Главная страница
Навигация по странице:

  • Сценарий счастливой женской судьбы дан в рассказе «Бабий сарафан» 28 Бабий сарафан // Красная Сибирячка. 1928. № 9. С. 19-20.

  • РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЖУРНАЛА «КРАСНАЯ СИБИРЯЧКА» В 1920–1930-Е ГОДЫ (Евдокимова)

  • И.В. Алферова - БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПЕЧАТЬ 1920-х гг. КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ «НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ»

  • Образ женщины – защитницы революции конкретизировался и тиражировался «женскими страницами» как центральных, так и местных газет.

  • 1.4. «Крестьянка» – первый партийный журнал для жительниц деревни (1922–1941)

  • 1.5. «Работница» (1923–1941 гг.) – журнал для пролетарской аудитории

  • Наброски. Т е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте


    Скачать 78.1 Kb.
    НазваниеТ е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте
    Дата27.06.2019
    Размер78.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаброски.docx
    ТипДокументы
    #83192
    страница2 из 3
    1   2   3

    Антигероиня - образ более сложный. В городе это неактивная домохозяйка или дама непролетарского происхождения, не приспособившаяся к реалиям нового времени. В деревне это кулачка или середнячка. Если крестьянка бедняцкого происхождения, но выступает на собраниях против каких-либо нововведений советской власти, то это подкулачница. Женщина, не участвующая в общественной жизни, продолжающая ходить в церковь и придерживаться традиций - персонаж также отрицательный. Негативной характеристикой становилось и домоводство. Если хлопоты по хозяйству мешали общественной работе, то на второй план отойти должны были именно они.

    1. Образец решения проблемы совмещения женских ролей приводится в заметке «В коммуне “Соха и Молот” - культурное хозяйство»26: «Женщина у нас, благодаря коллективной работе, освобождена от домашних забот. Работа по хозяйству распределена справедливо между всеми, смотря по знаниям и по способностям. Часть женщин наблюдает за коровами и свиньями, любят свое дело, ведут его культурным образом, по слову науки. Другая часть женщин занята на общей работе: стирка белья, дежурства на кухне так далее. Возиться с детьми коммунаркам не приходится: ребятишки воспитываются у нас в детских яслях и ухаживают за ними женщины поочередно... Товарищи-крестьянки, вот где лежит наш путь к полному раскрепощению себя от домашних забот и работ! Этот путь - коллектив». 26 Красная Сибирячка. 1928. № 1. С. 19.

    2. В КАЧЕСТВЕ ДОБАВЛЕНИЯ: Анисью выбрали председателем сельсовета, на домашние хлопоты времени совсем не оставалось, за хозяйством следил муж. Когда он напился и начал хулиганить, Анисья на 5 суток посадила его в тюрьму. Оттуда он вышел, осознав общественную значимость своей жены, да иона поняла, что хозяйство нуждается в ее участии. Они разделили хлопоты по хозяйству, и все у них наладилось. (По журнальному материалу можно выделить и образцы женской карьеры. Сценарий счастливой женской судьбы дан в рассказе «Бабий сарафан» 28 Бабий сарафан // Красная Сибирячка. 1928. № 9. С. 19-20.

    3. ТОЖЕ ВЫВОД: Так пропагандируются социальные преимущества, которые дала женщине революция. Главные из них - превращение женщины в полноправного члена общества, равенство с мужчиной, не только политическое, но и семейное, бытовое. Происходит постепенная трансформация общественного сознания и бытия под влиянием идеологических установок. Повышение социально- экономического статуса женщины в обществе и семье сопровождалось функциональными изменениями. Значительно изменились отношения между мужем и женой. Казалось, гендерный барьер был сломан, благодаря облегченному социализмом вхождению новой женщины в мужской мир. Преображение фигуры женщины достигалось приданием ей маскулинной внешности. Изображения советской женщины преобразовывали традиционные гендерные роли, чтобы создать ни на что не похожий образ новой женственности.

    РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЖУРНАЛА «КРАСНАЯ СИБИРЯЧКА» В 1920–1930-Е ГОДЫ (Евдокимова)

    1. Причина по мнению евдокимовой: Появление новых газет и журналов в Сибири в начале 1920-х гг. сопровождалось непростой ситуацией, характерной для всей печати страны. В период глубокого, главным образом финансового кризиса «продолжительность жизни» тех или иных изданий зависела от ряда факторов, и в первую очередь от их редакционной политики.

    2. ВИДЕНИЕ КРАСНОЙ СИБИРЯЧКИ: Нежизнеспособность предрекали и журналу «Красная сибирячка», вышедшему в 1922 г. в Новониколаевске в качестве печатного органа отдела работниц и крестьянок Сиббюро ЦК РКП. Первый же его номер подвергся резкой критике со стороны журнала «Сибирские огни», который сам только что появился, но уже успел заявить о себе как о центре литературно-научных сил. В обзоре журналов «Красная сибирячка» критиковалась за отсутствие целенаправленной деятельности, за игнорирование фактора аудитории: «Кто адресат? Зачем 5 тысяч тираж?» Предлагалось немедленно реорганизовать новое издание, так как «физиономия журнала тогда легче определится, он сможет захватить более широкие массы читателей» (Сибирские огни. 1922. № 3. С. 215). Однако в отзыве редакции журнала «Коммунистка» «Красная сибирячка» получила позитивную оценку, приведенную в работе И. В. Гареевой: отмечалось разнообразие журнала, современность материалов, а к недостаткам относились верстка и «плохая печать» [2007]. Прислушавшись к мнению «Сибирских огней», редакция критикуемого журнала сделала верный выбор

    3. Для привлечения читательниц и расширения их круга в объявлениях о подписке на «Красную сибирячку» в 1926 г. в первую очередь подчеркивалась ее литературная составляющая («помещает интересные рассказы, стихи и песни»), делался акцент на изменении жизни женщины («рассказывает о том, как передовые женщины-крестьянки строят свою новую жизнь»), и лишь потом сообщалось о наличии статей по общественнополитическим и сельскохозяйственным вопросам.

    4. Читательниц, принимающих активное участие в создании журнала, редакция материально стимулировала, о чем и сообщала: «В декабре редакция всем корреспондентам, написавшим по две и более заметки, за последние четыре месяца выслала вознаграждение по почте, начиная с суммы не менее 1 рубля. Тем корреспондентам, стоимость заметок которых расценивается менее 1 рубля, будет высылаться журнал в счет вознаграждения» (Красная сибирячка. 1926. № 1. С. 36).

    5. В 1930-е гг. редакция продолжала определять круг тем, по которым предлагала писать делегаткам: о ликвидации кулака, об отношении к этому беднячек и середнячек, о переходе на сплошную коллективизацию селений и районов. Внимание аудитории «Красная сибирячка» удерживала введением иллюстративного материала: фотоотчетов, фотомонтажей, карикатур, рисунков.

    6. Таким образом, литературно-художест- венный и общественно-политический журнал «Красная сибирячка» выходил в течение 17 лет во многом благодаря грамотной реализации редакционной политики, нашедшей отражение в разнообразных формах работы, связанной с популяризацией издания. Постоянная реорганизация содержательной и композиционной моделей издания (изменение имеющихся рубрик и введение новых), активная работа с внештатными авторами (публикация материалов и их рецензирование), вовлечение аудитории в распространение журнала с применением стимулирующих методов, анкетирование – все это способствовало укреплению обратной связи с аудиторией и, несомненно, выделяло журнал из печатных изданий подобного типа.

    Гареева И. В. История возникновения женского журнала «Красная сибирячка» // 150 лет периодической печати в Сибири: Материалы Регион. науч. конф., посвящ. 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей». Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 90

    И.В. Алферова - БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПЕЧАТЬ 1920-х гг. КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ «НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ»

    1. Анализ содержания периодической печати, ориентированной на женскую аудиторию, предоставляет возможность проследить поэтапное формирование стереотипа «советская женщина», который, с одной стороны, являлся отражением идеологических постулатов большевиков, а с другой – трансформировался в зависимости от внешней и внутренней политико-экономической ситуации в стране и под влиянием меняющейся политической конъюнктуры в рядах правящей партии.

    2. Генеральный дискурс политико-воспитательного воздействия на женщин вырабатывал журнал «Коммунистка» – главный печатный орган Отдела по работе среди женщин ЦК РКП(б), который издавался ежемесячно (в отдельные годы два раза в месяц) с начала 1920 г. Главным редактором журнала на протяжении всех лет его издания была Н.К. Крупская. На страницах журнала печатались И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай, С.Н. Смидович, К.И. Николаева, А.В Луначарский, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, И.В. Сталин и другие. Они предлагали своё видение образа «новой советской женщины», определяли первоочередные задачи (в соответствии с решениями партии и правительства) в реализации «женской» политики и контролировали выполнение намеченных в этой области решений. Еще до появления «Коммунистки» различные способы «говорения» с представительницами разных социальных слоев, прежде всего работницами и крестьянками, и способы донесения до них общегосударственных и партийных установок апробировали так называемые женские странички в газетах, которые начали печататься с лета 1918 г. (первоначально в «Бедноте» и «Красной газете»). С 1922 г. начали выходить специальные женские журналы: «Крестьянка» (до 85 тыс.), затем «Работница» (тираж доходил до 425 тыс.), «Работница и крестьянка» (120 тыс.), «Женский журнал» (до 100 тыс.), «Делегатка» (до 100 тыс.) и др. Всего к началу 1930-х гг. печаталось 18 массовых женских журналов общим тиражом до 800 тыс. экземпляров (по некоторым источникам до 1 млн.). Очевидно, что главной задачей пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков было обеспечение лояльного отношения к себе, в том числе, со стороны женского населения. С началом же гражданской войны власть стала активно вырабатывать различные формы привлечения женщин для оказания непосредственной помощи Красной Армии. (ПРИЧИНА) Женщины – активистки партии большевиков начали организацию курсов красных сестер, составление их программ, обеспечивающих необходимую идеологическую подготовку [1. Д. 23]. Отдел по работе среди женщин ЦК РКП(б) (образован осенью 1919 г.) разработал циркулярное письмо и тезисы о вовлечении женщин во всевобуч и об участии их в создании милиционной армии [1. Д. 2. Л. 17].

    3. При этом своеобразная военизация женского населения рассматривалась ею как необходимое условие решения женского вопроса, что и отражалось в лозунге: «Через оборону трудовой республики к практическому осуществлению равноправия!» [9. С. 7-9].

    4. Образ женщины – защитницы революции конкретизировался и тиражировался «женскими страницами» как центральных, так и местных газет. Нравственным ориентиром в этот период для массы женского населения становились образы героических женщин, которые также стали появляться на страницах периодики. Прежде всего, это относилось к красным сестрам и санитаркам, которые, несмотря на многочисленные опасности, спасали жизни красноармейцев.

    5. !!!Конечно, набор этических характеристик «новой женщины» не исчерпывался заслуживающим почет и уважение поведением на фронте. Подвиги необходимо было совершать и в тылу, в нелегком деле строительства нового социалистического общества. Яркий, внушительный и пространный портрет «строительницы социализма» редакция журнала «Коммунистка» представила на своих страницах уже осенью 1920 г.: «Вчерашняя работница или крестьянка сегодня заведует политотделом армии, состоит комиссаром пути, организует общественное питание, заведует отделом охраны материнства, руководит социальным воспитанием, устраивает избы-читальни, контролирует столовые, записывается в стройотряды, участвует в развёрстке, принимает живое участие во всех политических кампаниях и во всех начинаниях республики, направленных на борьбу с разрухой хозяйства, голодом, эпидемиями. Работница – душа субботников. Работница всюду, куда зовёт ее долг и обязанность гражданки» [8. С. 4]. За три года // Коммунистка. 1920. № 5.

    6. А.В. Артюхина, одна из заведующих женотделом ЦК ВКП(б), на страницах того же журнала «Работница» предложила обобщенный идеальный образ делегатки: «Делегатка должна ознакомить рабочих и работниц с успехами советской власти… Делегатка должна также обратить внимание на ознакомление работниц с теми законами, которые писаны для работниц и о которых она часто мало знает… Второе, в чем должна проверить себя делегатка, это насколько она могла своей работой в качестве делегатки улучшить положение работниц и их детей. Не должно быть такого положения, чтобы работницы не чувствовали практических улучшений от работы своих делегаток, не знали бы, что они делают и для чего» [4. С. 1, 2]. Артюхина. Делегатка // Работница. 1925. № 13.
      7. Тем не менее, А.М. Коллонтай в многочисленных выступлениях по этому вопросу интерпретировала принудительные трудовые меры, в свете решения «женского вопроса», как обязательное условие освобождения женщин, которое обеспечит им экономическую независимость и освободит от «домашнего рабства»: «Трудовая повинность поможет раскрепостить женщин, так как чем больше рабочих рук будет занято налаживанием нашего хозяйства и строительством новых форм жизни, тем скорее по всей трудовой России возникнут детские дома, ясли, дома-коммуны, общественные столовые, центральные прачечные и т. д., т. е. все учреждения, которые разгрузят женщину от непроизводительной домашней работы» [10. С. 5]. 10. Коммунистка. 1920. № 1-2.


    Таким же образом рассматривала всеобщую трудовую повинность Е. Блонина – это «труд по-коммунистически, в том отношении, что каждый работает для всех и все для каждого», а следовательно, «трудовая повинность является громадным шагом вперед в сторону коммунизма, т. е. в сторону полного освобождения мужчин и женщин» [5. С. 26]. Блонина Е. Работница и организация производства // Коммунистка. 1920. № 1–2.

    1. ПРИЧИНА. После введения НЭП в 1921 г., когда произошло сокращение государственного сектора экономики, после демобилизации армии, которая освободила 4 млн. мужчин, неурожая и голода в сельских районах образовался избыток рабочих рук, и женщины стали вытесняться с производства [13. С. 13]. Властям пришлось решать не столько задачу привлечения женщин на фабрики и заводы, сколько обеспечивать «смягчение последствий безработицы» [14. С. 23]. 14. Коммунистка. 1923. № 6

    2. Таким образом, идеальный способ женской реализации в рамках публичной сферы жизнедеятельности, определенный советской властью, был понятен и включал несколько составляющих: женщина должна разделять коммунистическую идеологию, быть активной общественницей и квалифицированным работником. Концепт «новой женщины» в приватной жизни был куда менее определен, его становление проходило долгое время в результате продолжительных дебатов.

    Для лидеров большевиков вслед за основоположниками марксизма было очевидным исчезновение традиционной семьи в новом коммунистическом обществе, в связи с этим традиционные семейные функции женщины как хозяйки и матери также должны были кардинально трансформироваться.

    Проблемы, связанные с воспитанием детей, предполагалось решать коллективно, посредством распространения различных форм социального воспитания. Проблемы, связанные с обустройством семейного быта, также предполагалось преодолевать при помощи развития сети общественного питания, прачечных, гладилен, пошивочных мастерских и пр. Оставались неясными возможные и наиболее приемлемые с точки зрения коммунистической морали формы сексуальной реализации мужчин и женщин. Центральная большевистская пресса до поры до времени обходила молчанием этот аспект человеческих взаимоотношений, контекстуально формируя асексуальный образ строителя коммунистического общества. Во всяком случае, в периодике, предназначенной специально для женской аудитории, не появлялось публикаций, посвященных проблемам сексуальной сферы взаимоотношения полов, тем более развивающих тему свободных сексуальных отношений. Образцовым в этом смысле был журнал «Коммунистка», однако подобная асексуальность была характерна и для «страничек работниц» в газетах, «Крестьянки», «Работницы», «Делегатки». Очевидно, что редакции этих изданий вполне сознательно избегали пространных рассуждений по половому вопросу.

    Журнал «Крестьянка» в 1920 гг.: приемы - формирования читательской аудитории Минаева О.Д.

    1. Значительный вклад в изменение привычных гендерных ролей, в феминизацию женщин внесли советские женские журналы довоенного периода.

    2. Знаменитые журналы «Крестьянка» и «Работница» входили в систему партийно-советских СМИ, а значит, важно учитывать все особенности функционирования этой системы

    3. Борьба за равноправие женщин была одним из важных направлений деятельности как партийных, так и советских органов после Октября. В 1919 г. в ЦК РКП(б) был создан отдел по работе среди женщин (далее — Женотдел), его возглавила И.Ф. Арманд. Система печати для женщин выстраивалась партийными органами с целью привлечь их в ряды партии коммунистов и обеспечить участие в социальном строительстве. Структура этого отдела отражала два направления его работы: организационно-инструкторское и агитационно-пропагандистское. Отделы по работе с женщинами были созданы и в местных органах партийной власти. Причем, как заявила И.Ф. Арманд на первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок в 1919 г., «работа по строительству (нового общества. — О.М.) и работа по пропаганде, являясь лишь разными сторонами одного и того же дела, должны быть теснейшим образом связаны между собой» [Блонина Е. Работа среди женского пролетариата на местах // Коммунистическая партия и организация работниц. Пособие для пропагандисток. М.: Коммунист, 1919.)

    4. Еще с дооктябрьского периода у РСДРП(б) сложилось два типа партийных изданий: руководящий и массовый. Функции и аудитория этих изданий были различные. 130 Руководящие издания в первую очередь выполняли организационную функцию, их аудитория — это партийные и комсомольские работники, в том числе и работники отделов по работе с работницами и крестьянками. Так, например, журнал «Коммунистка» «рассчитан на заведующих Женотделами окружкома, райкома, женорганизаторов города и деревни, работников Востока, руководителей делегатских собраний и женактив, работающий в советских, кооперативных и других организациях»1. (1 Работница. 1930. № 5. С. 20)

    Названы такие задачи журнала: обсуждение методов работы партийных органов среди женщин, воспитание новых кадров, помощь женактиву в практической работе, обобщение местного опыта. С помощью подобного рода партийных изданий2 координировалась и направлялась агитационно-пропагандистская работа местных партийных комитетов, готовились партийные агитаторы и осуществлялась руководящая и организаторская функции ЦК партии.

    1. Другой тип издания и по задачам, и по целевой аудитории, и по содержанию — это массовые пропагандистские журналы. Задачи такого издания:
      • трансляция большевистской идеологии на определенные группы женской аудитории,
      • всемерное увеличение количества женщин, поддерживающих советскую власть,
      • пропаганда новых ценностей,
      • агитация за актуальные лозунги,
      • разъяснение политики партии большевиков в целом и в «женском» вопросе в частности. Другие задачи, например образовывать или развлекать аудиторию, — не ставились или были второстепенны. «Крестьянка» и «Работница» — это центральные партийные массовые журналы, в названиях которых отражен узкоклассовый подход к определению целевой аудитории.

    2. Другие задачи, например образовывать или развлекать аудиторию, — не ставились или были второстепенны. «Крестьянка» и «Работница» — это центральные партийные массовые журналы, в названиях которых отражен узкоклассовый подход к определению целевой аудитории.

    3. «Крестьянка» — орган Женотдела ЦК РКП(б)6 — начала выходить в 1922 г., поэтому на журнал влияли все сложности этого периода: от недостатка финансирования до отсутствия системы распространения. В редакционном обращении7 («Крестьянка» — крестьянке // Крестьянка. 1922. № 1. С. 1.) говорится, что «Российская коммунистическая партия, которая руководит нашей революцией, приходит» на помощь крестьянке в том, чтобы воспользоваться своими новыми правами, наладить новую жизнь. Редакция призывает крестьянок написать о том, что им интересно и нужно знать. В рекламных объявлениях, публиковавшихся в «Крестьянке», четко сформулирована цель журнала — «агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение в сознание крестьянок знаний, необходимых в их повседневной жизни и работе, …руководство по всем отраслям своей жизни»8. (Крестьянка. 1922. № 1. С. 21) Ставится задача — сделать журнал необходимым и через него «сдвинуть сознание крестьянок с тупика безграмотности и предрассудков

    4. В оформлении журнала использовался стиль лубочной картинки, в которую привносились новые элементы. Рассказы и некоторые рубрики обязательно сопровождались иллюстрациями, рисунками или фотографиями. В 1920-е гг. фотографии в «Крестьянке» — редкость

    5. Целевая аудитория «Крестьянки» определена как «трудовая крестьянка»21. В 1920-е гг. журнал обращается ко всем крестьянкам, хотя и упоминает о существовании кулака. Ситуация кардинально изменится в годы коллективизации. В рекламном объявлении о подписке22 в 1930 г. редакция так определяет свою аудиторию: Колхозницы, батрачки, Беднячки и середнячки — Чтоб крепла колхозная ваша семья — Читай журнал свой «Крестьянка. 21 «Крестьянка» — крестьянке // Крестьянка. 1922. № 1. С. 1. 22 Крестьянка. 1930. № 24. С. 18.

    6. Современному человеку, образованному и живущему в информационном обществе, сложно осознать, каков был уровень представлений крестьянки, мир которой ограничивался околицей. По письмам читательниц в рубрике «Почтовый ящик» можно попытаться реконструировать характеристики аудитории «Крестьянки» в 1920-е гг. Неграмотность — основная особенность крестьян. Крестьянки бедны — еще одна важная характеристика аудитории. Они не могут собрать деньги на подписку даже вскладчину. Редакция обещает присылать бесплатно журнал тем, кто будет постоянно присылать заметки о своей жизни30, иногда сообщается о посылке одного-двух номеров. 30 Крестьянка. 1923.№ 19. С. 32; 1923. № 4. С. 34 и др.

    7. Крестьянки не привыкли читать, да и не видели в этом необходимости, — еще одна черта аудитории этого периода. Как читательницы говорят о журнале: • называют журнал «книгой»: нет опыта чтения периодики, не видят разницы между книгой и журналом, газетой; Коллективные «читки» партийных газет и журналов были частью работы местных партийных комитетов и их отделов по работе с женщинами. Эта форма агитационно-пропагандистской работы была вызвана, в первую очередь, поголовной неграмотностью крестьянок. Перед партийными агитаторами была поставлена задача подробного объяснения политики партии в социальной сфере и в так называемом «женском вопросе».

    8. Вот какие приемы применялись для увеличения аудитории: • В первую очередь это борьба за то, чтобы всех читательниц сделать подписчиками: призывы подписываться самим и «вербовать» подруг и знакомых. Фотография в журнале — сход крестьянок, слушают чтение журнала (деревня Мамонтовка, Белоруссия). Над фотографией надпись крупным шрифтом: «А ты подписалась на “Крестьянку”»?70 • Редакция неоднократно прибегала к прямому обращению к крестьянкам с призывами написать, о чем хотелось бы прочитать, ответить на вопросы анкет, высказаться по темам публикаций и т.д. Формой работы с аудиторией было анкетирование. В рубрике «Сперва подумай, а потом отвечай» крестьянкам задавали вопросы по содержанию номера, чтобы заставить внимательно читать и запоминать содержание журнала. В качестве награды обещали публиковать фамилии тех, кто правильно ответил и прислал ответы в редакцию. Вопросы были такие: кто имеет право избирать и быть избранным в Советы, кого называли отцом китайской революции, какие вопросы рассмотрел конгресс Коминтерна74, когда родился. 74 Сперва подумай, а потом ответь // Крестьянка. 1928. № 22. С. 11. 145 Ленин, что такое ВЦИК, какая польза от сушеной малины, когда надо косить траву, чтобы получить питательное сено75. 75 Сперва подумай, а потом отвечай // Крестьянка. 1928. № 9. С. 16.

    Конкурс с призами. Участники конкурса должны оформить подписку за наличный расчет не менее чем на 3 месяца по любому изданию из списка издательства. Премии обещаны очень привлекательные, для 1925 г. это предметы роскоши: Первая: зимнее пальто, шапка, суконный костюм, ботинки и половина дюжины белья; Вторая: лошадь; Третья: кожаное обмундирование, сапоги, галоши и головной убор; Четвертая: корова; Пятая: часы карманные «Мозер»; Шестая: библиотека в 25 рублей по выбору призера.

    1. «Боевая задача журнала — сделаться необходимой настольной книгой крестьянки, которую она не только будет читать, но в который она и сама писать будет. “Крестьянка” должна стать журналом самих крестьянок»82, — так сформулированы задачи журнала в редакционном обращении в первом номере. Задача всячески «втягивать» читателей в работу газет и журналов была поставлена перед всеми партийными изданиями. 82 Крестьянка. 1922. № 1. С. 21.

    2. «Крестьянка» была пропагандистским журналом для женской сельской аудитории.

    О. Д. Минаева ЖУРНАЛЫ «РАБОТНИЦА» И «КРЕСТЬЯНКА» В РЕШЕНИИ «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА» В СССР В 1920-1930-е гг.: МОДЕЛЬ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

    1. Изменения гендерных ролей и стереотипов, разрушение традиционной семьи происходили в период коренной ломки практически всех сфер жизни общества: индустриализации, коллективизации, ликвидации неграмотности и т. д.

    2. Основные положения в программе партии большевиков, касающиеся раскрепощения женщин, в основном повторяли идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, К. Цеткин. Коротко говоря, равноправие женщин должно было реализоваться с их вовлечением в производство, при коммунизме необходимость семьи отпадет, а все хозяйственно-бытовые функции и воспитание детей возьмет на себя государство.

    3. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. дали женщинам равные с мужчинами права, однако до реального равноправия было еще далеко. За решение этого трудного вопроса энергично взялись большевички-феминистки И. Ф. Арманд, Н. К. Крупская, А. М. Коллонтай и др. Все они имели дореволюционный опыт пропагандистской работы, в том числе и в феминистском движении. Пути и методы решения «женского вопроса» были в общих чертах сформулированы в работах до 1917 г., т. е. к Октябрю марксистские феминистки пришли с разработанной концепцией эмансипации женщин.

    . 1.1. Женотдел ЦК ВКП (б) – издатель и идеолог массовых журналов для женщин

    4. С неприятием идеи особых «женских» вопросов и создания структур для работы с женщинами коммунистки-феминистки столкнулись и после октября 1917 г. Первая беспартийная конференция работниц Петрограда, организованная большевиками в ноябре 1917 г. после ожесточенной дискуссии приняла резолюцию о необходимости создания комиссий по агитации и пропаганде среди работниц в городских комитетах РСДРП (б)8. 8 Коллонтай А. К конференции работниц // Правда, 1917. – № 199. – 8 декабря (25 ноября).

    5. В условиях ожесточенной борьбы за власть большевикам понадобилось привлечь на свою сторону женщин; Всероссийский съезд работниц в ноябре 1918 г. принял резолюцию «По организационному вопросу», в которой предлагалось ЦК партии создать комиссию для «проведения среди женского пролетариата постановлений ЦК» и для агитации и пропаганды среди женщин9 9 Первый Всероссийский съезд работниц 16–21 ноября 1918 г. и его резолюции. – Харьков: Всеукраинское издательство, 1920. – С. 10.
    После значительных усилий в 1919 г. был создан Отдел ЦК РКП (б) по работе среди женщин под руководством И. Ф. Арманд. Структура Женотдела ЦК отражала два направления его работы: организационно-инструкторское и агитационно-пропагандистское. Отделы по работе с женщинами были созданы и в местных органах партийной власти. Причем, как заявила И. Ф. Арманд10 на первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок в 1918 г., «работа по строительству (нового общества – О.М.) и работа по пропаганде, являясь лишь разными сторонами одного и того же дела, должны быть теснейшим образом связаны между собой»11. 11 Блонина Е. Работа среди женского пролетариата на местах // Коммунистическая партия и организация работниц. Пособие для пропагандисток. – М.: Коммунист, 1919. – С. 15.

    6. Всероссийский съезд работниц имел большое значение потому, что на нем были сформулированы представления о содержании как агитационнопропагандистской, так и практической работы Женотдела ЦК РКП (б). Поэтому получившие равноправие работницы «должны стать солдатами революции, должны принять участие во всех формах этой борьбы, как на фронте, так и в тылу». 12 Блонина Е. (т. Инесса) Задачи работниц в Советской России // Коммунистическая партия и организация работниц. Пособие для пропагандисток. – М.: Коммунист, 1919. – С. 16.
    Ей вторит А. М. Коллонтай, которая оговаривается, что съезд работниц выдвинул «такие практические вопросы, как…обеспечение материнства, уничтожение домашнего хозяйства, установление принципов государственного воспитания, борьба с двойной моралью и проституцией. Все эти насущные задачи не есть чисто «женские вопросы»… это вопросы общегосударственные, задачи общеполитические»13 13 Коллонтай А. Как и для чего созван был первый Всероссийский съезд работниц // Там же. – С. 11.
    И. Ф. Арманд потребовала на съезде создавать специальные органы для пропаганды и агитации среди работниц. По мнению Арманд, перед женщиной стояли такие ближайшие задачи: «стать солдатом революции»;• она должна, «строя новые формы хозяйства, воспитания, социального обеспечения, разрушить до основания старую буржуазную семью, эту последнюю крепость рабства, основанного на насилии, лицемерии и разврате. Это необходимо для дела ее освобождения и для дела социализма»15.

    7. На Всероссийском съезде работниц в ноябре 1918 г. представляли собой манифест партийной женской печати. Именно в таком ключе названные ими основные темы будут решаться затем партийными пропагандистами, хотя политически актуальные задачи будут дополнять и корректировать эти, самые общие, представления.

    8. В основе концепции построения социализма и коммунизма лежала идея воспитания особого человека, который будет жить в новом обществе. Для пропагандистов ставились как общие, так и специальные задачи работы с различными группам аудитории. Например, женщины рассматривались как наиболее угнетаемая при капитализме, малообразованная часть пролетариата. Поэтому в женских изданиях мы находим как специфические, предназначенные только для этой аудитории темы (семейные отношения, женская доля и др.), так и общие для всего пролетариата (производственная пропаганда и борьба с мировой буржуазией), или беднейшего крестьянства (коллективные формы труда), или для всего населения (например, задача ликвидировать неграмотность
    9. Советская власть призывала работниц и крестьянок на борьбу с Врангелем и другими «белыми» генералами, призывала поддерживать Красную армию и отдать все силы для победы над голодом и холодом. Собственно, содержание журналов «Работница» и «Крестьянка» в 1920-е гг. в большой степени строилось на противопоставлении положения женщин до революции и их жизни при советской власти.

    9. В 1921 г. в Москве прошло Всероссийское совещание губернских женотделов.

    10. Система печати для женщин выстраивалась партийными органами с целью привлечь женскую часть общества в ряды партии коммунистов и обеспечить ее участие в социальном строительстве. В предвоенный период насчитывалось более 90 газет и журналов для женщин, которые издавались местными партийными комитетами. Таким образом, пропагандистская работа с женской аудиторией планировалась, осуществлялась, финансировалась и контролировалась партийными органами. Для воздействия на женскую аудиторию Женотдел ЦК ВКП (б) издавал массовые пропагандистские журналы «Крестьянка»32 и «Работница»33. Перед ними ставились следующие задачи: трансляция большевистской идеологии на определенные груп-• пы женской аудитории; всемерное увеличение количества женщин, поддерживающих • советскую власть; разъяснение политики партии в целом и в «женском вопросе» • в частности; агитация за актуальные политические лозунги;• пропаганда новых, коммунистических ценностей;• помощь местным партийным комитетам в работе с женской • аудиторией. Вот что пишет А. Дударева: «Я работаю председателем волисполкома34… (В журнале) прописывают все, что необходимо нам, работающим на низовой советской работе, есть, чем руководствоваться, …из него я узнаю о всех задачах, которые встают перед нами»35. Другие задачи – например, развлекать или просвещать аудиторию – не ставились или считались второстепенными. По определению В. И. Ленина, партийно-советская печать должна была выполнять организаторскую, агитационную, пропагандистскую и, конечно, воспитательную функции. В этом ряду нет ни информационной, ни развлекательной функции, и малозначимой является образовательная функция. Да и информация как таковая практически отсутствует в партийных журналах – в них отбирались примеры, важные для агитации и пропаганды. Таким образом, для партийных женских журналов не характерны традиционные функции женской печати.

    11. В пропагандистском обеспечении равноправия женщин значительной фигурой была Н. К. Крупская. Она была профессионаломпедагогом, крупнейшим организатором советской системы образования, как и А. М. Коллонтай, участвовала в работе над первыми декретами советского правительства в области охраны материнства и детства, в области образования. С 1920 г. она была председателем Главполитпросвета при Наркомпросе, с 1929 г. – заместителем наркома просвещения РСФСР; часто выступала в печати. Своим основным делом Крупская считала разъяснение политики ВКП(б) по отношению к «женскому вопросу». В 1914 г. она стала членом редколлегии, составила план первого номера, написала передовую статью для первого легального женского журнала «Работница». После возобновления журнала в 1917 г. она принимала деятельное участие в его работе. Крупская была редактором партийного журнала «Коммунистка» все годы его выпуска.

    1.2. Публицистика по «женскому вопросу» деятельниц Женотдела ЦК ВКП (б)

    12. Хотелось бы отметить, что при наличии общих, разделяемых всеми большевиками представлений о путях решения «женского вопроса», есть существенные различия в разработке его конкретных направлений. В. И. Ленин, понимая важность задачи по привлечению на свою сторону половины населения страны – женщин – тем не менее не оставил фундаментальных работ по проблемам эмансипации женщин. Первую в России марксистскую работу по «женскому вопросу» «Женщина-работница» написала Н. К. Крупская; книга была напечатана за границей в 1901 г., переиздавалась нелегально и в России. Основные положения этой работы были разработаны при участии В. И. Ленина и полностью учтены в первой программе РСДРП, принятой на II съезде. Борьба за социалистическое будущее даст женщинам реальное равноправие и освобождение от векового угнетения – так, коротко говоря, представлялось Крупской решение «женского вопроса».

    13. Программная статья Н. К. Крупской «Коммунистическая партия и работница»48, положения которой многократно повторялись в женской печати, была опубликована в 1924 г. в «Работнице». Партия «позаботилась о том, чтобы советская власть составила такие законы, которые освобождают работницу и крестьянку от власти мужа… Перед законом муж и жена равны теперь. 49 48 Крупская Н. К. Коммунистическая партия и работница // Работница. – 1924. – № 7. Цит. по: Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10 т. – М., 1959. – Т. 6. – С. 22–24. 49 Там же. – С. 22.

    Н. К. Крупская, А. Н. Коллонтай, С. Н. Смидович, К. И. Николаева, А. В. Артюхина и другие деятельницы женотдела – убежденные большевички с дореволюционным опытом партийной работы, ссылок, после 1917 г. – работницы женотделов и отделов агитации и пропаганды.

    1.3. Аудитория женских журналов и специфические приемы работы с ней в довоенный период

    14. целевая аудитория «Крестьянки» и «Работницы», имеющая выраженный классовый характер, не охватывала всю массовую женскую аудиторию. Эти журналы не были рассчитаны на образованную женщину-служащую, на партийного работника, на домохозяйку, домашнюю прислугу и т. д.

    15. В редакционном обращении к читательницам журнал «Крестьянка» заявляет, что «рабочая власть сказала: нет разницы между трудящимися, мужчина он или женщина. Рабоче-крестьянская власть дала полные права работнице и крестьянке. Медленно привыкает рабочий и в особенности крестьянин к тому, что женщина, «баба» ему равна, что она не рабочая скотина, строительница жизни наравне с ним. ...Крестьянка, без тебя хозяйство не восстановить! Везде ты нужна: и в кооперации, и в совете… везде ты своим словом можешь и должна сказать и про нужды хозяйства, и про свои «бабьи» нужды, и про нужды ребят твоих»84. Журнал в 1920-е гг. обращается ко всем крестьянкам, не делит их на «кулачек», «середнячек» и «беднячек». Подобное деление аудитории возникнет в 1930 г.:

    Колхозницы, батрачки, Беднячки и середнячки – Чтоб крепла колхозная ваша семья Читай журнал свой «Крестьянка»85.

    84 «Крестьянка» – крестьянке // Крестьянка. – 1922. – № 1. – С. 1. 85 Крестьянка. – 1930. – № 24. – С. 18.

    16. (не граммотность) Что собой представляла эта аудитория? В довоенный период особенностью аудитории «Крестьянки» и «Работницы» была поголовная неграмотность или малограмотность. Современному человеку, образованному и живущему в информационном обществе, сложно представить себе уровень представлений крестьянки, мир которой ограничивается околицей. В 1920-е гг. неграмотность была основной проблемой. «Грамотеек у нас в деревне всего-навсего три»87, – пишет А. Зорский из Гомельской губернии. «Грамотных крестьянок из пожилых совсем нету. А девок несколько есть, они и читают»88, «очень мало таких, которые немного поразвитее»89, – пишут читательницы. Под рубрикой «Почтовый ящик» журналы публиковали многочисленные подтверждения этого. Типичным представляется такое письмо: «Не посудите меня, простую деревенскую женщину. Только складно-то не сумею я, слова-то мои к этому не приучены… Мне вот 32 года, экзамен я кончила в земской школе, ну а писать ничего не писала»90.

    86 Работница. – 1924. – № 1. – С. 2. 87 Крестьянка. – 1924. – № 11. – С. 3. 88 Там же. – С. 5. 89 Почтовый ящик // Крестьянка. – 1923. – № 10. – С. 56. 90 Крестьянка. – 1923. – № 4. – С. 34.

    17. ДО 45 СТРАНИЦЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН, ЕСЛИ Я ЕЁ НЕ СОХРАНИЛА В НАЧАЛЕ

    1.4. «Крестьянка» – первый партийный журнал для жительниц деревни (1922–1941)

    18. В 1922 г. начала выходить «Крестьянка» – первый журнал для женщин Женотдела ЦК РКП(б)165. В редакционном обращении166 «Крестьянки» говорится, что Российская коммунистическая партия приходит на помощь крестьянке в том, чтобы воспользоваться своими новыми правами, наладить новую жизнь. Редакция призывает крестьянок писать о том, что им интересно и нужно знать. В рекламных объявлениях четко сформулирована цель журнала – «агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение в сознание крестьянок знаний, необходимых в их повседневной жизни и работе, …руководство по всем отраслям своей жизни»167. Ставится задача – сделать журнал необходимым и «через него сдвинуть сознание крестьянок с тупика безграмотности и предрассудков».

    165 РСДРП(б) в 1918 г.была переименована в РКП(б), в 1925 г. – в ВКП(б). Эти изменения отражались на обложке журнала. 166 «Крестьянка»-крестьянке // Крестьянка. – 1922. – № 1. – С. 1. 167 Крестьянка. – 1922. – № 1. – С. 21.

    Редакция не сразу определилась с периодичностью: были попытки выпускать журнал и один, и три раза (в 1937–1938 гг.) в месяц. Эксперименты с периодичностью вел и журнал «Работница», хотя нужно отметить, что в городе другой ритм жизни, легче доставить журнал, лучше работает почта и т. д. Для деревни и два раза в месяц – достаточно часто. В 1922 г. журнал сначала выпускали один раз в месяц и только в конце года перешли на двухнедельник, журналисты объясняли это недостатком средств. В 1920-е гг. выпускалось приложение к журналу «Долой неграмотность», в 1925–1936 гг. к журналу прилагались выкройки одежды и рукодельные листы. С 1937 г. к выкройкам были добавлены 24 цветные репродукции картин в год. Объем «Крестьянки» также изменялся: от 14 до 58 полос. В годы нэпа значительное место занимала реклама. В 1922 г. рекламные полосы составляли до половины журнала: 8–10 полос из 22 рекламные. А в № 5 за 1923 г. было напечатано 25 полос рекламных объявлений: ГУМа, Нефтесиндиката, Торгугля, Резинотреста, объединения шелковых фабрик, треста «Обновленное волокно» и др. В 1924–1926 гг. рекламных объявлений стало гораздо меньше, от 1 до 6 полос в номере, в последующие годы публиковались только рекламные объявления о подписке.

    В январе 1922 г. партийно-советская печать была переведена на хозрасчет 170, этим решением ознаменован переход к нэпу. Уже через три месяца, в апреле 1922 г., в резолюции XI съезда РКП (б) «О печати»171 констатируется состояние «тягчайшего кризиса» печати, резкое сокращение количества изданий, уменьшение тиражей. Сложно оценить, как дорого обходился крестьянкам журнал в годы нэпа. В 1923-1924 гг. «Крестьянка» стоила дороже «Работницы», затем, в 1925-1935 гг. дешевле почти в два раза, а с 1936 г. цены журналов сравнялись. Только условиями нэпа можно объяснить тот факт, что пропагандистскую партийную прессу пытались продавать очень бедной аудитории. В первом номере «Крестьянки» в 1922 г. рубрик нет, затем они появились, но не были постоянными. В таблице представлены наиболее часто появлявшиеся рубрики. Содержание рубрик могло меняться; заметно, как они дублируют друг друга. Чаще всего рубрика придумывалась под конкретную публикацию. Характеристика содержания рубрик, приведенная ниже, показывает основные темы журнала.

    170 О переводе всех органов периодической печати на начала хозяйственного расчета. Декрет ВЦИК и СНК // Русская журналистика в документах. История надзора. Сост. О. Д. Минаева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 275. 171 Там же. – С. 278.
    С большим трудом в 1920-е гг. редакции «Крестьянки» удавалось распространять журнал, тираж рос очень медленно. Попытки скачкообразно, резко увеличивать тираж не имели успеха – он неминуемо опускался к прежнему уровню или еще ниже. «Крестьянка» – первый и единственный центральный партийный пропагандистский журнал для деревенских жительниц в 1920-е гг. В отличие от «Работницы» ей не приходилось конкурировать с непартийными женскими изданиями.

    1.5. «Работница» (1923–1941 гг.) – журнал для пролетарской аудитории

    19. «Работница» – один из немногих советских журналов для женщин, издававшийся в течение длительного срока. Первые номера журнала вышли в 1914 г., об этом вспоминала А. И. Ульянова-Елизарова в статье «О первом журнале для работниц»183. В состав редакции журнала тогда, кроме нее, входили: Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, Л. Н. Сталь, К. Н. Самойлова, Е. Ф. Розмирович, З. И. Лилина

    182 Крестьянка. – 1922. – № 7. – С. 27. 183 Работница. – 1923. – № 2. – С. 28–29.

    Не удивительно, что журнал сразу оказался под пристальным наблюдением цензоров, которые строго следили, чтобы в журнале не было никаких призывов к борьбе, никаких «натравливаний класса на класс». В 1917 г. журнал «Работница» был возобновлен, вышли в свет 9 номеров; в 1918 г. вышел 1 номер. Издатель журнала – ЦК РСДРП(б). В период Гражданской войны было не до женских изданий, но пропаганда идей женского равноправия считалась важной задачей. Поэтому в «Правде» с 1919 г. по четвергам публиковались «Странички работницы». Такая рубрика в этот период выходила и во многих губернских газетах. После окончания Гражданской войны Женотдел ЦК партии возобновил издание журнала для работниц. В 1924 г. в обращении редакции «Работницы» к читательницам говорится, что задача журнала – освещать вопросы нового быта и тех мероприятий советской власти и Коммунистической партии, которые непосредственно ведут «к желанной цели каждой работницы – окончательно освободиться от пут домашнего хозяйства и дать возможность заняться общественным строительством»188. Так редакция сформулировала пути реализации раскрепощения женщин. 187 Работница. – 1923. – № 2. – С. 28

    Периодичность выхода журнала менялась: с 12 номеров в год в 1923 г. до 24 номеров – в 1924–1926 гг., 40 номеров – в 1927 г., 48–49 номеров – в 1928-1930 гг. Эксперименты с периодичностью продолжались и далее: в 1931 г. журнал выходит 5 раз в месяц (60 номеров в год), затем 3 раза в месяц в 1936–1941 гг. Менялся также объем одного номера: чем чаще выходил журнал, тем меньше был его объем: от 34–42 полос в 1923 г. (выходит 1 раз в месяц) до 16–20 полос в 1927–1941 гг. (выпускается 4, 5, затем 3 номера в месяц). Как правило, с 1930 г. (когда журнал начал выходить 3 раза в месяц) обычный объем 16–20 полос, а каждый третий номер – 32 и более полос. Объем одного номера журнала мог увеличиться, если это был, например, выпуск к 8 марта189 или юбилейный выпуск (15-летие Октябрьской революции190). За период с 1923 по 1931 г. у «Работницы» сменилось несколько типографий. Журнал издавало издательство «Красная новь», затем «Рабочая газета», затем – издательство «Правда». Стоимость журнала в 1923–1930 гг. составлялась от 15 до 20 копеек за номер, в 1931 г. один номер стоил 10 копеек. Нужно еще учесть, что это годы экономической нестабильности, а между тем цена за номер уменьшается. С 1933 г. цена одного номера растет, но увеличивается и зарплата рабочих. Стоимость подписки на год выросла с 2 руб. в 1923 г. до 12 руб. 60 коп.в 1941 г., однако зарплата рабочих также значительно выросла за эти годы193. 191 Работница. – 1924. – № 1. – С. 2. 192 Там же. – 1928. – № 1. – С. 18. 193 Ильюхов А. А. Как платили большевики: политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917–1941 гг. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 120–121.
    «Работница» и «Крестьянка» выполняли важную задачу – снабжали материалами партийных агитаторов, корректировали их работу, определяли актуальные задачи пропагандистской работы среди женщин. Эта функция журналов также отличает их от привычной развлекательной женской печати.
    1   2   3


    написать администратору сайта