Тайны ордена тамплиеров.. Тайны ордена тамплиеров
Скачать 35.9 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Институт права и национальной безопасности Казаков Игорь Игорьевич Тема: Тайны ордена тамплиеров Реферат по дисциплине «История государства и права России»Выполнил: студент 11 группы 1 курса, специальности: 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности очной формы обучения Тамбов, 2022 Содержание Введение 3 Глава 1. Возникновение и развитие Ордена 4 Глава 2. Конфликт с королевской властью и гибель Ордена 11 Заключение 13 Список литературы 14 Введение Данное исследование посвящено проблемам, связанным с Орденом Тамплиеров. Братство Тамплиеров вошло в историю как одно из самых богатых, влиятельных и одновременно самых мистических военно-монашеских образований. Актуальность темы исследования разными факторами. В XII–XIV веках человечество входит в новую фазу развития международных отношений. В средневековой истории найдется немного сюжетов, которые бы привлекали внимание так, как история ордена Тамплиеров, одновременно находясь в забвении у историков, порождая тем самым самые невероятные домыслы. Может быть, поэтому в популярной литературе появилась пресловутая фраза “Загадка тамплиеров”. Но, вероятно, проникнуть в тайну тамплиеров невозможно, не изучив историю ордена, начиная с момента его возникновения как братства Бедных рыцарей, призванного охранять паломников на пути к Святым местам, до мощной организации, сконцентрировавшей огромные материальные и военные ресурсы, каким он стал к концу XIII в. Цель исследования: на примере Ордена Тамплиеров исследовать и описать историю возникновения рыцарских орденов, проанализировать конфликт между Орденом Тамплиеров и светской властью. Задачи исследования: подобрать и изучить литературу и иллюстративный материал по данной теме; изучить историю становления Ордена Тамплиеров; определить причины гибели Ордена Тамплиеров; определить причины современного интереса к истории Ордена Тамплиеров. Объект исследования: средневековый рыцарский орден. Предмет исследования: история возникновения рыцарских орденов, развитие конфликта светской власти и Ордена Тамплиеров. Методы исследования: изучение литературы и периодических изданий, материалов сети Интернет. Глава 1. Возникновение и развитие Ордена Орден рыцарей Храма, тамплиеров, существовал всего 200 лет. За свою недолгую историю тамплиеры успели стать самым влиятельным рыцарским орденом Европы. Орден тамплиеров считается одним из самых загадочных духовно - рыцарских орденов. Он появился в 1119 году, вторым по счету (первым был основан орден госпитальеров в 1088 году). Первый крестовый поход (1096-1099) был наиболее удачным: рыцари дошли до Иерусалима и захватили его, создав Иерусалимское королевство и несколько других самостоятельных государств на Ближнем Востоке. Однако после этого многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад или погибли, а созданные ими на Востоке новые государства крестоносцев не имели достаточного количества войск и умелых полководцев, способных защищать границы новых государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям грабителей или иноверцев. В 1119 году в Иерусалим приехали девять рыцарей во главе с французским дворянином Гуго де Пейном. Они предстали перед Балдуином II, сувереномИерусалимского латинского королевства, и предложили ему свои услуги. Целью рыцарей было основание военно-религиозного ордена для охраны Святой Земли и паломников от нападений мусульман. Король, тронутый благородными намерениями крестоносцев-ветеранов, предложил им устроить казарму в древней постройке, прилегающей к мечети аль-Акса на Храмовой горе, которую они назвали храмом Соломона. Так возник орден бедных воинов Христовых, или просто орден рыцарей Храма. За суровый образ жизни и нищету местное население окрестило их «нищенствующими рыцарями из Храма» (что по-французски произносится как «тампль», отсюда и название «тамплиеры»). Мотивы, подтолкнувшие девятерых рыцарей к созданию ордена, остаются тайной, кроме того мало известно и о самих основателях. В хрониках сохранились имена 5-ти из них, но не сообщается ничего об их происхождении или жизни перед вступлением в орден. Известно лишь, что все или почти все они были французами и ветеранами Первого крестового похода. Они были настолько нищими, что на двух человек у них была всего одна лошадь. В первое время они отправлялись в дорогу, ели и сражались в паре. Этот забавный обычай породил в Иерусалиме немало сплетен, служил объектом насмешек со стороны солдат и других крестоносцев. В память об этом их печать на протяжении долгого времени представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. Скоро после основания к отряду присоединился 10-й рыцарь, граф Гуго Шампанский, знатный и владетельный французский дворянин, принятый при дворе и в высших церковных кругах. Вероятно, при посредничестве этого влиятельного аристократа основатели ордена вступили в контакт с монахом и ученым Бернаром Клервоским (в последствии признанным святым). Аббат Клерво проявил большой интерес к начинанию монахов-солдат, определил основные положения устава ордена и предложил использовать характерное белое облачение, резко контрастировавшее с черными одеждами госпитальеров, а также эмблему в виде алого восьмиконечного креста, который тамплиеры носили на плаще рядом с сердцем. Кроме того он пообещал выхлопотать у Папы Римского нужное разрешение на создание ордена. О деятельности ордена, как и вообще об ордене, мало кто знал вплоть до Собора в Труа (1128 год), где Папа Гонорий II торжественно объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, первым великим магистром которого стал Гуго де Пейн. Таким образом, храмовники получили признание всего католического мира. С момента своего официального утверждения орден проводил активную и успешную вербовку новых участников. Стремительно росло как число рыцарей, так и движимое и недвижимое имущество тамплиеров. Чтобы вступить в орден и принести обет бедности, претендент должен был пожертвовать ордену замок и доходы со своих земель, которые расходовались на покупку оружия, щитов, боевых коней, доспехов и другого снаряжения. Кроме взносов новых рыцарей, состояние ордена приумножалось за счет щедрых пожертвований королей, князей, знати, богатых купцов и торговцев, что обеспечило ему прочное экономическое положение на Западе. Тамплиеры были вторым по счёту после госпитальеров орденом крестоносцев. Они объединили два начала: рыцарство и монашество, легко преодолев с помощью святого Бернара предрассудок, что монахи не должны проливать кровь. Как всякий монашеский орден, тамплиеры имели устав и давали обеты. Устав тамплиеров включал в себя обычные обеты послушания, нищеты и целомудрия, которые следовало исполнять рыцарям. Также добавлялись обязанности подавать милостыню нищим, посещать мессу и есть мясо по меньшей мере трижды в неделю, чтобы сохранять чистоту духа и физическую силу, необходимые для выполнения их миссии. Кроме этого, рыцарская клятва требовала оказывать помощь попавшим в беду собратьям по ордену, даже с риском для своей жизни, сражаться с тремя противниками одновременно и не отвечать на любые провокации со стороны другого христианского рыцаря, только если тот трижды оскорбит храмовника. Рыцарям запрещалось отступать в бою, пока над полем развевался хоть один христианский флаг. Каждый воин мог иметь не более трех коней. Также не допускались излишества в одежде, праздные разговоры, игры в кости и шахматы. Неисполнение этих заповедей каралось тройным бичеванием. Рыцари Храма носили белые плащи с красными крестами, что представляло собой символ мученичества. Они действительно были готовы отдать свои жизни во имя Бога и считались одними из самых умелых воинов среди крестоносцев. Вместе с госпитальерами и появившимися позже рыцарями тевтонского ордена они служили иерусалимскому королю, участвуя в постоянных войнах с сарацинами. Новый орден стал реальной военной силой, способной защитить завоевания европейцев на Ближнем Востоке. Главой братства (Ордена) был Великий Магистр, за которым следовали следующие должности и звания: командор Ордена — он же начальник крупного воинского подразделения; приоры — уровень губернатора или коменданта определенной области (территории); офицеры – военачальники среднего уровня; сержанты – рядовые члены ордена. Продвижение по служебной лестнице осуществлялось с учетом военных и других заслуг перед орденом. Рыцари составляли основу военных подразделений и администрации ордена. Обслуживанием братства занимались слуги и конюхи, выполнявшие во время походов функции оруженосцев. Все воины, которые не могли претендовать на статус рыцаря, но были готовы сражаться в рядах ордена, попадали в под категорию «услужающих братьев» (сержантов). Именно из них формировалось основное войско братства. На каждого полноправного рыцаря приходилось около десяти младших братьев. Сержанты (услужающие братья) как и рыцари тоже должны были соблюдать все правила монашеской жизни. Им нельзя было (как и старшим братьям) украшать свое оружие. Также все было и с одеждой: Плащи белого цвета дозволялось иметь только братьям – рыцарям. Все остальные воины могли носить только одеяния черного или коричневого цвета. Оружие тамплиеров было обычным для западноевропейских крестоносцев. Каждый рыцарь имел меч и щит. Кроме того, братья вооружались длинным копьем, тремя ножами разной длины (кинжал, хлебный нож и малый нож) и «турецкой» булавой. Правила также разрешали братьям вооружаться арбалетом и турецким оружием: трофейным или купленным в Палестине. Поскольку турецкая конница была значительно легче европейской, турецкое оружие также было более легким. Наиболее ценным предметом экипировки рыцаря был боевой конь. Он определял статус рыцаря, скорость, маневренность и высоту над полем боя. Устав ордена определял, сколько лошадей может быть у каждого брата. В идеале рыцарь должен был иметь двух боевых коней, на случай если один конь будет убит в бою. Кроме того, рыцарю требовалась верховая лошадь для обычной езды и вьючные лошади. Также у тамплиеров имелся довольно внушительный флот, состоящий из сотни кораблей, с помощью которых храмовники могли контролировать ключевые торговые маршруты Средиземного моря. С момента своего образования и до 1291 года тамплиеры находились на Ближнем Востоке. Эти 100 лет отмечены сражениями тамплиеров не только с мусульманами, но и с рыцарями других орденов – тевтонцами и госпитальерами, а также участием в освобождении Испании от арабов. Когда в 1291 году сарацины вытеснили крестоносцев из Палестины, тамплиеры вынуждены были перебраться на Кипр. В последствии они перебрались в Европу и организовали свой главный штаб в Париже, в замке Тампль, который стал их последним прибежищем. Завоеванный и заслуженный авторитет, который обрело братство, является основной причиной того, что со временем тамплиеры стали самым популярным монашеским орденом в средневековой Европе. Это стало возможным благодаря четкому соблюдению иерархии внутри ордена и самой организации братства. Высокое воинское мастерство и доблесть только усиливали достигаемый эффект. Практически вся французская знать и аристократия являлась членами Ордена. Постепенно и богатство тамплиеров приняло невиданные объемы, основой чего послужили три документа: Папская булла от 29 марта 1139 г. даровала им автономию от местных светских и духовных властей. Фактически храмовники подчинялись напрямую только римскому папе; Булла от 9 января 1144 г. давала индульгенцию (искупление грехов) всем жертвующим на орден; Булла от 7 апреля 1145 г. разрешила тамплиерам строить особенные орденские церкви, в которые сразу устремились толпы верующих. Постепенно орден трансформировался в огромную корпорацию, где наряду с военными ремеслом оказывались и другие услуги, включая финансовые и транспортные. По всей Европе храмовники строили свои замки и крепости. Велико было влияние тамплиеров не только во Франции, но и в других странах, особенно в Испании и в Португалии. Орден имел политический вес в Англии и в Германских государствах. Основной деятельностью братства стало умело организованное ростовщичество. Имея свои приораты в европейских странах и на Ближнем Востоке, храмовники изобрели безналичный перевод денег. Золото не перевозилось из страны в страну, а переводилось со счета на счет по письмам монахов-казначеев. Во второй половине XII века "бедные братья Христа" стали владельцами неисчислимого количества золота, огромными территориями, замками, храмами и прочим движимым и недвижимым имуществом. Так, к примеру, за сто тысяч византионов (просто астрономическую по тем временам сумму) они в 1191 году купили у английского короля Ричарда Львиное Сердце остров Кипр. По сути, все нынешние банковские операции были изобретены и опробованы тамплиерами. Они ввели систему банковских представительств, отделили банковское дело от купеческого, изобрели систему чеков и ввели в обиход понятие "текущий счет". Чтобы не путешествовать с наличными ценностями, человек мог сдать деньги в кассу тамплиеров в Париже или Лондоне, а получить в Иерусалиме, предъявив чек. Причем сумму он получал конвертированной в местную валюту! Затем орден начал давать деньги в долг под довольно низкий процент - 10%). Ставка самых популярных ломбардских банкиров составляла 24%, а еврейских - 40%. Несмотря на то, что орден имел колоссальную власть и влияние по всей Европе, у этой организации было немало противников и врагов. На рубеже XIII - XIV веков заметно испортились отношения между Орденом и Французским королевством. Камнем преткновения стало желание французских королей произвести "порчу" золотой монеты. Снижение содержания золота в деньгах могло нанести банкирам Ордена непоправимый ущерб. Поэтому они всячески препятствовали проведению подобных операций, что само по себе вызывало конфликт с властями. Некоторые способы обогащения тамплиеров, в конце концов, стали вызывать недовольство тогдашней знати. Чаще всего храмовники выдавали деньги под заклад. Этим закладом могли быть королевские драгоценности, земли, корона и даже большая королевская печать, как это было в 1220 году в Англии. Чтобы не афишировать заклад, в бумагах он оформлялся как "передача на хранение", но сути это не меняло. Больше всего власти приходили в раздражение, когда в качестве заклада им приходилось передавать тамплиерам важные государственные документы. Вполне возможно, что располагая такими документами, храмовники могли шантажировать королей и других высокопоставленных особ. Таким образом, Орден тамплиеров уже мог влиять на всю европейскую политику. Глава 2. Конфликт с королевской властью и гибель Ордена Участь Ордена тамплиеров была предрешена, когда королем Франции стал Филипп IV Красивый из династии Капетингов (1285 - 1314 гг.). Умный, талантливый и жестокий монарх вознамерился создать единое, централизованное государство и сосредоточить в собственных руках всю полноту власти. Разумеется, независимые тамплиеры, фактически определявшие финансовую политику Франции, связывали честолюбивого монарха по рукам и ногам. Французское королевство в начале XIV века переживало глубокий экономический кризис. Королевская казна была пуста, и Филиппу IV приходилось постоянно одалживать средства. Одним из основных источников финансирования являлся Орден. В итоге долг королевского двора перед тамплиерами достиг огромных размеров. Уничтожить орден было для французского монарха единственным решением избавиться от кредиторов. Не имея собственных сил на борьбу напрямую с тамплиерами, Филипп обратился за помощью к Ватикану. У римской католической церкви имелись свои счета к храмовникам, и поэтому римские первосвященники рьяно ухватились за идею, раз и навсегда покончить с непокорным братством. Несмотря на то, что орден находился официально под покровительством римской Церкви, Папа Клемент V живо откликнулся на просьбу французского короля совместными усилиями уничтожить орден. Было принято решение скомпрометировать Орден, настроить против него всех, кого только можно, а потом уничтожить тамплиеров, конфисковав их богатства в казну. В принципе, настроить общество против Ордена было несложно. Слухи о вероотступничестве храмовников стали быстро распространяться по всей Франции. О тамплиерах говорили, что они, находясь на Востоке, отреклись от Христа и на своих тайных сборищах вместо литургии творили "черную мессу". В вину рыцарям вменялось поклонение дьяволу. 13 октября 1307 года Филипп Красивый приказал бросить в тюрьму две тысячи рыцарей-тамплиеров. На все имущество Ордена был наложен арест. Следствие велось больше года, а признание в страшных грехах выбивалось из бывших монахов ужасными пытками, свойственными средневековой инквизиции. Во Франции действиям светских властей и Ватикану противились многие сторонники ордена, в том числе и в самом Ватикане. Период гонений и борьбы с тамплиерами приходится на 1307-1314 годы. В конце концов, как и любой орден и любая империя тамплиеры прекратили свое существование. 2 мая 1312 года папа Климент огласил буллу, в которой было объявлено, что Орден тамплиеров навечно упраздняется, его недвижимое имущество переходит в руки Ордена госпитальеров, а движимое вместе со всей казной - в руки короля Франции. Основная часть тамплиеров была приговорена трибуналом инквизиции к пожизненному заключению или сожжению на костре. Заключение Почему были уничтожены тамплиеры? Кто они такие - мы уже частично разобрались, теперь приведем причины, по которым Орден предали суду. Первая причина – это несметные богатства, которые многим и не снились - ни монархам, ни церковникам. Конечно же, многие хотели бы, чтобы этими сокровищами поделились с ними. Правда, как показало время, к моменту ликвидации сообщества рыцари уже утратили все свои имущество: казна их оказалась пустой. Может, они успели все спрятать? И это главная загадка рыцарей, которая не дает покоя любителям легкой наживы. Вторая причина – влияние и могущество братьев, которые представляли серьезную угрозу для власти любой христианской страны. Третья причина – заключается в том, что храмовники были освобождены от десятины, то есть не платили подать Папе Римскому. Это тоже осложняло их отношения с духовенством. Братство тамплиеров прославилось как одно из самых богатых, самых влиятельных и одновременно самых мистических военно-монашеских образований своего времени. Список литературы Барбер М. Процесс тамплиеров/ Пер. с англ. Тогоевой И.А. - М.: Алетейа; Энигма, 1998. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., 1995. Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120-1314- С-Пб.: Евразия,2008. Заборов М. Крестовые походы. М, 1956. Мишо Г. История крестовых походов – М., 2001. Мухин А. Небесные рыцари храма Соломона // Дилетант. 2017.№ 024 http://diletant.media |