|
Возрождение. Таблица 3. Философия эпохи Возрождения
Соболева Светлана ндо 441
Таблица №3. Философия эпохи Возрождения.
Философ, годы жизни
| Основные
труды
| Основные проблемы, понятия и принципы
| Сущность главных идей
| Николай Кузанский, (1401 – 1464)
| "О католическом согласии", Об ученом незнании","О предположениях", "О сокрытом Боге","Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении", "Апология ученого незнания","О согласии веры", "О видении Бога", "Компендий",провержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) .
| Учение о едином и иерархия бытия, проблемы богопознания и познания тварного мира. Гуманистические идеи и гносеологический оптимизм.
Концепция единого христианства.
| Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью.
Динамика мироздания, предполагая свое единое основание, есть динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой.
Идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики.
Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный "ограниченный максимум".
| Николай Коперник, (1473 – 1543)
| "Очерк нового механизма мира",
“О вращениях небесных сфер”
| Гелиоцентризм как научная система.
Концепция единства Мира, подчинения "Неба" и "Земли" одним и тем же законам, низведения Земли до положения "одной из" планет Солнечной системы.
| Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.
Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил.
| Джордано Бруно, (1548 – 1600)
| "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591) и др.
| Учение Бруно – это специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.
Идея бесконечности Вселенной и бесчисленного множества обитаемых миров.
| Бесконечная вселенная в целом – это Бог – он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.
Отождествление Бога с природой.
"Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|