психология. задание 2. Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений
Скачать 80.43 Kb.
|
Психоанализ. Глубинная психология. В 30-60 годах ХХ века швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг (1875-1961) основал аналитическую (глубинную) психологию. Он, опираясь на психоанализ З.Фрейда, разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмированные впечатления) формируются в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Формы проявления коллективного бессознательного – это инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, древнейшие образы и символы. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, обусловленный изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих К.Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интравертированный (от лат. exstra – вне и intro - внутрь). Экстраверт – отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, большим количеством социальных связей. Интроверт – характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде. Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870-1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии. Суть концепции индивидуальной психологии сводится к единству внутренней психической организации личности, связанной со стремлением ее к успеху, самореализации, социальной идентификации. Свои внутренние дефекты личность компенсирует через гиперкомпенсацию. Это формирует «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером), а он в свою очередь ведет к неврозам. Личность не способна адаптироваться к социальным факторам отсюда комплекс неполноценности. В 30-х годах ХХ века на основе фрейдизма возникает неофрейдизм. Видным представителем этого направления является Эрих Фромм (1900-1980) – немецкоамериканский психолог, основатель гуманистической психологии. Сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть часть природы. С другой стороны, человек вытеснен за пределы природного существования. Существование человека в социуме – это бесконечная цепь проблем. Человек постоянно находится в состоянии решения этих проблем, в ситуации выбора. Человек не может жить спокойно, лишь повторяя поведение других людей, он должен жить сам. Люди постоянно подчиняются другим людям. В конце концов это приводит к замене собственного «Я» на псевдо-«Я». Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем. Человек является не пленником инстинктов, а пленником, созданных им политических институтов и идеологий. Существование человека включает два противоположных начала: быть и иметь. Причем существование в ситуации «иметь» обеспечивает иллюзию самодостаточности, стимулируется биологической природой. «Быть» обусловлено глубинными человеческими духовными потребностям. Э.Фромм представляется как основатель экзистенциальной психологии (от лат. existentia - существование). Экзистенциальная психология, являясь одним из направлений гуманистической психологии. Акцентирует свое внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Представители гуманистической (экзистенциальной) психологии Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом исследования считают здоровую творческую личность человека. Целью жизни такой личности является потребность в самоосуществлении, самоактуализации, рост конструктивного начала человеческого «Я». Реализуя себя через высшие ценности: любовь, творчество, духовность, человек реализует себя как личность. Отсутствие этого приводит человека к скуке, потери интереса к жизни, порокам, и неудачам. Разновидностью гуманистической психологии является христианская психология, обращенная к духу. Дух способствует преодолеть трудности в жизни, усилить дар творчества, открыть доступ к любви и совести, преодолеть внутренний личностный кризис, бессмысленность существования. Гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура) новая психологическая школа, возникшая в 1912 году в Германии, представителями которой были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка.Ими было установлено, что в составе сознаниясуществуют целостные образования (гештальты, структуры), которые являются первичными по отношению к ощущениям. Психические образы не есть комплекс ощущений. Сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Например, мелодия, исполненная в различных тональностях, вызывая различные ощущения, узнается как одна и та же. Построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ. insight – озарение, усмотрение) – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальт-психологи считали, что психику человека нельзя объяснять только внешней обусловленностью. В ней существуют изначально сформированные структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям. В теории регуляции человеческого поведения большую роль сыграла теория «поля» Курта Левина (1890-1947). Исследуя проблему групповой динамики,он использовал физическое понятие «поле», ввел понятие «психологическое пространство».Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерство, конфликты. Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают, т.е. имеют положительную и отрицательную валентность.Эти силы формируют мотивационное поведение индивида. Им была разработана экспериментальная методика для исследования величины, направленности и точек приложения этих сил. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. Им были исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов. Основатель генетической психологии Жан Пиаже исследовал развитие психики в онтогенезе (индивидуальном развитии). Он впервые изучил качественные особенности детского мышления. Психика ребенка развивается благодаря процессам внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (интериоризации). Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли). В 1950-е годы Эрик Берн разработал новое направление в психологиитрансакционный анализ. Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний Я индивида. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией и предсказуемым исходом). В своих основных работах Берн анализирует различного рода игры, используемых людьми в общении. Гуманистическое направление в психологии (а. Маслоу, к. Роджерс). Основные понятия и идеи. Практическое применение идей гуманистической психологии. Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесеныА. Маслоу,К. Роджерс,В. Франкли другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм. Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихсяличностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особеннопсихоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[4] Бихевиоризмипсихоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[4]Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на моделииерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность всамоактуализации.[7] Карл Рэ́нсом Ро́джерс.Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе «я» - концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную иповеденческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных науки доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. В 1963г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии: Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций). Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт). Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание). Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт). Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. Вторая сигнальная система Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов», идущих от общей с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». В процессе эволюции животного мира на этапе становления и начального развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее активное и коллективное адаптивное приспособительное поведение, создавшее многообразные, принятые в группе системы сигнализации и языки: слово, по выражению И. П. Павлова, становится «сигналом сигналов». Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов длительной эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение. Биопсихологические и социальные условия формирования структур мозга (неокортекса) и образования языков подвергнуты в последние полтораста лет глубокому анализу палеопсихологами и антропологами. А лингвистами — лишь с открытием европейской наукой санскрита и с появлением сравнительного языкознания индоевропейских языков . В своей работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии» И. П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом: Всю совокупность высшей нервной деятельности я представляю себе так. У высших животных, до человека включительно, первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с её сложнейшими безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная, обычная терминология). Вызываются эти рефлексы относительно немногими безусловными внешними агентами. Отсюда — ограниченная ориентировка в окружающей среде и вместе с тем слабое приспособление. Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип деятельности: сигнализация немногих, безусловных внешних агентов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнализационную систему в животном организме и первую в человеке. В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме. В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связях В.с.с. В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в её взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др. Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД [2], так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике. |