Главная страница
Навигация по странице:

  • Канта

  • пространство и время – субъективными, априорными формами сознания

  • В основе мира – воля к жизни

  • 3. Философия воли к власти Ф. Ницше

  • Наиболее значимыми представителями экзистенциализма XX века были: Карл Ясперс (

  • Выполнил: студент группы СДФ-117 Святкин Роман Александрович

  • философия. Задания по философии. Основные черты современной западной философии


    Скачать 21.87 Kb.
    НазваниеЗадания по философии. Основные черты современной западной философии
    Дата25.03.2020
    Размер21.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #113343

    Задания по философии.



    1.Основные черты современной западной философии:
    1)Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества
    2)Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания
    3)Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей
    4)Сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания ( одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности)
    5)Усилившаяся борьба рационализма и иррационализма

    2. Философия А. Шопенгауэра:
    Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.
    Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».
    Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания

    Основное произведение:
    «Мир как воля и представление»
    «О четверном корне закона достаточного основания»
    «О Воле в природе»
     «Две основных проблемы этики»
    «О зрении и цветах»

    «Раrerga und Parolipomena»
     
    В основе мира – воля к жизни. Воля проявляет себя в растительном, животном мире и мире человека
    Воля на низших ступенях – это слепое, неосознанное влечение
    Воля проявляет себя через борьбу внутри царств природы за выживание
    Воля наиболее полно осознает себя в человеке. Воля составляет сущность человека
    Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи ­– ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных  вещах.  Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их не путем абстракции, а путем созерцания.  В моменты, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки жизни и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям.




    3. Философия воли к власти Ф. Ницше:
    Читая, что в основе человеческого поведения лежит не воля к жизни, как полагал Дарвин, а воля к власти, Фридрих Ницше (1844— 1900) видел в ней источник развития от обезьяны к сверхчеловеку — следующему после Homo sapiens эволюционному виду. Прогресс, по Ницше, находится по ту сторону добра и зла, и эти понятия неприменимы к процессу выживания наиболее приспособленных. Человек имеет право, осуществляя волю к власти, на любой поступок по отношению к другим людям и всему, что ему противостоит.

    В основе мира, по Ницше, лежит воля, понимаемая многозначно: как некоторая движущая
    сила «становления», имманентная действительности; как «сущее» в его динамичности; как страсть, чувство , аффект с различными оттенками; как «воля к власти», к расширению своего Я, к экспансии. Ницше заменил Шопенгауэров монистический волюнтаризм признанием множества конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе «центров» духовных сил. Он решительно отверг учение Шопенгауэра об отказе от воли и аскетизме, как «намеренном сокрушении воли путем отказа от приятного и взыскания неприятного».

    Воли к власти Ницше придает значение, выходящее за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового прогресса. Один из источников идей Ницше — дарвинизм в мальтузианском русле. Как мальтузианство видело в рождении людей опасность перенаселения планеты, так Ницше видит в культуре упадок «высшего типа человека».

    Ницше считал, что возвышенные идеи есть не что иное, как «завуалированное» зверство, где за добрыми словами скрывается воля к власти, которая у людей слабых проявляется как воля к свободе, у более сильных — как воля к большей власти, и если безуспешно, то как воля к справедливости, у самых сильных — как любовь к человечеству, которой прикрывается стремление к подавлению чужой воли. Взамен христианской «морали рабов» Ницше провозгласил «мораль господ», не знающую жалости и сострадания, по которой сильному позволено все.


    4. Экзистенциализм:
    Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в
    Наиболее значимыми представителями экзистенциализма XX века были:
    Карл Ясперс (1883 — 1969)
    Мартин Хайдеггер (1889 — 1976)
    Жан-Поль Сартр (1905 — 1980)
    Альбер Камю (1913 — 1960)
    Кьеркегор отказался от абсолютной истины во имя индивида и стал предтечей экзистенциализма — нового направления, которое появилось в западной философии в начале XX в. (от слова «экзистенция» — существование).
    Знаменитый афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую», которым он хотел подчеркнуть важность разума, экзистенциалисты перевернули, поставив на первое место существование: «Существую, следовательно, мыслю». Даже не зная, что значит быть, человек может сказать «Я есмь». Здесь-то, по Мартину Хайдеггеру (1889— 1976), и открывается доступ к бытию как таковому: к нему можно проникнуть через наше «существование».
    Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние , любовь и т.п.

    5. Позитивизм: краткая характеристика:
    Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, что все положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных специальных наук и обобщению их достижений. Таким образом, философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование проблемы соотношения сознания и реальности, другие мировоззренческие проблемы не имеет права на существование. «Наука сама себе философия» - вот центральный тезис позитивизма.
    Позитивизм О. Конта продолжил традиции эмпиризма. Конт полагал, что идеи могут быть сведены к чувственному восприятию. В соответствии с присущей XIX в. историчностью он рассматривал эволюцию человеческой культуры как проходящую три последовательные стадии: религиозную , метафизическую и позитивную — стадию науки, основанной на эксперименте. Сначала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения Новое время мышление стало научным (позитивным), и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.
    Позитивизм Конта отражал реальный факт превращения науки в господствующую отрасль культуры в Новое время, но его излишняя категоричность не вполне соответствует действительности, в которой сохраняют свое значение и философия, и религия.



    6. Психоанализ З. Фрейда:
    Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
    В начале XX в. австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856— 1939) получил экспериментальный материал, подтверждавший основополагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдности бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциалисты, а подсознательной тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов, лишь оправдывающих подсознательные влечения.

    Фрейд утверждал, что:
    1)Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений)

    2) Влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

    3)Желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

    Выполнил: студент группы СДФ-117
    Святкин Роман Александрович


    написать администратору сайта