Архетипы- эссе предмет философия. эссе Основы философии. Архетипы часто проявляются в сказках, у многих народов
Скачать 44.41 Kb.
|
Эссе Основы философии
дисциплине
Пермь 2019 Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. Большинство читаемой детской литературой в первые года жизни человека , которая в дальнейшем составляет основу литературного образования в детский период является -сказки неавторские русские народные. В этих сказках присутствуют элементы бытия человека: жизнь и смерть, сила и слабость, болезнь и здоровье, радость и горе и .т.д. Рассмотрим несколько персонажей, соответствующих архетипам древности: Иван Дурак, Иван-Царевич, Богатырь, Царь. 1. Иван-Дурак. Внешнее отличие этого героя, от всех прочих людей, есть прежде всего видимая несуразность речей и крайняя безрассудность поступков. Одна из характерных черт его не ведение: «Разве ты можешь сделать такой корабль?» – «Нет, не сумею!» – «Так зачем же ты идешь?» – «А бог его знает!». Поступки Ивана- Дурака всегда опрокидывают все расчеты житейского здравого смысла и потому кажутся людям глупыми, а между тем они неизменно оказываются мудрее и целесообразнее, чем поступки его «мудрых» братьев. Последние терпят неудачу, а Дурак достигает лучшего жребия в жизни, словно он угадывает мудрость каким-то инстинктом. В целом, подлинной ценностью для Ивана- Дурака обладает только магическое, волшебное заключение. 2. Иван Царевич – мифологизированный архетип главного героя русских народных сказок. Его деяния – образец достижения наивысшего успеха, что очевидно уже из самой семантики данного архетипа: Иван – обычный человек, Царевич – наивысший (после Царя) социальный статус. Универсальность архетипа Ивана Царевича в том, что он Иван, т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно Иван есть человек, основатель культурной традиции, демиург в том смысле, что совершенные им деяния как бы приравниваются по значению к космологическим актам, непосредственно продолжают их на человеческом уровне, образуют социальную структуру человеческого общества и задают как высший социальный статус, так и правила его достижения. 3. Богатырь. Для Богатыря характерна борьба с многочисленными врагами, при этом победа возможна лишь собственным человеческим подвигом силы и бесстрашия. Большей частью без всякой посторонней и, в частности, без чудесной помощи: «…начали они биться, несколько часов возились, оба из сил выбились; у змея еще три головы пропали, у богатыря палица лопнула»; «…плохо пришлось Ивану; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сырую землю». 4. Царь. Данный архетип неоднозначен. С одной стороны, Царь – это «царь-батюшка», второй отец, всей душой радеющий за судьбу отечества: «…царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну». С другой стороны, Царь может выступать и как социальное зло, притесняющее обычных людей. Такая трактовка Царя особенно характерна для сказок про Дурака, где Царь, преследуя личную выгоду, приказывает главному герою выполнить заведомо невыполнимые задачи. Иногда справедливый Царь противопоставляется ищущим личной выгоды вельможам: «…царь еще больше его возлюбил, а вельможи пуще прежнего возненавидели, собрались и начали думу думать, как бы его извести». Роль Царя заключается, прежде всего, в поддержании существующего порядка, осуществлении контроля над подвластным ему пространством. Основная его цель – создание условий для успешного функционирования семьи, общности или государства. Исходя из этого, сюжет сказок с участием Царя часто строится на возвращении утраченного порядка (например, на спасении царицы либо царской дочери, на защите государства от змея, Тугарина и проч.). Анализируя пласт древних русских народных сказок, мы не обнаружили четко очерченного архетипа, который соответствовал бы архетипу творчества. На наш взгляд, творчество как процесс материализации проекта, мечты, представления, процесс превращения нестабильного воображаемого объекта в нечто материальное находит свое отражение в гораздо более поздней сказочной традиции, в авторской сказке и персонифицируется в таких образах русских умельцев из народа, как левша Н.С. Лескова или Данила-мастер П.П. Бажова. Вышеприведенное описание архетипов древности, может быть успешно использовано при построении и конструировании брендов, в основе которых лежат традиционные, национальные ценности русского народа. Список литературы 1. М. Марк и К. Пирсон. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 2. Иванов В.В., Топоров В.Н. Иван Царевич // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 229. |