Главная страница
Навигация по странице:

  • (т.е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте)

  • (псомотреть, что это вообще такое было и как это связано с женщинами) с. 41

  • Источник: Е.А. Шабатура - Образ советской женщины 1920-х годов в журналах «Коммунистка» и «Красная Сибирячка»

  • В настоящей статье в качестве репрезентативных источников используются материалы журналов «Коммунистка» и «Красная Сибирячка», а также плакатные женские образы 1920-х гг.7

  • Периодическая печать при любой власти и любом политическом режиме является одним из основных средств идеологического воздействия и социального ориентирования.

  • Репрезентация властных ожиданий в отношении женщин четко прослеживается при прочтении текста журнальных статей, при рассматривании и анализе иллюстративного ряда.

  • (побольше найти об истории и перефразировать)

  • Неожиданно происходит новый поворот

  • (государство берёт на себя заботу и защиту детей, пока женщина с мужчиной равно строят коммунизм)

  • Наброски. Т е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте


    Скачать 78.1 Kb.
    НазваниеТ е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте
    Дата27.06.2019
    Размер78.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаброски.docx
    ТипДокументы
    #83192
    страница1 из 3
      1   2   3

    Актуальность темы исследования определяется возросшей ролью женщин в современном мире, повышением их социальной, экономической и политической активности, а также со свойственным постиндустриальному обществу переходом феминистического движения на новый этап развития. Для адекватного реагирования российской власти на активизацию женского движения на рубеже XX-XXI вв., необходимо обратиться к историческому опыту разработки и реализации политики советского государства в отношении женщин России и рассмотреть эту проблему в ее исторической эволюции, с точки зрения показа накопленного уникального первоначального опыта (его положительных и отрицательных сторон) развития социальной активности женщин в условиях становления новой советской государственност

    XII съезд РКП(б)>17—25 апреля 1923 г.

    Резолюция по вопросам пропаганды печати и

    агитации, пп. 2, 7.

    О постановке антирелигиозной агитации и

    пропаганды. (8)

    О работе РКП(б) в деревне.

    III. В области партийной, п. 12.

    IV. В области культурной, п. 17.

    ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов,

    конференций и пленумов ЦК, часть I, изд. 5, Партиэдат

    ЦК ВКП(б), 1936, стр. 515—518, 525-526, 530-531. (9)

    IX съезд РКП(б), 29 марта—5 апреля 1920 г.

    О работе среди женского пролетариата.

    ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов,

    конференций и пленумов ЦК, часть I, изд. 5, Партиэдат

    ЦК ВКП(б), 1936, стр. 354-355. (8)

    3 февраля. 1923

    Циркулярное распоряжение ВЧКЛБ, совместно

    с Женотделом ЦК РКП (о проведении кампании по

    и

    ликвидации неграмотности к 1 мая 1923 г. среди

    организованных групп женщин).

    (газета).Бюллетень Наркомпроса", 1923 г., № 12, стр. П. (14)

    (т.е. женщины принадлежали категории безграмотных и чтобы создавать образ новой советской женщины необходимо было научить их грамоте)

    1924 год

    29 января.

    Постановление XI съезда Советов по докладу о

    ликвидации неграмотности.

    „Известия ВЦИК*, 30 янв. 1924 г., М> 24 (2059), стр. 5.

    .Собр. узак. и расп. Р.-Кр. Пр-ва РСФСР*, 1924 г.>

    № 27, стр. 259.

    .Еженед. НКПроса-, 14 фев. 1924 г., JSfe 3 (24>, стр. 1—2.(посмотреть, какой процент женщин стал грамотным) (18)

    Постановление ЦК ВКП(б) — Женские клубы на

    Советском Востоке (о необходимости наладить

    клубную работу и о ликвидации политической и азбучной

    неграмотности).

    .Известия ВЦИК", 29 апр. 1927 г., № 17, стр. 5. (1927, 29)

    28 января.

    О мероприятиях в день 8 марта {щШире в массы

    народное просвещение"}.

    .Еженед. НКПроса РСФСР*, 8 февр. 1929 г., М 7,

    ст. 135, стр. 6-7.

    40

    30 января.

    Постановление Президиума Центрального

    Исполнительного Комитета о мероприятиях по проведению

    международного женского коммунистического дня в

    1929 году (выдвижение, ликбез, участие в

    строительстве кулът.^бытовых учреждений).

    .Известия ВЦИК*, 31 янв. 1929 г.. № 25.

    „Собр. зак. и расп. Р.-Kp. Пр-ва СССР*, 14 февр.

    1929 г., Si 7, ст. 71, стр. 132—134.

    „Еженед. НКПроса РСФСР", 8 февр. 1929 г., № 7, ст. 134.

    стр. 5—6.

    4 февраля.

    Радиограмма о мероприятиях по проведению

    международного женского коммунистического дня в

    1929 году.

    „Известия ВЦИК*, 6 февр. 1929 г., Кв 30 (3566), стр. 2 (псомотреть, что это вообще такое было и как это связано с женщинами) с. 41

    Источник: ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ УКАЗАТЕЛЬ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПАРТИИ и ПРАВИТЕЛЬСТВА (1919-1939 гг.) СОСТАВИЛИ: СОТРУДНИКИ ОТДЕЛА ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Источник: Е.А. Шабатура - Образ советской женщины 1920-х годов в журналах «Коммунистка» и «Красная Сибирячка»

    1. Какие ассоциации возникают у нас при словосочетании советская женщина? Как правило, вполне конкретные - работница, крестьянка, общественница. Замечу, что эти определения являются названиями самых массовых советских женских журналов, и укоренение их в нашем подсознании

    2. В СССР было издано большое количество трудов, посвященных решению женского вопроса впервые годы советской власти1. Выводы были предсказуемы и однозначны: в Советском Союзе достигнуто полное равенство полов, женщина в социалистическом обществе - равноправный строитель коммунизма. (Билъшай В.Л. Решение женского вопроса в СССР. М., 1959; Чирков А.М Решение женского вопроса в СССР (1917-1937). М., 1978; Климан- ская К.Е. Женщины Сибири в социалистическом строительстве. Томск, 1976; Белова В. С. Решение женского вопроса в СССР. М., 1975; и др.)

    3. Период 1920-х годов характеризуется повышенным вниманием государственных и культурных деятелей к проецированию образа нового человека, в том числе и новой женщины, в общественное сознание, наделению этих образов характерными чертами и отождествлению их с действительностью. Социальная функция женского образа в 1920-е годы гиперболизирована, имеет декларационный характер. Новая женщина качественно отличалась от своих предшественниц - дореволюционных тружениц, образы которых также канонизировались, но в совершенно ином ключе.

    4. В настоящей статье в качестве репрезентативных источников используются материалы журналов «Коммунистка» и «Красная Сибирячка», а также плакатные женские образы 1920-х гг.7 Периодическая печать при любой власти и любом политическом режиме является одним из основных средств идеологического воздействия и социального ориентирования. Репрезентация властных ожиданий в отношении женщин четко прослеживается при прочтении текста журнальных статей, при рассматривании и анализе иллюстративного ряда.

    5. КОММУНИСТКА. Журнал «Коммунистка», выходивший с 1920 по 1930 гг., представляет собой орган печати отдела ЦК по работе среди женщин и проводит официальный образ советской женщины - активной общественной деятельницы и участницы производственного процесса. Здесь печатались все распоряжения партии, касающиеся работы женотделов, статьи видных общественных деятелей, разъясняющие марксистское видение женского вопроса, материалы к дискуссиям, рецензии на выходящую литературу, некрологи и биографии видных коммунисток, передовые статьи, касающиеся важных событий в женском движении. По материалам «Коммунистки» хорошо прослеживается политика государства в отношении женщин, степень вовлеченности их в общественную и политическую жизнь, содержание, женского вопроса в понимании партии, идеологическая составляющая образа новой женщины. При своем возникновении журнал был рассчитан на две основные группы читательниц: на активную коммунистку, уже выросшую до умения организовывать массы рабочих и крестьян, и на обычную рядовую работницу, которую еще предстояло организовывать. (побольше найти об истории и перефразировать)

    В 1922 г. в журнале появляется даже официальный отдел со всякого рода инструкциями, положениями, отчетами и т.д. В это же время осознается необходимость издания массового журнала для женщин, более приближенного к обывательскому уровню. Таковым становится новый журнал «Крестьянка», начавший выходить в начале 1920-х годов и быстро завоевавший широкую популярность среди читателей, что укрепляет веру в успешность родственного ему по типу журнала для работниц. Считаясь с тем, что «Коммунистка» в общем и целом знакома русским работницам, было решено именно ее реорганизовать в направлении приближения этого журнала к интересам и запросам работницы. Об этом свидетельствует №5 журнала за 1922 год8, по своему характеру довольно резко отличающийся от предыдущих номеров. В нем вводится литературнохудожественный отдел (стихи, рассказы), усиливается отдел «переписка с читателями», оживляется отдел «среди книг», делаются попытки поставить «дискуссионный отдел». Неожиданно происходит новый поворот. «ЦК нашей партии приходит к мысли о необходимости создать совершенно новый журнал для работниц - “Работницу”, а “Коммунистку” оставить в качестве журнала руководяще-инструктивного»1 . (Коммунистка. 1923. № 1. С. 3.)

    1. КРАСНАЯ СИБИРЯЧКА. «Красная Сибирячка» выпускалась отделом работниц и крестьянок Сиббюро ЦК РКП(б) в Новониколаевске под заголовком «Художественно-литературный и научно-популярный журнал» с 1922 по 1939 годы. Он был ежемесячным, с 1929 года - двухнедельным. В нем также печатались статьи по женскому вопросу, написанные видными общественными деятелями, но здесь присутствовала местная специфика, выраженная в ориентации на провинциальную читательскую аудиторию, следовательно, в менее официозном языке статей и более популярном характере материалов. В качестве исторического источника журнал «Красная Сибирячка» представляется более репрезентативным, чем «Коммунистка». Журнал не был статичным- стечением времени он развивался, изменялись внешнее и внутреннее оформление, количественное соотношение различных материалов, переменилась также и целевая направленность на аудиторию. За всем этим стоит обновление идеологем на государственном уровне, и прослеживаются тенденции государственной политики в отношении женщин. С самого начала существования «Красная Сибирячка» была массовым изданием, с широкой целевой читательской аудиторией. Ориентирован журнал был на работниц и крестьянок Сибири, являлся своего рода «ликбезом» для политически не просвещенных женщин, малограмотных, только начинавших втягиваться в нормальное русло жизни после революции и гражданской войны. Характерной чертой первых номеров (1922-1923 гг.) является значительный удельный вес публикуемого литературнохудожественного материала. Этот отдел занимал до 50% журнальной площади и состоял из многочисленных рассказов, стихотворений и документальных очерков. Тематика рассказов была не слишком разнообразна: зарисовки тяжелого женского дореволюционного быта, повести о героических буднях участниц гражданской войны и истории из жизни большевистского подполья. Примерно одинаковыми по объему были отделы агитационно-организационный и общественно-политический, призванные ликвидировать политическую отсталость. В них разъяснялось, какие новые права предоставила женщинам Советская власть, печатались статьи о видных партийных и революционных деятелях (в год смерти Ленина ему полностью был посвящен номер журнала)11, публиковались решения партийных 11 К р а с н а я С и б и р я ч к а . 1 9 2 4 . № 1. съездов и конференций, статьи о Коминтерне и международном политическом положении. Об ориентации журнала на невысокий уровень политической грамотности читательниц свидетельствует довольно примитивный язык изложения, наличие статей типа «Что такое С.С.С.Р.»12, многочисленные лозунги, набранные жирным шрифтом и разбросанные по всему журналу. «Красная Сибирячка» на протяжении первых двух лет своего существования характеризуется довольно большим объемом (80-100 страниц - зачастую несколько номеров объединялись в один), а также почти полным отсутствием иллюстраций, что являлось следствием не только недостатка средств, но и общего курса на аскетизм.

    2. В КАЧЕСТВЕ ВЫВОДА: В периодической печати того времени активно пропагандируются те социальные преимущества, которые дала женщине революция. Идея равенства, воплощенная в жизнь посредством нового законодательства, пропаганда преимуществ советского образа жизни находили отражение в многочисленных статьях и выступлениях различных общественных деятелей. Постоянно на первых страницах печаталась оперативная политическая информация - законы, постановления и распоряжения правительства, сообщения о государственно-важных событиях - съездах, юбилеях, празднованиях. Фигура женщины, участвующей в построении нового общества, ставилась рядом с фигурой мужчины. Впрочем, необходимо отметить, что лозунги равенства полов в феминистском понимании этого слова (т.е. признании женщины равной мужчине по всем показателям, в чем-то даже превосходящей его) отсутствовали. Существовало особое, социалистическое понимание идеи равенства полов. Женщина - друг, товарищ и верный помощник мужчины в деле строительства коммунизма. Подтверждением этому служат слова В. Ленина: «В Советской республике для женщины открывается политическая деятельность, которая будет состоять в том, чтобы своим организаторским умением женщина помогала мужчине»13 (Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике // Поли. собр. соч. Т. 39. С. 204.)

    3. Идея о репродуктивной функции женщины как основе её закрепощения. Функция материнства в образе советской женщины изменяет свое отображение в тексте и визуальном ряду в соответствии с изменением государственно-идеологических стратегий. В первой половине 1920-х годов главным содержанием политики в отношении женщин было предоставление им всей полноты прав (в том числе и свободы репродуктивного поведения - законодательно был разрешен аборт в 1920 г.14) (14 Об искусственном прерывании беременности // Постановления КПСС и советского правительства об охране здоровья народа. М., 1958. С. 63-64.)

    4. Кроме того, функция материнства представлялась в то время отмирающей - заботу о детях в социалистическом обществе, в соответствии с положениями марксизма, должно было взять на себя государство. «Раз государство заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок со временем стал ценным общественным работником, оно должно всю заботу о детях взять на себя»15. Коммунистка. 1921. № 10-11. С. 26. (государство берёт на себя заботу и защиту детей, пока женщина с мужчиной равно строят коммунизм)

    5. Нормализующие суждения эволюционируют от признания за женщиной только функции воспроизведения потомства к признанию ее естественной воспитательницей, а роль общества в процессе воспитания ребенка - вспомогательной.

    6. В конце 1920-х- начале 1930-х гг. в периодической печати начинается антиабортная кампания. Публикуются статьи, в которых объясняется вред аборта, множество заметок о неудачных операциях, которые заканчивались смертельными исходами. Стали превозноситься радости материнства, печататься крупные планы детских фотографий, появляются статьи о воспитании детей16. Виднейшие деятели советского государства высказываются о необходимости ограничения или полного запрета абортов. (видно изменение женской политики и отражение в периодической печати) 16 Можно ли наказывать ребенка? // Красная Сибирячка. 1928. № 5. С. 23; Израилити И. Почему ребенок играет? // Красная Сибирячка. 1928. № 1. С. 21-22.

    7. НЕ СООТВЕСТВУЕТ ВРЕМЕНИ, НО ОТРАЖАЕТ ИТОГ АНТИАБОРТНОЙ ПОЛИТИКИ В связи с общим курсом государства на увеличение народонаселения, женщина лишалась права свободного выбора, материнство становилось объектом государственной политики. Чтобы взять под контроль эту сферу частной жизни граждан, государство прибегло к законодательному запрету. В 1936 г. появляется постановление ЦИК иСНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов и детских яслей и об усилении уголовного наказания за неплатежи алиментов»20. По официальной точке зрения, постановление было направлено на охрану материнства и детства, на защиту интересов семьи и женщин и осуществлялось в соответствии с декларируемым курсом на укрепление семьи. Но оно носило репрессивный характер, заключавшийся не только в запрещении абортов, но и в ужесточении уголовного наказания за неплатеж алиментов и введения новых санкций при разводе. Интересы самой семьи игнорировались: постановление было необходимо для удовлетворения потребностей тоталитарного государства. 20 Постановления КПСС и советского правительства об охране здоровья народа. М., 1958. С. 264-272.

    8. ГРАММОТНОСТЬ ЖЕНЩИН. Значительное место в журнальных публикациях на протяжении всего десятилетия занимает проблема освоения женщинами грамотности и вовлечение их в пункты ликбезов. Движение за овладение грамотностью женщинами приняло широкий размах. С 1923 г. в него было вовлечено только 9% женщин, а в 1928 г.-уж е 45%21. Новая женщина должна была быть грамотной. 21 - Шевцова О.Н. Социальные проблемы женщин Западной Сибири и пути их решения (1926-29): Автореф. дисс... канд.ист.наук: 07.00.02 / Алтайский гос. университет. Кемерово, 1999. С.21.
      Это проявляется в создании кружков, красные посиделки, кружки рукоделия, кружки кройки и шитья. Эти традиционные женские собрания использовались женорганизаторами для бесед и чтения лекций, поскольку делегатские собрания в деревне имели еще меньшую эффективность, чем в городе.


    9. Например, рисованная обложка журнала за 1928 год программирует сразу три образа советской женщины: 1) делегатка - просветительница - активистка; 2) труженица - крестьянка - работница (в одном лице, поскольку присутствуют атрибуты и крестьянки - сноп и серп, и работницы - фартук и «рабочая» косынка; 3) мать (самая маленькая фигура по сравнению с остальными, на заднем плане). Четко прописываются образы крестьянок, через улыбающееся широкое лицо передается ситуация трудовых будней. (Позже появляются фотографии на обложках, главными героями которых были не сами женщины, а их роли, поэтому стали необходимы подписи). В современных женских журналах девушка с обложки играет роль идеала, к которому нужно стремиться. В журналах 1920-х годов женский образ на обложке выражал правду жизни, проводя своеобразную рекламу нового типа советской женственности. Главную роль в идеологии в конце 1920-х гг. продолжала играть вербальная составляющая, текст. (НАЙТИ ЭТО ФОТО И ДОБАВИТЬ В ПРИЛОЖЕНИЕ. ЕСЛИ НЕТ ФОТО – НЕТ И ОПИСАНИЯ)

    10. ГЕРОИНЯ И АНТИГЕРОИНЯ: Героиня социалистических будней- в первую очередь активная общественница, в городе - работница, в деревне беднячка или батрачка. Общественное благо для нее важнее собственного, своей семьи. Она много работает, домашним хозяйством ей заниматься некогда, поэтому оно у нее на последнем месте. Она окончательно порвала с условностями старого быта, прежде всего с религией. Она активно просвещается, посещает пункты ликбеза, организует кружки, постоянно имеет какую-нибудь общественную нагрузку (организация сбора пожертвований горнякам Англии, участие в кружке Осоавиахи- ма, шитье одежды для беспризорников, распространение облигаций государственного займа, подготовка доклада на делегатском собрании и т.д.).
      1   2   3


    написать администратору сайта