Главная страница

Наброски. Т е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте


Скачать 78.1 Kb.
НазваниеТ е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте
Дата27.06.2019
Размер78.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНаброски.docx
ТипДокументы
#83192
страница3 из 3
1   2   3
Глава 2 Основные направления трансляции коммунистической идеологии для женской аудитории

  1. тематика журнала «Работница», выходившего с 1923 г. Это такие темы, как сознательное отношение к труду, понимание его необходимости и созидательного характера, борьба с прогулами, повышение производительности труда, охрана труда, обучение и повышение квалификации женщин, выдвижение женщин на руководящие посты на производстве, стимулирование их участия в общественной работе и т. д. В 1920-е гг. производственная пропаганда не предназначалась для крестьянок, изменения в этой теме отмечаются в «Крестьянке» с началом коллективизации.

  2. После Октябрьской революции декреты большевиков по охране женского труда стали большим шагом к реальному равноправию. Вводился 8-часовой рабочий день, запрещалось привлечение женщин к сверхурочным работам, устанавливался декретный отпуск, декларировалась равная оплата труда за одинаковый труд мужчин и женщин (эта цель была достигнута в конце 1920-х гг.)

  3. Перед работниками местных партийных женотделов ставились как общеполитические, так и специфические задачи производственной пропаганды. К общим задачам относится, например, призыв разъяснять роль пролетариата в строительстве нового общества, воспитывать сознательное отношение рабочих к труду, бороться с прогулами, повышать производительность труда и т. п. Специфическими, направленными именно на женскую аудиторию, были такие задачи: объединить женщин на борьбу с хозяйственной разрухой, готовить из работниц организаторов и руководителей производства, вовлекать женщин в общественную работу, вести борьбу за улучшение санитарно-гигиенических, продовольственных, жилищных условий и т. д. Эту потребность должны были восполнить издаваемые женотделом ЦК партии журналы для женщин «Работница» и «Крестьянка», ориентированные на решение пропагандистских задач.

  4. Процесс вовлечения советских женщин в трудовую деятельность осложнялся тяжелыми условиями, в которых находилась страна. Для 1921 г. характерны были: гиперинфляция (продукты ежедневно дорожали, зарплата обесценивалась), «уравниловка» (квалифицированный рабочий получал столько же, сколько и неквалифицированный), натуральные премирования (т. е. выдавали продукты или товары вместо зарплаты). Главной проблемой было то, что зарплата не обеспечивала прожиточного минимума рабочему, не говоря уже о его заинтересованности в результатах труда. (?????) ВНЕШНЯЯ ОБСТАНОВКА

  5. «Женщина должна работать» – вот твердое убеждение журнала «Работница». Работа даст женщине новый жизненный сценарий – ведь практически все ее новые ценности формируются в производственной сфере. Одновременно женские журналы активно борются за разрушение старого быта, за освобождение женщин «из застенков семьи», против «мужской тирании»

  6. Подавляющее большинство рубрик в журнале «Работница» довоенного периода относится именно к производственной пропаганде. Так, в 1923-1928 гг. о производственной деятельности женщин говорилось в редакционных статьях, в рубриках «Строительство новой жизни», «По советской России», «Советы «Работницы»», «Почтовый ящик», «Работница в производстве», «Выдвиженки квалифицируются», «Наши достижения», «Работница в производственной комиссии» и др. В рубриках «Из прошлого», «Воспоминания работниц» сравнивалось положение рабочих и работниц до Октябрьской революции и в советский период. Рисовались картины ужасающе низкого уровня жизни населения (пролетариата, крестьянства) в прошлом.

  7. в женских журналах постоянно подчеркивалось, что советская власть защищает права работниц, их здоровье, дает им уверенность в завтрашнем дне, открывает для них новые пути, что в стране все равны и т. д. (Работница в производстве // Работница. – 1924. – № 1. – С. 18.)

  8. «Работница» постоянно призывает женщин бороться за свои права, не бояться бросать вызов привычным представлениям, ломать гендерные стереотипы. КРАТКО ОПИСАТЬ ПРО КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ:

Примеры успешной борьбы с мужским консерватизмом приводятся в очерке о кондитерской фабрике «Красный Октябрь»29. Работницы с гордостью рассказали, что карамельно-оберточным отделением руководит женщина, только «мужчинам страсть не нравится, когда женская власть верх берет»30. Работницы шоколадного цеха сдали экзамен на квалификацию, их повысили и быстро «сняли». «Уж такой народ упорный, беда. Мастер нас снимет, мужчин поставит, а мы на них собраньями да женорганизатором давим. Верите ли, по три заявления писали, а свое с бою брали, что полагается. Три раза ведь снимали да ставили. Такая у нас борьба шла»31, – рассказывала журналистке работница. (Е-ва. Красный Октябрь // Работница. – 1927. – № 34. – С. 6–8.)

  1. В журнале «Работница» особое внимание уделялось формированию общих представлений о важности для государства женского труда, об особой сознательности и высоком социальном статусе пролетариата (и женщины–пролетарки), о том, что труд дает женщине возможность навсегда уйти от зависимости и униженности.

  2. Реализовать равноправие деревенской женщины путем вовлечения ее в трудовую деятельность было сложно: она и так трудилась наравне с мужчинами. Поэтому в обращении редакции «Крестьянки»51 определяется задача помочь «трудовой крестьянке» добиться равного права решать жизненные вопросы наравне с отцом, мужем, братом. Крестьянка несет «мужской труд» и «женские тяготы» по хозяйству и уходу за детьми. 51 «Крестьянка»-крестьянке // Крестьянка. – 1922. – № 1. – С. 1.

  3. В 1920-е гг. в журналах для женщин активно формировалось негативное представление о традиционных семейных отношениях и материнских обязанностях. Их нужно было «бросить» ради освобождения, которое ждет женщину в городе на производстве, а в деревне – на посту председателя сельсовета или делегатки. Как производственная пропаганда для женщин-горожанок, так и активное побуждение крестьянки «стать хозяйкой» в 1920-е гг. ведется на перспективу. Это пропагандистская подготовка к индустриализации и коллективизации, когда жизненный сценарий женщины резко меняется.

2.2.

  1. Профессии, совсем не подходящие для женщин с современной точки зрения, активно пропагандировались в «Работнице» и «Крестьянке». Девушки строили московское метро, на их примерах подробно рассказывается о «преодолении трудностей (шахтеры и т.д.) Неоднократно «Работница» рассказывала о том, что женщины освоили профессию сталевара – сейчас это один из символов сугубо «мужской» профессии, тяжелой и вредной.

  2. Характерные приемы для женских журналов того времени:

- Одна из задач журналистов – создать представление о престижности и привлекательности труда, связанного с овладением сложной техникой. Эта задача решается с помощью приема «очеловечивания» техники, создания образов сказочных существ или зверей из механизмов и станков.

- Описание привлекательной внешности героини может играть различные роли: можно противопоставить ее женственность тяжелому и сложному оборудованию, на котором она работает, или подчеркнуть, что героиня не уступит по силе мужчине.

- Часто в публикациях об индустриальном труде повторяется слово «любовь»: «любимая» лебедка, «полюбила шестеренки», «любимый завод» и т. д. Можно найти много подобных примеров, они должны создавать у аудитории представление о том, что именно такой труд – коллективный, индустриальный, с овладением сложной техникой – можно и нужно любить.

- Важным поворотом производственной темы для женского журнала можно считать объединение темы индустриального труда с темой поиска личного счастья, любви. Ударница находит свою любовь на производстве – подобные сюжеты в публикациях того времени не редкость.

- Гендерные конфликты в основном подаются журналистами как часть борьбы женщины за новый жизненный сценарий. (1930е)
- Овладение мужскими профессиями означает реализацию равноправия – таков пафос журналистики довоенного периода. Производственная гендерная конкуренция была подана журналистами и понята женщинами как необходимость овладеть всеми «мужскими» профессиями, в том числе и такими, которые очевидно вредны и тяжелы для женщин.

- Нужно подчеркнуть, что с помощью разнообразных приемов в женских журналах формируется целостный образ социалистического труда. Он противопоставляется труду в дореволюционное время (это непременный смысловой акцент любого индустриального очерка), а также подчеркивается, что именно участие в трудовом процессе делает женщину свободной и равной мужчине.

14. В 1920-х гг. содержание журналов для женщин имеет четко выраженную классовую направленность: в центре внимания интересы, проблемы и достижения только целевой аудитории.

2 глава Выводы

  1. Производственная пропаганда в советской печати для женщин в 1920-е гг. в какой-то степени была подготовкой к индустриализации, когда лозунги женских журналов были в значительной степени реализованы. Причем нужно отметить преемственность в работе центральных партийных журналов для женщин на протяжении всего довоенного периода: в годы первых пятилеток они развивали те же пропагандистские установки и представления, которые формировались журналистикой в 1920-е гг.

Значительную роль в пропаганде производственной судьбы женщин сыграли журналы «Работница» и «Крестьянка».

Основные направления трансляции коммунистической идеологии для женской аудитории

Как можно оценить вовлечение женщин в трудовую деятельность в СССР в довоенный период? Это был беспрецедентный по скорости, количеству вовлеченных людей и результатам процесс. К позитивным результатам можно отнести следующие: Произошел поворот в сознании общества: женщина должна работать. Для трудового процесса нужна профессиональная подготовка, поэтому девочек нужно учить. Женщинам стали доступны многие профессии. Реформа брачного законодательства, облегчившая развод, ставила перед женщиной вопрос о том, как содержать детей и выжить самой в случае ухода мужа. Работа на производстве позволяла, хотя и с трудностями, выйти из этой жизненной ситуации. Этот довод в пользу работы активно обсуждался на страницах женской печати. Пропаганда формировала у женщин позитивное отношение к производственной деятельности, подсказывала «сценарии» ее реализации, поддерживала в преодолении трудностей на этом пути, показывала преимущества.

Негативные:

Отсутствие яслей, детских садов, проблемы с тем, куда «девать» детей, ложились на плечи работающих женщин. Отсутствие служб быта также приводило к тому, что никакого освобождения от «домашней каторги» у женщин не было, они совмещали две работы – в поле, на заводе и дома. Можно ли говорить о реальном равноправии женщин в производственной сфере? Женщины легче «соглашались» на более низкую оплату труда, возможно, потому, что традиционно роль «кормильца» выполнял мужчина, а гендерные стереотипы разрушились далеко не так быстро, как об этом писали женские журналы.

3 глава

  1. Супружество часто называется в печати «горькой долей» работницы, неволей, от которой женщин спас Ленин – «дал волю». В женской прессе активно формировалось негативное отношение к традиционным семейным отношениям. Внедрение в сознание женской аудитории образа «семья как кабала» активно шло в начале 1920-х гг. Этот образ поддерживался в многочисленных публикациях в различных аспектах. Публикации в рубрике «Почтовый ящик» в журнале «Работница» позволяют проследить отклик аудитории на такую трактовку семейной жизни. В женской печати антирелигиозная пропаганда логично встраивалась в тему семьи и реформы уклада. Отдельное тематическое направление представляет антирелигиозная агитация среди женщин. Постоянное присутствие антирелигиозной пропаганды в том или ином виде в «Крестьянке» и «Работнице» отмечается на протяжении 1920-х гг. В 1930-е гг. эта тема появляется в журналах значительно реже, ее актуальность снижается. Женская пресса рассказывала о новых праздниках, об октябринах детей, противопоставляя их привычным церковным41 праздникам и обрядам. (41 Пестюхин Ан. История с куличем тетки Аграфены // Крестьянка. – 1928) Все, что связано с религиозными обрядами, позиционировалось как «отсталость», «суеверие», «косность». Тема любви в 1920-е гг. решалась в контексте нового брачного законодательства (государственная регистрация, упрощение разводов), в контексте общей борьбы за свободу женщины: любовь символизировала свободный выбор и чаще всего не связывалась с браком.

  2. на примере реальных или вымышленных героинь подсказывался конкретный сценарий для достижения той или иной политически-актуальной цели: стать ударницей, летчицей, врачом и т. д. Конечно, образы рисовались идеальные – у советских героинь все в жизни было «правильно»: мысли, результаты, семьи, а если возникали трудности, то только для того, чтобы показать, как надо их преодолевать. (3.3)

  3. Образцом для женской прессы были коммунистки. Как выглядел образ коммунистки? В первую очередь он лишен каких-либо индивидуальных черт, подробностей о характере, привычках, вкусах героини. Практически нет сведений о семьях, детях, деталей их личной жизни. Образцом такой коммунистки была Н. К. Крупская. Ее статус жены, а потом вдовы вождя во многом способствовал именно такому, обезличенному стилю публикаций о ней, какой характерен и для Ленинианы в целом. Аскетизм, пренебрежение к быту, неприятие любых ценностей, кроме борьбы за счастье всего человечества, – также отличительная черта этих героинь. Они рисковали жизнью, здоровьем, в буквальном смысле слова «положили свои жизни на алтарь революции». Конечно, круг революционерок был значительно шире, чем те несколько героинь, которые оказались на страницах женской печати: Н. К. Крупская, С. Н. Смидович, И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай, М. И. Ульянова. Из зарубежных социал-демократов названа К. Цеткин. Однако и о них немного публикаци.

  4. В результате, не имея четкого представления о том, какой должна быть семья, партийные пропагандисты способствовали не реформированию, а разрушению семьи. Конечно, семья и так менялась бы вместе с изменением жизненного сценария женщин, но этот процесс был намеренно ускорен. Борьба полов всячески провоцировалась женской прессой, острота конфликтов вызвана нетерпимостью, ненавистью к поиску компромисса. Можно сказать, что и личные взгляды идеологов эмансипации женщин влияли на содержание печати: женская пресса предлагала гораздо более радикальные пути решения любого вопроса, касающегося жизни женщины, чем пресса общественно-политическая. Нужно отметить и то, что женская пресса создает почву грядущих конфликтов: противоречия закладываются в том, как подаются и решаются проблемы семьи в женской прессе (где не представлена точка зрения мужчин) и в общественно-политической (в которой видна только мужская точка зрения).

  5. Публикации женских журналов в 1920–1930-е гг. формировали у женщин позитивное отношение к производственной и общественной деятельности, подсказывали «сценарии» ее реализации, поддерживали в преодолении трудностей на этом пути, показывали преимущества. Социальные реформы в 1920-е гг. осуществлялись очень быстро, в определенных идеологических и политических целях, с большими издержками. Однако деятельницы Женотдела ЦК партии так активно боролись за осуществление равноправия женщин именно потому, что понимали уникальность этого шанса.

И. В. Алферова «ИДЕАЛ» СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1920-х гг. (Литература, язык, периодическая печать в жизни российского общества и государства (XVIII–XX вв.) – Брянск, 2010*

Генеральный дискурс политико-воспитательного воздействия на женщин вырабатывал журнал «Коммунистка» – главный печатный орган Отдела по работе среди женщин ЦК РКП(б), который издавался ежемесячно (в отдельные годы два раза в месяц) с начала 1920 г. Главным редактором журнала на протяжении всех лет его издания была Н.К. Крупская. На страницах журнала печатались И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай, С.Н. Смидович, К.И. Николаева, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, И.В. Сталин и другие. Они предлагали своё видение образа «новой советской женщины», определяли первоочередные задачи (в соответствие с решениями партии и правительства) в реализации «женской» политики и контролировали выполнение намеченных в этой области решений.

С 1922 начали выходить специальные женские журналы: «Крестьянка» (до 85 тыс.), затем «Работница» (тираж доходил до 425 тыс.), «Работница и кре- периодическая печать и цензура в России 313 стьянка» (до 120 тыс.), «Женский журнал» (до 100 тыс.), «Делегатка» (до 100 тыс.) и др. Всего к началу 1930-х гг. печаталось 18 массовых женских журналов, общим тиражом до 800 тыс. экземпляров (по некоторым источникам до 1 млн.). (312)

- идеальный способ женской реализации в рамках публичной сферы жизнедеятельности, определенный советской властью, был понятен и включал несколько составляющих: женщина должна разделять коммунистическую идеологию, быть активной общественницей и квалифицированным работником.

И. В. Алфёрова «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ БОЛЬШЕВИЗМА

ГЛАВА III. ВОВЛЕЧЕНИЕ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕСС СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ …………..… 140 3.1. Освобождение через труд: женщины на производстве ……... 140 3.2. Делегатские собрания как основное средство приобщения женщин к социалистическому строительству ………………………….... 185 3.3. Советские женщины в системе всевобуча ………………...… 220

.
1   2   3


написать администратору сайта