подача материала, умение находить интересную информацию. В обязанности блоггера входит как само написание текстов, так и продвижение блога и создание партнёрских отношений с различными компаниями.

    Из вышесказанного может создаться мнение, что деятельность блоггера – фрилансера необременительна, однако это далеко не так. Блогер не только должен быть постоянно включён в рабочий процесс, но и он сильно зависит от своих читателей, клиентов. И индустрия моды может стать примером того, насколько фрилансеры зависимы от собственных клиентов. Так, многие молодые дизайнеры, которые основывают собственные марки одежды, ещё не обладая положением и репутацией в данной сфере, вынуждены проводить чуть ли не половину своего рабочего времени на светских мероприятиях. Это необходимо для продвижения собственной компании. То же самое относится и к тем, кто намеренно избегает постоянного места работы: всегда быть на виду – необходимое условие выживания в данном случае. Непостоянство подобной работы способствует формированию не вертикальной карьерной лестницы, а горизонтальной, результатом которой может стать отрывочность и фрагментарность знаний.

    В заключение можно привести пример фотографа Скотта Шумана (Scott Sсhuman) и художницы и журналистки Гаранс Доре (Garance Doré), для которых фриланс стал формой профессиональной деятельности, которая в полной мере реализовывает принципы свободного художника. Скотт Шуман является основоположником, так называемого, жанра Street Fashion в фотографии. В начале своей карьеры, Скотт, после окончания университета по специальности «Коммерческое планирование производства и покроя одежды», создал балетные пачки для танцовщиц Школы музыки Индианы. После своего дебюта он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с выдающимися дизайнерами, такими как Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier), Питер Сом (Peter Som), Джеймс Ковьелло (James Coviello). Погружение в мир моды вдохновило его на открытие собственной «демонстрационной комнаты» (англ. show room), где он представлял образцы коллекция различных марок. Вскоре у Скотта появилось новое увлечение – он стал фотографировать на улицах города модно, неординарно одетых людей, а затем размещать фотографии в собственном блоге «The Sartorialist». Его творчество вызвало невероятный ажиотаж у читателей, одним из основополагающих факторов успеха стало умение Шумана смешивать высокую моду и уличный стиль в рамках одной темы. На страницах его электронного дневника представлены фотографии, как людей, одетых в знаменитые марки, так и горожан в более дешёвой, но отнюдь не менее интересной одежде. Умение Скотта увидеть и запечатлеть множество мелких деталей костюма, найти оригинальные цветовые сочетания, привлекло внимание прессы, и спустя несколько лет его блог был включён журналом Time Magazine в TOP-100 изданий, оказывающих влияние на модную индустрию. Благодаря профессиональному навыку показывать моду сквозь призму повседневности, Скотт Шуман заслужил звание основоположника фотографии уличной моды, и после упоминания его имени в журнале Time Magazine, он становится автором колонки о моде в журнале GQ, его начинают приглашать на модные показы в качестве независимого журналиста: «Я словно стреляю в людей взглядом дизайнера, но не из оружия, а с помощью фотоаппарата»[8]. На данный момент Шуман издал две книги: «The Sartorialist» (2009), в которой представлены 512 фотографий модно одетых людей, и «The Sartorialist: Closer» (2012). В ней Скотт продолжает тему модной фотографии, представляя нашему вниманию ещё больше фотографий, на которых мода фигурирует в качестве неотъемлемой части повседневной жизни. Ещё одной важной вехой в карьере Скотта стали созданные в 2010 портреты для рекламной компании известной британской марки Burberry в рамках рекламной компании «Искусство тренча». А тот факт, что работы Скотта Шумана являются частью постоянной экспозиции в музее Victoria & Albert Museum и в Tokyo Metropolitan Museum of Photography иллюстрирует, насколько успешной может стать профессиональная деятельность, если она основана на свободе в самовыражении и увлечённости данной темой.

    Карьерный путь Гаранс Доре, в отличие от достаточно плавного восхождения Шумана, был полон трудностей. Решив стать иллюстратором, Гаранс изначально отказалась от постоянного места работы, именно поэтому ей приходилось в буквальном смысле стучаться в двери с предложениями оценить свои работы: «Я нарисую и покажу свои рисунки, даже если они плохие. Я хочу, чтобы люди сказали мне, что они ужасны и что я никогда не стану хорошим иллюстратором». Не имея никаких контактов в Париже, она вопреки многочисленным отказам, продолжала добиваться поставленной цели и через несколько лет упорного труда Доре стала получать свои первые заказы.

    Впервые Шуман и Доре встретились в 2007 году на Парижской неделе моды, и именно Шуман вдохновил Гаранс на создание собственного блога, посвящённого моде. Поначалу корпус публикаций составляли фотографии модно одетых людей, встреченных на улицах Парижа, фактически, это было продолжением блога «The Sartorialist». Затем Доре стала публиковать свои иллюстрации, на которые обратили внимание такие фирмы, как Chloe, David Yurman, Tiffany&Co. и J.Crew. Освещая с разных сторон индустрию моды, Доре стала по определению The New York Times «хранительницей всех стилей». В настоящий момент за плечами Гаранс сотрудничество с такими известными марками, как Dior, Chopard, Petit Bateau, Max Mara и Kering. В качестве независимого журналиста она также принимает участие во многих модных показах. Блог постоянно дополняется новыми темами, кроме фотографий в нём также присутствуют и статьи об индустрии моды, и иллюстрации, послужившие катализатором карьерного роста, а также видео: «Для меня писать и делать иллюстрации — часть моей ежедневной жизни, как готовка»[8].

    Совместный вклад Скотта Шумана и Гаранс Доре в мир моды был отмечен в 2012 году престижной наградой CFDA Fashion Awards (высшая награда, присуждаемая за достижения в области моды), они были названы лучшим фотографами в области моды, отражающими дух современной эпохи, её модные образы и идеалы.

    Яркий пример блогосферной деятельности Скотта Шумана и Гаранс Доре является хорошей демонстрацией успешной профессиональной деятельности фрилансера в современном посфордиском мире.

    Список литературы


    1. Бек У. Безработный капитализм // Der Spiegel. 1996. № 20.

    2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования. М.: ИД Basic Books, 2011

    3. Гилен П. Концепция Flat Wet World // Теории и практики. 2014 URL: http://theoryandpractice.ru/posts/9182-arbeit-macht-art (дата обращения: 9.10.2014)

    4. Гилен П. Художественная сцена: производственная ячейка экономической эксплуатации? // Художественный журнал. 2011. № 82. С. 35-36

    5. Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования, № 11, Ноябрь 2008, C. 92-101

    6. Мизиано Виктор. Пять лекций о кураторстве. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2004. – 256 с.

    7. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М., 2005. С. 71-88.

    8. Ситникова П. Что они натворили: как одна пара перевернула мир моды // Сноб. 2014. URL: http://www.snob.ru/selected/entry/82093 (дата обращения: 10.10. 2014)

    9. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. 2011. №10. С. 105.

    10. Харченко В.С. Особенности образа жизни фрилансеров: перспективы социологического анализа //  Сборник материалов XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, ВШЭ, 2-5 апреля 2013 г. URL: http://opec.ru/data/2013/04/03/1233206853/4-%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf (дата обращения: 11.10. 2014)

    11. Шевчук А.В. Постфордистские концепции (критический анализ). http://ecsocman.hse.ru/data/634/686/1219/Shevchuk_PostfordistTheories2000.pdf (дата обращения 10.10.2014)







    написать администратору сайта