Главная страница
Навигация по странице:

  • A defense of the doctrine touching spring and weight of the air

  • 2. ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ОПЫТА, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОПЫТНОЙ УСТАНОВКИ

  • Биография Блез Паскаль

  • Паскаль как физик и экспериментатор. Так, как понимали ее позднее Декарт и его последователи


    Скачать 96 Kb.
    НазваниеТак, как понимали ее позднее Декарт и его последователи
    Дата13.06.2019
    Размер96 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПаскаль как физик и экспериментатор.doc
    ТипДокументы
    #81615

    Паскаль как физик и экспериментатор. - "Эфирная материя" Декарта и его мнение о барометрических опытах. - Опыты Паскаля и Перье. - Трактаты Паскаля о равновесии жидкостей и о давлении воздуха

       В начале XVII века физические знания находились еще в довольно хаотическом состоянии, и прогресс со времен Аристотеля и Архимеда был весьма незначителен.

       Одним из наиболее распространенных в то время заблуждений, господствовавших и в ученом мире, и среди публики, было учение о так называемой "боязни пустоты". Утверждение, будто природа боится пустоты, часто встречается у древних писателей. Что касается величайшего из греческих философов и естествоиспытателей, Аристотеля, он понимал "боязнь пустоты" совсем в особом смысле, почти

    так, как понимали ее позднее Декарт и его последователи.
    По мнению Аристотеля, абсолютно пустого пространства вовсе не существует, и в этом-то смысле он говорил, что природа боится пустоты. Позднее комментаторы Аристотеля поняли дело иначе и вообразили, что природа обладает непреодолимым стремлением заполнить всякую образующуюся пустоту: таким образом, физические явления пытались объяснить присущими лишь чувствующим и мыслящим существам свойствами, вроде способности ощущать боязнь или испытывать стремление.

       В пользу этого учения, по-видимому, говорили многие общеизвестные в то время факты, вроде поднятия воды в насосе, действия кровососных банок и т. п. Было замечено, что жидкие и воздухообразные вещества быстро наполняют пустое пространство, как только могут в него проникнуть. При этом воображали, что "боязнь пустоты" совершенно неограниченна. Были твердо убеждены в том, что если, например, сделать насос и трубку в пятьсот футов или какой угодно высоты и вытянуть из нее воздух, то вода, в которую опущена эта трубка, поднимется на какую угодно высоту, "даже до облаков". Уверяли, что присосавшуюся банку можно, хотя и с усилием, оторвать лишь по той причине, что в ней есть немного воздуха, а если бы воздух совсем отсутствовал, то "никакие человеческие силы и даже силы ангела не были бы достаточны для этого". Одним словом, представления относительно "боязни пустоты" были в высшей степени сбивчивы и неопределенны.
       В таком состоянии находилось учение о пустоте в эпоху Галилея; но одно случайное происшествие заставило физиков глубже вникнуть в суть дела. Еще при жизни Галилея рабочие, устраивавшие фонтаны в саду флорентийского великого герцога Козимо Медичи, старались поднять воду при помощи насоса и с изумлением увидели, что вода поднимается лишь до высоты тридцати четырех футов и не идет далее несмотря на то, что над нею есть еще пустое пространство. Галилей был придворным математиком герцога, и к нему обратились за объяснением. Галилей ответил, что природа, конечно, боится пустоты, но эта боязнь, по-видимому, не простирается выше тридцати четырех футов. Такой полусерьезный ответ, разумеется, не мог удовлетворить самого Галилея, и он настоятельно советовал своим ученикам предпринять опыты с целью исследования этого вопроса.

       Почти в то же время Декарт создавал свою физическую теорию, в которой решительно отверг самое существование пустоты, а следовательно, и учение о боязни пустоты. Еще в 1631 году Декарт в одном из своих писем почти угадывает истину, замечая, что "столб ртути может быть удержан как раз такою силою, какая необходима для того, чтобы поднять столб воздуха, простирающийся от этого столба ртути до пределов атмосферы". Вместо того, чтобы остановиться на этой простой мысли и развить ее опытами и рассуждениями, Декарт вскоре погрузился в тонкости своей "тончайшей материи" - нечто вроде эфира новейших физиков - и этим запутал свое собственное более простое объяснение. В позднейших письмах и сочинениях Декарт заботится уже не столько о весе и давлении воздуха, сколько о том, чтобы противопоставить пустоте (le vide) полноту (le plein). Он уже совсем пренебрежительно отзывается о Галилее и его учениках и, рассуждая о явлениях, зависящих от веса воздуха, объясняет их каким-то круговоротом материи, происходящим оттого, что в природе "вовсе нет пустого пространства".

       Между тем один из способнейших учеников Галилея, Торричелли, исполнил желание своего учителя и в 1643 году предпринял опыты по подъему различных жидкостей в трубках и насосах. Он сравнил движение воды в насосе с поднятием ртути в барометрической трубке и убедился, что ртуть, будучи приблизительно в четырнадцать раз плотнее воды, поднимается на высоту в четырнадцать раз меньшую, чем вода. Отсюда Торричелли вывел, что причиною подъема как воды, так и ртути является вес столба воздуха, давящего на открытую поверхность жидкости. Таким образом был изобретен барометр и явилось очевидное доказательство весомости воздуха - свойства, известного еще Галилею, который, однако, как и Декарт, не сумел использовать его для полного объяснения рассматриваемых явлений. Торричелли сделал значительный шаг вперед, но и его объяснение было не полно. Недостаточно знать, что высота ртути в барометре определяется весом давящего на ртуть столба воздуха: необходимо выяснить, каким образом передается давление воздуха и чем оно отличается, например, от давления твердых тел. Всего непонятнее казалось, каким образом давление воздуха может передаваться без всякой потери не только вниз, но и вверх.

       Паскаль узнал об опытах Торричелли от Мерсенна. Последний еще в 1644 году получил письмо из Италии с извещением о результате этих опытов и пытался повторить их, но неудачно. В 1645 году Мерсенн сам поехал в Италию и, ознакомившись с делом на месте, сообщил подробности Паскалю. Паскаль в то время находился с отцом в Руане. Крайне заинтересовавшись сообщениями Мерсенна, он в свою очередь предпринял ряд опытов.

       В то время Паскаль еще признавал "боязнь пустоты", но считал ее не каким-то неограниченным стремлением заполнить пустое пространство, а силою, поддающеюся изменению и, стало быть, ограниченною. Вот что пишет сам Паскаль о своих первых опытах:

       "Я узнал об опытах, сообщенных Мерсенном и возбудивших изумление всех ученых и любознательных людей, от господина Пети, интенданта руанской крепости, человека весьма начитанного и слышавшего об этих опытах от самого Мерсенна. Названный Пети и я, мы повторили эти опыты (то есть опыты Торричелли) в Руане и нашли как раз то самое, что было найдено в Италии, не заметив ничего нового. С тех пор, размышляя по этому вопросу, я утвердился в мнении, которое всегда разделял, а именно, что пустота не есть что-либо невозможное и что природа вовсе не избегает пустоты с такою боязнью, как это многие воображают".

       Общий ход мыслей, приведший Паскаля к его замечательным открытиям в области физики, сводится к следующему. Опыты Торричелли, сообщенные ему Мерсенном, убедили Паскаля, во-первых, в том, что есть возможность получить пустоту, если не абсолютную, то по крайней мере такую, в которой нет ни воздуха, ни паров воды. В "тончайшую материю" Декарта он не верил, а явления подъема воды в насосе и ртути в трубке сначала приписывал "ограниченной боязни пустоты", то есть, как он поясняет, "сопротивлению, оказываемому телами их взаимному разделению". Убедившись в недостаточности этого объяснения и отлично зная, что воздух имеет вес - это говорил уже Галилей, - Паскаль напал на мысль объяснить явления, наблюдаемые в насосах и в трубках, действием этого веса. Главная трудность, однако, состояла в том, чтобы объяснить способ передачи давления воздуха - этого не сделал даже Торричелли, а менее всего Декарт, воображавший, что все объясняется непрерывностью материи, отсутствием пустоты и "круговоротом" веществ. Что касается Паскаля, то, раз напав на мысль о влиянии веса воздуха, он рассуждал так: если давление воздуха действительно служит причиной рассматриваемых явлений, то из этого следует, что чем меньше или ниже, при прочих равных условиях, столб воздуха, давящий на ртуть, тем ниже будет столб ртути в барометрической трубке. Стало быть, если мы поднимемся на высокую гору, барометр должен опуститься, так как мы стали ближе прежнего к крайним слоям атмосферы и находящийся над нами столб воздуха уменьшился.

       Паскалю тотчас же пришла мысль проверить это положение опытом, и он вспомнил о находящейся подле Клермона горе Пюи-де-Дом. 15 ноября 1647 года Паскаль сообщил проект этих опытов мужу своей старшей сестры, Перье, бывшему в то время в Мулене. По различным обстоятельствам Перье смог произвести эти опыты лишь 19 сентября 1648 года и выполнил поручение Паскаля с возможною тщательностью.

    Явления, предсказанные Паскалем, оправдались на опыте с буквальной точностью.

       По мере подъема на Пюи-де-Дом ртуть понижалась в трубке - и так значительно, что разница на вершине горы и у ее подошвы составила более трех дюймов. Эти наблюдения были проверены на обратном пути. Изучая подробные численные данные, присланные ему Перье, Паскаль заметил, что разница в двадцать саженей при подъеме на гору соответствует разнице в две линии на столбе ртути. Эти цифры показали Паскалю, что опыт может быть повторен в городе, и, находясь тогда в Париже, Паскаль тотчас произвел его на башне св. Иакова, а затем в одном частном доме, имевшем десять саженей высоты. Везде получались результаты, совершенно согласные с числами Перье.
    Эти опыты окончательно убедили Паскаля в том, что явление подъема жидкостей в насосах и трубках обусловлено весом воздуха. Оставалось объяснить способ передачи давления воздуха. Паскаль, знавший об опытах Архимеда над жидкостями, напал на простую, но гениальную мысль сравнить давление воздуха с давлением, существующим внутри жидкостей. Архимед доказал, что всякое твердое тело, частью или целиком погруженное в жидкость, теряет в своем весе и что эта потеря как раз равна весу вытесненной телом жидкости. Голландский ученый Стевин пошел еще дальше и сказал, что давление жидкости на дно сосуда зависит лишь от высоты жидкости, то есть от высоты ее уровня над дном сосуда, и не зависит нисколько от формы сосуда. Наконец Паскаль не только подтвердил вполне истину, высказанную Стевином, но и показал, что давление жидкости распространяется во все стороны равномерно и что из этого свойства жидкостей вытекают почти все остальные их механические свойства; затем Паскаль показал, что и давление воздуха по способу своего распространения совершенно подобно давлению воды.

       Паскаль собирался написать обширный трактат о равновесии жидкостей, но успел составить лишь краткое исследование, да и оно было напечатано только после его смерти.

       В научных работах Паскаля есть огромные достоинства, выгодно отличающие его сочинения от трудов большинства его современников. Изложение Паскаля отличается необыкновенною ясностью и общедоступностью. Его трактат о равновесии жидкостей может быть прочитан людьми, знающими лишь арифметику. Вот как, например, поясняет Паскаль теорию гидравлического пресса. Предположим, что у нас есть сосуд, закрытый со всех сторон, исключая два отверстия, из которых одно в сто раз больше другого. Если мы приладим к каждому отверстию по поршню так, чтобы эти поршни входили плотно, то один человек, движущий маленький поршень, если сосуд наполнен водою, уравновесит силу ста человек, движущих большой поршень; если же к последнему приставить только девяносто девять человек, то один человек, налегающий на малый поршень, справится со всеми девяноста девятью. Из этого видно, говорит Паскаль, что сосуд, наполненный· водою или иной жидкостью, представляет новый род машины, могущей умножить силу во столько раз, во сколько нам угодно: стоит только уменьшать размеры одного отверстия и расширять другое, прилаживая в то же время соответственные поршни.

       Паскаль поясняет, что эта новая машина, подобно машинам, составленным из твердых тел, не создает силы из ничего. Выигрыш силы здесь, как и всюду, достигается лишь за счет потери в скорости. Так, например, очевидно, по словам Паскаля, что человек, движущий маленький поршень, должен опустить его на один дюйм для того, чтобы большой поршень прошел лишь сотую часть дюйма. В этом легко убедиться, сравнивая количество воды, вытесненное малым поршнем, с объемом, который оставляет за собою во время движения большой поршень. Вода почти несжимаема, а потому как раз тот объем воды, который вытеснен малым поршнем, должен поместиться в пространстве, только что оставленном большим поршнем. Чтобы оба эти объема были равны между собой, необходимо продвинуть в сто раз меньший в разрезе поршень на расстояние в сто раз большее.

       Паскаль целым рядом примеров поясняет свой главнейший принцип, состоящий в том, что давление жидкостей равномерно распространяется во все стороны, и доказывает, что этим свойством обусловливается множество других и объясняется много кажущихся парадоксов. В тех случаях, когда твердые или полужидкие тела оказывают равномерное давление, получаются совершенно аналогичные последствия. Когда, например, идет речь о том, почему человек или животное, погруженные в воду, почти не замечают ее давления, Паскаль поясняет это следующим сравнением. "Положите червяка в тесто и сожмите это тесто руками; вы не будете в состоянии раздавить червяка, как бы вы сильно ни сжимали. Это потому, что червяк заключен в тесто, окружающее его со всех сторон совершенно равномерно, и давление распространяется на поверхность его тела равномерно, а потому каждая частица поверхности его тела испытывает сравнительно ничтожное давление. Совершенно то же происходит с телом животного, погруженного в воду. Пусть более не утверждают, что давление воды не ощущается потому, что вода будто бы не давит на самое себя. Она оказывает давление одинаково во все стороны. Настоящая причина, почему животное, погруженное в воду, не может быть раздавлено весом находящейся над ним жидкости, состоит вовсе не в том, что это давление будто бы зависит от ничтожного веса, а в том, что животное окружено со всех сторон жидкостью, распределяющей давление по всему телу. Вообразим себе, что весь столб жидкости, находящийся над животным, внезапно отвердел, например, замерз, но что при этом остался только ничтожный слой жидкости, отделяющий животное от твердой массы. При таких условиях животное по-прежнему не будет испытывать давления, потому что давление твердой массы, сообщаемое ему при посредстве слоя воды, по-прежнему распределится равномерно".

       Совершенно подобным образом объясняет Паскаль явления, зависящие от давления воздуха. В трактате "О весе воздуха" Паскаль уже прямо и решительно выступает против учения о боязни пустоты и говорит, что все явления, приписываемые этой боязни, зависят от веса воздуха и равномерного распределения давления. На каждом шагу Паскаль проводит параллель между давлением воздушной массы и давлением жидкостей; так, например, говоря о том, как трудно разделить две сложенные вместе полированные пластинки, он объясняет это явление давлением воздуха на внешние поверхности пластинок и замечает: "совершенно подобное явление можно воспроизвести при погружении сложенных между собой пластинок в воду". Явления в насосе Паскаль сопоставляет с различием уровней двух неодинаково плотных жидкостей в сообщающихся сосудах.

       По тем открытиям, которые были сделаны Паскалем относительно равновесия жидкостей и газов, следовало ожидать, что из него выйдет один из крупнейших экспериментаторов всех времен. Но еще до производства знаменитых опытов на горе Пюи-де-Дом в жизни Паскаля произошло событие, оказавшее весьма неблагоприятное влияние на его умственную деятельность.


    Научные исследования Р.Бойля, завершившиеся впоследствии открытием первого газового закона, относятся к  1660 г. В этот период Р. Бойль знакомится  с опытами О. Герике. Удивительные опыты Отто Герике с воздушным насосом и магдебургскими полушариями были описаны в сочинениях Каспара Шотта (1657 г.) (рис. 1, 2). Р. Бойль решил повторить эти опыты. Для постановки опытов он конструирует новый насос (рис. 3). Немалое содействие в этом ему оказывает Р. Гук. По принципу действия насос Бойля не отличался от насоса Герике ,  но являлся более удобным в работе.

    Результаты своих опытов Р.Бойль  изложил в сочинении «New experiments physico– mechanical, touching the spring of the air» (Оксфорд, 1660 г.). В этой же работе он описывает свой новый насос. 

    Эксперименты, выполненные Р. Бойлем, позволили ему убедиться в справедливости результатов опытов О. Герике.

    Помимо того, кроме уже известных научных фактов  Р. Бойль  устанавливает несколько новых. В  ходе  многократно воспроизведенных экспериментов он наблюдал: что ртуть «падает», когда над ртутной ванной барометра выкачивают воздух; что в пустоте течение воды по сифону прекращается; что дым в пустом сосуде сначала несколько поднимается, а потом, подобно всякому тяжелому телу, падает на дно. Им были зафиксированы и  некоторые другие эффекты.





    Учеными того времени предпринимались попытки объяснить результаты опытов по исследованию свойств воздуха и производимого им давления. Несмотря на множество неопровержимых доказательств  существования атмосферного давления, многие не могли понять, как воздух такой легкий и подвижный, может уравновешивать столб ртути  значительной высоты (в 28 дюймов!). На этот счет строились различные предположения. Так, например, люттихский профессор Франциск Линус (1595 – 1675) утверждал, что ртуть удерживается в барометре «невидимыми нитями» и, что якобы  он сам почувствовал наличие этих нитей, когда закрывал пальцем  барометрическую трубку.

    Р. Бойль не  был согласен с предположением Ф. Линуса. Заинтересовавшись замечательными свойствами воздуха, Р. Бойль выдвинул собственную гипотезу для их объяснения. Он считал, что воздух обладает упругими свойствами. Ученый представлял себе воздух как  совокупность «маленьких спиралей», способных сжиматься. По мнению Р. Бойля, именно  упругость воздуха уравновешивает давление столба ртути и давление атмосферы. Р. Бойлю было важно  доказать ошибочность гипотезы Ф. Линуса и убедить последнего в существовании сопротивления воздуха. Ему пришлось поставить специальный опыт, в ходе которого он хотел установить, как меняется объем данного количества воздуха в зависимости от давления. Результаты, полученные Р. Бойлем, позволили сформулировать ему один из основных законов физики, носящий его имя.

    Описание опытов Р. Бойля и формулировка его закона были опубликованы в 1662 году в сочинении «A defense of the doctrine touching spring and weight of the air» («Защита доктрины, касающейся упругости и веса воздуха»).

    Закон об «упругих свойствах воздуха» не сохранил имени только первого, открывшего его ученого. Этот закон носит  имя еще одного физика - Эдма Мариотта. В 1676 г. французский священник Э.Мариотт (1620 – 1684 гг.) в своей работе «Опыты о природе воздуха» описывает собственные экспериментальные исследования  по сжатию и разряжению воздуха, из которых (независимо от Р. Бойля) он выводит аналогичный закон. Теперь этот закон называется законом Бойля - Мариотта. Научный приоритет Р. Бойля не вызывает сомнения, но, следует отметить, что Э. Мариотт глубже осознал  смысл полученного им результата. В частности,  Э. Мариотт предсказал различные применения данного закона. Из них наиболее важным был расчет высоты местности над уровнем моря по показаниям барометра. Что касается  Р. Бойля, то он  считал выявленную им в эксперименте закономерность всего лишь еще одним интересным свойством воздуха.

    2. ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ОПЫТА, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОПЫТНОЙ УСТАНОВКИ

     

    Экспериментальная работа Р. Бойля включала две относительно самостоятельные  части. В первой своей  части  эксперимент был связан  с исследованием упругих свойств воздуха при давлениях выше атмосферного, а во второй  - при давлениях ниже атмосферного.

    Обратимся к характеристике оборудования, которое использовал Р. Бойль  на первом этапе экспериментальной работы. 

    Сам Р. Бойль так описывает свою экспериментальную  установку: «Мы взяли длинную стеклянную трубку, которая путем нагревания на лампе была изогнута таким образом, что загнутая часть оказалась параллельной остальной части трубки и, один конец трубки был герметически запаян. Трубка была разделена на дюймы (каждый дюйм был разделен еще на 8 частей) при помощи наклеенной узкой бумажки».

     

    Чтобы убедиться, сохраняет ли его закон силу в области давлений ниже атмосферного Р.Бойль  использовал более сложную установку.

    «Мы применили, - пишет Р. Бойль, - стеклянную трубку длиной около шести футов. Поскольку она была герметически запаяна с одного конца, то служила нам так же, как если бы мы могли проводить опыт в бадье или в пруду глубиной семьдесят дюймов. Мы также располагали узкой стеклянной трубочкой величиной примерно с лебединое перо, открытой с обоих концов, вдоль всей длины трубки был приклеен узкий листок бумаги, разделенный на дюймы и их восьмые части. Когда эта узкая трубочка опускалась в большую трубку, почти заполненную ртутью, стекло способствовало тому, чтобы последняя сделалась выпуклой у верхнего края трубки. И ртуть, проникая через нижнее отверстие трубочки, заполняла ее до тех пор, пока заключенная внутри ртуть не оказывалась почти на уровне с поверхностью окружающей ртути в трубке» (рис. 5, а). Отверстие на конце узкой трубочки, который  выступал над поверхностью ртути, тщательно заделывалось с помощью расплавленного сургуча.

     

    Биография
    Блез Паскаль (19 июня 1623—19 августа 1662) — французский математик, физик, литератор и философ.
    Блез ПаскальБлез рос одарённым ребёнком. Его отец самостоятельно занимался образованиеммальчика. Ранние работы Блеза относились к естественным и прикладнымнаукам. Отец Блеза был сборщиком налогов, и, наблюдая за его бесконечными утомительными расчетами, Паскаль задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь этой работе.
    В 1634 (в 11 лет) где-то за обеденным столом кто-то зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Но стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль проводит опыты, результаты которых ложатся в основу «Трактата о звуках».
    Отец старался обучить мальчика древним языкам, настаивая, чтобы тот не отвлекался на разного рода пустяки. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. Однако тут же запретил ему всякие исследования в этой области. Но запретный плод сладок, и Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углем выводить на полу различные фигуры и изучать их. Когда отец случайно застал его за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясен: не знавший даже названий фигур, самостоятельно дойдя до сути дела, заново доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. Так постепенно раскрывался гений Блеза Паскаля.
    В 1639 (в 16 лет) написал замечательный трактат о предмете проективной геометрии.Паскаль был первоклассным математиком. Он помог создать два крупных новых направления математических исследований.
    В 1642 (в 19 лет) Паскаль начал создание своей суммирующей машины «паскалины». Машина Паскаля выглядела как ящик, наполненный многочисленными связанными друг с другом шестерёнками. Складываемые числа вводились соответствующим поворотом колес. До 1652 Паскаль построил около 50 вариантов своей машины. Несмотря на вызываемый ею всеобщий восторг, машина не принесла богатства своему создателю.
    Однако изобретённый Паскалем принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства вычислительных устройств.Б. Паскаль пытался создать вечный двигатель и проводил ряд экспериментов, используя устройство, похожее на рулетку. Естественно, что вечный двигатель он не создал, но кое-кому из его друзей пришла в голову мысль использовать это устройство в коммерческих целях.
    В 1643 Блез сконструировал счетную машину, за которую получил лично от короля Патент на изобретение с сохранением авторских прав на ее изготовление и продажу. Но это было далеко не все, на что оказался способен одаренный юноша.
    В 1648, несмотря на болезнь ног, Паскаль завершил «опыты касающиеся пустоты» и доказал, что в природе нет так называемого «страха пустоты». Он изучал равновесие жидкости под действием атмосферного давления. Исходя из своих открытий, Паскаль изобрел гидравлический пресс, на века опередивший технологию того времени.

    Однако все эти занятия, опыты, вычисления в какой-то момент опротивели уже прославившемуся ученому. Ему вдруг захотелось вырваться из храма науки, чтобы вкусить «прелестей» жизни. Свет встретил его с распростертыми объятиями. Знакомства с власть имущими, свободный вход в аристократические салоны, потакание всем своим прихотям и слабостям — вот что занимало Паскаля на протяжении нескольких лет. Все это время его младшая сестра Жаккелина, монахиня из монастыря Пор-Рояль, ревностно молилась за спасение души своего распутного брата.
    В 1654 переписывался с Пьером де Ферма по теории вероятностей, что впоследствии оказало принципиальное влияние на развитие современной экономики и социологии. В историю физики Паскаль вошел, установив основной закон гидростатики и подтвердил предположение Торичелли о существовании атмосферного давления. В честь Паскаля называется единица измерения давления системы СИ. Кроме того его имя носит один из языков программирования Pascal, а также способ расположения биномиальных коэффициентов в таблицу — треугольник Паскаля.
    24 ноября 1654, в половине одиннадцатого ночи, Паскаль пережил мистическое озарение. Придя в себя, он тут же записал откровение на кусочек пергамента, который был зашит им в подкладку своего платья. С этой реликвией Паскаль не расставался до самой смерти, после чего друзья и обнаружили её. Это стало началом новой жизни Паскаля, оставившего свои опыты и научную практику. Отныне его перо направлено на защиту «вечных ценностей». Он становится апологетом — защитником христианства. Паскаль публикует «Письма к провинциалу» — ряд художественных эссе, сочиненных в виде переписки. В них он обличал политику иезуитов, стремившихся поймать в свои сети как можно больше прихожан любыми средствами. Но не только обличение фарисейства было задачей Блеза. Главной целью своей Паскаль теперь считал служение Создателю.

    Одним из самых отрадных занятий в последний год жизни Паскаля было паломничество по Парижским церквям. Он обошел их все.
    Несмотря на молодость, здоровье Паскаля сильно ухудшалось. Появились ужасные головные боли. Из-за этого врачи запрещали любые умственные нагрузки. Но больной умудрялся записывать все, что приходило ему в голову буквально на любом подручном материале, будь то кусок ткани или салфетка. После смерти Блеза друзья нашли целые пачки таких вот записок, перевязанных бечевкой, которые позже были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли». В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства. Паскаль писал:

    «Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа»

    «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».

    В этой же рукописи содержалось описание доказательства разумности веры на основе теории игр, ставшее известным, как Пари Паскаля.

    19 августа 1662 после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль умер.


    написать администратору сайта