Ответы Философия Исайкина. Своеобразие философского познания, истоки философского отношения к миру. Философия и мировоззрение. Философия
Скачать 76.43 Kb.
|
Идеализм – философское направление, в котором утверждается, что сознание (идея, дух) является первоосновой мира и обладает активностью. Существуют две разновидности идеализма – объективный и субъективный идеализм. Они отличаются трактовкой сознания, которое принимается за первооснову. В объективном идеализме за основу принимается сознание, существующее объективно, т. е. независимо от человеческого сознания (одного или всех людей). Это, например, Высший Разум, Бог, Абсолютная Идея или мир идей, информационное поле и т. п. Объективный идеализм появляется в древнегреческой философии и первым идеалистом можно назвать Пифагора, который считал основой мира число. Однако Пифагор не представил обоснования своих взглядов. Основателем объективного идеализма, обосновавшим его, является Платон. Он объяснил, что такое идея и почему идея важнее вещи. Материализм – философское направление, которое утверждает, что первоосновой мира является материя, природа, а сознание вторично Исторические формы материализма: 1) Стихийный (созерцательный) материализм древних греков с элементами диалектики. Представители: Демокрит, Левкипп, Эпикур, Тит Лукреций Карр. 2) Метафизический (механистический) материализм (c XVII и до 2-й половины XIX века). Материалисты-метафизики: Ламетри, Гельвеций, Гольбах (XVIII в.), Л. Фейербах (XVIII- XIX в.). 3) Диалектический (последовательный) материализм (сложился во второй половине XIX в.). Его основатели немцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Представители диалектического материализма: К.Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, философы Советского Союза Проблема единства мира. Монизм и дуализм. Наряду с материализмом и идеализмом есть и направление, которое называется дуализм. Дуализм признает два первоначала мира: и материю, и сознание. Их считают не связанными друг с другом и не порождающими друг друга. Представителем дуализма был Рене Декарт. Дуализму противостоит монизм - учение (или принцип), согласно которому в мире признается одно первоначало - либо сознание, либо материя. Так, материалист К. Маркс и идеалист Гегель - представители монизма. Есть еще одно понятие: «субстанция». Это понятие можно определить как первоначало, первооснову мира, которая является причиной самой себя («causa sui» по латыни), т. е. не нуждается ни в каких дополнительных условиях для своего существования. Значит, субстанция – то, что вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это понятие введено Б. Спинозой (XVII в., Голландия). Он считал субстанцией природу, наделяя ее потенциальной способностью к мышлению (сознанию). Для идеалистов субстанция – это сознание (идея), а для материалистов – материя, природа. Говоря, что нечто – субстанциально, мы хотим сказать, что оно в своем существовании не зависит ни от чего, всегда было и будет. Понятно, что ни человек, ни какая-то вещь, ни наша планета Земля не субстанциальны. Античная философия Античная философия, если вкратце, охватывает весь период существования Древней Греции и Древнего Рима. Первым античным философом считается Фалес, а последним – Боэций. Именно греки ввели термин «философия». Буквальный перевод его с древнегреческого — «любовь к мудрости». Философия отделялась и от мифов и от науки. Она была чем-то средним, одновременно объединяющим эти понятия и полностью отторгающим их. Основные периоды в античной философии: Натурфилософский период. Основная проблематика это проблема первоначала, устройства мира. В этот период существовало несколько философских школ, которые соперничали между собой в попытках доказать свою точку зрения, как единственно верную. Позже произошёл так называемый «гуманистический поворот». Внимание философов переключилось от основ мироздания к теме более приземленной – к человеку и обществу. Главной школой этого периода были софисты с Сократом. Они разработали концепцию действующего человека. Он был центром культуры, а главной целью его существования было познание и творение добра. Третий период – классический. Именно тогда были сформированы первые философские системы, которые охватывали весь круг философских проблем. Этот период подарил нам таких выдающихся философов, как Аристотель и Платон. Эллинистический период перенес центр философской мысли из Греции в Рим. Основными школами того времени были стоики, последователи Эпикура и скептики. Религиозный период понемногу начинает подводить философскую мысль античности к христианской. Здесь активно развивается неоплатонизм и проблема религии потихоньку выходит на первый план Последним периодом античной философии является зарождение христианской мысли. Античная философия вкратце – это бесконечный спор. Когда одна школа не могла более противостоять другой, появлялась новая проблема, а где проблема, там и разные мнения. Именно разница мнений породила столь обширный круг различных школ и направлений. Античные системы философии стали основой, породившей многие последующие концепции. Главное противостояние на арене философии – борьба идеализма с материализмом. Хорошее изучение позиций древнегреческих и древнеримских философов касательно этих крайностей дает очень насыщенную картину мира. Философия античного периода более прямолинейна и непосредственна, чем более поздние школы. Здесь гораздо ярче показано противостояние точек зрения. Философия была неотъемлемой частью жизни античного общества. Она пронизывала всю жизнь античного социума, именно философия была интегральным фактором античной культуры. Средневековая христианская философия Средневековая или христианская философия развивалась в период с 1-15 вв. При европейском феодализме господствовала христианская религия. Несмотря на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души своих прихожан. Основная часть филосфов состояла из духовенства и, естественно, они в своих трактатах решали проблемы церкви. Философию понимали и развивали как «служанку богословия». Церковь враждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. Идеи античности допускались частично, и только те, которые подкрепляли религиозные догмы. Сближение философии и религии называется сакрализацией философии. Основными этапами средневековой философии были патристика (1-6 вв.) и схоластика. Разработчиками догм христианской религии являются: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген. Главные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройственности; отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - «град божий»; рассмотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и др. Схоластика - это учебная философия, а люди ею занимающиеся - ученые теоретики: Бонавентура, Фома Аквинский, Абеляр продолжали развивать проблемы, которые разрабатывали патристики: отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайном спасении. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. Философия стала сочетаться с религией и заниматься вопросами спасения души. Но схоластическая философия сводилась к отдельным понятиям, которые не были систематизированы, и в результате на этом этапе она стала нежизненной и бездумной, отсюда - нарицательное «схоластика». Философия европейского Возрождения Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей. Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца. У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”. Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке. Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в 14 — 15 вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки. Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства. Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины 15 в. до первой трети 16 в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику. Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге. Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом. Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым. Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна. Считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо. Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире. Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”. Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства. Третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины 16 в. до начала 17 в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. Значительное приращение философского знания с середины 16 в. шло по линии развития представления о философии природы. Синтез натурфилософских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность. Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром. Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом. Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни. Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”. Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени. Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы. |